Предмет психологии в отечественных школах и подходах. Отечественная психология Что составляет содержание предмета современной отечественной психологии


Психика – свойство (функция) высокоорганизованной материи (мозга), носящая характер отражения. Психика проходит несколько этапов эволюционного развития, как в филогенезе, так и в онтогенезе.

Эволюционное развитие форм отражения

1.Физическое отражение

2. Физиологическая форма отражения

3. Психическое отражение

Для психического отражения характерно:

    Возможность адекватного отражения мира

    Возможность расширения в ходе активности

    Возможность углубления информации

    Опережающий характер отражения

Формы психического отражения

Сфера бессознательного : инстинкты (Эрос – сила любви, приятно\неприятно; Танатос – сила смерти, полезно\неполезно). Элемент психологической структуры личности.

Сфера подсознания : эмоции, чувства, образы. Подсознание позволяет сформироваться у человека совокупности представлений о себе или мире – «я – концепция». Элемент психологической структуры личности.

Сознание : нормы общества и социальные установки. Высшая форма психического отражения; высший уровень регуляции поведения и активности человека. Носит направленный характер на объект. Элемент психологической структуры личности. Основные черты сознания:

    Способность к самонаблюдению (рефлексии)

    Мотивационно – ценностный характер

    Формирование чувства страха

Самосознание – внутренний кодекс чести человека. Высшая форма психического отражения. Индивидуальная система взглядов, позволяющая более или менее адекватно оценивать поступки и события (свои или чужие). Элемент психологической структуры личности.

Наличие самосознания позволяет сформироваться самооценки. Адекватность – независимость или независимость «работы» внутреннего критика (самосознание).

Результаты психического отражения: различные психические явления и образы.

Классификация психических явлений

Психические процессы:

    Познавательные: речь, мышление, воображение, ощущение, восприятие, представление.

    Эмоциональные: возбуждение, радость, печаль, злость.

    Волевые: борьба мотивов, преодоление преград, принятие решений

Психические состояния:

    Душевный подъем

    Угнетенность

    Бдительность

    Утомленность

Психические свойства:

    Темперамент

    Способности

    Характер

    Направленность

Психические качества проявляются в чертах характера.

Ощущение, восприятие и представление как феномены психической жизни человека

В Древней Греции возник вопрос: каким образом человек отражает мир?

Идеалистическая точка зрения полагает, что отражение носит внутренний характер; духовное начало первично, а предметы мира – вторичны.

Материалистическая точка зрения полагала, что отражение носит внешний характер: материальное начало - первично, а духовное – вторично.

Способом существования человека является проявление различных видов активности. Наиболее важной для человека является познавательная активность, именно она является фактором формирования психики.

Психика как свойство мозга позволяет адекватно познавать мир, при этом филогенетическое развитие психики (родовое, биологическое развитие) позволяет человеку при рождении обладать набором врожденных генетически обусловленных характеристик. Происходит это в процессе внутриутробного развития.

Онтогенетическим развитием психики называется развитие психики отдельного человека. Психика (кора головного мозга и ее ассоциативные зоны) как бы дозревает в ходе всей жизни человека. При этом, ассоциативные зоны отвечают за синтез информации в течение всей жизни.

Развитие психики носит компенсаторный характер, что позволяет человеку восполнять недостающую информацию, исключая отсутствующие неразвитые органы и замещая их развитыми. Существование психики обусловливает наличие различных психических познавательных процессов.

Ощущение, восприятие и представление как психические познавательные процессы

Информация поступает от органов чувств (сенсорных систем) в кору головного мозга, главным условием чего является непосредственное воздействие раздражителей на органы чувств (рецепторы).

Специфика: целостный образ фиксируется в сознании человека.

Ощущение и восприятие создают первичный образ предмета\явления. Внешний мир, который существует объективно в процессе ощущения и восприятия, переносится в наше внутреннее пространство и становится субъективным.

Ощущение (отражение отдельных свойств предметов) и восприятие (создание целостного образа предмета) являются началом формирования своей собственной модели мира.

Представление – процесс создания психических образов, который сопровождается деятельностью процессов памяти (восприятие информации, фиксирование, забывание, воспроизведение). Операции с представлениями предполагают наличие образов полученных из ощущений и восприятия, а так же дает основу формированию мыслительных процессов.

