Классный час" мой труд дома". Внеклассное занятие "мой труд дома и в школе" Как мы трудимся в школе


МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Козьмодемьянска»

Мой труд дома и в школе.

выполнила

Краснощёкова Анна Михайловна

учитель начальных классов

2012

Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Подходит к концу учебный год. Для кого-то стало привычным делом заниматься спортом, читать книги, помогать по дому, без напоминания делать уроки, а кому-то нравится долго нежиться в кровати, много есть сладостей, подолгу смотреть телевизор и часами сидеть за компьютером.

Вот и наши первые гости.

Гигиена: (выталкивая Лентяйкина)

Тротуар ему не нужен,

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик.

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок,

Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, неприятно,

Что ты делал? Где ты был?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином?

И расстегнут воротник?

Ктоон - этот ученик? Ребята, вы догадались?

Учитель: Так это же Лентяйкин! Он живет в городе Лентяйске, что рядом со станцией Грязнулька. Люди, проживающие в них, очень похожи, ведь грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, не любят чисто писать в своих тетрадях и читать книжки. Они любят мечтать.

Лентяйкин: Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать,

И само меня бы мыло -

Хорошо бы это было!

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все свои места -

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай гуляй да отдыхай!

Тут и мама перестала б

Говорить, что я лентяй.

Учитель: Страшный лентяй! Да, у каждой вещи долж­но быть свое место, но это должен знать ты, а не книжки и тет­радки. Если все вещи будут под руками - их не надо будет ис­кать, когда они понадобятся.

А вспомни свой короткий день!

Ты искал с утра ремень.

А потом резинки, а потом ботинки!

Убирай все с вечера -

Искать будет нечего!

От себя прогонишь лень -

И длиннее станет день!

Учитель: Ребята, а как же нам помочь Лентяйкину избавиться от лени и неряшливости?

Девочки из класса: А можно мы? (берут за руки Лентяйкина)

Если лень к тебе привяжется случайно,

Потому что это стыдно и печально,

Если лодыри растут еще у нас.

Если долго ты в постели провалялся,

Если выучить уроки не успел,

Если маме помогать ты отказался,

Значит, ленью ты серьезно заболел.

Ленью можно друг от друга заразиться,

Лень прилипчива, как клей или смола,

И одно лекарство только есть - трудиться,

Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

- Кто догадался и понял о чём сегодня пойдёт речь?

- Верно, тема классного часа звучит так…

Мой труд в школе и дома.

Дети. С трудом мы очень дружим,

Ведь это нам знакомо.

Сейчас мы вам расскажем,

Как помогаем дома.

Учитель. Работы много вокруг, только должно быть желание выполнять эту работу.

Цыпленка надо напоить,

Котенка надо накормить,

И посуду, и посуду,

И посуду перемыть.

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг:

И грядку надо поливать,

И куклу надо обшивать,

И картинки, и картинки,

И картинки рисовать.

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

А тот, кто дела не найдет,

Пускай скучает целый год.

А как вы помогаете своим родителям? Что вы уже умеете делать сами? Какую работу вам доверяют?

СИТУАЦИИ.

Давайте представим такую си­туацию. Вы пришли из школы домой. На улице грязь. Что вы должны будете делать? (Снимаем обувь и переодеваемся. )

Переобулись и переоделись, а дома вас ждет работа. В какой последовательности нужно выполнять эту работу? Давайте по­смотрим картинки, на которых дети и зверушки заняты домашними делами.

Объясните, что мы будем чистить в первую очередь - обувь или школьный костюм. (Вначале чистим костюм, потому что он чище обуви. )

Докажите, что нужно сначала стирать белье, а после мыть по­суду. (Сначала стираем белье, потому что ему нужно время высо­хнуть, и после стирки руки чистые - можно мыть посуду. )

Обоснуйте правило: сначала следует ухаживать за цветами, а потом убираем полы. (Когда занимаешься цветами, то комья земли, засохшие листья, капли воды при опрыскивании попадают на пол. Значит, вначале занимаемся цветами, а потом - полами. )

Убедите, что сначала моем полы, а затем гладим белье. (Гла­дим белье после того, как вымоем полы, так как чистое белье мо­жет касаться пола, а если полы грязные, то белье испачкается. )

1-я девочка. Подружка моя,

Как тебе не стыдно?

Папе ты не помогаешь.

Думаешь, не видно?

2-я девочка. Подружка моя,

Я-то помогаю:

«Жигули» разобрала,

«Волгу» начинаю.

1-я девочка. Подружка моя,

Как тебе не стыдно?

Маме ты не помогаешь.

Думаешь, не видно?

2-я девочка. Подружка моя,

Я-то помогаю:

Все тарелки перебила,

Чашки начинаю.

Учитель. Ребята, вы бы обрадовались такой помощи? Делать нужно только то, что умеешь и делать только хорошо!

Этот чистит валенки,

Моет сам калоши.

Он хотя и маленький,

Но вполне хороший.

Учитель. Кто расскажет, как ухаживать за обувью.

(Наливаем в ведро для мытья полов теплую во­ду, берем тряпочку, обтираем внешнюю сторону обуви, промываем подошву, вытираем насухо, намазываем обувь кремом и ставим сушить.)

