Как правильно оформить содержание в исследовательской работе. Как правильно написать и оформить научно-исследовательскую работу (НИР): структура, требования, советы. Цель поискового метода в начальной школе


Требования к содержанию и оформлению

исследовательской работы

Провести научное исследование – это только половина работы. Важнейшим условием успеха становится ее оформление.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать.

Требования и правила оформления текста

исследовательской работы

Объем работы колеблется от 5 до 15 страниц печатного текста (без приложений), доклада (выступления) – 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).

Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 14, Times New Roman, обычный; интервал между строк – 1,5; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм.. При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят внизу страницы справа; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения) начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

План (содержание) исследовательской работы

Исследовательская работа должна содержать:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Введение

4. Основная часть

5. Заключение

6. Список литературы

7. Приложения (если есть)

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.

В среднем поле указывается название темы работы без слова “тема”. Это название пишется без кавычек. Название должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно - два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”.

Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, исследовательская работа по биологии).

Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя.

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Введение

В введении необходимо отразить актуальность темы, определить цель и задачи, поставленные перед исследователем, дать краткий обзор используемой литературы, представить степень изученности данного вопроса

Основная часть работы

Описание основной части работы включает в себя:

Дату и место проведения исследования . Здесь необходимо дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта; при необходимости - название леса, реки, площадь территории, на которой проводились наблюдения и т. д.; и указать сроки проведения исследований.

Цель работы и её задачи . Здесь указывается, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить. Задачи расширяют цель. Задачи могут начинаться со слов «Установить», «Выявить», «Выяснить», «Изучить».

Методика работы . Результаты работы зависят от числа проведённых опытов, наблюдений и их обработки. В этой главе указывают, какими способами велись наблюдения; сколько их было; какие измерения проводились и т. п.; какие способы обработки первичных данных использовались. Всё должно быть подробно описано. Это связано с необходимостью уточнять: методы, какой научной школы были использованы.

Методика - это описание того, как выполнялась работа. Обычно методику пишут в прошедшем времени.

Описание работы (или Результаты и их обсуждение) . Здесь приводится изложение наблюдений, результаты опытов, измерений, сравнений, учётов и их обсуждение. Описание работы не предусматривает переписывание дневника наблюдений. Все полученные данные должны быть обработаны и осмыслены. Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах - самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Но сами по себе таблицы, диаграммы и графики - только материал для описаний и размышлений. Это и должно быть основным содержанием данной главы. Кроме того, целесообразно провести обсуждение полученных данных и их сравнение.

Таблицы, графики, рисунки и другие вспомогательные материалы , вставленные в основной текст работы, должны иметь номер и чёткие названия. При проведении анализа данных, включённых в таблицу, необходимо сделать ссылку в тексте работы на обсуждаемую таблицу (график и т. п.). Обычно принято ссылаться следующим образом: «Как видно из данных (именно из данных, а не из таблицы), представленных в табл. 1 …». Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники.

Заключение

Здесь приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжато изложенных пунктов. Здесь не должно быть объяснений полученных результатов или их содержания, т. е. не должна повториться описание работы. Необходимо помнить, что отрицательный результат - тоже результат, и он должен быть обнародован.

Использованная литература

Список литературы исследовательской ра­боты составляют только те источники, на которые в тексте имеются ссылки. При составлении списка в научных кругах принято применять алфавит­ный способ группировки литературных источников, где фамилии авто­ров или заглавий (если нет авторов) размещаются в алфавитном по­рядке.

Для книг одного или нескольких авторов указывается фами­лия и инициалы авторов (точка), название книги без кавычек с заглавной буквы (точка и тире), место издания (точка, двоеточие), издательство без кавычек (запятая), год издания (точка и тире), количество страниц в книге с прописной буквой «с» на конце (точка).

Пример: Перре-Клермон социальных взаимодействий в развитии интеллек­та детей. - М.: Педагогика, 1991. - 248 с.

Для составительского сборника двух-трех авторов указывается название сборника (одна наклонная линия) далее пишется слово
«Сост.» (точка) инициалы и фамилия составителей (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), название издательства (без кавычек, запя­тая), год издания (точка, тире), количество страниц в сборнике с про­писной буквы «с».

Например: Советы управляющему /Сост. А. Н. Зо­тов, . - Свердловск.: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 1991. - 304с.

При оформлении сборника с коллективом авторов под общей
редакцией указывается название сборника (одна наклонная линия) да­
лее могут быть либо слово «Сост.» и перечисляется ряд составителей
(точка с запятой), слово «Под ред.» (точка), инициалы и фамилия редактора (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), издательство

«с», точка), либо слово «Под ред.» (точка), инициалы и фамилия ре­дактора (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), издательство
(запятая), год издания (точка, тире), количество страниц (прописная
«с», точка).

Например: Краткий толковый словарь русского языка / Сост. , М Н. Судоплатова, ; Под ред. . - М.: Русск. Яз., 1990. - 251 с..

Психология. Словарь / Под общ. Ред. , . - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

Для статей в сборнике указывается фамилия и инициалы автора (точка), название работы (точка, две наклонные линии), название
сборника (точка, тире), место издания (точка, тире), заглавная буква
«С» (точка), номер первой и последней страниц (точка).

Пример: Ле­онтьев понятие о деятельности // Хрестоматия по возраст­ной психологии. Под ред. .-М.: Междунар. педагогич. академия, 1994. - С. 112-121.

Для статей в журнале указывается фамилия и инициалы авто­ра (точка), название статьи (две наклонные линии), название журнала
без кавычек (точка, тире), год издания (точка, тире), номер журнала
(точка, тире), заглавная буква «С» (точка) страницы (точка).

Пример: Айнштейн В. Экзаменуемые и экзаменаторы // Высшее образование в России. - 1999. - № 3. - С. 34-42.

Приложения

Часто собранный в результате проведённых исследований материал бывает очень объёмным. И при его обработке делается очень много схем, таблиц, графиков, рисунков и т. п. Нет смысла помещать их все в текст работы. Они будут лучше смотреться вынесенными в Приложения после основного текста. Сюда же можно поместить и некоторый первичный материал, например, описания пробных площадок или данные промеров и учётов, а также схемы и фотографии, выполненные в процессе работы. Но в любом случае на помещённый в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте.

Другие требования к оформлению текста

исследовательской работы

Оформление иллюстраций. Значительную часть пояснительной записки обычно составляют иллюстрации (диаграммы, схемы, чертежи, фотографии и др.), которые служат для пояснения излагаемого текста и компактного отображения информации.

