Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N13. Консультация для родителей «Польза рисования Консультация для родителей в доу по рисованию


ГБДОУ «Детский сад № 91 комбинированного вида»

Консультационный центр

Выполнила воспитатель

высшей категории

Коршунова Е.В.

Севастополь

Консультация для родителей «Рисование нетрадиционными способами»

Выполнила воспитатель высшей категории Коршунова Е.В.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель, тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности.

Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.

Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами. Мыльными пузырями, разбрызгиванием т. д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?

Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект –Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё! ».

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения.

Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении.

Любят дети рисовать и… мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания.

А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями…

Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.

Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.

Зачем и почему рисуют наши дети? Да потому, что изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

Но, обучая ребенка рисованию, не следует переусердствовать. Не стоит постоянно заставлять ребенка рисовать. Необходимо создать у него положительную мотивацию к рисованию, желание быть творцом.

Обобщая свой опыт работы с детьми в этом направлении, я могу с уверенностью сказать, что наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Уважаемые родители! Предлагаю Вам познакомиться с необычными техниками рисования. Ваш ребенок получит массу удовольствия и расширит свои возможности, если вы будете предлагать ему новые, необычные материалы и техники для изобразительного творчества.

Веселые брызги

Попробуйте сначала сами, а потом покажите ребенку, что нужно делать. Набираете полную кисть краски, держите ее над бумагой, а другой рукой ударяете по кисти. Так можно получить интересный фон для будущего рисунка. А можно еще до разбрызгивания положить на бумагу шаблоны - фигурки, вырезанные из картона. Например, силуэты звезд, полумесяца, цветов, листьев, зверюшек. Получившиеся "белые пятна" можно оставить пустыми или раскрасить.

Отпечатки листьев

На прогулке соберите вместе с ребенком листья самых разнообразных форм. Дома разведите в бумажных стаканчиках краски так, чтобы они были достаточной густоты. Покрывайте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой или скалкой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось. Может быть, придется сначала немного потренироваться, а потом ребенок сможет составить целую композицию из отпечатков листьев.

Отпечатки пальцев

Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Конечно, краску нужно взять легко смывающуюся, например гуашь. С акварелью узоры из отпечатков получатся не такими контрастными и выразительными. Начать можно с простых изображений - цветок, кисть винограда. А необходимые детали можно потом дорисовать карандашом.

Каракули

Вместе с ребенком по очереди рисуйте на листке бумаги прямые и кривые линии, пересекающие друг друга. Затем можно закрасить участки, ограниченные этими линиями, карандашами или фломастерами разного цвета, заполнить их штрихами, крапинками, клеточками.

Картофельные штампы

Разрежьте пополам сырую картофелину и на месте среза вырежьте простой рельеф - цветок, сердечко, рыбку, звездочку. Пропитайте краской штемпельную подушечку и покажите ребенку, как нужно делать отпечатки. Если нет специальной подушечки, можно взять кусок губки или наносить краску прямо на поверхность среза. Если заготовить несколько разных штампов, малыш сможет с их помощью создавать даже сюжетные картинки или изготовить прекрасную оберточную бумагу для подарка. Это занятие - хороший предлог познакомить ребенка с различными геометрическими формами: кругом, квадратом и т. д.

Рисование губкой

Вам понадобится несколько губок - для каждого цвета отдельная. Сначала попробуйте сами: обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями. Освоите новую технику сами - научите малыша.

«Близнецы»

Этим вы, конечно, сами не раз занимались в детстве. Остается только показать своему малышу, как это делается. Лист бумаги складываем пополам, на одной стороне листа рисуем красками или просто наносим пятна, кляксы, затем накрываем рисунок второй половиной листа, слегка проводим сверху рукой. Можно использовать несколько цветов, можно добавить немного блесток. Раскрываем - что получилось: бабочка, диковинный цветок. Прекрасное занятие для развития воображения.

Закрашивание рельефов

Берем лист бумаги, подкладываем под него монетку, закрашиваем сверху мягким карандашом или восковым мелком. На бумаге проявляется рельеф. Можно найти любые другие твердые поверхности с интересной фактурой: листья с толстыми прожилками, кора деревьев, вышитая крестом скатерть, металлический значок. - просто посмотрите вокруг. Это не только увлечет ребенка, но и поможет развить его тонкие ручные навыки.

Использование нетрадиционных методов может привить детям желание рисовать, сделать ребенку занятие интересными и познавательными.

Не ждите от ребенка шедевров: цель любой изобразительной деятельности - получить удовольствие. Не увлекайтесь критикой, даже справедливой, иначе рискуете отвратить малыша от этого занятия. Но старайтесь и не захваливать, иначе он перестанет воспринимать похвалы всерьез.

Консультация для родителей по ИЗО «Роль рисования в развитии старшего дошкольного возраста»

Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру.