А можно ли намазывать обувь кремом перед выходом на улицу? Почему?

Учитель. Молодец! Вот так все должны ухаживать за своей обувью.

Учитель. Кто покажет как ухаживать за цветами. (Цветок поставить на лоток или в таз. Удалить сухие листья ножницами. Прорыхлить землю. Промыть листья цветка или обрызгать их из распылителя. Полить водой. Дать постоять. Вернуть на место.)

Все ли ребята помогают маме? Давайте-ка за­глянем в одну из квартир.

Сценка.

Ведущий. Вова плачет тонко-тонко

И глаза трет кулаком...

Вова. Я вам вовсе не девчонка,

Не пойду за молоком!

Ведущий. Мама смотрит без улыбки.

Мама. Что же, сделаешь ошибку:

Мне не будешь помогать,

Не пущу тебя гулять.

Ведущий. Постоял, подумал он.

Вова. Ну, давай уж свой бидон.

Ведущий. Вове грустно и обидно,

Он шагает стороной.

Вова. Может, так не будет видно

Всем бидона за спиной?

Ведущий. Дядя с длинными усами,

Высоченный, как отец,

Улыбнулся.

Дядя. Видно, маме помогаешь.

Молодец!

Ведущий. Тетя девочке в панаме говорит.

Тетя. Смотри сюда.

Помогает мальчик маме,

Это ведь не ерунда.

Ведущий. И уже не стороной

Вова гордо шел домой.

Хоть по лестнице скакал,

Молоко не расплескал.

Вова. Мама, что еще купить?

Я могу сейчас сходить!

Учитель. Ребята, не надо стыдиться никакой работы. Сейчас проведем конкурс на сноровку . Кто быстрей сметет вени­ком мусор на совок? (Мусором являются мелко нарезанные клочки газеты.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Давайте представим себе на время жизнь без работы: и в школе, и дома никто ничего не делает, в магазинах, больницах, на заводах, на фабриках, на фермах все отдыхают, потому что люди разных профессий поспорили, какая из них важнее и нужнее всем людям.

Подумайте, что было бы
Когда б сказал портной:
- Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!

И все портные в городе
За ним ушли домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой!

Подумайте, что было бы
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!

Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.

Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофёр:
- Возить людей не хочется, –
И выключил мотор.

Троллейбусы, автобусы,
Засыпаны снежком.
Рабочие на фабрику
Ходили бы пешком.

Сказал учитель в школе бы:
- Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!

Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А мы бы неучёными
До старости росли.

Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!

Многие люди считают, что всю работу нужно поделить на женскую и мужскую список женских работ почему то в несколько раз длиннее, чем мужской. Правильно ли это?

СЦЕНКА.

Три мальчишки вечерком

Болтали, сидя за столом…

Стихотворение Э.Успенского “Если был бы я девчонкой”

1 мальчик:

Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял:
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.

2 мальчик:

Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл.

3 мальчик:

Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки.

1 мальчик:

Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам.

2 мальчик:

Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!

3 мальчик: Мама сразу бы сказала:

Все: “Молодчина ты, сынок!”

Все эти дела могут делать только девочки или только мальчики?

Что мешает нашим героям помогать маме?

Что бы вы им посоветовали?

У хороших хозяев тёплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда и всем хочется прийти. Каждому хочется иметь такой дом.

Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет в тягость другим. Когда в комнате порядок, чистота, то и настроение хорошее, и работа лучше спорится.

А сейчас, вы попробуйте самостоятельно сформулировать правила-обязанности по дому, по моему наводящему слову.

    Постель

(Научись красиво застилать свою постель и делай это каждое утро.)

    Книги и учебные принадлежности

(После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на своё место)

    Мусор

(Если насорил – собери мусор, вытри пыль.)

    Вещи и обувь

(следи за своими вещами, за чистотой обуви).

    Родители

(Если видишь, что родители устали, будь к ним особенно внимательным, спроси, надо ли что-нибудь сделать.)

Какие у вас обязанности по дому?

А в школе?

Что можно и нужно каждый день делать самим?

(Ежедневно умываться, чистить зубы, мыть после себя посуду, застилать кровать, прибирать в комнате, ухаживать за одеждой и обувью, следить за носовым платком и др.)

А вот как наши ребята дома помогали родителям.

ЧАСТУШКИ

Дорогие наши гости,
Мы частушки вам споем.
Как трудиться мы умеем
Утром, вечером и днём.

Подгорели суп и каша,
Соль насыпана в компот,
Как пришла с работы мама,
Было много ей хлопот.

Вот начистить раз в году
Я решил сковороду,
А потом четыре дня
Не могли отмыть меня.

Рисовал картинку Вася.
Он художник, спору нет,
Но зачем свой нос раскрасил,
В красный, желтый, синий цвет?

В кухне веник я нашёл,
И квартиру всю подмёл,
Но осталось от него
Три соломинки всего.

Вова пол натёр до блеска,
Приготовил винегрет.
Ищет мама, что же делать,
Никакой работы нет.

Мы частушки петь кончаем,
И сейчас всем обещаем:
Слушать мам всегда во всём,
Утром, вечером и днём!

