Система специальных образовательных услуг. Основные компоненты отечественной системы специальных образовательных услуг. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь


Включает: 1. дошкольное образование детей с ограниченными возможностями такие как:- детский сад компенсирующего вида и компенсирующие группы детсада комбинирующего вида, -группы кратковременного пребывания, - образовательные учреждения для детей дошк. и мл. шк. возраста. В психолого-пед-кой медико-соц. помощи - различные центры: диагностические и консультационные, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-пед. реабилитации и коррекции. - оздоровительные и образовательн. уч-ия санаторного типа (санаторные школы – интернаты, санаторные детдома для детей сирот и оставшихся без попечения родителей), - дошк. отделения (группы) при спец. школах и школах-интернатах (для детей с выраженными отклонениями, программа обучения рассчитана на 2-3 года).2. школьная система выделяют 8 видов спецшкол: спец. обр. учрежд. 1го вида (школа-интернат для глухих детей); 2го вида (для слабослыш. И позднооглохших); 3го вида (для незрячих); 4 вида (для слабовидящих); 5го вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи); 6го вида (для детей с нарушениями ОДА); 7го вида (ЗПР); 8го вида (с УО) . 3. медико-соц. пед-ий патронаж – вид помощи ребенку, родителям, педагогам в решении сложных проблем связанных с выживанием, лечением, обучением, социализацией. МПС патронаж предлагает комплексную реабилитационную помощь ориентированную на семь ребенка с отклонениями в Р. комплексный МСП патронаж осуществляет психолого-пед-й, медико-соц. Учреждениями и службами. Базовой основой МСП патронажа явл. ПМП комиссия (консультация), психолого-медико-соц. Центры, диагнозтические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения. 6. медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь важнейшей составляющей МСП патронажа явл. ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь, от кот. Зависит предупреждение инвалидности и снижение степени ограничения ж/деят-ти и трудоспособн. Под предупреждением инвалидности понимается – осуществление комплекса мер, направленных на профилактику возникновения физич., умственных, психич., и сенсорных дефектов (профилактика 1го уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное временное ограничение или инвалидность (проф-ка 2го уровня). Ранняя диагностика и пед. Помощь явл. Актуальной проблемой в современной коррекционной пед-ке. В настоящее время во всех странах есть программы ранней диагностики и ранней пед. Помощи детям с отклонениями в развитии. Теоретическую базу для этих программ составляют работы Выготского. Программы ранней помощи: в России разработкой программ занимались такие ученые как Мастюкова, Стребелева, Печора, пантюхина и др. В основе работы действ-их в России служб ранней помощи лежит мультидисциплинарный подход к организации практической деятельности и поэтапность формирования коррекционно-пед-ой среды в условиях семьи. Оптимальной ситуацией в развитии ребенка явл. Его пребывание в семье, при условии что родители активно включаются в абилитационный процесс организуемый спец. Службами ранней помощи. В процессе регулярных визитов в семью специалисты службы проводят спец. Занятия с ребенком и обучают родителей, помогают создать условия семью специально развивающую среду, а в случае необходимости связывают родителей соответствующими мед. образоват. Уч-ми, а также корректируют систему семейных взаимоотношений. Становление в нашей стране системы ранней диагностики и ранней помощи происходит через развитие системы медико-психолого-пед. патронажа и осуществляется на базе действующих ПМС центров и ПМП консультаций и служб. В настоящее время в России таких уч-ий работающих по данной программе мало.