Рисунки удобно располагать на отдельных страницах, что облегчает работу и внесение исправлений в тексте. Рисунки располагают на местах так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы, или с поворотом ее по часовой стрелке. Допуская на одной странице помещать несколько рисунков.

Заголовки. Наименование разделов, подразделов, пунктов и подпунктов записывают в виде заголовков симметрично тексту шрифтом размером 14 кегель. Каждый раздел работы рекомендуется начинать с нового листа. Заголовки должны быть краткими и соответствовать содержанию. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Подчеркивать заголовки не допускаются. Расстояния между основаниями строк в заголовках должны быть такие же, как и в тесте. В подчиненных заголовках не должно повторяться то, о чем уже говорилось в подчиняющемся заголовке.

Оформление сносок. Нумерация сносок дается арабскими цифрами на каждой странице текста самостоятельно. Сноски отделяются чертой. Когда один и тот же источник цитируется несколько раз, то после первого полного библиографического описания, допускается сокращение его данных (указ. только автор, наименование и страница). Сноски, идущие подряд на одной и той же странице текста и относящиеся к одному источнику, пишутся так: «Там же, стр. …».

Требования к оформлению цитат и ссылок

Для подтверждения собственных выводов и для критического раз­бора того или иного положения часто используются цитаты. При цитировании следует выполнять следующие требования:

При дословном цитировании мысль автора заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме , в которой дана в
первоисточнике. По окончании делается ссылка на источник, в которой указывается номер книги или статьи в списке использованной ли­тературы и номер страницы, где находится цитата, например: обозначе­ние указывает, что цитата, использованная в работе, находится на странице 123 в первоисточнике под номером 4 в списке лите­ратуры.

При недословном цитировании (пересказ, изложение точек зрения различных авторов своими словами) текст в кавычки не заключа­ется. После высказанной мысли необходимо в скобках указать номер
источника в списке литературы без указания конкретных страниц, на­
пример: .

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому
изданию, то ссылку следует начинать словами «Цит. По…» или «Цит.
по кн….» и указать номера страниц и номер источника в списке лите­ратуры, например: (Цит. По кн. ).

Если цитата выступает самостоятельным предложением, то она
начинается с прописной буквы, даже если первое слово в первоисточнике начинается со строчной буквы и заключается в кавычки. Цитата,
включенная в текст после подчинительного союза (что, ибо, если, по­
тому что) заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже
если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.

При цитировании допускается пропуск слов, предложений, абзацев без искажения содержания текста первоисточника. Пропуск в
тексте обозначается многоточием и ставится в том месте, где пропущена мысль.

В цитатах сохраняются те же знаки препинания, что и в цитируемом источнике.

В современной научной литературе используются внутри текстовые ссылки. Их оформление возможно в двух вариантах. Первый: за упоминанием автора в квадратных скобках указывают­ся порядковые номера тех источников, на которые идет ссылка в тек­сте. Например: В трудах раскрываются… Второй вариант: вслед за упоминанием автора, указывается год издания монографии, статьи в соответствии со списком использован­ной в работе литературы. Пример: В ряде работ (1957), (1965), (1956), (1966) сформулированы новые подходы к изучению сознания.

Как оформить исследовательскую работу?

Требования к печатанию рукописи

Текст распечатывается на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги (формата А4), расположенного вертикально; через 1,5 интервала, шрифт - Times New Roman Cyr ; Courier New Cyr . Размер левого поля - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего и нижнего 20 мм. Поля слева оставляют для переплета, справа - для того, чтобы в строках не было неправильных переносов. Поля не обводятся!

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (на нем, как и на оглавлении номер страницы не ставится). Цифру - порядковый номер страницы ставят в середине верхнего поля страницы, или в правом верхнем углу.

Каждая глава начинается с новой страницы, точно так же, как введение, заключение, список литературы, приложение.

Расстояние между названием главы и последующим текстом равно трем интервалам Такое же расстояние выдерживается между заголовком главы и параграфом Название глав печатается прописными буквами. В заголовке не допускается перенос слов и подчеркивание

Фразы, начинающиеся с красной строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 8 - 12 мм

Таблицы, рисунки, фотографии в приложении выполняются на стандартных листах Подписи и пояснения к ним помещаются с лицевой стороны Общий объем текста не регламентируется.

Структура исследовательской работы

Существует традиционно сложившаяся конструкция, основными элементами которой являются титульный лист, оглавление (содержание), главы основной части, заключение, список литературы, приложения.

Титульный лист

Это первая страница исследовательской работы, она заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле помещается заглавие исследовательской работы, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать содержанию. Если заглавие необходимо конкретизировать, то дается подзаголовок.

Ближе к правому краю титульного листа пишется фамилия и инициалы исполнителя работы, ФИО научного руководителя, его должность, ученое звание и ученая степень. Фамилии и инициалы консультантов помещаются здесь же и в том же порядке.

В нижнем поле отмечается место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»).

За титульным листом следует оглавление или содержание, которое содержит названия всех глав и параграфов, которые должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности, соподчиненности. Они все начинаются с прописной буквы, точка в конце не ставится. Последнее слово соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Содержание

Введение................................................................................. ……………………………….…3

1. Обзор литературы...................................................................................................................4

2. Материал и методика.............................................................................................................6

3. Краткая физико-географическая характеристика (название района исследования) .….9

4. Результаты исследования.......................................................................................................11

4.1. (Название подраздела) ...................................................................................................12

4.2. (Название подраздела) ...................................................................................................и т. д.

4.3. (Название подраздела) ...................................................................................................

Выводы (или Заключение) ........................................................................................................

Литература...................................................................................................................................

Приложения…………………………………………………………………………………….

Введение

Здесь необходимо прописать актуальность, проблему, объект и предмет исследования, его цель и задачи, и путь ее достижения - гипотезу. Далее следует сделать краткий обзор источников литературы, которые помогли в написании работы, отметить то, что сделано по теме предшественниками, и определить свои подходы и позицию. В целом данная часть работы должна показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение работать с письменными и вещественными источниками.

Основная часть

В разделах основной части, которая составляет 70% всего текста, подробно излагается ход исследования. Содержание разделов должно точно соответствовать теме и полностью её раскрывать. При необходимости разделы делятся на параграфы.

Каждый раздел основной части нумеруется. Нумерация подразделов двойная: сначала ставится номер раздела, затем - точка, а после неё - номер подраздела. Пример: 4.1., 4.2., 5.2.1. и т.п..

Все подразделы должны иметь заглавие.

Раздел "Материал и методика"

В начале раздела следует указать район исследований, кто и когда (даты) проводил сбор материала, перечислить объекты исследований (наблюдений). В экспериментальной работе отмечается место проведения эксперимента.