Классификация ощущений

Виды ощущений (По Аристотелю):

    Зрительные

    Слуховые

    Обоняние

    Осязание

Современные психологи дополняют классификацию Аристотеля:

Ощущение прикосновения и давления,

Температурная чувствительность,

Болевые ощущения,

Ощущения положения и движения.

    Вкусовые

Виды ощущений с точки зрения Вильгельма Вундта:

    Физические (зрение и слух)

    Механические (осязание)

    Химические (нос и вкус)

Свойства ощущений

    Количество ощущений – особенность отличающая одно ощущение от другого (слух)

    Интенсивность – зависит от силы воздействия раздражителя и состояние воспринимающего органа (рецептора)

    Длительность – определяется состоянием рецептора, который подвергся раздражению, его интенсивность

    Отсроченность – существует период между началом действия ощущения и его появлением.

    Инерция ощущения (ощущение исчезает не сразу).

Свойства восприятия

    Предметность (мы воспринимаем какой-либо предмет\явление всегда целостно, осмысленно, что необходимо для регуляции нашего поведения).

    Целостность отражает целостность предмета, образ которого складывается на основе обобщенных знаний о свойствах и качествах предмета (база ощущения)

    Структурность – целостный психический образ не является простой суммой ощущений, из которых состоит. Психический образ – структура, которая формируется определенное время.

    Постоянство восприятия - предметы часто меняют свою внешность, но воспринимающая система компенсирует этот факт.

    Осмысленность – воспринимаемый образ имеет смысловое значение. Незнакомые предметы мы пытаемся отнести к определенной группе уже знакомых предметов.

    Активность восприятия

    Синтетичность – восприятие зависит от особенностей личности человека, его внутренний мир.

    Историчность – у процесса восприятия есть история.

    Обобщенность восприятия предмета обобщенно на основе выделенных признаков.

    Избирательность – доминанта восприятия зависит от потребностей человека.

    Изменчивость – восприятие может меняться в зависимости от условий окружающей среды.

Развитие отечественной психологии, так же как и ми­ровой, первоначально осуществлялось в русле двух основ­ных направлений – философско-религиозного и естествен­но-научного. Первое направление восходит к идеям выдаю­щегося отечественного философа В. Соловьева (1853-1900). Представители этого направления – Н.Я. Грот (1852-1899), Г.И.Челпанов (1862-1936), Л.М.Лопатин (1855-1920), Н.О. Лосский (1870-1965) и др. – считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

Второе связано с идеями объективно-эксперименталь­ного исследования человеческой психики. Его представи­тели – выдающиеся отечественные физиологи И.М. Сече­нов (1829-1905), В.М.Бехтерев (1857-1927), И.П.Павлов (1849-1936), А.А. Ухтомский (1875-1942). Их идеи легли в основу рефлексологии – научного направления, основопо­ложником которого был В.М. Бехтерев. В качестве предме­та психологии в этом направлении стали рассматриваться рефлексы, протекающие с участием коры головного моз­га в соотношении с теми внешними раздражителями, ко­торые запускали их действие. Психическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений использовались тео­рии физиологии высшей нервной деятельности.

Вместе с тем развивались и другие подходы, предста­вители которых стремились найти иные способы изучения психических явлений, которые, будучи строго научными, позволяли понять целостную картину развития человека. В 1911 г. А.Ф. Лазурский (1874-1917) предложил схему ес­тественного эксперимента (см. тему «Методы психологии»). Эти идеи нашли продолжение в трудах М.Я. Басова (1892- 1931), посвященных развитию метода наблюдения как ве­дущего при изучении психического развития детей.

Большой урон психологическая наука понесла в связи с Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извра­щениях в системе Наркомпросов» (1936) и решением Объе­диненной научной сессии Академии наук СССР и Ака­демии медицинских наук СССР, провозглашавшими уче­ние И.П. Павлова единственно верным и возможным, в том числе и для развития психологии (1950).

Однако психология продолжала развиваться вопреки идеологическому диктату. Она, как уже было сказано, ос­новывалась на единой методологической базе – марксист­ско-ленинском учении об общественно-исторической и социальной сущности человека и деятельности как осно­вы его существования. Но на этой общей основе развива­лись различные школы и направления, формировались различные отрасли психологии, внесшие существенный вклад в мировую психологию.

