О таинствах. Таинство Крещения. Учение восточной православной Церкви о крещении, второкрещенстве, перекрещивании и обливанстве.(2)


Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года ( ).

В настоящее время все более широкое распространение получает репродуктивная биомедицинская технология, получившая название «суррогатного материнства». Хотя эта практика в нескольких странах разрешена законодательством, она продолжает вызывать в обществе острые дискуссии. В , принятых Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году, дана оценка этому явлению. Однако целый ряд вопросов, касающихся пастырского отношения к последствиям «суррогатного материнства», продолжает оставаться дискуссионным. Настоящим документом Русская Православная Церковь дает церковно-практические указания, касающиеся крещения детей, родившихся при помощи «суррогатной матери».

Церковь понимает брак как изначальное установление Божие, укорененное в богозданном человеческом естестве. В христианском понимании брак является духовно-телесным союзом мужчины и женщины, который позволяет им в полноте реализовать свою человеческую природу.

Церковь освящает брак, уподобляя его духовному союзу Христа и Его Церкви (Еф 5:22-33). Плодом супружеской любви становятся дети, «рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака» (ОСК Х.4).

Рождение ребенка — это не только естественное следствие брачных отношений, но и великое событие пришествия в мир нового человека, несущего в себе образ и подобие Бога Творца. Давая жизнь детям, муж и жена принимают на себя сугубую ответственность, поскольку они призваны проявлять максимальную заботу одновременно об их физическом и духовном здоровье — от периода внутриутробного развития и первых дней жизни до наступления совершеннолетия.

Особая роль в рождении и воспитании детей принадлежит матери, которая тесно связана со своим ребенком телесными, душевными и духовными узами. Великий пример материнства Церковь видит в Пресвятой Богородице, чей образ раскрывает высочайшее достоинство женщины, уникальность ее материнского призвания.

Серьезной проблемой, с которой нередко сталкиваются семьи, является бесплодие одного или обоих супругов. Церковь сочувствует бездетным супругам, благословляя им молиться о даровании потомства, обращаться к врачам для лечения бесплодия, а также усыновлять (удочерять) детей.

Допустимым средством медицинской помощи бездетным супругам Церковь считает искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, если это не сопровождается уничтожением оплодотворенных яйцеклеток, «поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений» (ОСК XII.4).

Что же касается практики так называемого «суррогатного материнства», то она однозначно осуждается Церковью: «"Суррогатное материнство", то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка "заказчикам", противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе» (ОСК XII.4).

Сам термин «суррогатное материнство» указывает на искажение высокого понимания материнского долга и призвания. Соответствующая практика является унижением человеческого достоинства женщины, тело которой в данном случае рассматривается как своего рода инкубатор.

Кроме того, практика «суррогатного материнства» разрушает полноценные естественные отношения между матерью и ребенком и имеет отрицательные последствия для всех вовлеченных в эту практику сторон: для «биологической матери», предоставившей свои половые клетки, но лишенной подлинного материнства, связанного с вынашиванием и рождением этого ребенка; для «суррогатной матери», выносившей и родившей ребенка, но вынужденной с ним расстаться, как только он отделился от материнской утробы; для самого ребенка, который вместо полноценной матери либо имеет двух неполноценных матерей, либо не имеет ни одной (как в случае с одиноким мужчиной, пожелавшим иметь «биологическое потомство»); наконец, для общества, в котором утрачивается понимание семьи, предполагающее особые отношения между родителями и детьми, а также не менее важные отношения через поколение — между дедушками/бабушками и внуками.

Общественная опасность практики «суррогатного материнства» связана с радикальным изменением самого представления о природе человека. В данном случае понимание человека как уникальной личности подменяется образом человека как биологической особи, которую можно произвольно конструировать, манипулируя элементами «генетического материала». «В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями» (ОСК XII.4).

Использование репродуктивных технологий с целью «обеспечения детьми» бесплодных пар, одиноких мужчин или женщин постепенно превращается в доходный бизнес, предоставляющий способ заработка для доноров половых клеток и «суррогатных матерей». В результате таинство рождения человека становится предметом торгово-денежных отношений. На смену богозаповеданному супружеству, основанному на любви и верности, приходит «рынок репродуктивных услуг», готовый удовлетворить любой запрос потребителя на искусственное рождение ребенка в соответствии с заданными параметрами.

Церковь открыта для всех людей, стремящихся к спасению. Крещение является таинством вступления в Церковь и предполагает согласие принявших Крещение с ее верой и учением, а также их дальнейшее участие в церковной жизни.

Таинство Крещения совершается в Православной Церкви как над взрослыми, так и над младенцами. Взрослые допускаются к Таинству после соответствующей подготовки, то есть оглашения — наставления в христианском вероучении и христианской нравственности. В таких случаях решение о времени принятия Крещения принимается приходским священником, проводящим оглашение.

В случае крещения младенца согласие за него дают взрослые — родители и восприемники. Условием крещения младенца при этом ставится его воспитание в христианской вере и согласно нормам христианской нравственности, что предполагает регулярное участие и родителей, и ребенка, и восприемников в церковных богослужениях и Таинствах.

Что же касается вопроса о возможности крещения младенцев, рожденных «суррогатной матерью», то при ответе на него необходимо учитывать следующие факторы.

С одной стороны, любой рожденный младенец может быть крещен — по вере тех, кто намеревается его крестить. Ребенок не может отвечать за поступки своих родителей и не виноват в том, что его появление на свет связано с репродуктивной технологией, осуждаемой Церковью.

С другой стороны, ответственность за христианское воспитание младенца несут на себе родители и восприемники. Если родители не приносят явного покаяния в содеянном, а восприемники фактически выражают согласие с совершившимся греховным деянием, то о христианском воспитании речь идти не может. Отказ в крещении младенцев в подобном случае будет соответствовать православной традиции, предполагающей согласие крещаемого, а в случае крещения младенца — его родителей и восприемников с учением Церкви. Такой отказ будет иметь также и пастырское значение, так как тем самым общество получит от Церкви ясный сигнал о том, что практика «суррогатного материнства» является с христианской точки зрения неприемлемой.

Ребенок, рожденный при помощи «суррогатного материнства», может быть крещен по желанию воспитывающих его лиц, если таковыми являются либо его «биологические родители», либо «суррогатная мать», только после того, как они осознают, что с христианской точки зрения подобная репродуктивная технология является нравственно предосудительной, и принесут церковное покаяние — вне зависимости от того, осознанно или неосознанно они проигнорировали позицию Церкви. Только в этом случае Церковь сможет ожидать, что крещеный ребенок будет воспитываться в православной вере и ему будут прививать христианские нравственные представления. Если же такого осознания не происходит, то решение вопроса о крещении откладывается до времени сознательного личного выбора ребенка. В последнем случае факт «суррогатного рождения» сам по себе не является препятствием для крещения человека, ибо он не несет ответственность за поведение своих родителей.

