История возникновения столярного дела. Столярное ремесло в древнем египте. Соединение древесины с полимером


Самое важное для начинающего мастера — получить полезный совет от опытного специалиста. Рекомендации старших товарищей способны помочь новичкам избежать множества ошибок в начале пути и способствовать более быстрому развитию в ремесле. Где же можно получить такие советы? Конечно на Фестивале Столярного Дела! За основу данной заметки взято одно из лучших выступлений на ФСД в Москве (21-22 апреля 2018 года) — лекция Сергея Клейна . Сергей — преподаватель курса «Классическое столярное дело» в Столярной Школе Rubankov в Санкт-Петербурге, имеет обширный опыт в столярном деле. Сергей четко и емко сформулировал типичные ошибки начинающих мастеров в своем выступлении. Читайте далее конспект его лекции с моими комментариями.

Выступление Сергея Клейна на Фестивале Столярного Дела 2018

Типичные ошибки начинающего столяра:

1. «Какой инструмент купить начинающему мастеру?»

Это типичный вопрос, который можно услышать от новичка в столярном деле на тематических форумах или даже в магазине. На самом деле такая постановка вопроса в корне не верна. Правильно действовать наоборот — сначала определиться с изделием, которое вы собираетесь изготовить. Затем выяснить каким образом такое изделие можно сделать. А уже потом разобраться какие для этого нужны материалы и инструменты. Например: вы решили изготовить стул, выяснили, что существует несколько способов его изготовить. Вы остановили свой выбор, например, на способе изготовления «на шканты». И уже имея эскиз изделия и понимание необходимого инструмента, вы пошли в магазин и приобрели доску нужной толщины, а также электро лобзик и дрель. Такой подход позволит сэкономить ваше время на поиски инструмента непонятно для какой цели, а также деньги на приобретение ненужного вам инструмента.

2. Бесцельный поиск информации

С первого взгляда кажется, что чем больше вы читаете книг, статей, форумов и смотрите видео в интернете, тем больше вы получаете полезных знаний и прогрессируете в мастерстве. Это ощущение обманчиво! На самом деле вы тратите уйму своего времени впустую на поглощение бессмысленной для вас информации. Так же как в предыдущем пункте, во главе стоит конкретная задача, которую вы решаете в данный момент. Именно о ней вам стоит искать информацию, а не обо все подряд. Если вы планируете изготовить стул — читайте и смотрите о том как изготовить стул. Не распыляйте свои усилия и время на изучение не прикладных в данным момент знаний. Впрок изучить все невозможно. Здесь, как и во многих других сферах, действует правило: теория бессмысленна, пока не применяешь ее на практике. Ищите информацию под конкретную задачу!

3. Чрезмерная масштабность проекта

Начинающему мастеру рисковано начинать с большого изделия. Есть риск допустить ошибки, которые будет сложно исправить, испортить материал. Самое дурное возможное последствие такого подхода — новичок может посчитать, что «это не для него» и бросить занятия ремеслом. Правильное решение — начать с небольшого изделия (тот же стул, простая тумба и т.д.). Цена ошибки здесь несравнимо ниже, чем на масштабном проекте. В качестве первого изделия идеально подойдет копирование уже существующего предмета мебели. Как пример, многие начинающие мастера выбирают стул или табурет из каталога ИКЕА. В дальнейшем, с развитием своего мастерства вы сможете перейти к более сожным изделиям, но важно соблюдать принцип постепенного усложнения проекта.

4. Изменение проекта находу

Очень распространенная проблема у начинающих мастеров, кстати говоря для меня тоже актуальная. Когда первое изделие вроде начинает получаться, возникает непреодолимое желание его как-то украсить, усложнить, отойдя от первоначального проекта. Не поддавайтесь этому чувству, старайтесь продумать все детали изделия изначально, на этапе проектирования. В процессе работы четко следуйте изначальному плану, чертежу. В противном случае можно «перестараться» и испортить изделие, либо заготовка отправиться в брак, либо получится безвкусица — нагромождение несочетаемых элементов.