Если применяемая в работе методика ранее была описана в литературе, то даётся просто ссылка на соответствующую работу без подробного изложения. Если же в неё внесены изменения, то следует их подробно описать и обосновать необходимость такого шага. Это же касается и случая, когда применяется полностью оригинальная методика.

В разделе следует перечислить применяемые приборы и инструменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.

Раздел "Характеристика района исследования"

Этот раздел составляется с привлечением данных из литературных источников. Он особенно важен в таких, например, исследованиях, как геоботанические и подобные им. Тогда он должен быть достаточно подробным.

Раздел "Результаты исследований"

Это основной раздел, который чаще всего делится на несколько подразделов, каждый из которых соответствует определённой цели.

В нём подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, диаграмм, фотографий и т.п., и в котором делается сопоставление со сведениями из литературы. Если материал большой, тогда сравнительный анализ полученных данных выносится в отдельный раздел: "Обсуждение результатов".

В тексте должны быть ссылки на рисунки или таблицы. Например: "Результаты исследований сведены в таблицу 1" или: "В результате мы видим (рис. 3), что...". Правила оформления иллюстрированного материала описаны ниже.

В конце каждого подраздела делается краткий вывод.

Как написать текст исследовательской работы

Текст исследовательской работы должен представлять собой развернутую картину, по которой можно составить представление о глубине проработки собранного материала.

В деле написания исследовательской работы приобретает особое значение умение излагать мысли на бумаге; стиль; язык письма. Тем более, что стилистические требования, предъявляемые к ней, складываются не только из того, что связано с современным русским литературным языком, но и с письменной научной речью. А она требует строить изложение в форме рассуждений и доказательств. Обычно последовательность развития мысли выражается словами: «в начале», «прежде всего», «значит», «итак», «в то время как», «следовательно», «прежде чем перейти к...», «рассмотрим», «остановимся», « в заключение отметим» и т.д.

В научном тексте часто встречаются слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности: «конечно», «разумеется», «действительно», «видимо», «надо полагать», «вероятно». Обязательным условием объективности изложения является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль («по сообщению», «по сведениям», «по мнению», «по данным», «по нашему мнению» и др.). Стиль письменной научной речи - это безличный монолог. Поэтому изложение ведется от третьего лица. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» отступает на второй план. Неписанным правилом стало то, что автор выступает во множественном числе и вместо «я» употребляется «мы», под которым понимается некий коллектив. Но не стоит в тексте слишком часто апеллировать к местоимению «мы», лучше применять конструкции, исключающие его употребление: «автор полагает, что...».

В общем целом, стиль изложения служит показателем не столько того, насколько глубоко исследователь вошел в суть изучаемой темы, но и в целом говорит о его культуре.

Что такое неправильное цитирование?

Если не выбирать корректных формулировок, то все мы прекрасно понимаем, что речь идёт о плагиате. Но не всё так однозначно.

Почти в каждой исследовательской работе есть вводная часть, которая раскрывает суть исследования, является пояснением к некому факту или явлению. Безусловно, автор для написания этого (или каких-то других) блока использует уже накопленные научным миром знания, пользуется авторитетными научными изданиями или, возможно, мыслями своих коллег. Естественно, без этого не обойтись, т.к. в этом и состоит передача знаний от поколения к поколению: анализ информации происходит на основе уже полученных ранее данных и пр. Но есть одно «НО». Любое заимствование мыслей и текстов следует сопровождать указанием источника, а прямое цитирование привлечённых материалов должно быть соответственно оформлено.

Иллюстративный материал

Таблицы имеют сквозную нумерацию и могут располагаться на листе вертикально или горизонтально.

Справа пишется: Таблица (Номер). Ниже посередине - название таблицы. Если она взята из литературного источника, то после названия в скобках даётся ссылка. Если в таблицу сводятся полученные результаты и литературные данные, то ссылка ставится в соответствующей части таблицы

Таблица 2

Частота встречаемости различных компонентов

структуры видов в четырёх семействах птиц (по Майр, 1974)

Надвиды

Виды

Изоляты

Семейство

над-

полу-

полити-

моноти-

сильно

под-

слабо

виды

виды

пическ.

пическ

обос.

виды

обос.

Decaeidae

113

Dicruridae

5

Paradisaeidae

Ptilonorhynchidae

При необходимости ниже таблицы даются примечания.

Если таблица не вмещается на один лист, то она переносится на следующий (следующие). На новом листе справа пишется: Таблица (Номер) и после номера - в скобках (Продолжение) или (Окончание). Заголовок в этом случае размещается только на первом листе.

Рисунки, графики, диаграммы, фотографии, схемы и т.п. - все они обозначаются как рисунки, которые также имеют сквозную нумерацию. Рисунки выполняются чёрной пастой или тушью (не цветными). Все обозначения, которые автору необходимо сделать на рисунке, отмечаются только цифрами или значками.

Под рисунком с красной строки пишется: Рис. (номер). Название. Условные обозначения: 1 -..., 2 - ... и т.д.

У рисунков, заимствованных из литературы, после названия даётся ссылка. Если в воспроизводимом рисунке имеются изменения по сравнению с оригиналом, к ссылке добавляется "с изменениями".

Почти в каждой исследовательской работе есть вводная часть, которая раскрывает суть исследования, является пояснением к некому факту или явлению. Безусловно, автор для написания этого (или каких-то других) блока использует уже накопленные научным миром знания, пользуется авторитетными научными изданиями или, возможно, мыслями своих коллег. Естественно, без этого не обойтись, т.к. в этом и состоит передача знаний от поколения к поколению: анализ информации происходит на основе уже полученных ранее данных и пр. Но есть одно «НО». Любое заимствование мыслей и текстов следует сопровождать указанием источника, а прямое цитирование привлечённых материалов должно быть соответственно оформлено: в квадратных скобках указывается номер источника из списка литературы. Например, .

Заключение

Многие считают его самой сложной частью, как в отношении написания, так и в отношении формулировки выводов. И завершается работа выводами , в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.

При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только их новизна и познавательная ценность, но и практическая значимость (публикация материалов на страницах местной печати; введение исследуемого объекта в статус памятника истории и культуры; строительство музейной экспозиции).

Список литературы

(Библиографический список)

В исследовательской работе предмет изучается при помощи источников. В первую очередь это: книги, брошюры, статьи, которые вместе с архивными документами составляют большую группу письменных источников по теме.

Источники необходимо начать искать в библиотеке в целях поиска опубликованных источников: монографий, сборников, журнальных и газетных статей. Сначала необходимо составить библиографию по теме исследования. Слово «библиография» происходит от греческого biblion (книга) + графия и означает выявление произведений и их описание.