Для старших дошкольников рисование не просто забава, но еще и труд. Как и любое творчество, рисование требует от человека увлеченности, упорства, умение сосредоточить свои силы и внимание на том, что делаешь.

Ребенок старше 5 лет способен выдерживать длительную нагрузку, становится организованным, учится планировать свою работу. Он может решать художественные задачи, начинает чувствовать цвет, форму, размер, фактуру материала, вырабатывает точность движения руки, координацию ее действий со зрением и слухом.

Во время занятий рисованием ребенок развивает мелкую моторику руки, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. Благодаря рисованию, у дошкольников формируется связная речь.

Для всестороннего формирования навыков по рисованию у детей, в нашем детском саду проводятся различные виды занятий: предметное рисование, с натуры, тематическое рисование, по представлению, сюжетное рисование, декоративное.

К сожалению, многие родители считают рисование несерьезным делом и односторонне заменяют его чтением, компьютерными играми, или другими, с их точки зрения, нужными занятиями.

Однако мы считаем необходимым навыки, полученные на занятиях в детском саду, закреплять дома.

Советы родителям

Желательно чтобы в распоряжении детей, всегда были на видном месте материалы и принадлежности для рисования. Дети смогут повторить рисунок, который выполняли на занятии по изо деятельности в детском саду, что-то дополнить, изменить в лучшую сторону, повысив свою самооценку.

Предложите ребенку изобразить свое настроение в красках, свои обиды и радости, впечатления за день, и вы заметите, как улучшится его самочувствие, он более станет спокойным.

При рисовании, обращайте внимание на адекватное использование цвета. Если в рисунке присутствует много темных, черных цветов – пообщайтесь с ребенком, поинтересуйтесь его проблемами на данное время, почему именно эти цвета он использовал в работе. Быть может, за этим скрываются психологические проблемы, зажимы, обиды, или негативное к нему отношение сверстников или в семье.

Таким образом, рисование не только обучает тем или иным навыкам, развивает творческие способности и эстетический вкус ребенка, а также раскрывает его как личность, помогая решить задачи психологического характера, выразить свое отношение к окружающему миру, быть более успешным в социуме, уверенным и активным.

Организация рабочего места

Чтобы вашему ребенку было удобно заниматься творчеством, организуйте ему рабочее место, соответствующее, росту дошкольника, достаточное освещение.

Дошкольникам, которым в следующем году предстоит идти в школу, лучше купить альбом с плотными листами. Пусть ребенок учиться рисовать на бумаге данного формата, так он будет уверенней себя чувствовать на уроках в школе. Приобретите мягкие цветные карандаши, яркие краски, кисти разных размеров.

От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без внимания то, как ребенок держит карандаш или кисть, это может сказаться на подготовке к школе. Его рука не должна быть напряжена, а кисть жестко фиксирована. Занимаясь рисованием, важно иметь возможность раскованного, свободного движения.

Обратите внимание на осанку ребенка. Чтобы не утомлять позвоночник, не позволяйте заниматься творчеством в течение длительного времени. Делайте динамические паузы. И не забывайте - лучший отдых, это смена занятия.

Надеемся, что наши советы помогут вам в развитии творческих способностей вашего ребенка!

Рисуют дети на стекле

Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, -

Такого нет еще на карте.

В руках мелки, карандаши...

Детишки - маленькие маги

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге!

Татьяна Щербакова.

Дорогие родители!

Приобретите Вашему ребенку краски, мелки, фломастеры, пластилин, цветную бумагу, ножницы, клей! Пусть он и дома может свободно заниматься творчеством. И не надо бояться, что все запачкает красками, пластилином и клеем. Для этого просто нужно организовать рабочее место и выделить свободных 20-30 минут. Даже когда Вы готовите ужин или читаете газету – пусть ваш ребенок рядом занимается творчеством.


Цикл консультаций для родителей

по развитию художественных способностей дошкольников.

1.Консультация «Изостудия дома»

Уважаемые родители!

Для того, чтобы ваш ребёнок мог свободно заниматься в домашних условиях и использовал полученные в детском саду знания, умения и навыки необходимо подготовить рабочее место.

Стол, соответствующий росту ребенка, накрытый клеёнкой,

С левой стороны от стола должно находиться окно или же стоять настольная лампа (рисуя, ваш ребёнок должен видеть весь лист цели-ком, тень не должна падать на бумагу),

Рабочей одеждой может служить фартук или же старая папина рубашка,

Художественные материалы и инструменты:

Альбомные листы, ватман или обои

Беличьи или колонковые кисти №2 и №8-10

Баночка для воды «Непроливашка»

Простой карандаш

Цветные карандаши

Фломастеры

Акварель медовая, гуашь

Материалы для нетрадиционных техник рисования можно изготовить самим или же использовать другие подручные средства:

Зубчатая пластмассовая расчёска и зубная щётка.

Заострённые берёзовые веточки (стеки).

Питьевые трубочки (соломинки).