Вы – школьники, ученики. А чем вы помогаете своей Родине? В чём заключается ваш основной труд? (Ответы детей)

Ваш долг перед Родиной – учиться. Вдумайтесь в смысл этих слов. И вам станет ясно: ты учишься и для себя, и для папы с мамой. Но главное – учишься для Родины. Как сможете вы трудиться на её блага, не овладев знаниями? Как защитите её в трудный час?

Поэтому учёба и хорошие знания – ваш главный труд. Но помимо этого вы должны уметь себя обслужить, помочь взрослым. А ещё вашей помощи ждут ваши младшие сестрёнки и братишки.

На свете есть страна одна, где труд всегда в почёте.

И эта умная страна – страна, где вы живёте.

Участвуя в общественно полезном труде в образовательном учреждении, вы учитесь жить в коллективе, приобретаете навыки коллективного труда, постоянно чему-то учитесь друг у друга.

О труде и об отношении к труду русский народ создал много ПОСЛОВИЦ. Какие пословицы о труде вы знаете?

    Труд кормит и одевает.

    Кто не работает, тот не ест.

    Труд кормит, а лень портит.

    Землю красит солнце, а человека труд.

    Птицу узнают в полёте, а человека в работе.

    Муравей не велик, а горы копает.

А что необходимо человеку для того, чтобы приобрести любимую профессию и приносить как можно больше пользы своей Родине.

Надо одиннадцать лет учиться,

Не лениться, а трудиться.

Рефлексия.

Что нового вы для себя взяли с классного часа?

Подпрыгните те, кому все понравилось.

Продолжите предложения:

Больше всего мне понравилось…

Я запомнил, что …

Я теперь точно знаю, что …

Итог.

Хочется пожелать вам – расти трудолюбивыми и сильными, мужественными и добрыми. Расти всесторонне развитыми!

Все трудовые умения, привычка трудиться, приобретённые дома и в классе, пригодятся вам и во взрослой жизни.

Литература.

    Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

    Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы. Ю.А.Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007.

    Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.

    Классные часы. 1класс. Авт.-сост. Т.Н.Максимова – Москва: ВАКО, 2009.

Муниципальное образовательное учреждение

Антоновская основная общеобразовательная школа Молоковского района

Рассмотрено на заседании Утверждаю директор МОУАнтоновская ООШ

методобъединения

учителей. приказ №

Протокол №1 от ________________ г.

От 28.08.2012г.

Руководитель МО

Рабочая программа

кружкового курса «Этика: азбука добра»

Кудряшовой Светланы Ивановны

Пояснительная записка

Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правила общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

Основная цель курса- формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений ,

а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика курса. Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов

России»), так и во внеурочной деятельности в форме курса «Этика: азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

-личностно направленные , когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

-стимулирующие , когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

-развивающие нравственное сознание;

-активизирующие , пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой . Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место курса в учебном плане. Курс«Этика:азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 ч в каждом классе: с 1 по 4, 1 ч занятий в неделю. Общее количество часов - 135 ч.

Ценностные ориентиры содержания курса. Содержание программы курса раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.

1 класс . Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация - поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс . Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс . Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка -мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, фор-

мирующимися на основе нравственных норм.

4 класс . Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса. В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первона чальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска

информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке , находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье , проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

Использовать в речи слова вежливости;

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков

(в реальной жизни, героев произведений);

Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

Описывать сюжетную картинку (серию);

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

Оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность

в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко

и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

Использовать доброжелательный тон в общении;

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Тематическое планирование

Перый год

Тема занятия

проведения

Фактическое

проведение

Мы пришли на урок

Зачем нужны перемены?

Мы в школьной столовой

Урок – игра «Школьный этикет»

Зачем нужны вежливые слова.

Что такое доброжелательность?

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Мои учителя

Думай о других.

Сочувствие, как его выразить?

Моя семья

Моя семья

Игра «Правила общения»

Что помогает учиться лучше?

Как мы трудимся: в школе и дома.

Бережливость: каждой вещи своё место.

Береги школьные вещи.

Что такое трудолюбие?

Экскурсия в библиотеку

Правила Мойдодыра

Правила Мойдодыра

Каждой вещи своё место

Внешний вид и его культура

Практическое занятие «Культура внешнего вида»

Внешкольный этикет

Правила поведения на улице

Правила поведения в транспорте

«Спасибо» и «Пожалуйста»

Дисциплина

В библиотеку: люби книгу

Экскурсия в школьную библиотеку

Практическое занятие «Люби книгу»

Итоговое занятие

Второй год

Тема занятия

проведения

Фактическое

проведение

Здравствуй школа!

Дисциплина в школе и классе

Поход в школьную библиотеку

Твоя школа – творческая работа

Твой класс – творческая работа

Соблюдение чистоты и порядка в школе и классе

Игра «Школьный этикет»

Сопереживание, помощь друзьям

Дал слово - держи его.

Викторина «Правила общения»

Учусь всё делать сам.

Диалоги со сверстниками

Взаимопомощь в школе

Взаимопомощь дома

Береги результаты труда

Поговорим о трудолюбии – игра ситуаций

Зачем чистить зубы

Не хочу мыться

Моя причёска

Правила личной гигиены

Бережное отношение к своей одежде

Правила поведения в общественных местах

Игра «Мы в магазине игрушек»

Бережной отношение к природе

Игра « Я в лесу?»