5. Маркировка деталей

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что маркировкой деталей пренебрегает 95% начинающих мастеров при изготовлении своего первого изделия. Казалось бы, чего проще: вот у меня правая ножка, а вот левая — можно и так запомнить! А вот и нет, даже при простейшем столярном соединении «на шканты» правая и левая ножки не являются взаимозаменяемыми. Что уж говорить о более сложных столярных соединениях?! Нет ничего обиднее, чем запутаться где какая деталь должна быть, в момент склейки, когда клей уже нанесен. Избежать такого конфуза более чем легко — возьмите за правило маркировать каждое соединение.

6. Допуски

Вопросы вроде «Действительно ли прямой угол равен 90 градусов? » совсем не философские, а очень даже прикладные. И также степень «ровности » выструганной поверхности может быть разной. Ошибочно полагаться лишь на свои ощувщения. Желательно, на начальном этапе, иметь возможность проконсультироваться с более опытным товарищем по вопросам, типа «достаточно ли ровной получилась поверхность «. Ну и само собой необходим проверенный измерительный инструмент — как минимум линейка и угольник.

7. Системные ошибки

Зачастую, особенно новички-самоучки выполняют какую-либо операцию неправильно, мотивируя это тем, что «им так удобнее строгать, пилить и т.д.». Вполне может быть, что на данном конкретном изделии, действительно «удобнее» делать так, а не иначе. Однако в долгосрочной перспективе, неправильно сформированные навыки могут сыграть с мастером злую шутку. Ведь переучиваться намного сложнее и зачастую болезненнее, чем сразу учиться делать правильно. Вывод — сразу учитесь выполнять каждую операцию верно, даже если это кажется вам неудобно или излишне сложно на каком-то конкретном изделии.

8. Порядок на рабочем месте

«Порядок на рабочем месте — порядок в голове!» С практической точки зрения, доказано на опыте множества мастеров: по затратам времени и сил, намного выгоднее постоянно поддерживать порядок в мастерской. Посчитайте сами: вернуть инструмент на свое место после каждого ипользования занимает 5 секунд, а вот поиски нужного в условиях беспорядка могут отнимать куда больше времени.

9. Технка безопасности

Тут все понятно — ТБ необходимо соблюдать при любых обстоятельствах. Помните: незакрепленная заготовка — это либо травма, либо брак. Подробнее о технике безопасности можно прочитать в одной из прошлых заметок .

10. Правильная мотивация

Еще до того, как вы начали заниматься столярным делом, необходимо спросить себя: «Зачем мне это нужно? «. Как это ни странно, может оказаться, что вам это совсем и не нужно. Например, если вам необходима какая-то мебель для дома, то возможно проще и дешевле ее купить, чем делать самому? Помимо этого, от ответа на вопрос «зачем вам это «, могут зависеть ваши дальнейшие действия. Если вы хотите научиться изготовливать какое-то конкретное изделие, например деревянные двери, то вам лучше всего постараться устроиться на работу на призводство именно дверей. Большинство, начинающих мастеров ставят перед собой цель обучиться мастерству . В таком случае логично пойти в школу столярного дела или обучаться самостоятельно, но вот работать на производстве дверей в данном случае вам не слишком поможет в достижении вашей цели.

Еще раз благодарю Сергея Клейна за замечательное выступление на Фестивале Столярного Дела, за идеи и вдохновение для написания этой заметки. Сайт столярной школы Рубанков .

Если заметка вам понравилась, обязательно нажмите «лайк».

Удачи в ремесле!


Читайте новые заметки раньше всех – подписывайтесь на канал в Телеграм !

Профессия

Дом мастера

Древесина с давних пор широко используется в строительстве как материал, обладающий многими ценными качествами: высокой механической прочностью, низкой теплопроводностью, небольшим объемным весом, легкой обрабатываемостью и гвоздимостью, химической стойкостью к воздействию кислот, солей и масел.

При нормальной эксплуатации конструкции из древесины сохраняются много лет. Примером этого может служить монастырь, построенный из древесины под г. Новгородом в 1198 г. и простоявший до 1941 г. (во время войны был разрушен немецко-фашистскими захватчиками).