Печатками могут служить разрезанные стирательные резинки, печатки из пенопласта (цветы, листья, геометрические формы и мн.др.), подойдут и засушенные листья, пуговицы.

В качестве тампончиков подойдут ватные палочки.

Многое зависит от Вашего участия и творчества. Помогайте ребенку, учите его, развивайте художественные способности. И пусть ваши дети проявляют свои способности и развиваются вместе с вами.


Успехов вам в творчестве!



2. Консультация «Уроки рисования»

С самого начала, когда ребенок садится рисовать, необходимо приучать его сидеть правильно: прямо, не наклоняясь над столом слишком сильно, рисовать правой рукой, левой придерживать лист бумаги. Вначале малышу недостаточно одних словесных указаний («сядь прямо»), он еще не умеет контролировать свои действия. Ему необходимо помочь правильно сесть, положить правильно руки (обе руки до локтя опираются на стол). Мышцы ребенка еще очень слабы, особенно разгибатели, поэтому очень скоро он начнет склоняться ниже над столом, может опустить руки, забудет придерживать листок, и снова нужно поправить позу.

Делать это надо мягко, не раздражаясь. Обычно для большинства детей на последующих занятиях достаточно одного словесного напоминания. Если же ребенок не может сесть правильно и после напоминания, надо поправить ему спинку и руки. Если этого не делать, у него может закрепиться привычка сидеть неправильно.

Причиной усталости и неправильной позы может служить также долгое сидение детей в одном положении. Поэтому важно следить за разнообразием их деятельности. Не нужно затягивать рисование больше, чем на 15—20 минут. Даже если ребенок очень увлечен, он утомляется от однообразия действий, от необходимости сидеть в одинаковой позе. Нужно отвлечь малыша, предложить ему что-то посмотреть, подойти к окну или к игрушкам. После небольшого перерыва он вновь может вернуться к рисованию.

Иногда можно рисовать и стоя, и в этом случае надо следить, чтобы малыш не искривлял спинку, не наклонялся низко к листу.

Если кто-либо из близких умеет мастерить, он может сделать неболь-шой мольберт, за которым маленький ребенок может рисовать стоя. Рисовать за мольбертом удобно, весь лист бумаги находится перед глазами, изображения хорошо видны, можно стоять прямо, не наклоняясь. Мольберт не следует использовать для детей моложе 2,5-3 лет. В этом возрасте давать детям лучше не альбомы, а отдельные листочки. Малышу на них рисовать удобнее.

Очень важно с первых занятий научить ребенка правильно брать фломастер, кисть, карандаш: тремя пальцами, большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Надо следить, чтобы малыш не слишком сильно сжимал карандаш пальцами, так как это приводит к перенапряжению руки, скованности движений, слабые пальцы ребенка могут не удержать карандаш, и он выпадет из рук. Поэтому во время занятия малыша надо следить за тем, как ребенок держит карандаш, кисть, фломастер и действует ими. Этот навык вырабатывается и закрепляется очень медленно Постепенно рука ребенка окрепнет, и правильная хватка закрепится. Если же не следить за этим, ребенок так и будет держать карандаш, кисть в кулачке, у него долго не сформируется правильный навык.

Кроме фломастеров, карандашей, красок, можно давать малышам для рисования дома и цветные восковые мелки, и пастель. Эти материалы мягки, дают приятную широкую фактурную линию. Они хорошо ложатся на бумагу, и ребенку нравится ими рисовать. Но давать их нужно тем детям, которые немного освоили рисование, умеют правильно держать фломастер, хорошо им пользуются.

Когда предлагают малышу для рисования мелки, пастель, следует предупреждать его, что цветные палочки очень хрупки, пользоваться ими нужно аккуратно, не нажимать сильно на бумагу. Палочки надо держать так же, как и карандаш, тремя пальцами, не близко к концу, которым рисуешь. Порисовав мелком, его надо уложить в коробку, на место, не класть на стол - он может упасть и сломаться. Мелки, пастель, карандаши - все, чем дети рисуют, нельзя бросать.

Наряду с рисованием на бумаге полезно ребенку разрешить рисовать палочкой на песке, на земле, мелом на грифельных досках, на асфальте. Все это тренирует руку и глаз детей, способствует развитию зрительного контроля за движением, укрепляет рисовальные движения, делает их более уверенными, смелыми. Такое рисование развивает и воображение ребенка: снова и снова он переживает виденное, пытается воплотить его в рисунке, и каждый раз это получается по-разному. Поэтому, когда есть возможность, нужно поощрять подобное занятие, приобрести коробочку цветных мелков, брать на прогулку слегка заостренную, не очень толстую палочку не менее 20 см длиной.