Мы дети твои, дорогая Земля – творческая работа

Время надо беречь

Практическое занятие «Время надо беречь»

Слово лечит, слово ранит.

Я и мои друзья: справедливость, коллективизм

Труд кормит, а лень портит

Организация своего рабочего места

Итоговое занятие

Третий год

Тема занятия

проведения

Фактическое

проведение

Снова в школе.

Как организовать свой труд

Культура внешнего вида

Уход за своими вещами

Будничная и праздничная одежда

Разговор по телефону

Практическое занятие «Разговор по телефону»

Поведение в гостях

Практическое занятие «Поведение в гостях»

Я пишу письмо

«Я пишу письмо» - творческая работа

Поведение на природе

Викторина «Поведение на природе»

Отношение к учителям, одноклассникам, окружающим

Забота о младших

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.

Игра «Школьный этикет»

Общение с домочадцами

Игра «Город вежливости»

Культура физического и умственного труда

Золотые руки

Практическое занятие «Золотые руки»

Герои труда

Одежда и осанка

Вежливость и внешний вид

Готовимся к празднику

Практическое занятие «Готовимся к празднику»

Викторина «Культура внешнего вида»

Осваиваем правило «так нельзя»

Практическое занятие «внешкольный этикет»

День рождения. Чем гости отличаются от хозяев

Игра «День рождения»

Итоговое занятие

Список литературы:

1.Л. Лихачёва «Уроки этикета» Москва изд. Браво 2002 г.

2. «Культура внешнего вида» СПб. Изд. Нева 1995 г

3.Л. Калинина «Правила этикета» – курс занятий с детьми от 7 лет Изд. Стрекоза2008

4.ж-л «Начальная школа» изд. дом «Первое сентября»гг

5.ж-л «ПедСовет» 2006 г






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: формировать представление учащихся о разнообразии профессий, углубить знания о том, что люди должны делать и знать, чтобы научиться определённой профессии, чем отличается та или иная работа от других, обогатить речь детей профессиональной лексикой, воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям труда,

Оборудование: выставка фотографий “Каким делом заняты ваши родители”; плакат с пословицами: “Белые руки чужие труды любят”, “Дело и учит, и мучит, и кормит”; карточки-задания; предметные карточки с изображением инструментов, механизмов, относящихся к какой-либо профессии; предметы и инвентарь трудовой и профессиональной деятельности - письма, лекарства, термометр, краски, кисти, фотоаппарат, сочинения детей, благодарственные письма и сувениры для родителей и гостей, презентация.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя.

У каждого в жизни своя забота:
Чтоб всегда любимая была работа,
Кто из вас смекалкою обладает,
Пусть загадку хитрую отгадает.
Ответ услышать буду рада,
Только говорите дружно, складно.
Чтоб заиграл красиво музыкант,
Проявить ему нужно... (талант).
Чтоб сшить модные брюки,
Нужны портному умелые... (руки).
Чтоб шофёру автобусом управлять,
Нужно правила... (соблюдать).
Вижу, что знаете вы, друзья,
Трудом гордится... (Земля).
Ребёнку и взрослому нужен... (труд),
Умение, терпение всё... (перетрут).

Ребята, вы, конечно же, догадались, чему посвящается наше сегодняшнее занятие. Прочтите все вместе тему классного часа выразительно, с таким отношением, которое мы испытываем к этим словам. Мне очень хочется, чтобы вы, не стесняясь и не смущаясь, порассуждали о различных профессиях, о том, что должны делать и знать люди, чтобы научиться определённой профессии. Я надеюсь на ваше активное участие, любознательность, инициативность, смекалку, сообразительность, творческое расположение. Согласны? Готовы? Слайд 1.

II. Игра “Ищи Петину ошибку! ”

Учитель. - Сначала хочу проверить: действительно ли вы разбираетесь в профессиях и можете безошибочно указать, что входит в обязанности человека определённой профессии?

Некоторые ребята подготовили чтение стихотворения по ролям. Послушайте внимательно: всё ли в нём правильно, нет ли какой путаницы?

Путаница о профессиях (Дети читают по ролям).

Наш знакомый мальчик Петя
Неплохой парнишка, но...
Говорит, что все на свете
Знает он давным-давно.
Как-то собрались ребята
Во дворе у нас гурьбой.
Санитар, - спросила Ната, -
Это кто еще такой?
А связист? - спросил Сережа,-
Слесарь кто - не знаю тоже...
Погодите, - крикнул Вова, -
Спросим Петю Иванова.
Петя так сказал: - Друзья! Вам на всё отвечу я.
Все профессии я знаю.
Так! Внимание! Объясняю! Слайд 2.
Санитар - на санках мчится,
Ничего с ним не случится.
Он ведь мастер в санном спорте,
Тут со мною вы не спорьте. Слайд 3.
По горам, по перевалам
Всё идет горняк усталый.
Он к горам давно привык.
Покорит он горный пик. Слайд 4.
Под морзянки бодрый свист
Свитер свяжет вам связист :
Он в вязании на спицах
Лучший наш специалист! Слайд 5.
Собирает банщик банки,
А потом хранит в Сбербанке.
Очень ими дорожит.
Банк с ружьем он сторожит. Слайд 6.
Мельник стены белит мелом
И рисует между делом –
На асфальте мелом тоже,
Всем портреты. Так похожи! Слайд 7.
В офисе официант
Всем покажет свой талант:
Вмиг бумаги разнесет,
К телефону позовет. Слайд 8.
Вот в машину машинист
Вновь закладывает лист.
Тук-тук-тук! Помчались строчки
От начала и до точки. Слайд 9.
Операция идет:
Кровельщик здесь кровь сдает.
Кровь вливается больному...
Он уже здоров - и дома. Слайд 10.
А печник печет печенье,
Очень вкусное, с вареньем!
Может булочку испечь.
Ах, была бы только печь!