9. Дош-ая и школьная сис-ма спец.образования.Проф.ориент.социо-труд.адоптация и т.д. К началу 70х гг. в России существовала следующая сеть ДОУ: ясли-сады, детские сады, дошкольные детдома, дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения. Но в 1995 г. В РФ был пересмотрен закон «об образовании» в нем были внесены изменения. Значительно расширилась сеть обрвзоват. уч-ий для лиц с огранич. возможн. ДОУ обеспечивает воспитание и обучение, уход и оздоровление детей от 2х месяцев до 7 лет. Дети принимаются в ДОУ любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей на основании заключения МПМК (в нем указывается психо-физическое развитие ребенка и рекомендации дальнейших форм обучения). Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детсадах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детсадов комбинированного вида. Воспитание и обучение в этих ДОУ осуществляется в соответствии со специально коррекционно-развивающими программами. Еще один тип это обр-е уч-ие для Д. нуждающихся в психолого-пед.-ой и медико-соц-ой помощи. Это различные центры диагностики и консультирования, психолого-медико социального сопровождения, психолого-пед. Различные оздоровительные образовательные уч-ия санаторного типа – для детей нуждающихся в длительном лечении. Это: санаторные шк.-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей сирот. Школьные системы. Дети с отклонениями в развитии получают образование в соответствии со спец. Стандартами в различн. образоват. уч-иях или на дому. Преимущественно это шк. Интернаты.Санаторные школы для хронически болеющих и ослабленных детей Спец. Школы 1го вида обучаются глухие дети. Спец. Шк. 2го вида обучаются слабослышащие и позднооглохшие.школа имеет 2 отделения: 1. для детей с легким недоразвитием речи, 2 с глубоким недоразвитием.. Спец. Школы 3го и 4го вида для незрячих и слабовидящих (поздноослепших) принимаются Д. 6-7 лет иногда 8-9 лет.. Спец. Школы 5го вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, может иметь 1 или 2 отделения. В 1ом отд. Обучаются Д. с ОНР тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия) и имеющие ОНР с заиканием. Во 2ом отд. Учатся Д. с тяжелой формой заикания, при нормально развитой

3 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Дать определения понятиям: умственная отсталость , олигофрения , деменция , дошкольная олигофренопедагогика , задержка психического развития 2. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 3. Дать определения понятиям: глухие , слабослышащие , позднооглохшие , сурдопедагогика . 4. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 5. Дать определения понятиям: тифлопедагогика , слепота , слабовидение , острота зрения . 6. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 7. Дать определения следующим терминам: нарушение речи , логопедия , дислалия , дизартрия , ринолалия , заикание , тахилалия , брадилалия , афония , дисграфия , алалия , афазия , дислексия , фонетико-фонематическое недоразвитие речи , общее недоразвитие речи . 8. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 9. Дать определения следующим терминам: детский церебральный паралич , моторика , паралич , тремор , атаксия , кинестезия , синкинезия . 10. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 11. Дать определения следующим терминам: аутизм , феномен тождества , синдром раннего детского аутизма . 12. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 13. Дать определения следующим терминам: сложное нарушение , множественное нарушение , слепоглухота . 14. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 15. Разработать презентации на темы: «Образование лиц с нарушением умственного развития»; «Специальное образование детей с трудностями в обучении»; «Педагогическая помощь детям с нарушениями речи»; «Педагогические системы образования лиц с нарушениями речи»; «Специальное образование лиц с нарушениями зрения»; «Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата» 5 КИМ тест 1 1. Система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей называется …… а) реабилитация б) компенсация в) коррекция г) адаптация 2. Замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма называется … а) компенсация б) адаптация в) коррекция г) компенсация 3. Наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью называется ….. а) тифлопедагогика б) сурдопедагогика в) олигофренопедагогика 4. Соотнесите формы психического дизонтогенеза и их типичные примеры. 1) общее стойкое недоразвитие а) органическая деменция 2) задержанное развитие б) психопатия 3) поврежденное развитие в) олигофрения 4) дефицитарное развитие г) ранний детский аутизм 5) искаженное развитие д) задержка психического развития 6) дисгармоническое развитие е) грубые нарушения анализаторных систем 5. Цель коррекционного процесса – а) исправление, ослабление или предупреждение недостатков развития детей б) формирование знаний, умений и навыков в соответствии с содержанием обучения и воспитания в) приобретение опыта и социально значимых качеств 6. Педагогические приемы, применяемые в коррекционном процессе … а) направлены на овладение определенным объемом знаний и навыков б) направлены на организацию приобретения опыта и привитие социально значимых качеств в) стимулируют компенсаторные процессы развития и формирование новых положительных качеств 7. Результатом коррекционного процесса является …. а) овладение определенным объемом знаний и навыков б) формирование обобщенных учебных и трудовых умений, развитие самостоятельности 8. Носителями содержания специального образования являются…. а) учебные программы б) государственный стандарт в) учебники г) учебное расписание д) учебное оформление класса 9. Нормативы образовательных областей, определяемые регионами и образовательными учреждениями, содержит … а) федеральный компонент б) национально-региональный компонент в) школьный компонент 10. Содержание образования, отражающее специфику и направленность отдельного образовательного учреждения определяет … а) федеральный компонент б) национально-региональный компонент в) школьный компонент Тест 2 1. Документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в школе, последовательность их прохождения по годам обучения, количество времени, отводимого на каждый предмет, называется ….. а) учебный план б) учебная программа в) государственный стандарт 2. Базисный учебный план …. а) носит рекомендательный характер б) служит основой для разработки учебных планов в) разрабатывается с учетом текущих условий 3. Приобщение к общекультурным и национальным ценностям, формирование базовой культуры личности обеспечивает …. а) вариативная часть учебного плана б) инвариантная часть учебного плана в) базовая часть учебного плана 4. Нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения тем, вопросов и дозировку времени на их изучение называется … а) учебный план б) учебная программа в) государственный стандарт 5. Хрестоматии, сборники задач и упражнений, дневники наблюдений – это разновидности …… а) учебников б) учебных пособий в) методических пособий 6. Задачи осуществления обучения и воспитания, коррекции дефектов развития, трудовой и профессиональной подготовки воспитанников с проблемами в развитии решает Министерство ….. а) образования и науки РФ б) труда и социального развития РФ в) здравоохранения РФ 7. Детские дома для глубоко умственно отсталых детей относятся к Министерству ….. а) образования и науки РФ б) труда и социального развития РФ в) здравоохранения РФ 8. Использование многообразных методов, средств и форм организации учения и преподавания является сущностной характеристикой …. а) целевого компонента процесса обучения б) содержательного компонента процесса обучения в) стимулирующего компонента процесса обучения г) деятельностного компонента процесса обучения 9. Учебная программа может быть построена способами: а) рабочим б) линейным в) авторским г) концентрическим д) типовым 10. Современная гуманистическая педагогика пропагандирует к определению сущности содержания образования: а) знаниево-ориентированный подход б) личностно-ориентированный подход 6 ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