В случае, когда в Церковь приносят младенца, рожденного «суррогатной матерью», вопрос о его крещении может быть решен в соответствии с указанием епархиального архиерея, который обязан руководствоваться в каждом конкретном случае нормами, содержащимися в настоящем документе. Совершение священником Таинства Крещения в подобном случае без благословения архиерея служит основанием для применения к этому священнику канонических прещений.

В смертельной опасности благословляется крещение младенцев вне зависимости от обстоятельств их рождения.

Изложенная позиция основана на учении Церкви о недопустимости крещения младенцев в семьях, члены которых явно и сознательно пренебрегают церковной традицией и не разделяют христианское учение о браке и семье, что практически исключает возможность христианского воспитания ребенка. Это касается не только вопроса о «суррогатном материнстве», но любого сознательно выраженного нежелания жить по-христиански.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

1.Крещаемым, а также крестным родителям перед Таинством Крещением необходимо прослушать огласительные беседы, которые проводятся в бывшем здании Храма: в понедельник, вторник, среда -18 -00. После чего выдаётся талон для записи на Крещение.

2. Перед Крещением обязательно быть на Божественной Литургии в воскресение в 9-00.

3. Запись на Крещение только при наличии талона, паспорта взрослого, свидетельства о рождении ребёнка. Запись в день Крещения для иногородних без талона.

4.На Крещение необходимо иметь: мужчинам и мальчикам -полотенце, сменное нижнее белье, тапочки; женщинам и девочкам- сорочку, полотенце, тапочки, халат, сменное нижнее белье; младенцам — крестильный комплект, полотенце.

5. Фотографировать и снимать на камеру во время Крещения можно только по благословению настоятеля Храма, священника.

6. Не забывайте по окончании Крещения получить Свидетельство о Крещении.

7. После Таинства Крещения необходимо: в субботу в 16-00 быть на Всенощном бдении, а в воскресение на Божественной Литургии (начало в 9-00) приобщиться Святых Христовых Тайн (причаститься).

Согласно правил II и IV Вселенских и Лаодикийского соборов, во исполнение постановления Священного Синода № 152 от 27 декабря 2011, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года (журнал № 152).

Христианская вера основана на Божественном Откровении, возвещенном пророками и апостолами. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1-2). Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения - Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям. Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). «Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деян. 2:42).

Научение вере связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви. В центре этого научения - «Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, «и слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4-5).

Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью.

Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях святых отцов:

  • 46 правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру».
  • 78 правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придает ему общецерковный характер: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере».
  • 47 правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися».
  • 7 правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».

О том же говорил и святитель Василий Великий: «Вера и крещение - суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные. Ибо вера совершается крещением, а крещение основополагается верою» («О Святом Духе», глава 12).

Эта практика находит также свое отражение в трудах древних христианских авторов, литургико-канонических памятниках и церковном богослужении.

О недопустимости Крещения взрослых без оглашения

В текстах Нового Завета встречается следующая схема: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение.Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Спасителя: «идите по всему мируи проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будетверовать, осужден будет » (Мк. 16: 16). В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и послеКрещения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаих соблюдать все, что Я повелел вам » (Матф. 28: 19, 20). В своем толковании на это место свт. Афанасий Великий отмечает, что «Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство». Концепция миссионерской деятельности РПЦ особо подчеркивает «каноническую недопустимость в обычныхслучаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации» .

Корпус канонов Православной Церкви имеет немало упоминаний о порядке подготовки к Крещению.«Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере » (78 канон VI Вселенского Собора и 46 канон Лаодикийского Собора) . Во 2-м каноне I Вселенского Собора попытка оглашать недавно обратившихсяот язычества людей лишь «краткое время» и «вскоре» крестить признана нарушением церковных правил.Под угрозой исключения из клира священникам предписано выделять определенный период на оглашение, т. к. это является благом для духовного роста оглашенного. 45-й канон Лаодикийского Собора запрещает приниматьв списки крещаемых имена тех людей, кто не изъявил решительного желания принять Крещение и не участвовалв огласительных беседах в течение месяца (в древности Крещение совершалось в Великую Субботу). Оглашение перед Крещением дает человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений (2-й канон I Вселенского собора ). О негативных последствиях крещения взрослых людей безкакой-либо подготовки говорил известный миссионер-проповедник ХХвека митр. Антоний Сурожский : «Неужели нам надо таких творить? Если человека крестить преждевременно, без подготовки, он потом не растет.Он уже свое получил, зачем ему еще чему-то учиться?»

Актуальность оглашения в настоящее время отмечается и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом :«Принятию церковного Таинства крещения… должна предшествовать катехизация. Желательно, чтобы она не ограничивалась беседой накануне или в самый день совершения чинопоследования».

В Концепции миссионерской деятельности РПЦ отмечено, что «того, кто не хочет посильно потрудиться ради Бога и осознанного, ответственного вступления в Церковь, крестить «по первому требованию» вряд ли полезно».

Стремление как можно быстрее крестить человека во многих случаях является проявлением магического миросозерцания, когда «полезность» участия в Таинстве оценивается безо всякого учета свободной воли человека и его способности воспринять и сохранить благодатные дары.

С точки зрения православного богословия «крещение не имеет значения для спасения крещенного, если он не будет наставлен и не научится истинам веры, которые он свободно примет» . Некрещеный будет судим по закону совести, а крещеный человек - по закону Евангелия, даже если он и не собирался свою жизнь посвятить Христу: «Принявшие Крещение в младенчестве и недостойно прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, чем не крещеные, как поругавшие… святую одежду Христову». «Кто по принятии благодати Крещения делает лукавые дела, тот отпал от благодати, и Христос нимало не поможет ему, пребывающему в грехе».

Стремление как можно скорее крестить обратившегося к вере взрослого человека противоречит традициями канонам Церкви.

Условия допуска ко Крещению

К Крещению может быть допущен всякий, но при необходимом условии, что принимающий Крещение свободно и сознательно принимает Православную веру, то есть он готов исповедать пред людьми свою веру в Личного Живого Бога - Творца мира и Небесного Отца, и в Сына Божьего Иисуса Христа как Спасителя своего, всех людей и мира. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет » - сказал Господь Иисус Христос и заповедал Апостолам сперва научить, а потом крестить (Мк. 16: 16; Мф. 28: 19).

Отказ в допуске ко Крещению

«что препятствует

мне креститься?» (Деян. 8: 36)

Прием в Церковь должен совершаться лишь после свидетельства, что к нему не существует препятствий. Церковь с древности тщательно исследовала причины, которые побуждали человека просить о приеме в Церковь. Запрещено было допускать к крещению тех, кого побуждала к его принятию нужда или выгода, кто не хотел оставить образ жизни или занятий не свойственных христианину, вообще всех тех, кого можно было подозревать в притворном обращении к христианству.