Работы, связанные с использованием древесины, делятся на плотничье и столярные . К плотничным относят устройство стен, перегородок, перекрытий стропил, ферм, балок, обрешеток, полов, опалубки и др., а к столярным - изготовление окон, дверей, панелей, мебели.

Столяр занимается обработкой древесины, изготовлением изделий из нее (обработка фанированием или полированием), при необходимости монтажом их на строительных объектах. Существуют белодеревные (хвойные и мягкие лиственные породы) и краснодеревные (твердые ценные виды лиственных пород дерева) работы, в зависимости от пород дерева.

История профессии

Профессия столяр - одна из древнейших профессий в мире, а обработка дерева - одно из первых ремесел, которым овладевал человек.

Наиболее древним образцам мебели, сохранившимся еще со времен Древнего Египта и Месопотамии, несколько тысяч лет.

Изображения различных производств предметов встречаются впервые на древнеегипетских памятниках, относящихся к Новому царству. Присутствуют изображения столяров, писцов, живописцев, камнетесов, колесничников, башмачников, а также изображения ремесленных инструментов. Сложнее и совершеннее остальных были плотничьи и столярные инструменты. Они включали в себя различного вида топоры, круглые, плоские и остроконечные долота, большие и малые пилы, линейка, угольник, отвес, разновеликие резцы, небольшие клещи и других мелкие инструменты. (источник: Вейс Г. История материальной культуры: Глава 1. Египтяне, С. 97. Энциклопедия материальной культуры. Герман Вейс, электронная версия).

На протяжении тысячелетий развивалось столярное мастерство. В работе мебельщиков отражалась материальная культура времени, проявлялись производительные силы общества. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (источник: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005»), дает следующие определения профессии:

  • СТОЛЯР – рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него.
  • БЕЛОДЕРЕВЕЦ и БЕЛОДЕРЕВЩИК, – столяр, специалист по изготовлению простых изделий, без полировки, фанеровки.
  • КРАСНОДЕРЕВЕЦ и КРАСНОДЕРЕВЩИК – столяр, специалист по дорогим, сложным изделиям (первонач. по изготовлению мебели из красного дерева).

Россия издревле славилась мастерами-столярами и декоративным убранством жилищ, как ажурной резьбой на фасадах построек, так и многочисленными украшениями на предметах мебели.

Профессия в современности

Столяр – многопрофильная профессия. Столяр изготавливает мебель (мягкую, корпусную, офисную), принимает участие в строительстве: изготовление и монтаж дверей и окон, мебели, которая встраивается, монтаж перегородок, врезка замков и ручек, облицовка стен деревянными панелями, а также изготовление разнообразных изделий из дерева: беговых лыж, вешалок, карнизов, подсвечников и всевозможных декоративных предметов.

Столяр работает не только с деревом, а и с материалами, которые заменяют дерево, с различным способом крепления и монтажа продукции, металлическими шурупами, скобами, гвоздями, клеями, материалами, необходимыми для облицовки, обтягивания, обработки, деревянных изделий (пленками, лаками, красками, тканями).

Токарный станок

Условия труда столяра разнообразны в зависимости от вида выполняемых работ. Если столяр участвует в изготовлении изделия, то, как правило, он работает в помещении - в мастерской или цехе. Рабочее место столяра - чаще всего верстак или современные его модификации. Столяр закрепляет деревянные заготовки, производит разметку и обработку изделия по имеющемуся чертежу. Способы обработки древесины: пиление отделка, сборка. Каждая из этих операций может производиться как вручную и при помощи традиционных инструментов (пилы, рубанка, фуганка, долота, сверла, стамески), так и на специальных станках. Рабочим местом столяра являются те объекты, на которых производится монтаж, и инструмент ему приходится почти всегда носить с собой.

Cтолярный верстак

Столяр по изготовлению художественной мебели работает на различных местах, однако их традиционным рабочим местом является столярный верстак, поскольку на многих стадиях процесса изготовления мебели применяется высококвалифицированный ручной труд .