Образовательные услуги – это услуги, которые предоставляются в ход проведения образовательных процессов, результатом которых является обучение граждан до определенных уровней обучения.

Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20–30-х гг. XX в. К началу 1970-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:

– ясли-сады;

– детские сады;

– дошкольные детские дома;

– дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

Комплектование учреждений осуществляется по принципу ведущего отклонения в развитии. Таким образом создавались дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями:

– слуха (глухие, слабослышащие);

– зрения (слепые, слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией);

– речи (дети с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);

– интеллекта (умственно отсталые); ЗПР

– опорно-двигательного аппарата.

В нашей стране существуют также различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Эти учреждения создаются в целях оказания помощи семье в воспитании и получении образования, проведении реабилитационных и лечебнооздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите и разностороннем развитии детей, нуждающихся в длительном лечении

Для детей с выраженными отклонениями в развитии при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах создаются дошкольные отделения (группы), где образовательные программы рассчитаны на 1–2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) преимущественно составляют дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Отбор детей с отклонениями в развитии во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет ПМПК

Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому или ж ща в общеобр школах.

В случае если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях, что определяется постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 "Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях".

К оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа или дошкольное образовательное учреждение, находящееся поблизости. На период обучения ребенку предоставляется возможность бесплатного пользования учебниками, фондом библиотеки школы. Педагоги и психологи школы оказывают консультативную и методическую помощь родителям в освоении ребенком общеобразовательных программ. Школа обеспечивает промежуточную и итоговую аттестацию ребенка и выдает документ о соответствующем уровне образования

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания.

Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью

Право на профессиональную реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью закреплено в Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерацию», принятом 24 ноября 1995 г.

В рамках индивидуальной программы реабилитации проводится профессиональная ориентация человека с учетом его особых возможностей трудоспособности. Индивидуальная программа реабилитации для каждого человек с ограниченной трудоспособностью имеет рекомендательны характер, не являясь обязательной.

Одна часть индивидуальной реабилитационной программы является бесплатной, другая часть может быть оплачена самим человеком, учреждением или организацией, где он работает, или благотворителем. Индивидуальная программа реабилитации составляется специалистам Государственной службы медико-социальной экспертиз после всестороннего обследования человека с ограниченной трудоспособностью. В составлении программы принимают участи медики, психологи, педагоги, социальные работники, представители службы занятости. Предварительно учреждение медико-социальной экспертизы, проведя обследование, определяет группу инвалидности, в соответствии с которой строится индивидуальная реабилитационная программа.

Инвалиды второй и третьей группы могут обучаться и трудиться. Для детей и подростков с отклонениями в развитии, имеющих в перспективе ограничение трудоспособности, профориентационная и профконсультационная работа начинается еще в период обучения в школе.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения человек с ограниченной трудоспособностью может получать разные виды профессионального образования - от начального до высшего профессионального. При наличии интеллектуальной нормы возможно говорить о равных возможностях обучения для лиц с ограниченной трудоспособностью в высших и средних.