К числу препятствий к принятию Крещения относятся следующиеситуации.

Отсутствие желания посещать огласительные беседы или каким-либо иным образом приобщаться к жизни и учению Церкви

Согласно канонам Церкви оглашенные обязаны не только выражать стремление к постижению веры Церкви, но и давать в этом отчет епископу или пресвитеру (78-е правило Трулльского Собора; 46-е правило Лаодикийского Собора).

Участие в беседах об основах православной веры является признаком сознательного стремления катехумена приобщиться к духовной жизни и выражением послушания Церкви. Необоснованный отказ от оглашения является препятствием к принятию Крещения.

Убеждения катехумена несовместимы с основными христианскими догматами

Крещение совершается согласно личному и свободному желанию крещаемого. Без свободного решения невозможно быть допущенным к Крещению, равно как невозможно само Таинство Крещения. Величайшая неправда заключается в том, чтобы допускать к приему в Церковь того, кто не верует или недостаточно верует, в расчете, что вера и искреннее расположение явятся впоследствии. Это - грех против Духа Святого, против Церкви и против того, кого не готов к Крещению.

Согласно 7-му правилу III Вселенского Собора мерой веры является Никео-Цареградский Символ веры: «Святый Собор определил: да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнуть слагать иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, если суть епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира; если же миряне: да будут преданы анафеме».

Если готовящийся к Крещению человек сознательно держится за нецерковные мифологемы, не признает хотя бы одного из догматов Символа веры, такой человек не может быть крещен: «Кои не имеют истинной и священной веры, и тако приступают к крещению, (таких Бог) не приемлет. Таков был Симон, который хотя и крещен,но благодати не удостоился, когда… совершенства веры не имел».

Если и по принятии Крещения христианин будет разделять учения не совместимых с христианством секты движений (язычество, гностические культы, астрология, теософские и спиритические общества, реформированные восточные религии, оккультизм, колдовство и т. п.), а тем более способствовать их распространению, то тем самым он отлучит себя от Православной Церкви.

Отсутствие желания участвовать в церковной жизни

Крещение – это Таинство, то есть особое действие Бога, в котором при ответном желании самого человека он умирает для греховной и страстной жизни, совлекается с нее и рождается в новую жизнь – жизнь во Христе Иисусе. Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно – благодатный залог дальнейшего следования за Христом.

Человек, знающий, что после крещения будет иметь малое отношение к Церкви, и крестящийся «на всякий случай», не может быть допущен к Крещению.

Нежелание оставить греховные привычки или совершение поступков, несовместимых с высоким званием христианина

Крещение очерчивает границу, которая отделяет ветхого человека от нового, рожденного в Церкви. Покаяние как условие приема в Церковь проявляется не только в осознании своей греховности, но и как реальный отказ от прежней греховной жизни, «чтобы порядок прежней жизни был пресечен» (свт. Василий Великий).

Было бы неправильно понимать Крещение как верный способ записаться в ряды воинов Христовых без реального желания выйти на войну с собственным грехом и искушениями: «Купель дает отпущение грехов соделанных, а не содеваемых (не тех, которые еще господствуют в душе)».

Если у крещаемого нет намерения жить по-христиански, то есть понуждать себя к исполнению заповедей Евангелия – «вода остается водою» (свт. Григорий Нисский), так как Дух Святой не спасает, если нет к этому произволения человека.

Блаж.Августин написал целый труд «О вере и делах », в котором осуждается практика крещения отказывающихся жить по христианским заповедям: «Есть люди, которые полагают, что все без исключения должны быть допущены к источнику перерождения, который в Господе нашем Иисусе Христе, даже те, кто, будучи известен своими преступлениями и ужасными пороками, не желают изменить свои злые и постыдные пути, а честно(и публично) признают, что они намерены продолжать пребывать в своем состоянии греха… С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, они достигнут вечного спасения».

К занятиям, от которых катехумен должен отказаться, чтобы быть допущенным в число членов Церкви, прежде всего, относятся те, которые несовместимы с достоинством христианина:

— работа, связанная с совершением абортов,

— проституция, содержание публичных домов,

— блудное сожительство (без регистрации брака),

— гомосексуальные связи,

— работа, связанная с развратными и/или развращающими действиями (стриптиз и т. п.) ,

— все формы оккультизма: ношение амулетов, колдовство, обращение за помощью к гадалкам, целителям, экстрасенсам и астрологам, вера в реинкарнацию (переселение душ), карму и приметы .

Перед принятием Крещения катехумен обязан принести покаяние в преступлении Закона Божия и выразить желание бороться со своими страстями: «Ко крещению же надобно приступать, отказавшись наперед от своих грехов и осудив их». «Кто не исправил своих нравственных недостатков и не приготовил себя к добродетелям, тот пусть не крестится. Ибо эта купель может отпустить прежние грехи; но не мал страх и значительна опасность, как бы нам снова не возвратиться к ним, и лекарство не стало для нас язвою. Ведь чем больше благодать, тем строже будет наказание для тех, кто впоследствии согрешает».

Если человек приносит покаяние и желает изменить образ своей жизни, то никакая степень его прежнего нравственного падения не является препятствием к принятию им Крещения: «Нет такого греха, который мог бы превзойти щедрость Владыки. Но даже если кто блудник, прелюбодей, рукоблудник, мужеложник, развратник, грабитель, корыстолюбец, пьяница, идолослужитель, столько велика сила дара и человеколюбие Владыки, что Он стирает все это и показавшего всего лишь добрые намерения делает светлее самих солнечных лучей».

Неверные мотивы

В некоторых случаях Крещение воспринимается как магический обряд, т. е. как приносящее «пользу» само по себе – без внутреннего перерождения человека.

Иногда человек крестится потому, что так захотели его родственники, ради хорошего самочувствия или вступления в брак. Несомненно, что Господь ограждает крещенного человека от различных бед, но это является скорее следствием веры и Крещения, нежели его целью. Подобные мотивы показывают не столько твердое намерение стать христианином, сколько поиск способа облегчить жизнь.

Неверным мотивом относится и желание креститься, чтобы быть «как все», когда крещение воспринимается лишь как знак принадлежности к русскому или иному другому этносу.

Стремящийся к Крещению с неверными мотивами человек возьмет на себя обязательства, которых не думает исполнять, но за которые придется отвечать. Подобных людей необходимо предостеречь от такого рода действий, ведь притворное Крещение вряд ли приблизит их к Богу: «твердо верующим Дух Святой дается тотчас по крещении, неверным же и зловерным – и по крещении не дается» (преп. Марк Подвижник) .

Поэтому без покаяния, а лишь с благодушным порывом «к чему-то возвышенному, небесному и прекрасному»креститься нельзя: «Смотри, не приходи к крещающим (к священникам), как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины… ибо Дух Святый испытывает душу, и не пометает бисер пред свиньями, если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить».