Существуют правила библиотечного описания. Библиографическое описание - это совокупность сведений о документе, приведенных по определенным правилам и в определенной последовательности. Составление библиографической записи регламентируется межгосударственными стандартами для того, чтобы запись была понятна читателям (ученым, специалистам, студентам и т.д.) всех стран.

Библиографическое описание книг какого-либо автора называется монографическим. Описание многотомного издания (например, собрания сочинений какого-либо писателя) называется сводным. Описание составной части издания (статьи из сборника, журнала, газеты и др.) называется аналитическим.

Монографическое описание:

Чудова Г.Ф. В те далекие годы: (Очерки по истории краеведения Вятской губернии). Киров: Волго-Вят. кн. изд-во, 1981. 160 с.: ил.

Сводное описание:

Толстой Л.Н. Собрание сочинений. В 12 т. М.: Наука, 1987-1990.

Аналитическое описание:

Мусихин В.Е. Вятские губернаторы // Вятская земля в прошлом и настоящем: К 100-летию со дня рождения А.В. Эмаусского: Материалы респ. IV науч.-практ. конф. Киров, 1999. С.64-65.

Булдакова В. Былое и думы Валентина Сергеева: О книгах вятского историка // Бинокль. Киров, 2002. № 16. С. 24-25: фот.

Библиографическая запись составляется не по титульному листу или последнему листу книги. Следует смотреть на так называемый контртитул, там, где поставлен знак охраны авторского права - ©.

Приложение

Приложение включает в себя иллюстративный материал (ксерокопии документов, фотографий, рисунки, чертежи, схемы, карты, таблицы, графики). Каждая иллюстрация начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Связь текста с приложением осуществляется через такие ссылки: (См. прилож. 1). Все иллюстрации должны быть пронумерованы и иметь подписи, кратко поясняющие их смысл. Нумерация страниц в приложении должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию текста.

Помните о том, что ваши работы - лишь первый шаг в слегка приоткрывшуюся для вас дверь науки. Никогда не забывайте, что главная заслуга в этом - ваших научных руководителей, которые помогли вам его сделать. Настоящее, самостоятельное научное исследование возможно лишь после получения качественного, разностороннего высшего образования; для того, чтобы стать учеными, вам нужно еще годы и годы напряженно учиться. Не останавливайтесь на достигнутом!

Исследователь должен логически написать работу, грамотно пользуясь необходимой терминологией, а во время защиты ясно излагать свои мысли и приводить конкретные доводы. НИР имеет несколько классификаций:

  • фундаментальный, приобретение новых теоретических знаний, научных данных и закономерностей в исследуемой области;
  • поисковой, разработка новейших прогнозов формирования в науке и технике, а также поиск и открытие не существовавших закономерностей;
  • прикладной, решение определенных научных проблем для создания новых путей решения (разработка методик, рекомендаций и пошаговых инструкций).

Составляя научную работу, учащийся должен самостоятельно проводить исследования, которые смогут решить конкретные задачи. Работа должна полностью раскрывать все накопленные знания и умения студента. НИР ставит перед учащимся определенные цели , которые важно учитывать при исследовании и написании всего материала:

  • развивать умения к самостоятельным исследованиям, которые можно применять для решения актуальных проблем;
  • тщательное исследование уже существующих работ, как на территории нашей страны, так и за границей;
  • умение самостоятельно изучать выбранную проблему;
  • демонстрация навыков анализировать и систематизировать полученные в ходе исследований данные;
  • развить интерес к НИР.

Как только учащийся получает задание, он должен с ним ознакомиться и при необходимости, не стесняться задавать вопросы. Не нужно откладывать работу на потом, так это может затянуться. Над научной работай необходимо трудиться регулярно, качественно выполняя все задания и рекомендации руководителя. НИРом нужно заниматься регулярно и уделять ему много времени, но это того стоит, так как только за несколько семестров можно получить по настоящему качественную работу. Важно не расстраиваться если, что-то не получается, так как все учатся и в этом нет ничего страшного. Учащемуся необходимо запомнить четыре основных правила, которые помогут успешно справиться с поставленной задачей:

  • регулярно трудиться;
  • руководитель не должен полностью направлять все шаги учащегося;
  • не стесняться брать на себя инициативу;
  • понимать, что каждый имеет право на ошибку.

Тема, задача и материал научной-исследовательской работы

Тема – это очень широкое понимание, которое может изменяться в ходе написания работы. Тему можно направить в любое удобное для учащегося русло, чтобы она выгодно подчеркивала его знания и понимания в выбранной работе.

Задача – это более конкретное понятие, так как имеет четкую постановку, ее еще называют ДНК (что Дано, что Найти и каковы Критерии решения проблемы). Задачи бывают более сложные и полегче, руководитель самостоятельно выбирает учащемуся исходя из его навыков.

Материал – это информация, которая предоставляется исключительно в электронном виде. Это может быть доказательство теоремы, различные графики, черновая работа отчета, результаты экспериментов и опытов. За годы обучения учащийся должен научиться предоставлять свои работы в том формате, который требуется.

Выбор подходящей темы НИР

Разработано два практических шага, которые помогут правильно подобрать тему для написания научного труда. Учащемуся может подобрать тему руководитель или же он тему выбирает самостоятельно в зависимости от своих знаний и предпочтений. Выбор можно сделать в пользу многих наук:

  • математика («Предельные цифры», «Плотные упаковки и периодичность», «Тригонометрия и комплексные числа», «Уравнения и системы», «Математика и музыка» и т. д.);
  • физика («Строение Галактики», «Влияние луны», «Космические мазеры», «Ионные слои космической системы», «Проблема выхода РБ в космос» ит. д.);
  • физика и химия («Общее физики, химии и развитие физхимиии», «Пределы Периодической системы», «Плотные упаковки, оболочки и ядра», «Энергии ионизации и диссоциации» и т. д.);
  • химия («Прошлое и будущее периодических систем», «Химия как основа биологии», «Понятие флогистона как электрона», «Химия и превращения сахара» и т. д.);
  • биология («Классы растений», «Загадки сна», «Анализ смертности», «Электрограммы различных органов», «Проект Вавилова-Лысенка» и т. д.);
  • биология и химия («Необходимость содержания калия в организме», «Роль радиозотопов в биологии», «Развитие зеленой революции», «Основные причины смертности» и т. д.);
  • человек общество государство («Нервные и психические болезни и нарушения», «Немецкая психология, анализ Гете», «СОС-комплекс», «Право правонарушения», «Права учащихся» и т. д.);
  • введение в экономику;
  • история.