Отцом русской психологии и физиологии по праву считают И.М.Сеченова (1829-1905). И.М.Сеченов распространил принцип рефлексов на деятельность головного мозга. Тем самым психическое рассматривалось как явле­ние, детерминированное внешними условиями. В работе "Рефлексы головного мозга" И.М.Сеченов писал, что психическая деятельность – рефлекторная. Рефлексы головного мозга человека включают три звена. Первое, начальное, звено-это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. Второе, центральное, звено, – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т.д.). Третье, конечное, звено-внешние движения и действия человека. Все эти звенья взаи­мосвязаны и взаимообуславливают друг друга. Психика – централь­ное звено рефлекса.

Дальнейшее теоретическое и экспериментальное обоснование реф­лекторной теории дано в трудах И.П.Павлова об условных рефлек­сах, о временных нервных связях, возникающих в коре головного мозга, раскрыло физиологический механизм психической деятельнос­ти.

С.Л.Рубинштейн внес существенный вклад в развитие психоло­гической науки (теория взаимосвязи деятельности и психики). Большой практический и теоретический вклад внесен психоло­гами в период Великой Отечественной войны. Это прежде всего сов­местная с медиками работа по восстановлению психического здо­ровья раненых (Б.Г.Ананьев, А.Р.Лурия, Д.Н.Узнадзе, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев и др.), по вопросам маскировки (Б.Г.Ананьев), обучения летному делу (К.К.Платонов, Л.М.Шварц). Большое теоретическое значение имела работа Б.М.Теплова "К вопросу о практическом мышлении", в которой был дан анализ ума полководцев, показано единство теоретического и практического интеллекта человека. Особенностью развития психологии в последние десятилетия яв­ляется ее превращение в многоотраслевую науку.

Культурно-историческая концепция. Основателем этой концепции был Л.С.Выготский (1896-1934). Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-историчес­кий характер. В процессе истории человечество выработало определенные средства, с помощью которых человек стро­ит свои отношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой. Эти средства воплощены во всем, что со­ставляет человеческую культуру, начиная от способов дей­ствия с различными предметами (например, пользование ложкой), более сложных способов человеческой деятель­ности до высших образцов науки, произведений искусст­ва. Поэтому высшие формы психики – опосредствованные формы.

Одним из важнейших направлений развития этой теории явилась разработанная А.Н.Леон­тьевым (1903-1979) теория деятельности. Деятельность рассматривалась А.Н.Леон­тье­вым как активное взаимодействие с окружающей действитель­ностью, выражающее отношение человека к миру и способ­ствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности.

А.Н.Леонтьевым разработана теория ведущей деятель­ности как такой, которая становится центральной, основ­ной на различных этапах развития и оказывает наибольшее влияние на формирование сознания, личности ребенка на этом этапе. Такой деятельностью для дошкольников явля­ется игра, а для младших школьников – учение.

Предмет психологии.

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы. Это позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.

Без четкого представления о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т.д. Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами.

Предмет психологии – психика человека. Психологические знания обозначаются термином “психология”, образованным от греческих слов psyche – душа, психика и logos – знание, осмысление, изучение. В первом, дословном своем значении психология – это знание о психике, наука, изучающая ее.

Область психического в широком понимании – это:

1) отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ;

2) сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек.

Сознание – это высшая форма психики, необходимая для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

В прикладном значении слово “психология” относят и к самой психической, “душевной” жизни, выделяя тем самым особую реальность.

При этом, если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида.

Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей):

а) способов поведения;

б) общения;

в) познания окружающего мира;

г) убеждений и предпочтений;

д) черт характера.

Общей задачей психологической науки является изучение как психики субъекта, так и его психологии. Понятие “психолог” – обладатель этого знания. Психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Практический психолог – это человек, “понимающий душу”, разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях.

В историческом развитии сложились две разные области психологического знания – научная и житейская (обыденная) психология. Научная психология возникла сравнительно недавно. Житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Для того, чтобы дать общую характеристику психологии как специальной научной дисциплины, ее удобно сравнить с житейской психологией, показать их различия и взаимосвязи.

Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними "явлениями". Но тогда исчезает предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания. В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, «тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.

Традиционные представления о предмете психологии. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, "тень", обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.

Душа как предмет изучения. Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения". Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта "Страсти души".

Непосредственный опыт как предмет психологии. Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела первоначально программа, разработанная В.Вундтом. Уникальным предметом психологии по Вундту является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Вундт стремился упорядочить процесс интроспекции. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию. Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии.

Предметом психологии являются законо­мерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особен­ности. Психология изучает внутренний мир человека как сознатель­ного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних пе­реживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблю­дению и именуемых психикой.


Похожая информация.


В современных условиях складывается одна из традиций отечественной психологии, которая проявляется в ее стремлении опираться на конструктивные достижения не только различных направлений, школ и течений. В этой традиции имеет место также опора на многие другие достижения наукознания, дающие возможность получить наиболее объективную картину мира, в котором ключевые позиции отданы человеку-деятелю, созидающему себя и окружающую действительность. Эта традиция приоритетная, но не единственная, особенно в последнее время. Сегодня все настойчивей звучат голоса о необходимости новых подходов, представлений, парадигм.

В нашей стране в конце 90-х годов прошлого столетия естественно-научный подход к психологии стал определяющим и официально признанным.

В последние годы мы наблюдаем ситуацию, когда все больше психологов ставят вопрос о смене образа психологической науки:

Смена образа естественной науки на гуманитарный образ;

Смещение акцентов с объяснения на описания;

От всеобщности к уникальности, неповторимости;

С фрагментарно-парциального изучения к целостно-интегративному познанию и преобразованию.

Новая ситуация в психологической науке выводит к проблемам, которые связаны с уточнением предмета, выявлением соотношения теоретико-метотодологического и прикладного внутри психологической науки, определением взаимосвязей с естественными, общественными и техническими науками. Именно их решение способно обеспечить реализацию целостно-интегративного подхода.

Для отечественной психологии принципиально приемлемыми являются результаты переосмысления всех ее методологических оснований. Она здесь ориентируется на общепринятую в современной науке и непосредственно в общей психологии типологию, выделяя следующие уровни методологии:

уровень философской методологии;

уровень методологии общенаучных принципов исследования;

уровень конкретно-научной методологии;

уровень методик и техник исследования.

1. Уровень философской методологии. Здесь главной является проблема образа человека, как целостного феномена со следующими макрохарактеристиками: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. При этом он имеет собственную философскую и жизненную концепцию, стратегию, в соответствии с которыми и выстраивает свой жизненный путь. Именно здесь обозначается главное пересечение научных интересов как философии, психологии, акмеологии, так и других наук.

Для конструктивного решения общих проблем привлекается конструктивный потенциал таких образов человека, как:

«человек -- ощущающий» (интроспективная психология);

«человек -- потребность» (психоанализ 3. Фрейда);

«человек -- «стимул-реакция» (поведенческая психология);

«человек -- деятель» (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, и др.);

«человек -- целостный феномен» (В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев и др.) и пр. Когда психология сталкивается с проблемой, которую сама не может решить, она в первую очередь обращается к философии и практике. Так, например, Л.С. Выготский, рассуждая о причинах кризиса психологии, пришел к выводу, что выход из него -- опора на философию и практику; «как это ни странно и ни парадоксально на первый взгляд, но именно практика, как конструктивный принцип науки, требует философии, т.е. методологии науки». И далее: «Диалектическое единство методологии и практики, с двух концов приложенное к психологии, -- судьба и удел... психологии».

Уровень методологии общенаучных принципов. Одним из основных принципов общенаучного исследования является системный подход, который означает изучение совокупности элементов системы, находящихся в связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство. В качестве общих характеристик системы выделяют: целостность, структурность, взаимосвязь со средой, иерархичность, множественность описания и т.д. Акмеологический подход, кроме того, предполагает целостность и интеграцию в рамках общей системы как исследовательских, так и деятельностных, развивающих моделей, алгоритмов и технологий.

Конкретно-научный уровень методологии -- уровень конкретной науки -- психологии. Данный уровень, согласно взглядам Л.С. Выготского можно разделить на два подуровня.

Первый подуровень -- это собственно методология психологии. Основные проблемы этого уровня: что такое психика, как она развивается и как ее изучать?