Особые случаи

Крещение тяжелобольных

Лиц, болезнь которых представляет опасность для их жизни, разрешается крестить немедленно (без оглашения), но с увещеванием продолжить изучение христианского учения после своего выздоровления. Но при этом священник должен быть убежден в том, что больной находится в здравом уме и полной памяти.

Случаи одержимости

Бесноватые или одержимые злым духом (и, стало быть, отвращающиеся от святыни и хулящие ее, хотя и бессознательно) не могут быть крещены до момента их выздоровления, исключая ситуацию смертельной опасности.

Лишившиеся рассудка или пребывающие в бессознательном состоянии

Крещение может быть совершено над лишившимся рассудка человеком или пребывающим в бессознательном состоянии (например, в коме) лишь в том случае, если такой человек безусловно твердо выражал намерение в ближайшем времени креститься и веровать в Бога так, как в Него верует Православная Церковь. Не полутонами(«может быть, крещусь», «хорошо бы креститься…»), а с несомненностью.

При крещении катехуменов в бессознательном состоянии за них поручаются восприемники, принимая на себя за это ответственность и произнося за них обеты и Символ веры.

Недопустимо совершать Таинство Крещения над человеком, потерявшим рассудок или пребывающем без сознания, который перед этим не выражал твердое желание принять Крещение: «Если даже для составления завещаний по человеческому закону требуется пребывать в полном сознании, так что завещания начинают словами: «Я, при жизни, находясь в полном и здравом уме, делаю распоряжение о своем имуществе», то возможно ли быть посвященным в таинство тому, кто потерял сознание и не может произнести ни слова?..Ведь когда тот, кому предстоит просветиться, уже не узнает ближних, не слышит голоса, не может ответить на те слова, которыми заключается этот блаженный договор с общим всем нам Владыкой, но лежит, ничем не отличаясь от мертвеца, какая польза будет от принятия таинства в таком бесчувственном состоянии?.

«да не подвигнется невежество пресвитеров крестити скончавшихся» (26-е правило Карфагенского Собора).

Распространяемое в околоцерковной среде «Правило схимонахини Антонии об убиенных (абортированных) младенцах» является надругательством над Таинством Крещения и проявлением откровенного кощунства и оккультизма.

Крещение беременных женщин

26-е правило Неокесарийского Собора предписывает «имеющую во чреве крестить, если захочет ».

О пребывающих в женской нечистоте

Женщины во время женских дней не могут приступать к купели Крещения (кроме исключительных случаев смертельной опасности).

Крещение лиц, которым по их желанию изменили пол

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится указание на то, как надлежит поступать священнику в подобных случаях: «Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден».

Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла относительно подготовки к Таинству Крещения от 3 апреля 2013 г.

«3»_04_ 2013 г. 119034 Москва, Чистый пер. 5

РАСПОРЯЖЕНИЕ № P-01/12

В связи с утверждением Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2-5 февраля 2013 года документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», принятого Священным Синодом 27 декабря 2011 года (журнал № 152), считаю необходимым придать более систематический характер исполнению на приходах епархии города Москвы указаний, содержащихся в этом документе относительно минимальных требований к подготовки лиц к принятию Таинства Крещения.

Во всех приходах, патриарших и монастырских подворьях, а также монастырях, находящихся в Патриаршем управлении должны неукоснительно соблюдаться положения, предусмотренные разделом II. 1 упомянутого выше документа, которым, в частности, предусмотрены минимальные требования к оглашению взрослых людей и детей старше 7 лет, желающих принять Таинство Крещения, а также родителей и восприемников детей младше 7 лет. Эти минимальные требования включают в себя:

В отношении крещаемых (кроме младенцев), родителей и восприемников - участие не менее, чем в двух огласительных беседах, проводимых священником или катехизатором, об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни;

В отношении крещаемых (кроме младенцев) - личную покаянно-исповедальную„ беседу со священником.

Беседы надлежит проводить на безвомездной основе.

При прохождении перечисленными лицами указанных бесед им надлежит выдавать свидетельствующий об этом документ, за подписью катехизатора и (или) священника, для предъявления в день совершения Таинства Крещения.

В тех случаях, когда готовящийся к принятию Таинства Крещения прошел оглашение в другом храме, им предъявляется соответствующий документ, заверенный печатью храма. В тех случаях, когда родители или восприемники уже научены основам веры и участвуют в церковной жизни, им надлежит представить рекомендацию духовника или настоятеля храма, прихожанами которого они являются.

Исключение из этих требований составляют случаи смертельной опасности для готовящегося принять Таинство Крещения.

Данное распоряжение вывесить во всех храмах за свечным ящиком и, где таковые имеются, в притворах крестильных храмов. Контроль за его исполнением возлагается на Преосвященных, управляющих викариатствами, и на отцов благочинных.

КИРИЛЛ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его. Из семи Святых Таинств нашей Церкви — Таинство Крещения стоит на первом месте. И это не потому, что оно выше других, а потому, что является теми воротами, через которые человек проходит к прочим таинствам. Ведь только крещеный человек может именоваться христианином, и только крещение дает христианину право приступать к другим таинствам Церкви.


В «Православном Катехизисе» дано такое определение Крещения: «Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую…»
Греческое слово, означающее «крещение», на русский язык переводится словом «погружение». Крещающийся скрывается в воде и делает это троекратно в знак того, что в три дня совершалась для нас благодать Воскресения. Вода — это символ очищения. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана. Значит, крещение через воду омывает нас от тех грехов, которыми мы заразились за всю предшествующую жизнь. Через крещение мы «умерли» для прежних грехов. Вода также символ возрождения и обновления. Без воды не может существовать ни один организм. Стало быть, через крещение мы возрождаемся для новой жизни.

Так как Крещение — это духовное рождение, а родиться человек может только однажды, то Таинство Крещения не повторяется. В «Символе Веры» так и говорится: «…Исповедую ЕДИНО крещение во оставление грехов…».

Уже само определение Таинства Крещения говорит о коренном переломе в жизни человеческой. Чтобы стать христианином — не достаточно переменить убеждения или образ жизни. Это значит полностью, решительно переродиться, стать новым человеком! Духовное рождение означает, что человек перестает жить только для себя, а начинает жить для Христа и других людей, приобретая в этом для себя истинную полноту жизни. Но нельзя забывать и старую поговорку: «На Бога надейся, но сам не плошай!». Нельзя, покрестившись, остановиться и сказать себе: «Ну, пусть дальше ведет меня Бог». Мы должны это заслужить. Данные при крещении обеты мы должны исполнять личным подвигом, иногда подвигом всей жизни. Через Таинство Крещения, бывший в нас диавол изгоняется, и становится, как бы внешним человеку, хотя возможность искушать у него остается, но — «Некрещеный человек в силу первородного греха, в сущности, не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не грешить.» (Православный Катехизис) .