Структура НИР

Вся научная работа должна оформляться в соответствии с установленными нормами, поэтому она должна быть представлена таким образом:

  • титульный лист (первая страница, заполненная по определенным правилам);
  • содержание (вторая страница, на ней указываются главы и параграфы с соответствующими им страницами);
  • введение (указывается проблема, а также ее актуальность и практическая значимость проблемы);
  • основная часть (необходимо полностью раскрыть суть научной работы);
  • вывод (лаконично сформулировать вывод материала);
  • заключение;
  • список используемой литературы;
  • приложения.

Как написать научно-исследовательскую работу правильно

Опытные специалисты разработали единые верный алгоритм, который поможет написать качественную научно-исследовательскую работу. Учащийся должен тщательно изучить данную разработку и придерживаться этих рекомендаций. Тогда он сможет без проблем осуществить задуманное:

  • необходимо собрать всю доступную информацию о данной проблематике;
  • провести тщательный анализ и обобщить полученные знания;
  • грамотно разработать план действий;
  • подобрать метод, для проведения исследования;
  • провести исследование;
  • тщательно обработать полученную информацию;
  • нужно письменно оформить материал в виде целостного текста;
  • сдача работы на рецензирование;
  • предоставление к защите;
  • защита работы.

Научно-исследовательская работа (НИР) – как написать правильно обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Кировское областное государственное образовательное бюджетное

учреждение дополнительного образования детей

«Эколого-биологический центр»

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Оформление результатов работы должно показать умение учащихся самостоятельно проводить исследования с примене­нием современных методик, анализировать полученные резуль­таты, сравнивать их с литературными данными, делать правиль­ные и обоснованные выводы.

    Структура исследовательской работы

Тема должна быть краткой, емкой, точной и соответствовать основному содержанию работы.

Структура исследовательской работы состоит из следующих разделов:

Раздел "Введение "

В этом разделе дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполняемой работы, её научное и практическое значение, формулируются це­ль и задачи, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза.

Обоснование актуальности выбранной темы должно быть немногословным и показывать своевременность и значимость темы, излагать суть проблемной ситуации, показать границу между знанием и незнанием о предмете исследования. Далее переходим к формулированию цели работы и конкретных задач, которые предстоит решить в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить и т.п.)

Цель одна; задач – несколько (оптимально 3-5). Цель формулируется кратко, одним предложением и указывает общее направление исследований. Цель должна быть связана с темой (соответствать теме) и зачастую бывает созвучна с ней.

Реализация задач направлена на достижение цели. Задачи уточняют цель. Формулировки задач должны соответствовать содержанию работы. Заголовки глав рождаются, как правило, из формулировок задач.

Обязательным элементом Введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования находится в границах объекта, является его частью. Предмет исследования определяет тему, которая обозначается на титульном листе как название.

Пример

Тема: Зообентос р. Вятка в условиях антропогенного влияния

Объект: сообщества донных беспозвоночных р. Вятка.

Предмет: структура бентосных сообществ и ее изменения под влиянием антропогенного фактора.

Если формулировка темы образная, то следует иметь второе, научное, название работы.

Важным элементом исследования является гипотеза – это положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений. Это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.

Раздел "Обзор литературы "

Здесь автор должен показать знание основных работ по ис­следуемому вопросу, а также умение работать с литературой: подбирать необходимые источники, проводить их анализ и со­поставление. В обзоре литературы нужно показать, что автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу.

Обзор работ желательно делать по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. Не следует излагать все, что стало известно из прочитанного и имеет лишь косвенное отношение к работе.

В конце этого раздела желательно сделать краткий вывод о степени изученности и перспективах дальнейших исследовании по данной проблеме.

Иногда автор, не найдя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании того или иного явления, однако это в последствии не подтверждается.

Обзор литературы имеет большое значение при выполнении экспериментальной работы. Реферативная работа практически полностью состоит из обзора работ, поэтому разделы в ней выде­ляются в зависимости от конкретной темы.

Описанные ниже разделы имеются в экспериментальных ра­ботах и исследованиях материалов, собранных в полевых услови­ях.

Раздел" Материал и методика исследования "

В начале раздела следует указать район исследований, кто и когда (даты) проводил сбор материала, перечислить объекты ис­следований (наблюдений). В экспериментальной работе отмеча­ется место проведения эксперимента.

Методы исследования , т.е. приемы и способы, которыми пользуется автор в работе, определяются задачами исследования, служат инструментом в добывании фактического материала. К ним относятся как общие методы научного познания (анализ, синтез, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование, тестирование, анкетирование, интервьюирование), так и те, которые применимы к узкому кругу задач.

Методика , в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов.

Если применяемая в работе методика ранее была описана в литературе, то даётся просто ссылка на соответствующую работу без подробного изложения. Если же в неё внесены изменения, то следует их подробно описать и обосновать необходимость такого шага. Это же касается и случая, когда применяется полностью оригинальная методика.

В разделе следует перечислить применяемые приборы и ин­струменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.

Раздел "Характеристика района исследования "

Этот раздел составляется с привлечением данных из литера­турных источников. Он особенно важен в таких, например, ис­следованиях, как геоботанические и подобные им. Тогда он дол­жен быть достаточно подробным.

Раздел "Результаты исследований "

Это основной раздел, который чаще всего делится на не­сколько подразделов, каждый из которых соответствует опреде­лённой задаче.

В нём подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисун­ков, графиков, диаграмм, фотографий и т.п., и в котором делает­ся сопоставление со сведениями из литературы..

"В результате мы видим (рис. 3), что... ". Правила оформления иллюстрированного материала описаны ниже.

Работа с таблицами, графиками, диаграммами позволяет легко заметить определенные тенденции, уловить закономерности, сделать выводы.

В конце каждого подраздела делается краткий вывод, но слово «вывод» при этом не упоминается.

Если материал большой, тогда сравнительный анализ полученных данных выно­сится в отдельный раздел: "Обсуждение результатов". В данной главе автор должен продемонстрировать умение мыслить, делать выводы из полученных данных или фактов. Здесь автор вправе согласиться с мнением других исследователей или же возразить им, лишь бы это было мотивировано.

Окончательные материалы подвергаются статистической математической обработке. Это можно сделать как при помощи общераспространенных компьютерных программ типа Excel и Statistica, так и специально написанных под вашу работу (что может стать одной из задач работы).

Раздел "Выводы "

В этом разделе кратко (по пунктам) формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются перспек­тивы для дальнейших исследований. Если в ходе исследования чётких результатов получить не удалось (что случается сплошь и рядом и трагедией не является), тогда вместо выводов пишется Заключение , отличающиеся несколько более пространными рассуждениями.