Дорогие наши дети!
Что здесь перепутал Петя?
Он ошибок мно – о - го сделал!
Почему же? В чем тут дело?
Помогите поскорее
Разобраться, что к чему.
Если Петя подоспеет,
Объясните и ему.
(В.В. Агафонов, О.Л. Соболева)

Кто нашел ошибки Пети?

В чем он ошибся?

Каким делом в действительности занимаются люди этих профессий?

Давайте, исправим путаницу и неурядицу в ситуациях.

Я буду называть предмет, а вы - профессию или дело, работу.

(Показываю написанные названия профессий, а дети рассказывают, чем занимается тот или другой человек данной профессии). Слайд 11.

Санитар - работа по оказанию помощи больным.

Горы - альпинист.

Горняк - добывает руду.

Морзянка - радист.

Связист - на телефонной станции.

Спицы - вязальщик.

Клады - кладоискатель.

Склад - кладовщик.

Банкир - в Сбербанке.

Охранник - сторожит.

Мельник - мелет муку.

Маляр - красит, белит.

Художник - рисует.

Официант - в кафе, ресторане обслуживает.

Секретарь - в офисе.

Машинистка (секретарь) - печатная машинка.

Машинист - управляет тепловозом.

Кровельщик - кроет крыши.

Донор - сдаёт кровь для больного.

Печник - делает печки.

Кондитер, пекарь, повар - печенье, булочки, варенье.

III. Беседа “Что мы знаем о профессиях? ”

Как вы думаете, ребята, какая из этих профессий древнее, существует с давних пор?

А какая из них появилась совсем недавно? Их можно назвать “молодыми”?

Что необходимо человеку, чтобы получить нужную ему профессию?

Что было, если бы люди не обучались профессиональным навыкам?

(Показываю сюжетные картинки с изображениями различных профессий и выполнением разных видов работ).

Что создают рабочие на заводе?

Что делает гончар?

Чем занимаются рыбаки?

А что делают врачи, учителя, артисты?

Чем отличается работа космонавта от труда рабочего на заводе?

Кто такие секретари-референты, юристы, банкиры, бухгалтеры, программисты?

Какие качества необходимы людям этих профессий?

IV. Развлекательно - игровые минутки для дела, ради шутки.

Игра “Что кому нужно”.

Цель: упражнять детей в классификации предметов по признаку их необходимости людям отдельной профессии, воспитывать уважение к людям труда.

Игровое задание. Называю профессию человека, а дети говорят, что ему нужно для работы. Например, сапожнику - гвозди, молоток, кожа, сапоги, машинка, лапа, нож, клей, нитки; швее - игла, нитки, машинка, ткань, отделочные материалы, пуговицы, замок, оверлок и др.

Побеждает тот, кто назовет быстрее и больше предметов.

Игра "Кто больше назовет действий?”.

Цель: расширять представления детей о профессиях, активизировать словарный запас.

Игровое задание.

А теперь я называю профессию (врач, шофер, повар, и др.), а вы назовите действия человека этой профессии. Например, врач осматривает больных, выслушивает, даёт лекарство, делает уколы, операции. Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

Оборудование: карточки с изображением людей разных профессий.

V. Исполнение песенных куплетов на мотив песни “Ой, полным - полна коробушка”.

Ой, полным - полна коробушка -
В ней профессий не сосчитать!
Покупайте, добры молодцы,
Можно цену набавлять.
Мы девчата-референты,
Хороши, как на подбор.
Вмиг оформим документы,
По-английски разговор.
Мы компьютер знаем прочно,
Дела в порядок приведем,
Выполним работу срочно,
Если надо, и споем.

Мальчики.

Специалисты нам такие
Просто позарез нужны.
Умные и молодые
В любой фирме так важны!
Мы юристы-правоведы,
Консультации дадим.
Пусть минуют фирму беды –
За этим мы уж проследим!
Мы банкиры и бухгалтеры,
Все расчеты проведём.
Знаем деньгам цену, бартеру,
От инфляции спасем.
(Поют все, обращаясь к учителю.)
Знанья нам нужны немалые,
Не торгуйся, не скупись!
Все хотим стать мастерами мы!

Учитель. Тогда за дело, не ленись!

Ребята, к нам пришёл в гости Загадалкин.

(Выходит ученик, исполняющий роль гостя Загадалкина. Её исполняет ученик 6 класса).