2.1.1 Медико-социально-педагогический патронаж

Под патронажем понимается особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности. Медико-социально-педагогический патронаж предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля. Он представляет собой единство диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, проектирования индивидуальных реабилитационных программ, первичной помощи в реализации планов. Комплексный медико-социально-педагогический (МСП) патронаж осуществляется психолого-педагогическими медико-социальными учреждениями и службами, создаваемыми как в структуре государственной системы образования и социальной защиты, так и вне их с привлечением возможностей учреждений негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов. Дополняя работу государственных структур, они инициируют новые подходы к организации социального пространства помощи детям с отклонениями в развитии, которое ориентировано на создание долгосрочных мер социального обслуживания их семей на междисциплинарной основе. Базовой основой МСП-патронажа являются психолого-медико-педагогические комиссии (консультации), психолого-медико-социальные центры, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения. Система МСП-патронажа формируется как часть системы специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей, а также детей, чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска. Комплексный медико-социально-педагогический патронаж предполагает координацию своей деятельности с научно-методическими учреждениями и другими образовательными структурами, а также с учреждениями систем здравоохранения и Социальной защиты населения. Система МСП-патронажа реализует собственную деятельность по следующим направлениям: помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута с привлечением возможностей всех действующих образовательных структур как государственной, так и негосударственной систем образования; разработка и реализация коррекционно-развивающих программ в работе с детьми, находящимися за рамками образовательного пространства; реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс; обеспечение целостного мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка на основе взаимосвязи между отдельными аспектами помощи (медицинским, психологическим, социально-бытовым педагогическим), составляющими единый комплекс и вместе с тем являющимися самостоятельными компонентами; содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов, направленных на создание вариативных инновационных форм обучения и социализации детей; реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования; поддержка общественно-педагогических инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий для свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями; привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области специального образования, содействующих повышению статуса человека с ограниченными возможностями в структуре современного общества. Становление в нашей стране системы медико-социально-педагогического патронажа является сегодня одним из признаков развития системы специального образования, формирования новой модели комплексной поддержки ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи, предполагающей активное (субъект--субъектное) участие всех членов семьи в реабилитационном процессе.

Основными критериями эффективной деятельности учреждений системы МСП-патронажа являются следующие: рост востребованности услуг служб патронажа со стороны родителей, педагогов, детей; увеличение перечня проблем, в отношении которых может оказываться квалифицированная помощь; качественный рост показателей развития ребенка независимо от степени ограничения жизнедеятельности (инвалидности); нормализация внутрисемейных отношений; качественный рост компетентности не только педагогов и других специалистов в области решения проблем современного детства, но и родителей.

2.1.2 Медико-социальная профилактика я ранняя комплексная помощь

Важнейшей составляющей процесса медико-социально-педагогического патронажа являются ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь, от эффективной организации которых в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности. В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г., определен комплексный по своему сущностному содержанию процесс предупреждения (профилактики) инвалидности. Под предупреждением инвалидности понимается осуществление комплекса мер, направленных на профилактику возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня). Предупреждение инвалидности может предусматривать не только осуществление мер медицинского характера, в частности, оказание первичной медико-санитарной помощи, предродовой и послеродовой уход, но и раннюю стимуляцию развития ребенка с целью профилактики возникновения вторичных отклонений в процессе становления психофизических функций. Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь являются актуальными проблемами современной коррекционной педагогики как в России, так и во всем мире. В настоящее время практически во всех странах мира имеются научно обоснованные и практически апробированные программы ранней диагностики и ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С. Выготского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов. Положения его теории о зонах ближайшего и актуального развития и о профилактике вторичных дефектов -- «социального вывиха» -- оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей с отклонениями в развитии и создание методического обеспечения для работы с ними.