Установление Таинства Крещения

В Священном Писании упоминаются три события, которые указывают на начало христианского крещения: Святой Иоанн, Предтеча Господень, крестил иудеев в реке Иордан (Мк.1, 4.5); Сам Господь Иисус Христос крестился от Иоанна в Иордане (Мф.3, 13-17); и, наконец, Господь дал апостолам повеление: «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…» (Мф.28, 19).
Крещение Иоанново стало как бы приготовлением людей к принятию христианского крещения. Перерождение человека не происходит, если он не отрекся от прежних грехов и злых дел, если он не раскаялся. Поэтому, крещение Иоанново — есть крещение покаяния. А христианское крещение, т.е. то, которое установил Господь — есть крещение, ИСТРЕБЛЯЮЩЕЕ, как огнем, грехи людей благодатию Святого Духа. (Мф.3, 11).
Господь, по силе Своего Божества, не нуждался в покаянии и возникает вопрос: зачем Он благоволил принять крещение от Иоанна?.. На это ответил Сам Христос: «…оставь теперь: ибо так надлежит нам исполнить всякую правду…» (Мф.3, 15). Что это за «правда»? Бог заповедал крестить в Иордане всех иудеев, которые будут приходить с раскаянием в грехах, и эту «правду» должен исполнить Иоанн. Иисус Христос по земному рождению — иудей и потому, как иудей, должен принять это крещение. И это — Его «правда».
Началом христианского крещения остается принять момент, когда Господь указал на это апостолам (Мф.3, 15). И именно с этой поры Святые Апостолы, а потом и их преемники, священнослужители, начали крестить людей не крещением (погружением. — см. начало) Иоанновым, т.е. крещением покаяния; а крещением Христовым, или крещением «во оставление грехов».

Возраст крещаемых

Многие сектанты (баптисты, анабаптисты, молокане и др.) придерживаются правила крестить только взрослых. Они основываются на нескольких сентенциях. Мол, Иисус Христос крестился не в младенческом, а в 30-летнем возрасте; далее — что в древности некоторые цари и сановники крестились в зрелом возрасте, а некоторые (к примеру, Константин Великий) перед самой смертью; и что Сам Спаситель сказал: «…кто будет веровать и креститься, спасен будет» , — следовательно, крещению должна предшествовать вера, а дети еще не имеют сознательной веры, т.е. не понимают ее…
Православная Церковь никогда не ставила «понимание» условием для совершения Таинства Крещения. Более того, по святоотеческим традициям, она считает, что истинное понимание возможно только благодаря Крещению и является его плодом и следствием, а не условием. Высшим проявлением благодати Крещения является как раз то, что оно превращает и взрослого в младенца, без чего, по словам Христа, невозможно войти в Царствие Божие.
Иисус Христос крестился в 30 лет потому, что именно в это время дано было Богом повеление крестить иудеев.
А, если некоторые цари и сановники крестились перед смертью, то это допускалось ими вот почему: они верили, что крещение очищает от всех грехов, совершенных перед ним, а не только от первородного греха. Это совершенно правильно, но это был, конечно, риск с их стороны: ведь они хотели при сравнительно малых подвигах перейти в жизнь будущую чистыми и безгрешными, но как говорят? «Человек — смертен, и, как правило, внезапно!» Смерть не обязана ждать времени их крещения: они могли умереть и до крещения, — и тогда, естественно, должны были исполниться над ними слова Христовы: «… если кто не родится от воды и Духа, не увидит Царствия Божия…»
Итак, по учению Православной Церкви, крещаются младенцы, родившиеся от христианских родителей, и взрослые, из нехристиан, пожелавших принять христианство.
Взрослый крещаемый должен осознавать, что, принимая крещение, он принимает на себя труды и подвиги благочестивой жизни, принимает каждодневную борьбу со страстями. Он должен знать, понимать и принимать основы православия. Взрослый крещаемый может подготовить себя к Таинству Крещения добровольным постом с полным отказом от всех вредных привычек: употребления спиртного, курения, грубости, а также примирением с людьми, находящимися с ним в ссоре. Это очень трудно, тем более, если предшествующая жизнь очень мало соприкасалась с добродетелями. Но как приятна будет награда!
Но как же младенцы? Некоторые спросят: не лучше ли отложить крещение до того момента, когда ребенок сам скажет, что он верит в Бога?
Но, во-первых, в Таинстве Крещения ребенок получает особую благодать, которая однозначно поможет ему в жизни, а что касается веры — она есть даже у самых маленьких детей. Вера рождается раньше, чем мы можем выразить ее словами, а детская вера крепче и непосредственней, чем у взрослых, отягощенных грехами. Вера есть у всех младенцев, и главная задача родителей и крестных — не воспитать ее, а не дать ей погаснуть под дурным влиянием! Вспомните: «Если … не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18, 3). А тем, кто запрещал детям приходить к Нему, Господь напоминал слова пророка: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс.8, 3) . Даже грудные дети хвалят Бога, и Бог принимает их хвалу, как же не принимать ее нам?
Но кто может поручиться, вырастут ли они верующими? Для этого и существуют восприемники, или, в простонародье — крестные. Они-то и должны вести ребенка по стезе добродетелей до тех пор, пока ребенок сам не поймет, что такое «вера».

Восприемники (крестные)

Слово «восприемник» дословно переведено с греческого языка. А наше обиходное слово «кум», вполне возможно, произошло от арамейского «куми», что значит «встань», потому что восприемники становятся перед купелью вместо крещаемого.
Восприемники должны быть не только у детей. При крещении взрослых крестные служат в качестве свидетелей и поручителей веры и обетов крещаемого. При крещении младенцев крестные присутствуют при Таинстве для того, чтобы произнести вместо них Символ веры и необходимые ответы.
Что еще необходимо знать нам о восприемниках? То, что ими не могут быть:

  • дети (восприемник должен быть не младше 15 лет, а восприемница — не младше 13 лет);
  • люди безнравственные и безумные;
  • неправославные;
  • родители — восприемниками своих детей.

Также нет у нас в России обычая, чтобы крестными были монашествующие. Но это уже по правилам и канонам монашеской жизни и к вопросу о крещении не имеет отношения.
По Требнику, достаточным считается только один восприемник: для крещаемого лица мужского пола — мужчина, для лица женского пола — женщина. Но по укоренившейся традиции бывают двое крестных — мужчина и женщина.