Конечно, малыш не умеет еще управлять своей рукой. Это умение вырабатывается лишь постепенно в процессе рисования. Он может выйти за пределы листа, провести линии по столу. Не надо на него сердиться. А чтобы ребенок не портил стол, можно подложить на это время клееночку или больший но размеру (чем лист для рисования) лист картона, напомнить ему, чтобы не размахивал рукой очень сильно, не выходил за пределы листа бумаги. В этот период рисования детям можно давать обычную писчую бумагу, даже оберточную, только не мятую, аккуратно нарезанную. Бумага должна быть разной: прямоугольник, круг, полоса и т. п.

Для рисования карандашами давать лучше небольшие листочки. Тонкие карандашные линии будут теряться на большом листе. Если ребенок заполнит лист рисунком, можно предложить ему другой. Для рисования красками, фломастером, цветными восковыми мелками нужны листы побольше.

Целесообразно подписывать дату выполнения рисунка. Это может оказаться полезным, если нужно проследить, как малыш овладевал рисованием. Нужно приучать детей аккуратно использовать бумагу: не мять ее, не рвать, а после рисования складывать в определенное место.


3.Консультация на тему

"Аппликация помогает ребёнку развиваться".


Уважаемые родители!

Ваш ребёнок подрос? Ему уже больше двух лет? Вы видите, как он изменился, повзрослел, поумнел? И Вы, несомненно, рады этому. Ведь в этом немало Вашей заслуги!

Вы часто гуляете с ним, общаетесь, играете? У Вашего малыша, наверно, есть любимые игрушки: плюшевые медвежата, зайцы, заводные машины, красивые куклы? Но иногда Вы замечаете, что игрушки не увлекают ребёнка? Мало того, он становится раздражительным, начинает капризничать, не подчиняется Вам?

Причин такого поведения может быть несколько.

Но одна из них - это то, что ребёнок этого возраста отличается исключительной познавательной активностью. И он уже не может в силу особенностей возраста ограничиваться игрушками, предметами, действиями с ними. Ему, как воздух, необходима другая деятельность.

Какая? Продолжительные исследования учёных последних лет доказывают, что дети первых лет жизни способны к раннему обучению. И это объясняется тем, что у этих детей в коре головного мозга много так называемого незанятого поля, поэтому путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого результата и более раннего формирования тех или иных функций мозга.

В первую очередь рекомендуется развитие таких способностей, как воспроизведение, умение смотреть, сравнивать, различать, сопоставлять. Игры и упражнения с готовыми плоскими и сюжетными формами помогут справиться с этой задачей. Речь идёт об обыкновенных силуэтных изображениях предметов, которые используются в аппликации. Как Вы понимаете, надо начинать с самого простого.

Рекомендуем Вам взять в руки цветной картон или бумагу, ножницы. Вырежьте различные формы и изображения: круги, овалы, листья разной формы, яблоки, груши, машины, зверей. Как только материал готов, можно приступать к занятиям. Но для начала предложите ребёнку размять ладошки, пальчики. Здесь Вам могут помочь следующие игры.

1."Весёлые брызги" - встряхивание и расслабление кистей рук в различном ритме, имитирующие разбрызгивание капель воды.

2."Пальчики стучат" - выстукивание пальчиками одновременно всеми или поочерёдно по любой твёрдой поверхности.

3."Узнай предмет" - ребёнку предлагается с помощью пальцев рук "уга-дать" предметы, игрушки с ярко выраженными деталями.

4."Пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца.

5."Торопливый жучок" - пальцы рук быстро передвигаются по поверхности стола.

5."Сорока - Белобока" - текст известного детского стишка сопровождается движениями пальцев рук. Данные упражнения развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, создают хорошее настроение.

Далее предложите ребёнку поиграть с "Волшебными картинками" . Но непременное условие - Вы и Ваш ребёнок должны быть в хорошем настроении. Я предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов игр в "Волшебные картинки".

"Помоги яблоку найти свою половинку".

Игра научит ребёнка собирать целое из частей, присоединять части друг к другу, поможет стать более целеустремлённым, настойчивым. Материал: вырезанные из разноцветного картона и разрезанные на две половинки силуэты яблок, отличающиеся друг от друга конфигурацией, величиной, цветом. Все части Вы перемешиваете, а ребёнку предлагаете составить из половинок целые яблоки. Как только ребёнок научится достигать положительного результата, можно сменить материал. Это могут быть плоскостные изображения домиков, варежек, листиков и т. д.

"Воздушные шары на ниточках".

Игра научит присоединять части друг к другу, повысит точность движений руки. Материал: вырезанные из картона разноцветные шары овальной и круглой формы жёлтого, зелёного, красного, синего цветов разных размеров; карточки с наклеенными ниточками соответствующих цветов. Ребёнку предлагается "привязать" шары к ниточкам - сначала приложить друг к другу, а потом с Вашей помощью приклеить. Позже можно "привязывать" верёвочки к машинам, резиночки к варежкам и т.д.