Второй подуровень -- уровень теорий психологической науки, в основе которых лежат те или иные позиции, которые были получены в ответах на вопросы первого уровня.

Более того, на основе одного решения проблем методологии психологии могут быть созданы несколько психологических теорий.

Научные психологические школы первого подуровня -- это школы-направления, которые на столетия предопределяют развитие психологии. Научные школы второго подуровня -- это психологические школы -- конкретные научные коллективы.

В основе научной психологической школы лежала идея о «единичке», «клеточке» психики, исследуя которую можно раскрыть великую тайну Души. В качестве «единицы» в разных психологических школах использовались:ощущения (ассоциативная психология);

фигура-фон (гештальтпсихология);

реакция, рефлекс (реактология, рефлексология);

установка (школа Д.Н. Узнадзе);

поведенческий акт (бихевиоризм);

обратимые операции (школа Ж. Пиаже);

значения, переживания (школа Л.С. Выготского);

предметная деятельность (школа А.Н. Леонтьева);

ориентировочная основа деятельности (школа П.Я. Гальперина);

действие, акт отражения (школа С.Л. Рубинштейна) и т.д.

Психика есть особое качество или свойство, но качество не часть вещи, а особая способность. У мозга много качеств, свойств, но одно из них психика, она «непротяженна», вне измерений вещей. Именно поэтому история психологии -- это история разрешения противоречий между описанием и объяснением душевной жизни. Почему?

Описание дает большую свободу выражения всех оттенков «движений души», для чего используется все богатство языка. Объяснение -- это использование научных категорий, понятий, которые пытаются объяснить скрытые механизмы психической жизни.

Единство: во-первых, обобщающего понятия самой широкой первичной абстракции (сознание, подсознание, поведение и т.д.); во-вторых, объяснительного принципа (единства сознания и деятельности, ассоциации, единство фигуры и фона, взаимозависимости стимула и реакции и т.д.) и, в-третьих, понимание «единички» психики определяют лицо научной психологической школы.

Согласно мнению К.К. Платонова, отличительной стороной отечественной психологии является выделение общей психологии. Это диктуется внутренними условиями всей психологической науки, т.к. ее предметом являются «общие закономерности психики», на понимание которых опираются все частные психологические науки. В свою очередь положения общей психологии проходят проверку в частных отраслях психологии, где обогащаются, развиваются, отвергаются.

Однако, чтобы изучать общие закономерности психики, необходимо иметь ответ на вопрос, в какой «системе координат мы работаем». Поскольку в каждой научной психологической школе своя «система координат» (обобщающее понятие, объяснительный принцип, «единичка» психики, ведущий метод), своя объяснительная система. Как только мы называем факт, явление, мы сразу же «помещаем его в определенную систему (системы) координат», он попадает в свою «объяснительную схему».

Термин, «психология» образован от двух греческих слов:

а) psyche - душа, психика;

б) logos - знание, осмысление, изучение

Общая психология – отрасль психологической науки, раскрывающая факты, закономерности и механизмы возникновения, формирования, развития и проявления психики человека.

Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики

Наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной действительности в форме ощущений, восприятий и других явлениях психики, называется психологией

Предметом отечественной психологии является психика

Факты, закономерности и механизмы психики являются предметом исследования в отечественной психологии

Психика – свойство высокоорганизованной материи, обеспечивающее человек и животному способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Предметом психологии являются: психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.

Сознание человека – высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.

Бессознательное – форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями.

Личность – человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребности и интересов.

Поведение – внешнее проявления психической деятельности, поступки и действия человека.

Задачи психологии как науки:

Изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и процессов как результата отражения воздействия объективной действительности.

Изучать качественные особенности психических явлений и процессов

Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей.

Исследовать физиологические механизмы, лежание в основе психических явлений

Содействовать планомерному внедрению научных психологических знаний в практику.

Житейская психология – психологические знания почерпнуты людьми из обыденной жизни. Характеристики: конкретность – привязанность к конкретным ситуациям; интуитивность – свидетельствующей о недостаточной осознанности их происхождения; ограниченность – недостаточные представления человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;

Основываются на наблюдениях и размышлениях – не подвергнуты научному осмыслению;

Ограниченность в материалах – не может их сравнивать с подобными у других людей.

Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет 5 отличий житейских психологических знаний от научных

Научная психология – устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Характеристики: обобщенность – осмысленность конкретного психологического явления; рационализм – научные данные максимально исследованы и осознанны; неограниченность – могут использоваться множеством людей; основываются на эксперимента – научные психол.данные исследованы в различных условиях; слабая ограниченность в материалах – отражает как весь человеческих опыт, так и условия в которых он накапливался.

Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений - философско-религиозного и естественно-научного. Первое направление восходит к идеям выдающегося отечественного философа В.С. Соловьева (1853-1900). Представители этого направления - Н.Я. Грот (1852-1899), Г. И. Челпанов (1862-1936), Л.М.Лопатин (1855-1920), Н. О. Лосский (1870-1965) и др. - считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

Второе связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики. Его представители - выдающиеся отечественные физиологи И. М. Сеченов (1829-1905), В.М. Бехтерев (1857-1927), И.П. Павлов (1849-1936), А.А. Ухтомский (1875-1942). Их идеи легли в основу рефлексологии - научного направления, основоположником которого является В.М. Бехтерев. В качестве предмета этого направления стали рассматриваться условные рефлексы, протекающие с участием коры головного мозга, в соотношении с теми внешними раздражителями, которые запускали их действие. Психическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений привлекались теории физиологии высшей нервной деятельности.

Вместе с тем развивались и другие подходы, представители которых стремились найти иные способы изучения психических явлений, которые, будучи строго научными, позволяли понять целостную картину развития человека. В 1911г. А.Ф.Лазурский (1874-1917) предложил схему естественного эксперимента (это значит, эксперимент проводится в естественных условиях, но под контролем экспериментатора). Эти идеи нашли продолжение в трудах М.Я. Басова (1892-1931), посвященных развитию метода наблюдения как ведущего при изучении психического развития детей.

Основателем отечественной психологии ХХ века является Лев Семёнович Выготский (1896-1934). Он разработал культурно-историческую концепцию. Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-исторический характер. В процессе истории человечество выработало определенные средства, с помощью которых человек строит свои отношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой. Эти средства воплощены во всем, что составляет человеческую культуру, начиная от способов действия с различными предметами (например, пользование ложкой), вплоть до высших образцов науки, произведений искусства. Поэтому высшие формы психики - опосредствованные формы.

В книге "История развития высших психических функций" (1930-31, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Л.С. Выготскому, необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены "во вне", на преобразование действительности, а вторые "во внутрь" сначала на преобразование других людей, затем - на управление собственным поведением.

В последние годы жизни Л.С. Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания ("Мышление и речь", 1934). Исследуя речевое мышление, он по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии Л.С. Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.

Ребенок, считал Л.С. Выготский, может стать человеком только в совместной деятельности со взрослым. Психическое развитие ребенка - это, прежде всего, процесс его культурного развития, овладения, присвоения культурно заданных средств действий с предметами и овладения собой, своей психической деятельностью, в результате чего развиваются собственно человеческие, высшие психические функции и формируется личность.

Высшие психические функции (логическая память, понятийное мышление, произвольное внимание) отличаются от простых, элементарных, "натуральных", по терминологии Льва Семёновича Выготского, форм. Высшие психические функции первоначально возникают во внешней предметной деятельности, в общении между людьми и опосредуются знаками, т.е. теми средствами и способами, которые были созданы культурой. Универсальной формой знака является слово. И только затем эти формы переходят во внутренний, психический план, становясь содержанием психического развития. Такой процесс называется интериоризацией.

Итак, интериоризация - процесс преобразования внешних, предметных действий и отношений во внутренние, умственные.

Закон развития высших психических функций Л.С. Выготский сформулировал следующим образом: "Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т.е. как категория интрапсихологическая".

Подводя итоги, можно сказать, что согласно культурно-исторической теории главная закономерность онтогенеза (индивидуального развития) психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т е совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. Внешне это проявляется в том, что высшие, "окультуренные" психические функции приобретают осознанность и произвольность.

Такой подход во многом решал проблему "неподвластности" субъективных психологических явлений объективному изучению. Он внес свой вклад во многие направления отечественной психологии.