Загадалкин. Знаю, что в вашем классе, без сомненья, есть хорошие обычаи и увлеченья: умельцы трудиться, в игры играть, со смекалкой загадки загадать. Умеете вы веселиться? Хочется мне у вас поселиться!

Учитель. Прошу, Загадалкин, проверь ребят: как они знают профессий отряд!

Загадалкин. Согласен! Для задания вам - вот о профессиях кроссворд!

Кроссворд “Профессии”:

Слайды 12 - 19.

1
ф
2 п о ж а р н ы й
т
3 д о к т о р
5 г
4 п о в а р
о а
д
и
6 у ч и т е л ь
е
7 м а л я р
ь

Наведем стеклянный глаз,
щелкнет раз - и помним вас.

С огнем бороться мы должны
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?

Кто в дни болезней
Всех полезней,
И лечит нас от всех болезней?

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?

Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота
Всех отвозить утром на работу.

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.

VI. Творческая работа.

Вручение родителям подарков, заранее приготовленных детьми и благодарственных писем родителям, которые активно помогали учителю в приготовлении классного часа.

VII. Итог классного часа.

Скажите, пожалуйста, кем бы вы хотели стать? Почему?

(Ответы детей. Дети, кто хочет, зачитывают свои мини-сочинения “Когда я вырасту, я хочу стать...”)

Кем бы вы в жизни не захотели стать, вам надо много трудиться. Можете ли вы сейчас объяснить смысл пословиц?

Наш классный час подошёл к концу. Благодарим ваших родителей за труд, за помощь в проведении мероприятия.

Слушайте, смотрите, мотайте на ус -
Выбирайте работу по душе на любой вкус!
Да нельзя, конечно, сразу
Стать пилотом и врачом,
Скалолазом,
Знаменитым скрипачом.
Стать полярником отважным,
К дальним звёздам улетать.
Самым лучшим,
Самым нужным,
Самым важным сразу стать.
Да, нельзя...
Но можно сразу
И учиться
И мечтать!
Каждый может выбрать дело,
Чтоб оно в руках кипело.
Мы будем учиться,
Мы будем трудиться,
Чтоб Родина нами
Могла бы гордиться!

    Какой хороший вечер!
    Как хорошо быть вместе!
    С газетой папа дремлет,
    Готовит мама ужин.

    Под крышей пар в кастрюльке
    Насвистывает песню,
    А мотылёк прозрачный
    Под яркой лампой кружит.

    Глаза мои закрылись…
    Раскрыть бы их пошире,
    Глядеть бы удивлённо,
    Да открывать мне лень их.

    Весь мир исчез.
    Лишь мама
    Посередине мира.
    И я, уже уснувший,
    У мамы на коленях.

    Учитель )

    Учитель

    Сценка про дочку

    Доченька! Доченька!
    Сделай одолжение!
    Покорми братика
    Сливочным печеньем!


    На качелях я хочу в парке покататься!

    Доченька! Милая!
    Убери в квартире!
    На твоём столе давно
    Горы мусора и пыли!

    Дочка

    Если очень нужно вам - уберите сами!
    Три часа уже решаю трудное заданье!

    Бабушка

    Внученька, родная!
    Едем мы на дачу.
    Без тебя на даче
    Наш котёнок плачет.

    Внучка


    Ведь полоть я не умею, а малина не поспела.

    Все вместе (кроме девочки)

    Учитель (слайд 7)

    Учитель : Давайте поиграем в веселую игру - “Распределение обязанностей в семье”.

  • 1 ряд - мамы
  • 2 ряд - папы
  • 3 ряд - дети

Вопросы для игры:

1) Готовить обед.

2) Отремонтировать утюг.

3) Собирать портфель.

4) Мыть посуду.

5) Ухаживать за цветами.

6) Застилать постель.

7) Убирать квартиру.

Учитель: (слайд 8) .

(рассказ ученика) .

Учитель (слайд 9)

Учитель

Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем - это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое (слайд 10) .

Учитель (слайд 11) :

Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

Приглашать гостей и собирать застолье;

Собирать и хранить семейные фотографии;

Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

Учитель (сообщения учащихся).

Учитель (слайд 12)

Учитель (слайд 13) .

Ученик:

Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший - я,
Какая же у нас семья?

(Ответ: шесть человек - брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

Учитель : Представьте, что мы с вами, наш класс - одна большая семья. Сколько членов семьи в нашем классе?

Дети отвечают.

Учитель (слайд 14)

  • ТЕПЛО
  • ЗАБОТА
  • УВАЖЕНИЕ
  • ПОМОЩЬ
  • ПОНИМАНИЕ
  • ДОБРОТА
  • ЛЮБОВЬ
  • РАДОСТЬ
  • СЧАСТЬЕ
  • ДРУЖБА
  • ВЕРНОСТЬ
  • ТРАДИЦИИ

Учитель:

Ученик:


В нем дверь откроем настежь для друзей.
Чтоб в доме том, все очень дружно жили
Кирпичики любви, добра и уваженья
Мы в стены дома заложили.

Учитель

(слайд 15) .

Ученик:

Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья - это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом -
Сердце навеки останется в нем!

Просмотр содержимого документа
«классный час" Мой труд дома" »

. Организационный момент

Звучит запись песни “Родительский дом” в исполнении Л. Лещенко.