Попутно с этими играми или позже можно учить ребёнка выполнять упражнения, с ориентировкой на натуру, иначе говоря, работать с образцом. "Волшебные картинки" нам в этом помогут.

"Найди сестрёнку".

Игра способствует развитию зрительного восприятия, а также умению анализировать заданный образец. Воспитывает внимание и произвольность действий. Материал: несколько плоскостных изображений пирамидок разной формы и конфигурации. Каждая пирамидка в двух экземплярах. Перед ребёнком выставляется пирамидка. На столе лежат остальные, в том числе двойник образца. Ребёнку предлагается найти такую же, как "сестрёнка". Таким же образом можно искать коврики, машинки, неваляшки, домики и т. д.

Как видите, это несложные упражнения. И ребёнок в состоянии с ними справиться если не сейчас, то немного позже. И не при вашем участии, а как-нибудь совершенно независимо от Вас. Ведь есть же фабричные игры "Собери картинку" или "Волшебные кубики".

Но помните, чем раньше Вы начнёте играть с ребёнком с готовыми формами, тем больше шансов у ребёнка стать целеустремлённым, тем быстрее ребёнок сможет научиться осознавать свои действия, тем быстрее у него повысится произвольность и координированность движений руки, разовьётся мелкая мускулатура пальцев.

Успехов Вам и Вашему малышу!

Елена Бабаева
Консультация «Нетрадиционное рисование»

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности : в игре, в рассказах, в рисовании , в лепке и т. д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать :

- рисование пальчиками

- рисование ладошками

Печать из ниток

Печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать :

Отпечатки-картинки

Печать пластилином

Масляная пастель + акварель

Отпечатки листьев

Рисунки из ладошки

- рисование ватными палочками

Волшебные ниточки

Монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники :

- рисование мыльными пузырями

- рисование мятой бумагой

- рисование солью

Кляксография

Пластилинография

Граттаж

Фроттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

РИСОВАНИЕ ЗАБАВНЫМИ ОТПЕЧАТКАМИ

1. Штампики из пластилина

Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

Материалы : 1. Пластилин 2. Карандаш 3. Краска 4. Губка 5. Кисть 6. Бумага 7. Баночка для воды

2. Штампики из ниток

Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.

Материалы : 1. Нить шерстяная 2. Основа 3. Краска 4. Кисть 5. Бумага 6. Баночка для воды

3. Картинки-отпечатки

Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

Материалы : 1. Пенопластовая форма 2. Карандаш 3. Краска 4. Кисть 5. Бумага 6. Баночка для воды

4. Отпечатки «листики»

Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Материалы : 1. Листик 2. Краска 3. Кисть 4. Бумага 5. Баночка для воды

5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком

Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать . Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

Материалы : 1. Овощ/фрукт 2. Краска 3. Кисть 4. Бумага 5. Баночка для воды

РИСОВАНИЕ РУКАМИ

1. Рисуем ладошками

Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками . Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.

Материалы : 1. Пальчиковые краски 2. Бумага 3. Кисть 4. Баночка для воды

2. Рисуем пальчиками

Можно рисовать и пальчиками , оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Материалы : 1. Пальчиковые краски 2. Бумага 3. Карандаш/Фломастер 4. Баночка для воды

РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ

Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Материалы : 1. Соль 2. Краска 3. Кисть 4. Бумага 5. Баночка для воды

КЛЯКСОГРАФИЯ

Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье : силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали : листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

Материалы : 1. Акварель 2. Трубочка 3. Кисть 4. Бумага 5. Баночка для воды

НИТКОГРАФИЯ

Техники рисования при помощи «волшебной ниточки» . Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

Материалы : 1. Нить 2. Краска 3. Бумага 4. Баночка для воды

РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.

Принцип данной техники прост : ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован .

Материалы : 1. Ватные палочки 2. Краска 3. Бумага 4. Баночка для воды

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ

«ЧЕМ МОЖНО РИСОВАТЬ»

Уважаемые родители!

Сегодня мы познакомимся с развитием моторики рук у детей в различных видах деятельности. Навыки тонкой моторики способствуют развитию речи и мышления ребенка; подготавливают руку к письму в школе; помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет; выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее; способствуют повышению самооценки ребенка, потому что у него получается выполнение задуманного.

Тема этой консультации – рисование, но рисование необычное.

Давайте вместе с вами подумаем, чем можно рисовать?

Первое, о чем все подумали – цветные карандаши, фломастеры, краски.

Да, действительно, рисовать можно цветными карандашами, фломастерами, красками, но не только. Рисовать можно разными инструментами - кисти, ватные палочки, пальцы рук, печати, бумага, растения, ткань, нитки, клеенка, поролон; и разными материалами - краски, карандаши, фломастеры, мелки, крупа, клейстер, цветная бумага.

Дети очень любят рисовать, да и взрослые, думаю, тоже. Стоит только попробовать.