Имена

Одним из самых важных пунктов Таинства Крещения является выбор имени. Во все времена имя христианина считалось святым и потому с самого рождения его учили особенно почитать и уважать свое имя.
В Ветхом Завете мы видим, что иногда Сам Бог давал имена людям.
Например, Он назвал первого человека Адамом, что по одному из переводов означает «взятый из красной земли», потому что Адам был создан из персти земной. Сын Авраамов назван Исааком, что значит «смех», потому что Сарра, престарелая жена Авраама, при пророчестве ангела о рождении сына или от недоверия, или от радости рассмеялась (Быт. 17, 19).
Иногда же Бог видоизменял имена людей по особым случаям. Например: Аврама, что значит «отец высокий», Он назвал Авраамом, что означает «отец множества народов», а Сару — что значит «госпожа», назвал Саррою — «госпожею множества».
Был также один случай, когда муж дал имя своей жене: этот муж — Адам, назвавший свою жену Евой, что означает «жизнь», потому что она положила начало жизни всему роду человеческому (Быт. 3, 20).
Но большей частью, имена своим детям давали родители. Так, одного из своих сыновей Ева назвала Каином, что значит «приобретение» (Быт. 4, 1). Вероятно, Ева предположила, что этот сын ее будет тот человек, который, по обетованию Божию, приобретет им спасение. Другого — праматерь назвала Авелем, что значит «плач», вероятно по предчувствию кончины его. Третьего сына Адам и Ева нарекли Сифом, что означает «основание», потому что он положил основание благочестивому племени, противоположному потомству Каина… И так далее, и так далее…
В Православной Церкви принято давать крещаемым имена святых, прославляемых в ней, внесенные в Православный месяцеслов. В славянских требниках сказано, что ребенку дается имя того святого, память которого празднуется Церковью в восьмой день от рождения младенца. Также в России дают новорожденным имена святых, которые воспоминаются Церковью непосредственно в день рождения младенца — ведь рождение — это главный факт в жизни человека и родители таким образом прославляют святого, под осенением которого человек родился. Дают детишкам имена и тех святых, память которых приходится в день крещения младенца — ведь день рождения известен всем, а день крещения будут знать только самые близкие люди и тем самым будет сохраняться память об этом дне.
Значение имен можно узнать в любом Православном календаре. И надо помнить, что если выбрано имя, которого нет в месяцеслове, необходимо перевести его в каноническую форму и уже под этим именем производить крещение. К примеру, Анжела в крещении принимает имя Ангелина; Оксана — Ксения; Денис — Дионисий; Светлана — Фотина и т.д.
Из благоговения перед именем Спасителя в Православной Церкви не нарекают именем Иисус в честь Сына Божия. Так же мы относимся к имени Его Пречистой Матери, поэтому, имя Мария дается в честь одной из святых, чья память празднуется 26 января, 1 апреля, 22 июля и других.

Обряды, предшествующие Таинству Крещения

Предварительные действия крещения, по уставу Православной Церкви, составляют: оглашение, отречение от диавола, сочетание со Христом.

Оглашение

Взрослого, т.е. начиная с семилетнего возраста, желающего креститься, Святая Церковь предварительно испытывает: искренне ли он желает оставить свои прежние греховные привычки и заблуждения и стать членом Церкви; и ОГЛАШАЕТ его, т.е. учит вере Христовой. Оглашение совершается и при крещении младенца: тогда за него отвечают восприемники (причем за мальчика отвечает крестный отец, а за девочку — крестная мать), которые и поручаются за веру крещаемого.
После наставления в вере взрослый оглашенный в знак покорности и смирения снимает верхнюю одежду, но оставляет нижнее белье: теперь он знает, что был пленником своих грехов, «а пленники ходят раздетыми и разутыми» (св. Иоанн Златоуст). С собой хорошо принести большую пелену (простынь), которой можно прикрыть тело во время чтения молитв и освящения воды. В самый момент совершения Крещения пелену следует снять. Младенцы же для Крещения приносятся в одних пеленах, которые священник раскрывает так, чтобы лицо и грудь младенца были открыты.
Оглашение взрослых в древней христианской Церкви продолжалось не менее 40 дней, и только для больных время оглашения сокращалось.
Человека, пожелавшего принять Крещение, приводили к местному епископу его будущие восприемники (поручители). Это были члены христианской общины, которые свидетельствовали о серьезности его намерения и искренности обращения. Получив такие заверения, епископ вносил его имя в списки оглашенных. Оглашенным не разрешалось присутствовать на Литургии Верных — во время службы и сейчас можно слышать возглас диакона: «Оглашенные, изыдите!»
По уставу Православной Церкви обряды оглашения составляют:
троекратное ДУНОВЕНИЕ священника на лицо и грудь оглашаемого — (по сотворении тела первого человека, Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живой» (Быт. 2, 7));
благословение оглашаемого;
чтение молитвы предогласительной с возложением руки на голову крещаемого — (рука священника — это как бы рука Самого Господа Иисуса Христа защищает, дает прибежище, «возьмет под крыло», ибо скоро смертельная схватка с силами тьмы);
чтение трех молитв заклинательных:

  • первая молитва — отревает и гонит диавола, и всякое его действие страшными для него Божественными Именами и Таинствами,
  • вторая молитва — повелевает демонам бежать от человека и не творить ему напастей,
  • третья молитва — умоляет Господа всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере.

Обряды отречения от сатаны

Обряды отречения от сатаны и исповедания Христа в древности обычно совершались в Страстную Пятницу или Субботу и, таким образом, они завершали приготовления к Крещению. Сейчас они совершаются сразу после чина изгнания духов.

Что составляет обряд отречения от диавола? Это:

  • обращение крещаемого с восприемниками на запад — (потому что диавол — темная сила, и царство его есть царство тьмы, темный запад, противоположный Царствию Божию — свету востока);
  • формула отречения — (на троекратный вопрос священника: «отрицаешься ли сатаны, и всех дел его, и всех аггел, и всего служения его, и всея гордыни его?», оглашаемый троекратно отвечает: «Отрицаюся!»);
  • дуновение и плюновение — (после слов священника «и дуни и плюни на него», оглашаемый дует и плюет влево вниз на пол, как бы на сатану. Дуновение и плюновение служит символом презрения к лицу, от которого оглашенный отрекается).