2. Сообщение темы классного часа

Учитель : Прочитайте тему нашего классного часа (слайд 1) . Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Как вы понимаете выражение “родной очаг”?

Дети высказывают свои мысли и чувства.

Учитель : В толковом словаре Ожегова написано (слайд 2) , что ОЧАГ – это устройство, для разведения и поддержания огня. Первобытный человек ценил очаг больше всего (слайд 2) . Именно вокруг очага люди стали возводить стены, крышу – словом строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили батареями, а выражение “родной очаг” осталось.

А что такое семья?

Дети высказывают своё мнение.

Учитель : У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие.

Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе (слайд 3) . Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

А сейчас, давайте заглянем в гости в одну семью.

Рассказ ученика о своей семье (слайд 4).

Учитель : Обратите внимание на нашу выставку рисунков, посвященных своей семье.

Учитель : Проведем небольшой конкурс “Закончи пословицу” (Задание №1: работа в паре). Пословицы разделены на две части, соедините части правильно (слайд 5) .

Когда семья вместе,

так и душа на месте.

В гостях хорошо,

а дома лучше.

Дети не в тягость,

а в радость.

Семья в куче –

не страшна и туча.

Согласье да лад –

в семье клад.

Чем богаты,

тем и рады.

Дом вести –

не рукавом трясти.

Учитель : Сколько пословиц мы собрали? Как вы думаете, почему “семь”? В слове “семья” есть число 7(слайд 6).

Число 7 – необычное, это магическое число:

    7 - цветов радуги

    7 - чудес света

    7 - нот гаммы

Ученик читает стихотворение Золтана Зелка “Какой хороший вечер”.

Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.

Под крышей пар в кастрюльке
Насвистывает песню,
А мотылёк прозрачный
Под яркой лампой кружит.

Глаза мои закрылись…
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивлённо,
Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.

Учитель : Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему? (Задание № 2. Давайте “выбросим” слова, мешающие семье быть благополучной: уют, спокойствие, здоровье, любовь, добро, чистота, счастье, дружба, согласие, грубость, ссора, ненависть, болезнь, вражда, мир, порядок. )

Учитель : Вот ещё одна семья (дети разыгрывают сценку).

Сценка про дочку

Действующие лица: мама, папа, бабушка, дочка.

Доченька! Доченька!
Сделай одолжение!
Покорми братика
Сливочным печеньем!

Надоело, мама, мне братом заниматься,
На качелях я хочу в парке покататься!

Доченька! Милая!
Убери в квартире!
На твоём столе давно
Горы мусора и пыли!

Дочка

Если очень нужно вам – уберите сами!
Три часа уже решаю трудное заданье!

Бабушка

Внученька, родная!
Едем мы на дачу.
Без тебя на даче
Наш котёнок плачет.

Внучка

Я на дачу не хочу! Всё мне надоело!
Ведь полоть я не умею, а малина не поспела.

Все вместе (кроме девочки) : Что поделать с девочкой, подскажите нам, может показать её нужно докторам?

Дети высказывают своё мнение.

Учитель : У каждого в семье должны быть свои обязанности (слайд 7) . А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?

Дети рассказывают о том, какие обязанности возложены на них в семье.

Учитель : Давайте поиграем в веселую игру – “Распределение обязанностей в семье”.

    1 ряд - мамы

    2 ряд - папы

    3 ряд – дети

Учитель называет обязанности, если это обязанность мамы, то встает 1-й ряд - встают и сразу садятся и т.д.

Вопросы для игры:

1) Готовить обед.

2) Отремонтировать утюг.

3) Собирать портфель.

4) Мыть посуду.

5) Ухаживать за цветами.

6) Застилать постель.

7) Убирать квартиру.

8) Погулять с младшим братиком или сестренкой.

9) Сделать покупки в магазине.

10) Оберегать тепло родного очага.

Учитель: Человек растёт и задумывается над вопросами: “Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?” Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной (слайд 8) .

Сейчас нам представит своё генеалогическое дерево, расскажет о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться (рассказ ученика) .

Учитель : Рождаясь, человек получает имя (слайд 9) . Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи. А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.

Дети рассказывают, в честь кого из родственников им было дано имя.

Учитель : Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.

Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое (слайд 10) .

Учитель: За два года жизни нашей классной семьи у нас накопилось много фотографий и наш классный альбом мы посмотрим в конце нашей встречи.

Учитель : Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции (слайд 11) . Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить (ученики читают материал по карточкам) :

Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

Приглашать гостей и собирать застолье;

Собирать и хранить семейные фотографии;

Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

Учитель : А теперь я предлагаю всем нам послушать о традициях семьи (сообщения учащихся).

Учитель : У каждого из нас есть вещи, предметы, которые дороги (слайд 12) . Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Многие принесли экспонаты для нашей выставки “Семейные реликвии”. А есть вещи, сделанные с любовью руками наших мам, бабушек, дедушек или пап. Такие вещи создают дома особую атмосферу, уют, тепло. Сейчас ребята по очереди будут брать эти вещи и о них рассказывать.

Учитель : Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у нас загадка. Дорогие гости, вопрос к вам - попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек (слайд 13) .