Заключение выполняет роль концовки и включает логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами. Здесь необходимо оценить, достиг ли автор цели, в какой степени цель достигнута.

Раздел "Литература "

В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все использованные работы. Если есть работы, изданные на иностранном языке, то они пишутся также в алфавитном порядке после работ, изданных на русском языке. Все работы нумеруются в сквозном порядке.

Раздел "Приложения "

Сюда помещают вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы. По содержанию они очень разнообразны (например, подлинники документов, протоколы анализов; по форме: текст, таблицы, графики, карты, иллюстрации, фотографии и т.д.).

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами (без знака №). Нумерация страниц приложения должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки (см. приложение 5).

Оформление исследовательской работы

Исследовательская работа выполняется на белых стандартных листах писчей бумаги (формат А4,) распо­ложенных вертикально.

На каждом листе оставляются поля: справа – 1см, слева - 3 см, сверху и снизу по 2 см. Поля не обводятся!

Общий объем работы не должен быть слишком большим. Оптимально –15-20 страниц.

Текст может быть напечатан на компьютере с межстрочным интервалом 1,5 знака. Текст на каждом листе пишется только с одной стороны. Выравнивание по ширине текста с переносом слов; в числах десятые и т.д. отделяются точкой; аббревиатура в тексте должна быть обязательно расшифрована; сокращения в случае необходимости их использования поясняются при первом упоминании.

Страницы нумеруются, начиная с 4-й, посередине листа на верхних полях. Первой страницей считается титульный лист.

При первом упоминании животного, растения или микроор­ганизма в скобках указывается видовое название на латинском языке и автор, впервые описавший вид. Например: "В качестве объекта исследования использовались меченосцы (Xiphophourus h ell eri Нeck.). В некоторых случаях фамилии авторов могут записываться в общепринятом сокращенном виде: L. - Линней, Pall. - Паллас и т.п. Видовые и родовые названия таксонов выделяются курсивом , авторы таксонов курсивом не выделяются.

Кботанической работе обязательно прилагается гербарий.

Строение работы

Первый л ист - титульный. Содержит полное юридическое название учреждения, в котором выполнялась работа, название работы (ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ ); ФИ автора, класс; ФИО руководителя и консультанта (если имеется) с указанием должности и ученой степени (если имеется), населенный пункт и год выполнения работы.

На втором листе размешается содержание работы (или оглавление).

В нем приводятся все заголовки и подзаголовки работы. Они должны точно повторять таковые в тексте. Указываются страницы, с которых они начинаются.

Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки в конце!

Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы. Нумерация рубрик делается по индексационной системе (1.1., 1.2, …1.6.).

На третьем листе - "Введение", объём которого в большин­стве случаев не превышает одного листа.

После введения с четвертого листа начинается основная часть (словосочетание «основная часть» в тексте не указывается!) , включающая разделы от "Обзора литературы" до "Результатов исследований" или "Обсуждения результатов" включительно.

Основная часть оформляется сплошным текстом с неболь­шими интервалами между разделами и подразделами. Каждый раздел основной части нумеруется. Нумерация подразделов двойная: сначала ставится номер раздела, затем - точка, а после неё - номер подраздела. Пример: 4.1, 4.2 и т.п.

Все подразделы должны иметь заглавие, которое отражается и в списке литературы.

После основной части на новом листе пишутся выводы (или заключение), затем, также с нового листа, литература .

Иллюстративный материал

Таблицы имеют сквозную нумерацию и мо­гут располагаться на листе вертикально или горизонтально.

Справа пишется: Таблица (Номер). Ниже посередине - на­звание таблицы. Если она взята из литературного источника, то после названия в скобках даётся ссылка. Если в таблицу сводятся полученные результаты и литературные данные, то ссылка ста­вится в соответствующей части таблицы. При необходимости ниже таблицы даются примечания.

Если таблица не вмещается на один лист, то она переносится на следующий (следующие). На новом листе справа пишется:

Таблица (Номер) и после номера - в скобках (Продолжение) или (Окончание). Заголовок в этом случае размещается только на первом листе.

Рисунки, графики, диаграммы, фотографии, схемы и т.п. - все они обозначаются как рисунки (Приложение 6), которые также имеют сквозную нумерацию. Рисунки выполняются черной пастой или тушью (не цветными). Все обозначения, которые автору необходимо сделать на рисунке, отмечаются только цифрами или значками.

Под рисунком с красной строки пишется: Рис. (номер). Название. Условные обозначения: 1 - ... , 2 - ... и т.д.

У рисунков, заимствованных из литературы, после названия дается ссылка. Если в воспроизводимом рисунке имеются изме­нения по сравнению с оригиналом, к ссылке добавляется "с изме­нениями".

Ссылки оформляются по-разному, в зависимости от источ­ника. Источниками могут быть: книги и статьи, имеющие одного или двух авторов; книги и статьи, имеющие больше двух авторов (в книгах все они указываются на титульном листе, не путать с редактором!); книги, авторы которых – большие коллективы, что обычно характерно для словарей, справочников, школьных учебников.

Существует два способа оформления ссылок.

В первом случае в скобках указываются фамилия (или две фамилии) без инициалов и, через запятую, год издания. Примеры:

«В работе использовалась общепринятая методика (Правдин, 1966)». «Этой проблеме посвящен подробный обзор (Фогель, Мотульский, 1989)».

В другом случае фамилия автора указывается в тексте рабо­ты. Тогда перед ней ставятся инициалы, а в скобках пишется только год. Пример можно записать таким образом: "В работе применялась методика, изложенная И.Ф. Правдиным (1966)."

Примеры: "В современном справочном пособии (Досон и

др., 1991) имеются сведения " или "В работе Ф. Блума с соав-

торами (1988) отмечено, что...".

книги (и год издания) . Здесь также применяются два способа: название книги без кавычек вместе с годом издания помещается в скобках или назва­ние с кавычками в тексте, а год - в скобках.

Пример: "Имеется следующее определение изученного явления (Биологический энциклопедический словарь, 1989): ... ", или "В "Биологическом энциклопедическом словаре" (1989) это явление определено следующим образом: ... ".

Длинное название книги можно привести только один раз, а в дальнейшем сократить его. Так, "Руководство по изучению пи­тания рыб в естественных условиях"(1961), будет обозначаться:

"Руководство... "(1961) или (Руководство... , 1961).

Если в тексте приводится дословная цитата, то после года че­рез запятую необходимо указать страницу, на которой распола­гается цитируемый фрагмент.