Для детей главное не получение изображения, а сам процесс рисования, так что не ругайте ребенка, если он увлекся и забыл, что собирался изобразить.

Особенно детям нравятся рисовать красками: проводить на бумаге различные линии, смешивать их, брызгать, трогать руками.

У многих наших ребят слабо развита моторика руки и зрительно-двигательная координация, поэтому трудно выполнить задуманное изображение. A когда не получается, то и продолжать не хочется.

Поэтому хочу вам предложить познакомиться с некоторыми техниками рисования, которые не требуют от детей высокого уровня развития изобразительных навыков и в тоже время они развивают моторику рук. A так же они необычны и интересны.

Но сначала подготовим рабочее место.

Для работы с мелками и карандашами не требуется специальной подготовки.

Для работы с красками понадобится:

Большая клеенка на стол;

Кисточки, ватные палочки или другие инструменты - в зависимости от выполняемой техники;

Подставка для кисточки;

Емкость с водой около 1 литра, лучше прозрачная;

Тряпочка или бумажные салфетки для промакивания кисточки и вытирания рук;

Бумага для рисования, лучше плотная;

Краски гуашевые или акварельные, тушь или другие материалы.

Рабочее место готовится в зависимости от выполняемой техники.

РАЗДУВАНИЕ ТУШЬЮ:

«Осеннее дерево», «Осенний букет», «Рябина», «Веточка в вазе» и т.д.

Для работы понадобятся: тушь, лист бумаги, кисть, кусочки жесткой бумаги, трубочки для раздувания (от ручки, фломастера и др.), емкость c водой, подставка для кисточки, салфетки или тряпочка, клеенка на стол, гуашь.

На сухой бумаге надо сделать тушью кляксу в центре или в нижней части листа, и раздуть ее из трубочки снизу вверх. Когда тушь высохнет, детали можно нарисовать гуашью мятой жесткой бумагой (смять небольшие кусочки жесткой бумаги, макнуть в гуашь и прикладывать к изображению, для разных красок использовать чистый кусочек бумаги) или кистью.

ПЕЧАТЬ РАСТИТЕЛЬНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ:

«Ветка рябины», «Цветы в вазе», «Листопад», «Осенний букет» и т.д.

Для работы понадобятся: клеенка на стол, лист белой бумаги для рисования, гуашь, подставка для печати (небольшие тонкие листы бумаги или газеты), палочка, широкая кисть или губка с зажимом, не сухие листья растений для печати, емкость с водой, салфетки или тряпочка для вытирания рук.

Взять лист растения и на подставке промазать его густо гуашью с помощью широкой кисти, затем прокрашенной стороной положить листик на бумагу, сверху на него положить тонкую бумагу (газету), чтобы прикрывала полностью листик, и прогладить или прижать ладонью, затем убираем тонкую бумагу и листик за черенок. Если краски достаточно, можно еще раз отпечатать этот же листик. Детали можно дополнить аппликацией, нарисовать пальчиком, палочкой или другими инструментами.

ПЕЧАТЬ РЕЛЬЕФНОЙ ТКАНЬЮ, БУМАГОЙ:

«Тучка и дождик», «Солнышко», «Гриб», «Домик», «Машина» и т.д.

Для работы понадобятся: тонированный лист бумаги, клеенка на стол, подставка для печати, небольшие тонкие листы бумаги для печати, широкая кисть для печати и тонкая или средняя для рисования, подставка для кисточек, емкость с водой, силуэт предмета из рельефной ткани или бумаги, гуашь, салфетки или тряпочка.

Нужно промазать силуэт из рельефной ткани или бумаги гуашью, и приложить прокрашенной стороной на лист бумаги, сверху положить тонкий лист бумаги и прогладить рукой, убрать тонкий лист и силуэт, на листе отпечатывается изображение. Дополнить изображение кистью или другими инструментами.

РИСОВАНИЕ ВАТНОЙ ПАЛОЧКОЙ:

«Снег идет», «Тучка и дождик», «Солнышко», «Цветы», «Узоры на одежде» и т.д.

Для работы понадобятся: лист белой бумаги, цветная гуашь, простой карандаш, ватные палочки для рисования, подставка для палочек, клеенка на стол, салфетки или тряпочка.

Сначала нужно нарисовать простым карандашом, цветным карандашом или тонкой кисточкой красками контурное изображение. Затем макать ватную палочку в краску и примакивать палочку с краской вертикально к контуру, не торопясь, аккуратно, располагая пятнышки рядом друг с другом. Можно раскрасить пятнышками только контур, а можно и все изображение. Ватной палочкой можно также проводить тонкие линии.

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОМ:

«Цветок», «Яблоки на яблоне», «Солнышко» и т.д.

Для работы понадобятся: лист белой бумаги, простой или цветные карандаши, гуашь, клеенка на стол, емкость с водой, салфетки или тряпочка для вытирания рук.