Мебель - особое произведение искусства. Постоянно находясь в жилище человека, она исподволь формирует вкусы людей. Попав в наш дом, мебель остается там десятки, а порой и сотни лет. Но как часто модные новинки в мебели в течение каких-нибудь нескольких лет безнадежно устаревают, в то время, как действительно художественная мебель не стареет совсем. Поэтому в последнее время все больше появляется мебели, выполненной «под старину» и художественной мебели современных форм.

Рубанки, рашпиль, напильники, ножовка…

Для тонкой и тщательной обработки древесины вручную служит столярный инструмент . Несмотря на развитие современных деревообрабатывающих станков, поточных и автоматических линий, он представляет наиболее широкие возможности для обработки древесины, позволяя производить самые различные операции.

Выдающиеся люди данной профессии

Василий Ворносков

Плоскорельефная резьба по дереву существовала в России еще в IX-X веке. Она называется сейчас абрамцево-кудринской по имени села-усадьбы Абрамцево и соседней с ним деревни Кудрине, где она получила новую жизнь в конце XIX века. У истоков современной абрамцево-кудринской резьбы находилась Е. Д. Поленова - сестра известного русского художника В. Д. Поленова. Она возглавила Абрамцевскую столярную мастерскую, где деревенские мальчики обучались бесплатно три года, а потом по образцам Поленовой делали резные по дереву полочки, шкафчики, кресла, шкатулки, рамки, столы. Самым способным из учеников оказался Василий Ворносков, он создал стиль, который теперь называется ворносковским. Он открыл школу-мастерскую для обучения крестьянских детей в Кудрине. А в 1922 году уговорил возвратившихся с фронта мужиков организовать артель «Возрождение». Появились артели и в других деревнях.

Недалеко от платформы Абрамцево по Ярославской железной дороге; она напоминает высокий древнерусский терем, в городке Хотькове, стоят двухэтажные светлые строения Абрамцевского художественно-промышленного училища, из которого уже многие десятки лет по России растекаются мастера-художники кудринской резьбы.

Уникальные стороны профессии

Важный раздел столярного искусства - умение выбирать материал и правильно его отделать, чтобы изделие приносило эстетическое наслаждение людям. Совершенства мастер достигает далеко не сразу, лишь в результате значительной практики человек начинает хорошо чувствовать дерево, соразмерять силу и направление движения инструмента с твердостью древесины и направление ее волокон.

Профессия столяра способствует развитию эстетического вкуса, воображения и мышления. Формирование психологически важных качеств могут затруднить бедность воображения, неразвитость эстетического вкуса, неуравновешенность и нетерпение, недостаточная степень настойчивости и старательности, малый объем двигательной памяти.

Минусом профессии является высокий уровень шума в помещениях, деревянная стружка и пыль, сильные запахи обрабатывающих растворов (лаки, воск, краски, клеи и др.), а также возможность получения травмы.

Степень востребованности в нашем (своем) регионе

Издавна эта профессия пользуется высоким престижем. Дом современного человека трудно представить без окон, дверей и мебели, а значит всегда будет потребность в плотниках и столярах.

Профессия плотника - одна из строительных профессий. Человеку всегда было необходимо защищать себя и близких от холода, нападений, да и просто от посторонних взглядов.

b.gliwa , CC BY-SA 4.0

Постепенно, с развитием цивилизаций, расширялся круг необходимых построек. Стали возводить не только дома, но и храмы, крепости, корабли и многое другое.

Большинство городских построек были деревянными. Из дерева строили дома, городские стены и башни, мосты. Брёвнами мостили улицы и площади.

jarmoluk , CC BY-SA 4.0

Построить город значило в древней Руси «срубить город» - настолько неразрывно было связано представление о городе и о деревянных зданиях. Из дерева делали ладьи, колы (колесные повозки), стенобитные орудия, домашнюю мебель.

Развитие ремесла

С очень давних времен плотники собирались в артели, которыми руководили наиболее талантливые и опытные мастера. В каждой артели наряду с мастерами были и ученики, что обеспечивало преемственность плотницкого дела.

pereslavl , CC BY-SA 3.0

Большинство таких артелей переходило по стране с места на место, возводя разнообразные постройки по всей Руси. Именно такая плотницкая артель возвела в небывало короткий срок, немногим более чем за четыре месяца, стены вокруг Москвы в 1339 году.