При использовании нескольких работ одного автора в ссылке после фамилии через запятые ставятся годы изданий от самых ранних к более поздним. Например: (Дубинин, 1966, 1985) или " ... Н.П. Дубинин, 1966, 1985 ... ". Если публикации вышли в свет в один год, тогда после года издания ставятся буквы: (Шмальгаузен, 1968 а, 6).

"Большинство исследователей (Шмальгаузен, 1968 а, б, 1969, 1982; Майр, 1974; Грант, 1980; Солбриг и Солбриг, 1982; Яб­локов и Юсуфов, 1987; Северцов, 1990)" считает, что... ".

При упоминании работ, изданных за рубежом и не перево­дившихся на русский язык, в тексте пишутся фамилии в русской транскрипции, а в скобках - на языке оригинала плюс год изда­ния через запятую: "В статье Ф.Бридена и Г.Стоунера (Вгееdеп, Stoner, 1987) ... " или проще - только ссылка в скобках: "Проведенные американскими учёными (Bгeeden, Stопег, 1987) исследования показали... ".

Оформление списка литературы

Существуют определенные библиографические правила для различных источников, которых следует придерживаться. Каждая книга или статья записывается с красной строки в алфавитном порядке в виде списка: вначале работы на русском языке, затем - на иностранных.

Для разных видов источников существуют свои правила, но все они включают несколько расположенных в определенной последовательности обязательных элементов:

    Заглавие;

    Выходные данные;

    Количественные характеристика.

Сведения об авторах – это их фамилия и инициалы после нее. Далее пишется полностью точное название книги, без кавычек. Выходные данные отделяются точкой и тире и включают сведения о месте издания, названии издательства и года издания. В книге они часто приводятся на обороте титульного листа.

Место издания – это город, в котором была издана книга. Почти все названия городов приводятся полностью. Исключение составляют Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), которые даются в сокращении.

Название издательства указывается в именительном падеже, с заглавной буквы и без кавычек. От названия города оно отделяется двоеточием. Если на титуле или его обороте издательство не указывается, то этот элемент описания может быть опущен.

Год издания отделяется от издательства запятой. После него ставится точка.

Количественная характеристика отделяется тире и содержит указание на количество страниц. После цифр, обозначающих количество страниц, ставится строчная буква «с» с точкой.

Количественная характеристика статьи в журнале или сборнике представляет собой указание страниц, на которых она опубликована. Эти сведения отделяются тире и далее идет заглавная буква «С» и указывается через тире первая и последняя страницы статьи в издании. Закрываются сведения точкой.

Основные примеры оформления списка литературы:

Для книг указывают фамилии, инициалы авторов (отделяется точкой), название книги (отделяется точкой и тире), место издания (отделяется двоеточием), издательство (отделяется запятой), год издания (отделяется точкой и тире), количество страниц в книге (точка).

Гланц С.А. Медико-биологическая статистика. – М.: Практика, 1998. – 439 с.

Для статей в сборниках - фамилии, инициалы авторов (отделяется точкой), название статьи (отделяется двойной наклонной чертой), название сборника (отделяется точкой и тире), место издания (отделяется двоеточием), издательство или издатель (отделяется запятой), год издания (отделяется точкой и тире), страницы статьи.

Балушкина Е.В. Хирономиды как индикаторы степени загрязнения вод // Методы биологического анализа пресных вод. – Л.: Зоол. ин-т АН СССР, 1976. – С. 106–118 (точка).

Для статей в журналах - фамилии, инициалы авторов (отделяется точкой), название статьи (отделяется двойной наклонной чертой), название журнала (отделяется точкой и тире), год издания (отделяется точкой и тире), том, номер или выпуск (отделяется точкой и тире), страницы статьи (точка).

Щербина Г.Х. Структура макрозообентоса некоторых озер Монголии // Биология внутр. вод. – 2007. – № 2. – С. 62–70.

В случае тематического сборника трудов описание источника начинается с заглавия (отделяется наклонной чертой), далее после косой черты указывается редактор (отделяется точкой и тире), затем описание выходных данных (отделяются точкой и тире), количественной характеристики (точка).

Методика изучения биогеоценозов внутренних водоемов / Под ред. Ф.Д. Мордухай-Болтовской. – М.: Наука, 1975. – 240 с.

Шалаев, И.К. Диагностика субъективной позиции младшего школьника // http://www /asuimp/ru.

Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок
Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города
Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области
Выяснить, что такое магнит и магнитная сила
Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.

Изучить химические свойства пластиковых бутылок
Изучить деятельность декабристов, как первых исследователей
Изучить историю родной деревни
Изучить историю создания мультипликации
Изучить процесс создания мультфильма
Изучить исторические сведения о соли
Изучить состав мороженого
Изучить заболеваемость по медицинским карточкам
Изучить проблему появления социального сиротства
Изучить способы поедания корма
Изучить молодёжный сленг как лингвистическое явление
Изучить требования к школьному рюкзаку
Изучить ассортимент школьных рюкзаков
Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения
Изучить биографию моего прадедушки
Изучить информацию об инфляции и дефляции из различных источников
Изучить последствия инфляции
Изучить литературные и научные издания
Изучить литературу о жизни пчёл
Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям города
Изучить научно-методическую и справочную литературу по вопросу создания программ в среде программирования Borland Delphi.

Провести анкетирование учащихся класса
Провести опыты с солью
Провести эксперимент "Шпионская записка"
Провести наблюдения за двигательной активностью тюленей
Провести химический эксперимент по определению наличия и количества железа и меди в яблочных соках
Провести измерения основных параметров микроклимата кабинетов школы
Провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления
Провести статистические исследования по выявлению количества учащихся и учителей используюших СМС
Провести оценку удельной активности распада Cs-137 ряда пищевых продуктов.

Узнать какие пчёлы бывают и чем они занимаются
Узнать значение соли в жизни человека
Узнать сколько лет фантику и кто его придумал
Узнать где фантик можно использовать, когда конфета уже съедена
Узнать историю мороженого
Узнать виды мороженого
Узнать какими свойствами обладают магниты.

Проанализировать полученные результаты
Проанализировать творческое наследие А.С. Пушкина
Проанализировать экологическое состояние смешанного леса в зеленой зоне поселка
Проанализировать проблему экологической индикации почв
Проанализировать уровень инфляции в экономике Украины с 2005 года.
Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот

Исследовать вес рюкзаков школьников
Исследовать экологическое состояние почвы на пришкольной территории
Исследовать плотность заселения леса муравьями
Исследовать распространение применения компьютерного сленга среди различных социальных групп с помощью интерактивных анкет и тестирующей программы, созданной в среде программирования Delphi.