2.1.3 Программы ранней помощи

Известные в мировой практике программы ранней помощи: Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей до З лет», Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет, Гавайский профиль раннего обучения, Мюнхенская функциональная диагностика, Программа ранней диагностики развития («Тандем» (Голландия), Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маккуэри» (Австралия) -- характеризуют одно из успешно развивающихся направлений деятельности ученых и педагогов последней четверти нашего столетия. В России также имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М.Матюковой, Е.А. Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в психолого-медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК). Но если в нашей стране система ранней диагностики и коррекции недостатков развития находится на этапе формирования, то за рубежом имеется достаточно богатый научно-практический опыт применения различных программ «раннего вмешательства», который позволяет сделать вывод об их высокой эффективности. Об этом свидетельствует прежде всего удивительный прогресс в изменении уровня независимой жизни людей с различными физическими и психическими ограничениями. Благодаря применению программ ранней помощи люди с интеллектуальными и физическими нарушениями живут теперь в западных странах несравненно полноценнее, чем 20--ЗО лет назад. Сравнительные исследования зарубежных ученых показали, что систематическая ранняя педагогическая помощь ребенку в условиях семьи с вовлечением родителей в процесс коррекционной и педагогической работы не только позволяет вывести на новый качественный уровень сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет прогресс интеграции в общество человека с особыми потребностями его как равноправного члена. Одним из следствий такого прогресса является то, что подавляющее большинство детей с инвалидностью в западных странах воспитываются в условиях семьи, а не в специальных учреждениях вне дома. Они могуг так же, как их здоровые сверстники, учиться в школе, активно отдыхать и работать. В основе работы действующих в современной России служб ранней помощи лежат мультидисциплинарный подход к организации практической деятельности и поэтапность формирования коррекционно-педагогической среды в условиях семьи. Как отечественный, так и зарубежный опыт с убедительностью свидетельствуют о том, что оптимальной ситуацией для полноценного развития ребенка является его пребывание в семье при условии, что родители активно включаются в абилитационный процесс, организуемый специалистами службы ранней помощи. Ими ведутся не только стимуляция развития ребенка в ходе специальных занятий в условиях семьи и отслеживание динамики развития, но и целенаправленное обучение родителей способам специфического взаимодействия с ребенком в повседневной жизни семьи. В процессе регулярных визитов в семью специалисты службы проводят специальные занятия с ребенком и обучают родителей, фиксируют различные параметры развития ребенка, помогают создать в условиях семьи специальную развивающую среду, а в случае необходимости связывают родителей с соответствующими медицинскими, образовательными учреждениями, а также корректируют систему семейных взаимоотношений. Подобный вид деятельности является инновационным для отечественной практики образования и предполагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса, основанный на привлечении параспециалистов (помощников педагогов и психологов) в лице родителей. Становление в нашей стране системы ранней диагностики нарушений развития и ранней комплексной помощи происходит через развитие системы медико-психолого-педагогического патронажа и осуществляется на базе действующих ПМС-центров и ПМП-консультаций и служб. Действующие сегодня в России учреждения, осуществляющие программы по ранней диагностике и ранней помощи детям с отклонениями в развитии, крайне немногочисленны, часто работают как экспериментальные площадки, но реальные позитивные результаты их работы позволяют прогнозировать переход от локальных очагов эксперимента к широкой социально-педагогической практике. Делом недалекого будущего представляется и разработка все российской программы развития системы ранней диагностики и ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии в условиях семьи, а также проектирование и осуществление новых программ подготовки и переподготовки кадров, создание единой информационной системы обеспечения деятельности образовательных учреждений, социальных служб, педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченным потенциалом развития.

Вопросы и задания

1. Какова цель, задачи и содержание медико-социально-педагогического патронажа как составной части системы специального образования? Какие службы и специалисты участвуют в этой работе?

2. Что такое медико-социальная профилактика?

З. Каковы функции психолого-медико-педагогической консультации?

4. Расскажите о сущности, содержании и опыте организации ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям.

Петров Андрей Валерьевич к.п.н, доцент, кафедра педагогики НовГУ

Лекция: Современная система специальных образовательных услуг.

В2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

В3. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.

В1. Медико-социально-педагогический патронаж.

Патронаж – особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, со становлением подрастающего человека как личности.

МСПП предполагает широкий спектр долгосрочным мер комплексной реабилитационной помощи семье ребенка при согласованной работе специалистов разного профиля: диагностика, информационный поиск в выборе образовательного маршрута, проектирование индивидуальных образовательных программ, помощь в реализации планов. МСПП может создаваться как в структуре государственных учреждений, так и вне ее. Базовой основой МСПП являются:


  • Психолого-медико-педагогические комиссии;

  • Психолого-медико-социальные центры;

  • Диагностические, реабилитационные центры;

  • Логопедические пункты;

  • Службы раннего и надомного обучения.
Направления деятельности МСПП:

  1. Помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута.