Артели, как правило, брались в основном за крупные сооружения, а возведением небольших сельских построек занимались сами жители села или деревни, ибо каждому из них секреты плотницкого дела были переданы в наследство от отцов и дедов.

Кораблестроение

История отечественного кораблестроения начинается с первых веков нашей эры. В ту пору славянские племена обитали на территории Восточной Европы.

Silar , CC BY-SA 3.0

На своих судах они плавали по Каспийскому, Азовскому, Черному морям и выходили в Средиземное море. Дальнейшее развитие мореплавания связано с историей Киевского государства (IX – начало XII вв.) и Великого Новгорода (XII – XV вв.). Новгородцы плавали по Балтийскому морю и северным морям.

Все суда, очень долгое время, возводились исключительно руками ремесленников — плотников. Плотницкое корабельное дело оказало серьёзное влияние на всю историю Руси.

torange , CC BY-SA 3.0

Особенно большое развитие речное судостроение получило в таких судостроительных центрах Волжско-Каспийского бассейна как Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань и Астрахань. Примечательно, что в Казани и Астрахани почти все местное судостроение находилось под контролем государства.

Особенности мастерства

Прежде всего, в вековом опыте строительства, которое велось преимущественно топором. В руках древоделов топор стал универсальным инструментом: топором рубили стены, делали украшения на домах и храмах, создавали уникальные безгвоздевые конструкции, прочность которых подчас удивляет и восхищает нас.

Nicholas Olson , CC BY-SA 3.0

Разумеется, нашим предкам известны были и долото и коловороты, но топор главенствовал над другими видами деревообделочных инструментов.

В процессе развития деревянного зодчества выработался тот своеобразный и устойчивый «плотницкий» язык, которым пользуются плотники до сих пор.

Вот лишь часть, для примера:

  • Режь (рубка в режь) — система горизонтального соединения углов венца, при котором бревна врубаются одно в другое не в половину, а в четверть дерева. Между венцами при этом остаются просветы. Такое соединение используется при возведении шатровой кровли.
  • Ройка — способ фиксации брёвен между собой на торцах, посредством врезки бруска.
  • Самцы — фронтоны, треугольное продолжение торцевых стен сруба.
  • Слега — продольные бревна, несущая часть крыши, врубаются через бревно по скату фронтона, имеют значительную толщину, близкую к диаметру бревен в стенах, - такая толщина исключает их прогибание. Слеги несут двойную функцию: связи самцов-фронтонов и обрешетины, а также создают свес кровли над фронтоном.
  • Стопа — полностью собранный сруб.
  • Тесины, тес — тонкие доски из древесины хвойных пород, служившие покрытием деревянного здания и для обшивки стен здания, первоначально тесинами назывались доски, получаемые обтесыванием бревен.
  • Чаша (рубка в чашу) — традиционный способ рубки для бревенчатых домов, сруб, выполненный рубкой «в чашу» считается наиболее теплым и устойчивым, принципиальное отличие угла «в чашу» рубленного вручную от «чашек» сделанных на станке при производстве «оцилиндрованных» бревен является наличие «замка», который создает плотное, теплое и надежное соединение углов.
  • Шкант — плоский шип, которым скрепляются между собой венцы сруба.

Известные плотники

  • Пётр I Великий - первый император Российской империи, лично участвовал в создании фрегата «Святой Пётр и Павел» на Ост-Индской верфи во время своего пребывания в Голландии осенью 1697 года.
  • Норм Абрам - известный американский плотник, ведущий нескольких телепередач на канале PBS, автор книг по обработке дерева;
  • Харрисон Форд - американский актёр, во время кризиса в актёрской карьере в 1970-е годы работал плотником;
  • Михаил Мышев - русский плотник-реставратор.

В наше время

В настоящее время профессия плотника так же востребована, как и в далёком прошлом. Какие бы механизмы не придумали, а ничто не заменит профессиональных ремесленников. Строительство деревянных домов, ремонт, изготовление мебели и многое другое люди, как и раньше, доверяют настоящим плотникам.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Для справки:

Современные плотники, в зависимости от разряда (в России co 2-го по 7 разряд), выполняют следующую работу: установка и ремонт дверей, окон, дверных замков, оконной фурнитуры, мебели, дверных доводчиков, изготовление и ремонт деревянных конструкций (например складские поддоны, опалубка), кроют крыши в строительстве зданий и прочая обработка древесины.