Сочетание со Христом

Сочетание со Христом — это вступление в союз, соединение со Христом. Сочетание происходит от слова «чета», а четою называется муж и жена или жених и невеста. В данном случае, жених — это Господь Бог наш, а невеста — любая душа, православно верующая.
Отвратив лицо свое от мрака запада, крещаемый обращается на восток, опускает руки, изображая покорность Богу и смирение, и троекратно выражает желание сочетаться Христу. Сочетание Христу означает обещание быть покорным Ему, обязательство вступить в число Его воинов. Это как бы вид присяги, которую воин дает Государю. Это — исповедание личной верности Христу, потому и звучит эта клятва подобно солдатской присяге.
Священник вопрошает: «И веруеши ли Ему?»
Крещаемый отвечает: «Верую Ему яко Царю и Богу».
Веровать во Христа как в Бога недостаточно, ибо и «бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19). Принять Его как Царя и Господа — это посвятить всю жизнь служению Ему, жить в соответствии с Его заповедями. Слово «Господь»(по-гречески «Кириос») на религиозном и политическом языке того времени содержало в себе идею абсолютной и полной власти, требующей безусловного подчинения. Исповедовать Христа как Царя означает, что Царство, которое Он нам открыл, находится здесь и сейчас, а не «по ту сторону» нашей жизни. «Мы принадлежим Его Царству и должны служить прежде всего Ему» (Рим.8, 38-39).
Следующая ступень обряда заключается в троекратном произнесении «Символа веры». Это основано на словах Спасителя: «кто будет веровать и креститься — спасен будет» . Следовательно, крещению должно предшествовать изучение догматов веры, а произнесение «Символа веры» может и должно служить ручательством понимания этих догматов. Это — как бы экзамен для поступления в высшую школу благодати Господней.
По прочтении «Символа веры», взрослый крещаемый должен совершить земной поклон. Наша преданность Христу выражается поклонением Святой Троице. Поклонение — древний и универсальный символ благоговения, любви и послушания. Это необходимое условие победы над гордыней и утверждение подлинной свободы и достоинства.
По совершении чина оглашения, приступающий к Крещению, готов принять это великое Таинство.

Таинство Крещения

Для совершения Таинства Крещения священник облачается в белое одеяние. Белая фелонь напоминает о том, что в древности Крещение совершалось в Великую Субботу, и пасхальный характер его по сей день остается ключом к пониманию не только этого Таинства, но и всей христианской жизни. «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в ОБНОВЛЕННОЙ жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения…» (Рим. 6, 4-5).
Купель с водою ставится посередине храма. Форма купели глубоко символична. Круглое основание купели есть знамение круга земной Церкви, круглая чаша знаменует Церковь Небесную, а все вместе — символ Богоматери, как чистейшего сосуда Божией благодати.
Восприемникам даются возженные свечи. Ставятся свечи и по краям купели с трех сторон. Белое одеяние священника и возженные свечи выражают духовную радость о ПРОСВЕЩЕНИИ человека в Таинстве Крещения.
Следующим этапом Таинства является освящение воды. Освященная вода — это образ благодати Божией: она очищает верующих от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.
Начинается обряд возгласом: «Благословенно Царство…» . Затем следует Великая ектения (длительная молитва), в которой священник тайно читает молитву «Благоутробный и милостивый Боже…» , за нею следующую молитву читает вслух, на которой при словах «да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивные силы» , повторяемых трижды, благословляет воду в купели, проводя по ней перстами крестообразно две черты: первый крест делая на поверхности воды, второй — немного глубже, а третий — в самой глубине. Затем, он трижды крестообразно дует на нее.
После того, как вода освящена, она помазуется освященным елеем. Омочив в сосуде с елеем стручец (кисточку), священник трижды творит им в воде знамение креста. Как находящимся в Ноевом ковчеге Господь послал с голубем масличную ветвь — знамение примирения и спасения от потопа, так и над водою творится крест елеем в знак того, что воды Крещения служат к примирению с Господом и в них явлена милость Божия.
После, священник во имя Пресвятой Троицы помазывает крещаемых ЕЛЕЕМ РАДОВАНИЯ, соединенным с водою. Помазывается грудь — во исцеление души и тела; уши — в слышание веры; руки — «руце Твои сотвористе мя и создасте мя» и ноги — «во еже ходити ему по стопам заповедей Твоих» . Это — воссоздание человека: его тела, каждого его члена, органов чувств. Первородный грех затмил в человеке образ Бога. Человек потерял свою духовную красоту и нужно восстановить его первозданный облик. Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. В Крещении человек хоть и освобождается от первородного греха, но не освобождается от возможности грешить. Поэтому, и в новой духовной жизни он должен бороться с врагами спасения, влекущими его ко греховным делам. А в древности, борцы для удобства борьбы обыкновенно намащали свои тела маслом…
И, наконец, наступает самое существенное действие в Таинстве Крещения — троекратное погружение крещаемого в воду. Взрослый крещаемый входит в купель сам (если купель достаточно большая), а младенца погружает в воду священник.
Правило 6 Вселенского Собора требуют, чтобы Крещение совершалось в храмах, и лишь в крайнем случае разрешают крестить в частном доме, где для совершения Таинства обязательно должна быть назначена чистая комната. В самом храме, а именно в его притворе, для Крещения устраивается бассейн с водой и ступенями для спуска в воду: такая крещальня называется «водоем большой». Иногда же устраивается «водоем малый» — большая чаша для хранения святой воды. В случае, если в храме установлен «водоем малый», то Крещение происходит не погружением, а обливанием или окроплением.
Священник произносит слова: «Крещается раб Божий (раба Божия)… во имя Отца…» и одновременно погружает крещаемого в воду. И, возводя из воды, произносит: «Аминь» . Погружая во второй раз, произносит: «И Сына…» . И, возводя из купели: «Аминь» . Погружая в третий раз, произносит: «И Святаго Духа…». И, возводя из купели: «Аминь» . «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.» «Аминь» троекратно произносится и восприемниками.
После погружения крещаемого в воду, священник умывает свои руки чистой водой и читает 31-й псалом, выражающий силу Таинства Крещения: «Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть…»
Затем, священник надевает на крещенного белую рубашку, произнося: «Облачается раб Божий в ризу правды во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» . Надевается именно белая рубашка, потому что белый цвет выражает чистоту или белизну души, приобретенную в Таинстве Крещения, и, вместе с тем, чистоту жизни, к которой призывается человек после Крещения.