Ученик:

Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?

(Ответ: шесть человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

Учитель : Представьте, что мы с вами, наш класс – одна большая семья. Сколько членов семьи в нашем классе?

Дети отвечают.

Учитель : Давайте построим дом для нашей семьи (слайд 14) . Подберите к слову “дом” синонимы (изба, квартира, жилище).

Чтобы всем в нашем доме было хорошо и тепло, надо сформулировать законы семьи, а помогут нам в этом слова на карточках. Возьмите эти карточки и прикрепите их на доску.

Дети размещают на доске “бревна”, на которых написаны слова:

  • УВАЖЕНИЕ

  • ПОНИМАНИЕ

  • ВЕРНОСТЬ

    ТРАДИЦИИ

Учитель: В результате выстроен “дом”. На “крыше” написано слово “семья”.

Ученик:

Построим дом уютный для семьи своей,
В нем дверь откроем настежь для друзей.
Чтоб в доме том, все очень дружно жили
Кирпичики любви, добра и уваженья
Мы в стены дома заложили.

Учитель : Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони это тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте его. Поделитесь своим теплом друг с другом и передайте его со свечой. Давайте зажжем семейный очаг нашего класса. (Ученики передают горящую свечу друг другу).

Учитель (заключительное слово): Наша встреча подходит к концу, нам надо стараться, чтобы огонёк в нашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом(слайд 15) .

Пусть в ваших семьях всегда царят понимание и любовь!

Ученик:

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

ТЕМА: «Как мы трудимся в школе и дома»
Цель: раскрыть значимость труда в жизни человека.
Задачи:
– углублять и расширять понятия «труд», «трудолюбие»;
– развивать творческое воображение, способность к самоанализу;
– воспитывать стремление быть трудолюбивыми, уважать труд других людей.

1. Круг радости
– Здравствуйте, ребята! Я предлагаю начать наш урок с замечательной, всем известной песенки про Антошку (сл. Энтина, муз. Шаинского).

Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку.

Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали.
Парам-пам-пам.
Парам-пам-пам.


Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.

Тили-тили, трали-вали,
Это, братцы, мне по силе,
Откажусь теперь едва ли.
Парам-пам-пам.

Беседа.
- Ребята, как вы думаете, почему Антошка не хочет копать картошку?
- Как называют человека, который не хочет и не любит трудиться?
- Какого человека можно назвать трудолюбивым?

Затем учитель вместе с детьми дает определение понятия «трудолюбие».

– Трудолюбие – это ценное качество человека, присущее тому, кто любит трудиться. Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательны и трудолюбивы.
Например, великий русский полководец Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд помог ему стать непобедимым.

Рассказ учителя.
(Изложение содержания сказки Ы. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка»).
Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец спросил сына:
– Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
– Он плетёт свою паутину.
– А вон муравей, видишь?
– Вижу, он бежит с крошкой во рту.
– Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
– Вверху летит ласточка и держит в клюве травку.
Тогда отец говорит сыну:
– Вот милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером.
Паук расставляет паутину, ловит в нее мух и комаров и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест её, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.
Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать.
· Подумайте, чему учит отец сына в этой сказке?
· Какой вывод каждый из вас сделал для себя?
· Какие слова в этой сказке вы считаете самыми важными?
(«Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать»).
Просмотр фрагмента мультфильма «Дудочка и кувшинчик» (по В. Катаеву)

Учитель, обобщая ответы детей, акцентирует внимание на том, что ни одно живое существо не обходится без труда. Трудится бобер, строя плотину, птички вьют гнезда, лисы, мыши, кроты роют себе норы. Даже росток, пробивающийся к свету – трудится. Много трудится и человек:
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
Трудимся и мы с вами.
– В чём заключается ваш труд?
Творческая деятельность.
Учитель предлагает детям нарисовать рисунки о том, как они трудяться.

Ю.П. Мориц «Трудолюбивая старушка»

Ленивая кошка
Не ловит мышей.
Ленивый мальчишка
Не моет ушей.
Ленивая мышка
Не выроет норку.
Ленивый мальчишка
Не любит уборку.
Ленивая мушка
Не хочет летать.
Ленивый мальчишка
Не хочет читать!
Что делать, скажите,
Добрейшей старушке,
Когда завелись
У старушки в избушке:
Ленивая кошка,
Ленивая мышка,
А также ленивая
Сонная мушка
И с ними в придачу
Ленивый мальчишка?
Старушка пошла на охоту –
За кошку!
Привыкла и ловит
Мышей понемножку.
За мышку под бревнами
Вырыла норку,
Мешочек пшена притащила
И корку.
Потом – за мальчишку! –
Затеяв уборку
И быстренько уши помыв
За мальчишку,
Старушка взяла
Интересную книжку,
Которую залпом прочла –
За мальчишку!
Теперь –
За ленивую, сонную мушку! –
Старушка расправила
Нежные крылья
И вдаль полетела
Проведать подружку!
Ах, завтра старушке
Придется опять
За мушку – летать,
За мальчишку – читать,
За кошку – мышей на охоте
Хватать,
За мышку – в норе
Под бревном хлопотать.
Как жили бы в этой
Ленивой избушке,
Не будь на земле
Неленивой старушки?