Фотогалерея










О ремесле

Плотник - профессия, одно из самых древних ремёсел, которое связано с механической обработкой дерева и превращением необработанной древесины в детали, конструкции и стройматериалы.

Топор - символ плотника

Этот рубящий инструмент стал неотъемлемым инструментом плотника. Работали топором с давних времен. Людей этих называли плотниками. Наша страна богата лесом, поэтому у плотника работы всегда много.

Они рубили избы, строили церкви. Настоящий плотник любит свой инструмент, холит его и лелеет. Лезвием может побриться, а может и игрушку сделать – детям на потеху.

Потешный флот ПетраI и плотники

Несомненно, огромную роль в дальнейшем развитии отечественного кораблестроения сыграл опыт, который был приобретен во время создания судов для „потешной флотилии" на Переяславском озере.

На постройке этих судов работали десятки сверстников Петра – солдат из числа бомбардиров Преображенского полка, а также местные плотники из крестьян окрестных деревень.

Они тогда построили девять военных судов, включая небольшой корабль, и сотни малых судов и лодок.

Ошибочно считаемые плотниками

"Плотник" - корявый, но устоявшийся, перевод слова "тектон" (греч. τεκτον, дословно "строитель"), так как на Руси дома строили не из самана, а из брёвен.

В европейских переводах это же самое слово переводят не как "плотник", а как масон (дословно каменщик), так как в Европе дома строили из камня (а не брёвен).

Деревянное зодчество

История нашего народа, его борьба с внешним врагом, быт, обычаи и верования, его противостояние суровой природе - все это отражено в памятниках деревянной архитектуры, дошедших до нашего времени.

Огромная часть этих памятников - жилье ли, культовые ли сооружения - из дерева срублены мастерами, имена которых в большинстве случаев неизвестны нам, ибо не знатные бояре строили их, а простые смерды, крестьяне, мужики.

Соху сменив на топор и долото, они рубили «города», избы ставили и бани, или возводили храмы «о тридцати версях», «о двадцати стенах», «великие» и «чудные».

Плотник или столяр?

Плотников называли древоделями, а столяров - теслями, теслярами (от глагола «тесать»). Специалисты по крепостным постройкам назывались городпиками, или огородниками.

По словарю:

  • «плотник» - это то, что связано с механической обработкой дерева и превращением необработанной древесины в детали, конструкции и стройматериалы.
  • «столяр» -- ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева или изделия на основе дерева.

Инструменты плотника

Инструменты плотника: топор, черта, тесло, отвес, скобель, рулетка 3 - 10 метровая, молоток, пила, стеклорез, гвоздодёр, пассатижи, угольник, уровень, набор отвёрток и шестигранников, перфоратор, дрель, шуруповёрт, электроотвёртка, нож-резак, электролобзик, стамеска, стусло, рубанок.

Великий плотник

В истории России одной из самых ярких и значительных фигур был первый российский император Пётр Алексеевич (1672-1725 г.г.).

Пётр I - не только видный государственный деятель, но и «мастер - золотые руки». Он любил всё делать своими руками и учился разным ремёслам.

После смерти своего отца Алексея Михайловича Пётр переехал вместе с матерью в маленький дворец за чертой столицы. Особую его любовь завоевали «бусурмане» - иноземцы московских пригородных посадов.

Он присматривался к работе ремесленников, учился у них и овладел многими ремёслами. Основным и любимым стало ремесло плотника. Потому Царя Петра и называют «Великий плотник».

СТОЛЯР – рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него.

(Толковый словарь С.И. Ожегова)

На сегодняшний день практически невозможно представить себе современное жилище без изделий из дерева. В большей или меньшей степени, как основной материал интерьера или отдельные, не сразу заметные элементы – древесина присутствует в каждом доме. Красивые оконные рамы, двери, шкафы и столы, вешалки и резные статуэтки – всё это результат работы столяра.