Сначала нужно нарисовать простым или цветными карандашами контурное изображение предмета. Затем макать пальчик в краску и примакивать к нарисованному контуру, располагая пятнышки рядом друг с другом. Можно раскрасить пятнышками только контур, а можно и все изображение.

РАССКРАШИВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ:

«Снег идет», «Осеннее дерево», «Листья на деревьях», «Мишка», «Травка» и т.д.

Для работы понадобятся: лист белой бумаги, цветная гуашь, простой карандаш, небольшие (около 3см) кусочки жесткой смятой бумаги, кисточка для рисования, подставка для кисточки, емкость с водой, клеенка на стол, салфетки или тряпочка. Сначала нужно нарисовать простым карандашом или краской контурное изображение. Затем макать в краску кусочки мятой бумаги и примакивать к контуру, располагая пятнышки рядом друг с другом. Для каждого цвета нужно брать чистый кусочек бумаги. Также можно раскрасить и середину контура - пятнышками. Получается «пушистое» изображение.

РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ И АКВАРЕЛЬЮ:

«Осеннее дерево», «Одуванчики в траве», «Петушок», «Кораблики» и т.д.

Для работы понадобятся: плотный лист белой бумаги, клеенка на стол, акварельные краски, широкая кисть или губка, подставка для кисти или губки, тряпочка или салфетки, восковые мелки.

На плотном листе белой бумаги надо нарисовать изображение предмета восковыми мелками, прокрашивая изображение с нажимом и стараясь не оставлять просветов. Затем прокрасить весь лист акварельными красками (фон) широкой кистью или поролоновой губкой по восковым мелкам. Акварельная краска стекает с восковых мелков, не закрашивает их.

РИСОВАНИЕ МЕТОДОМ ТЫЧКА:

«Животные», «Осеннее дерево», «Зимний лес» и т.д.

Для работы понадобятся: листы белой бумаги, простой карандаш, цветная гуашь, жесткая кисточка для рисования методом тычка и тонкая мягкая для дорисовывания деталей, подставка для кисточек, клеенка на стол, емкость с водой, салфетки или тряпочка для кисточек.

Сначала нужно нарисовать простым карандашом или тонкой кисточкой краской контурное изображение. Затем раскрасить изображение методом тычка жесткой кистью густой гуашью (кисть держать вертикально по отношению к листу бумаги, краску набирать на кончик кисти, тыкать кисточкой по готовому контуру). Мелкие детали можно дорисовать тонкой кистью.

РИСОВАНИЕ ГУАШЬЮ C МАНКОЙ:

«Овощи», «Фрукты», «Животные», «Гриб» и т.д.

Для выполнения работы понадобятся: гуашевые краски, манка, листы плотной белой бумаги, можно использовать трафареты, емкость с водой, баночки, ложечка, палочка на подносе для смешивания гуаши с манкой, тонкая мягкая и жесткая среднего размера кисточки для рисования, подставка для кисточек, клеенка на стол, салфетки или тряпочка для кисточки.

На листе бумаги надо нарисовать карандашом или гуашью тонкой кистью контурное изображение предмета, смешать манку и гуашь нужных цветов, раскрасить контурные изображения можно обычным способом или методом тычка.

РИСОВАНИЕ ДВУМЯ ИНСТРУМЕНТАМИ:

«Дождь», «Дорожка», «Волны», «Травка», «Узоры» и т.д.

Для работы понадобятся: лист бумаги, два фломастера или мягких цветных карандаша двух цветов, которые плотно соединены между собой скотчем на одном уровне.

Этим инструментом (двумя, соединенными вместе, карандашами или фломастерами) можно рисовать вертикальные, горизонтальные, наклонные или волнистые линии. Инструменты при работе надо держать перпендикулярно листу бумаги.

РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ ЧЕРЕЗ ТРАФАРЕТ:

«Дождь идет», «Самолет», «Кораблик», «Лес», «Улица города» и т.д.

Для работы понадобятся: лист картона, лист тонкой белой бумаги, скрепки, трафареты - высушенные плоские растения, рельефная бумага или ткань и др., восковые мелки.

На листе картона нужно выложить различные плоские трафареты, стараясь оставлять расстояния, положить сверху тонкий лист белой бумаги (можно скрепить тонкий лист и картон скрепками). Затем проводить боковой стороной воскового мелка по бумаге в одном направлении, равномерно раскрашивая весь лист. На тонком листе остаются видны силуэты от трафаретов.

РИСОВАНИЕ АКВАРЕЛЬЮ ПО ТУШИ:

«Грузовик», «Сказочный домик», «Фрукты», «Овощи», «Платочек» и т.д.

Для работы понадобятся: плотные листы белой бумаги, тушь одного или нескольких цветов, небольшие емкости для туши, клеенка на стол, кисточки: тонкая для туши и средняя для акварели, акварельные краски, подставка для кисточки, емкость с водой, тряпочка или салфетки для вытирания кисти.