Определить калорийность исследуемых продуктов питания.
Определить температурный режим наземной части гнезда рыжего муравья
Определить вес рюкзаков школьников
Определить художественную цель, которой руководствовался писатель
Определить наиболее рациональный способ отбора корней для каждого типа заданий.

Рассмотреть значение грибов в окружающей среде
Рассмотреть возможные дефекты зрения
Рассмотреть различные типы заданий, содержащие тригонометрические уравнения
Рассмотреть примеры решения систем уравнений, где необходимо выполнить отбор корней.

Найти информацию о соли
Найти информацию о пользе и вреде минеральной воды
Найти черты физиологического очерка в тексте
Найти полезное применение исследуемому предмету
Найти информацию о невидимках в научной, художественной литературе и интернете.

Предложить свои способы по улучшению состояния почвы
Предложить возможную замену продуктам быстрого приготовления
Предложить рекомендации по употреблению соков в асептической упаковке
Предложить биологические способы борьбы с вредителями леса для улучшения его состояния.

Выявить учащихся с нарушениями осанки
Выявить влияние различных компонентов пищи на функции органов человека
Выявить соки по системе рейтинга, наиболее употребляемые в нашей школе
Выявить причины, которые вызывают инфляционный процесс
Выявить процент учащихся в моей школе, имеющих различные заболевания глаз.

Измерить фоновый уровень гамма-излучения в жилых помещениях
Измерить плотность потока бета излучения от экранов работающих телевизоров и дисплеев компьютеров
Измерить основные параметры микроклимата кабинетов школы.

Сравнить данные анкетирования и медицинских карт
Сравнить полученные в результате наблюдений данные с литературными
Сравнить повесть с ее фольклорными источниками.

Показать роль деятелей, живших в нашем городе
Показать отношение общества к заслугам Карякина Д.И.

Собрать материал о различных видах грибов
Собрать легенды и мифы о...
Собрать материал о плесневом грибе мукоре, изучив литературные источники.

Сделать сравнительный анализ...
Сделать вывод по результатам работы.

Составить краткий словарь наиболее часто употребляемых слов молодежного компьютерного сленга
Составить методические рекомендации для решения уравнений.

Обобщить полученные результаты
Обобщить сведения об инфляции и дефляции.

Описать практический эксперимент
Описать аспекты влияния СМС на психику человека.

Установить основные причины ухудшения зрения.

Проследить литературные связи В. Даля с Башкирией.

Разработать план расселения рыжих лесных муравьев.

Согласовать план с лесничеством.

Получить новую информацию о горах.

Познакомиться с легендами о деревне.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

Методы исследования

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы. Иногда учащиеся используют формулировку методы исследовательской работы или проекта.

Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
- методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
- желательно пояснить Ваш выбор методов исследования , т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования .

Виды методов исследования:

Методы эмпирического уровня:
- наблюдение
- интервью
- анкетирование
- опрос

Собеседование
- тестирование
- фотографирование
- счет
- измерение
- сравнение

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

Эксперимент
- лабораторный опыт
- анализ
- моделирование
- исторический
- логический
- синтез
- индукция
- дедукция
- гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Примеры записи методов исследования:

Пример 1.
Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.

Пример 2.
Методы исследования:

1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Пример 3.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.

Пример 4.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.

Пример 5.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- опрос школьников;
- проведение замеров массы рюкзака;
- анализ полученных данных.

Пример 6.
Методы исследования:
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.

В различных отраслях некоторые методы исследования могут иметь свои особые названия:
Пример 7.
Методы исследования:
1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.
2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.
3. Метод фотографирования.
4. Анализ полученных данных.

Есть такая наука - лингвострановедение называется. Этим мы в школе и занимаемся при подготовке проектов и исследовательских работ: поэтому ваш 7-классник имеет полное право готовить исследовательскую работу на русском языке, на ино в 7 кл. он intermediate не расскажет (даже в спецшколах таких требований нет). Объясните завучу, что "работа по английскому" - это иняз, 3 курс. Я имею в виду, на английском языке. Это в курс средней школы не входит.

А о языке, но на русском - пожалуйста. Например:
1. Использование прилагательных в сравнительной и превосходной степени в рассказе "...." такого-то автора как один из способов раскрытия характера героя.
Тяжеловесное название, но смысл понятен: читаем на английском, а вот работу пишем на русском.
2. Сленг в песнях группы "..." как показатель современной молодёжной субкультуры.
Название можно подчистить, но работа будет на русском языке, а песни -то по-английски! Поэтому - использование языка как на ладони!

Есть ещё лингвокультурология. Тоже можно одним боком сюда для завуча приписать.

моя коллега работала с девочкой по теме замки, только Шотландии. Наш зануда завуч сказал "Работа по истории или географии, но никак не по английскому"(наверное минус, что работа еще была представлена на русском, хотя ребенок в 7 классе). уже устали бороться с его непробиваемостью, поэтому и решила обратиться к коллегам, может свежии идеи подкинут.

Навскидку про темы исследовательских работ.

1. Что в имени тебе моём ... (о самых популярных именах Британии, России, Америки; самые популярные имена в школе, вашем населённом пункте - это практическая часть; были когда-либо эти имена популярны ранее и почему, какие имена русским чаще всего даются в зарубежных современных книгах и фильмах и пр.) Самая что ни на есть исследовательская работа. Коллега из соседней школы представляла подобную тему пару лет назад, заняла призовое место в городе.
Но вы то с ней далеко живёте, да и даю вам только идею, наполнение-то ваше!

2. Замки Британии (здесь тоже можно наскрести на добротную работу).
3. Полиглоты (мы в этом году делали). Для исследовательской работы - вообще поле непаханное!

темы исследовательских на 2008-2009 уч.г. (предложенные завучу)
начальная школа (для 4 классов):
1. сравнение русских и английских сказок
2. английские праздники
3. мое любимое домашнее животное.
4. тайны лох-несского чудовища(первая исследовательская от начальной школы). первые три забраковал.
средняя школа:
1. приметы и суеверия великобритании и россии.
2. традиции, обычаи и люди шотландии.
3. генрих 8 и шесть его жен. (работа была отправлена на всероссийский конкурс исследовательских работ "портфолио")
4.животные в английских пословицах и поговорках и их русские эквиваленты.
в остальных он не увидел предмета для исследования.

СОДЕРЖАНИЕ: 12 июня 1965 года британская Королева Елизавета II вручила Джону, Полу, Джорджу и Ринго одну из самых почетных государственных наград - Орден Британской империи - за вклад в развитие британской культуры и ее популяризацию по всему миру. Королева, видимо, знала, о чем говорила, поскольку музыка «Битлз» в то время была самым продаваемым британским товаром во всем мире.