Православный крест

Вместе с белой одеждой на новокрещенного возлагается нательный крест во исполнение слов Христа: «Кто хочет идти за Мною — отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8,34).
Крестики для ношения на груди обычно покупаются для крещаемых восприемниками. Освящается крест чтением прекрасной молитвы о ниспослании на крест благословения Божия и благодати, чтобы каждому, носящему на себе это крестное знамение, оно послужило охраной и защитой души и тела от всякого зла и от всех врагов видимых и невидимых.
Православный крест обычно бывает восьмиконечным, т.е. имеет три перекладины. Верхняя — короткая, на ней помещается сокращенная надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский». Средняя — самая длинная. Нижняя — косая, короткая, левый от нас конец этой перекладины выше, чем правый. Православная Церковь признает ношение и четырехконечных крестов, у которых только одна перекладина — длинная средняя. Крестик может быть с изображением распятия или без него. На православном изображении распятия ступни ног изображаются рядом друг с другом, ровно, а на католическом — одна на другой. На православном кресте руки Христа обычно разведены в стороны, как бы обнимая весь мир, а на католическом — подняты немного вверх, показывая страдания Спасителя на кресте.
Следует еще знать, что Крещение — это единственное Таинство, которое в определенном случае может провести крещеный и истинно верующий мирянин. Этот определенный случай — близкая смерть желающего креститься, так сказать крещение «страха ради смертного». Есть некоторые правила при таком Крещении: во-первых, Таинство производится также, как и в храме, т.е. с теми же молитвами и с тем же чином. Вода для проведения Таинства берется любая, с тем условием, что она должна быть чистой.
В «Житиях…» описан случай, когда, некий иудей, идя по пустыне с двумя спутниками-христианами и чувствуя приближение смерти, решил окреститься и упросил спутников своих провести над ним Таинство. За неимением воды, спутники окрестили его песком. И произошло чудо: новообращенный христианин воспрял духом, ожил и благополучно прибыл в город. Они втроем обратились к епископу, и тот объявил это Крещение принятым…
Нужно помнить, что, если среди предстоящих у смертного одра людей есть диакон, то Таинство проводит он; если такового нет, то Таинство проводит мужчина; если среди предстоящих нет крещенного и верующего истинно мужчины, то в этом случае Крещение проводит женщина. Если новокрещенный человек умирает, то Таинство Крещения объявляется совершенным и впоследствии за умершего молятся как за христианина; но, если человек чудесно выздоравливает, то обязательно необходимо придти к священнику и рассказать ему о проведенном Таинстве. Священник, задав некоторые вопросы, решит: правильно ли был сделан обряд? Если правильно, то Крещение не повторяется, а совершается миропомазание и следующие за ним обряды. Если же неправильно — то Таинство Крещения совершает сам священник.
Итак, облачением и возложением креста оканчиваются все обряды, входящие в состав чина Крещения. Следующие обряды относятся частью к Крещению, а частью к Таинству Миропомазания.

Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Св. Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Св. Духом в жизнь духовную, святую. «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»(Ин. 3,5)

Время Крещения в нашем Храме

Крещение в нашем храме происходит по субботам и воскресеньям, в 10 часов утра и 2 часа дня(14 часов).

Для крещения необходимо:

Нательный крест на шнурке или цепочке (приобрести его можно в храме или в ювелирном магазине – в этом случае его нужно будет освятить)

Белая крещальная рубашка (для взрослых – новая светлая одежда – блуза, рубашка и т. п.)

Полотенце

Младенец крестится по вере родителей и восприемников

Роженицам в течение сорока дней вход в храм воспрещается «по обыкновенному закону естественного очищения» . Поэтому на Руси крестили большей частью в 40-й день, когда и для матери заканчивались по закону дни очищения, и она после прочтения над ней специальных молитв могла присутствовать при Крещении своего ребенка. Возможно совершить Крещение и раньше 40-го дня.

Раннее крещение младенцев полезно для их возрастания. Развитие человеческой души начинается с первых дней жизни. Крещение вводит человека в ограду церковную, а значит – Церковь молится о нем. При Крещении человеку дается Ангел Хранитель, который будет оберегать его от всякого зла. Кроме того, крещеного младенца уже можно причащать, и нужно делать это как можно чаще.

Согласно Уставу Православной Церкви в восьмой день по рождении священник нарекает младенцу имя. Сейчас молитва о наречении имени читается непосредственно перед Крещением.

Церковное имя при Крещении нарекается в честь кого-либо из святых угодников Божиих, который с этого момента становится небесным покровителем крещаемого. Наши предки давали имена своим детям по имени святого, память которого приходилась на день рождения или на день крестин. Иногда имя ребенку избирали в честь святого, особо почитаемого всей семьей, хотя бы день его памяти по времени был весьма удален от дня рождения младенца. Возможно выбрать имя из списка имен святых, память которых празднуется в период сорока дней с момента рождения ребенка.

Если к моменту совершения Таинства Крещения имя уже выбрано, то нужно определить, в честь кого из святых, носящих такое имя (если их несколько), будет совершаться наречение. Бывает, что имя крещаемому нарекается в честь наиболее известного соименного святого или же по церковному календарю определяется ближайший день памяти святого с этим именем после дня рождения крещаемого. Этот святой и будет небесным покровителем новокрещенного, а определенный по календарю день его памяти называется именинами, или днем Ангела , а на церковном языке – днем тезоименитства . Такое же правило применяется в том случае, если человек крещен (к примеру – в раннем детстве), однако не знает, в честь какого святого совершалось крещение. Надо отметить, что на Руси в прежние времена дни рождения вообще не праздновались – вместо этого отмечали именины. В этот день православному верующему следует, должным образом подготовившись, посетить богослужение в храме, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн, чтобы почтить память своего небесного покровителя.

Крестные родители – восприемники

Крестные родители – восприемники. По Требнику необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого мужского пола или женщина для лица женского пола. Но по укоренившейся традиции бывает двое восприемников: мужчина и женщина.

Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к Таинствам.

Не могут быть крестными: дети (восприемник должен быть не младше 15 лет, восприемница – не младше 13 лет), «люди безнравственные и безумные» , неправославные.

Крещение взрослых допустимо совершать без восприемников.

В начале ноября Межсоборное присутствие РПЦ опубликовало документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной церкви».

Предполагается, в частности, что скоро нельзя будет прийти в храм и сразу креститься: потребуется подготовка, иначе называемая оглашением. Это как минимум две беседы, которые должны проходить все решившие креститься взрослые и дети старше 12 лет. «Недопустимо совершение таинства крещения над людьми, не желающими готовиться», - говорится в документе.

Часто, как отмечают в церкви, если пришедших креститься просят прочитать Евангелие и выучить «Отче наш», люди ищут другой храм или предлагают батюшке больше денег, лишь бы не тратить времени и сил. А ведь крещение, предупреждают священники, – это не только красивый обряд, но и обеты Богу, за исполнение которых придется отвечать, пишут «Во время подготовки священники или сотрудники храма – катехизаторы – расскажут об основах христианской веры и нравственности. Сразу спросят о мотивах прихода в церковь, и если мама хочет крестить младенца, «чтобы лучше спал и не болел», ей объяснят, что она обещает воспитывать ребенка по вере. Также новообращенные узнают, что библейские заповеди отныне должны стать для них «инструкцией к исполнению». Кроме того, подготовленный документ предписывает подготовительные беседы и для желающих венчаться.

Настоятель храма Всемилостивого Спаса на Новослободской протоиерей Александр Ильяшенко не уверен, что двух бесед перед крещением достаточно: в первые века христианства подготовка продолжалась годами. Священник пояснил, что плоды постсоветского освобождения церкви, когда люди массово крестились, РПЦ пожинает до сих пор: «У нас до 80% заявляют, что они православные, но из них в рай и ад верят чуть больше половины, а в храм ходят дай Бог 10%. Это из-за того, что в 1990-е годы не было возможности проводить катехизацию. Если человек не понимает, для чего крестится, он вряд ли еще раз придет в церковь». Благодаря новым правилам в РПЦ со временем должно стать меньше «формальных» и больше сознательных членов.