Сначала нужно нарисовать на листе плотной бумаги контурное изображение предмета тушью (одним или разными цветами) тонкой кисточкой. А когда тушь высохнет, раскрасить контур акварельными красками соответствующих цветов – тушь не растекается.

РИСОВАНИЕ ЦBETHЫM КЛЕЙСТЕРОМ:

«Домик», «Морозные узоры на стекле», «Красивая салфетка», «Одежда» и т.д.

Для работы понадобятся: листы белой плотной бумаги, простой карандаш, тонкая палочка, мягкая кисть среднего размера, баночки с цветным клейстером (смешать немного гуаши и клейстер), гуашь, подставка для кисточек, клеенка на стол, емкость с водой, бумажные салфетки.

Надо нарисовать простым карандашом или кисточкой краской контурное изображение. Раскрасить изображение цветным клейстером. Пока цветной клейстер не высох, можно дорисовать узоры тонкой палочкой. Мелкие детали можно дорисовать тонкой кистью краской.

РИСОВАНИЕ БРЫЗГАМИ C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАФАРЕТА:

«Самолет», «Облака», «Зайчик», «Снеговик» и т.д.

Для работы понадобятся: листы белой бумаги, цветная гуашь, жесткая кисточка для рисования брызгами и фломастер или тонкая мягкая кисточка для дорисовывания деталей, подставка для кисточек, клеенка на стол, емкость с водой, салфетки или тряпочка для кисточек и вытирания рук, трафареты.

Сначала нужно положить трафарет на лист бумаги, затем макать кончик жесткой кисточки в гуашь и пальчиком другой руки отгибать и отпускать щетинку на жесткой кисточке, направляя брызги на бумагу. Когда вся бумага покроется равномерным слоем маленьких точек, убрать трафарет. На листе под трафаретом остается непрокрашеное место. Детали можно дорисовать фломастером или тонкой кисточкой.

РИСОВАНИЕ C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПИЩЕВОЙ ПЛЕНКИ И ТРАФАРЕТОВ:

«Котята», «Зайчик», «Самолеты», «Облака», «Снеговик» и т.д.

Для работы понадобятся: плотный лист белой бумаги, клеенка на стол, подставка для печати (можно использовать газету или ненужную бумагу), пищевая пленка для печати немного больше бумажного листа, трафареты, широкая кисть или губка для смачивания пленки и тонкая кисть или ватная палочка для рисования мелких деталей, подставка для кисточек, емкость с водой, гуашь, салфетки или тряпочка для вытирания рук, промакивания кисти.

Сначала надо выложить силуэты на листе. Затем на газете смочить краской (хорошо прокрасить) с помощью губки или широкой кисти пленку. Полиэтиленовую пленку перед началом работы можно смять. Положить пленку сверху на трафарет, чтобы она закрыла весь лист, слегка прижать, подождать пока подсохнет, затем снять пленку и трафареты. Должны получиться «пушистые» силуэты. Мелкие детали можно дорисовать тонкой кистью.

РИСОВАНИЕ ЦВЕТНОЙ ТУШЬЮ ПО МОКРОЙ БУМАГЕ:

«Цветы», «Тучка» и т.д.

Для работы понадобятся: плотные альбомные листы белой бумаги, кисточка для рисования, подставка для кисточки, клеенка на стол, емкость с водой, салфетки или тряпочка для кисточки, цветная тушь в неглубоких емкостях (крышки от пластиковых бутылок), перо для туши или фломастер.

Сначала надо смочить лист бумаги водой с помощью широкой кисти или губки. Затем по мокрой бумаге тушью сделать точки в форме цветка – тушь расплывается по бумаге. Когда изображение высохнет, обвести, дополнить детали тушью пером или фломастером.

РИСОВАНИЕ БУМАЖНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ:

«Яблоня», «Дерево», «Тучка» и т.д.

Для работы понадобятся: листы белой или очень светлой тонированной бумаги; жидкая краска (тушь или разведенная гуашь или акварель); инструменты для рисования: бумажные трубочки трех размеров (небольшие листы плотной бумаги скрутить трубочкой и склеить края) и бумажные уголки по количеству используемых красок (квадрат из плотной бумаги скрутить или сложить в виде конуса), клеенка на стол, подставка для инструментов, бумажные салфетки для рук.

С помощью бумажного уголка жидкой краской надо нарисовать контур предмета. Когда краска высохнет, контур предмета раскрасить таким же инструментом волнистыми линиями или, в пределах контура, отпечатать трубочкой из плотной бумаги, макая в краску только ее кончик (иначе изображение будет растекаться). Можно использовать для разных частей предмета трубочки разного размера.

Попробуйте дома с детьми нарисовать картинки с использованием этих техник и расскажите, что больше понравилось, что лучше получается, и конечно, если возникли еще какие-то интересные идеи, обязательно расскажите о них.

Успехов вам и вашим детям!