  2. Разработка и реализация коррекционно-развивающих программ.

  3. Реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс.

  4. Обеспечение мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка.

  5. Содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов.

  6. Реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования.

  7. Поддержка общественно-педагогических инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий.

  8. Привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области специального образования.
Основные критерии деятельности учреждений МСПП:

  • Рост востребованности услуг службы патронажа со стороны родителей, педагогов, детей.

  • Увеличение перечня проблем.

  • Качественный рост показателей развития ребенка.

  • Нормализация внутрисемейных отношений.

  • Качественный рост компетентности педагогов, родителей.
Становление в нашей стране системы МСПП является одним из признаков развития системы специального образования, формирование новой модели комплексной поддержки аномального ребенка в условиях семьи, с активным участием всех членов семьи (S-S) в реабилитационном процессе.

2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

Важнейшей составляющей процесса МСПП являются ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь , от эффективности организации которых в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Предупреждение инвалидности – профилактика возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов или предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность.

Теоретическую базу программ ранней диагностики и ранней педагогической помощи составляют основополагающие работы Л.С.Выготского о значимости практической деятельности для активизации мыслительных процессов. Положения его теории о зонах ближайшего и актуального развития и о профилактике вторичных дефектов – «социального вывиха» – оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей.

Программы ранней помощи. В России имеется ряд методологических разработок отечественных ученых (Е.М.Мастюковой, Е.А.Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в ПМПК. В то время как в нашей стране система ранней диагностики и коррекции находится на этапе формирования, то за рубежом имеется достаточно богатый научно-практический опыт применения различных программ «раннего вмешательства», который позволяет сделать вывод об их высокой эффективности.

Благодаря применению программ ранней помощи люди с интеллектуальными и физическими нарушениями живут теперь в западных странах несравненно полноценнее, чем 20-30 лет назад.

Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт – оптимальной ситуацией для полноценного развития ребенка является его пребывание в семье, при условии, что родители включены в абилитационный процесс, организуемый службами ранней помощи: стимуляция развития ребенка в ходе специальных занятий, отслеживание динамики развития, целенаправленное обучение родителей способам специфического обращения с ребенком в повседневной жизни. Таким образом в семье создается специальная развивающая среда, а в случае необходимости в процесс вмешиваются консультанты и специалисты МППцентров. Подобный вид деятельности для отечественной практики образования является инновационным и предлагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса.

3. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.

Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30 годы. К началу 70-хх была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:


  • Ясли-сады,

  • Детские сады,

  • Дошкольные детские дома,

  • Дошкольные группы при садах и детск.домах как общего, так и специального назначения.
В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится системы спец.дошкольного образования.

Принципы построения спец.дошкольного образования:


  1. Комплектование учреждения по принципу ведущего отклонения в развитии (с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, опроно-двигательного аппарата).

  2. Меньшая наполняемость групп (до 15 человек).

  3. Введение в штат специалистов-дефектологов, а также мед.персонала.

  4. Разработка специальных комплексных программ.

  5. Перераспределение ряда занятий между воспитателями и дефектологами.

  6. Организация специальных видов занятий (лечебная физкультура, развитие зрит.-слух- восприятия).

  7. Бесплатность.
Долгое время основным признаком советской системы спец.образования были закрытость, изолированность, искусственная отчужденность воспитанников от сверстников и общества в целом, в спец.учреждения не принимались дети с комбинированными и комплексными отклонениями в развитии, не подлежали приему дети с диагнозом эпилепсия, шизофрения, умственной отсталостью, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитывающие таких детей, должны били обходиться своими силами, с ограниченным медиц.сопровождением.

Принятые в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» и в 1995г. Федеральный закон «О внесении изменений…» ввели новые государственные принципы организации образования в России, новую типологию образовательных учреждений, изменили ряд организационно-правовых аспектов в специальном образовании.

ДОУ для детей с отклонениями в развитии обеспечивает воспитание, обучение и уход за детьми в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Дети принимаются в ДОУ при наличии условия для коррекции, при согласии родителей (законных представителей), на основании заключения ПМПК. Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возрасти.

Группы кратковременного пребывания детей – создаются для той категории детей, которые не могут посещать д-с в обычном режиме. Задачи этих групп – оказание своевременной психолого-педагогич. помощи, консультативно-методическая поддержка и формирование готовности к обучению. Продолжительность занятий до 5 час в неделю. Форма занятий индивидуальная или малыми группами (3-5 чел) в присутствии родителей.