В чём суть профессии столяра?

Столяр – профессия, имеющая достаточно много профилей. К примеру, столяр-мебельщик занимается изготовлением новой, либо реставрацией старой мебели; судовой столяр – делает мебель для судов; строительный – занимается отделкой домов; столяр музыкальных инструментов занимается их изготовлением и ремонтом, выпиливает мелкие детали, контуры и т.п.

Также столяра имеют различные степени квалификации. От элементарных работ, связанных с отбором, заготовкой и сортировкой материалов, которыми занимаются рабочие 1-3-го разрядов, до работ со сложными фигурными изделиями, которые выполняют мастера 6-го разряда.

Для создания изделия высококвалифицированный мастер разрабатывает эскиз либо чертёж самостоятельно, либо изучает предоставленный заказчиком. Затем он подбирает подходящий материал и, с помощью специальных инструментов, превращает его в заготовки для деталей. Из полученных в дальнейшем деталей столяр создаёт готовое изделие.

История столярного дела

Обработка дерева является одним из первых ремесел, которыми овладел человек, а профессия столяра уходит своими корнями глубоко в историю. Зародившись ещё в древнем Египте, столярное мастерство прошло долгий путь развития и совершенствования, запечатлев своими работами стили различных эпох и культур.

Плюсы и минусы профессии столяр

Помимо творческой реализации столяров некоторых направлений, прежде всего, к плюсам хотелось бы отнести прибыльность данной профессии. Так как столярное дело требует определённого навыка, способностей и вложений физического труда, она довольно хорошо оплачивается. По статистике средняя заработная плата столяра на 2013 год составляет от 625 до 1562 у.е. в месяц.

Из минусов, конечно же, стоит выделить условия труда. Высокий уровень шума на производстве, вдыхание деревянной стружки и ядовитых лакокрасочных испарений – далеко не полный список вредных факторов, с которыми придется столкнуться мастеру. Всё это негативно сказывается на здоровье. Однако, такова цена за создание красоты, которая, возможно, сохранится на века.

Что нужно для того, чтобы стать хорошим столяром?

Начать карьеру можно, поступив в профтехучилище или колледж на соответствующую специальность, либо устроившись учеником на предприятие.

Однако, чтобы добиться успеха прежде всего нужно иметь желание «работать руками». Также необходимы: хороший глазомер, пространственное воображение, художественных вкус, чёткая координация движений. Терпение. Умение читать и составлять чертежи. Знать многое о древесине: её свойствах, способах обработки, изготовлении изделий и деталей. И, естественно, желание. Истинное стремление стать лучшим в своём деле, помогут стать высокооплачиваемым и востребованным специалистом.

Эта статья поможет подготовить сочинение, доклад или презентацию о профессии столяра.

Затем древние египетские столяры обстругивали доски теслом, сделанным из меди (в те времена еще не было железных инструментов). Тесло заменяло древним мастерам рубанок. Тесло крепилось к деревянной рукоятке кожаным ремнем или веревкой.

Широко применялась технология деревянных шипов, которыми соединялись деревянные элементы. Использовались трубчатые сверла, но вот столярный верстак и тиски не были известны мастерам Древнего Египта. Использовалось шлифование деревянной поверхности с помощью мелких камней.

В столярном ремесле Древнего Египта умели делать настоящую фанеру, что известно благодаря находке деревянного ящика из саркофага 3 династии. Ящик составлен из нескольких слоев разных сортов древесины, каждый из слоев составлял порядка 5 мм, скреплены они были деревянными шипами.

Также в гробницах Древнего Египта была обнаружена и дворцовая мебель, например в известной гробнице царицы 4 династии Хетепхерес. В ее усыпальнице были обнаружены такие высокостатусные столярные изделия как кровать, кресла, стулья, балдахин и носилки. Эти предметы позволили современным ученым восстановить технологии столярного ремесла тех времен. Так например стало известно, что помимо шипов использовалось соединение с помощью кожаных ремешков, которые пропускали через специальные просверленные отверстия, и деревянные элементы стягивались между собой.

Очень широко в столярном ремесле Древнего Египта использовалась резьба, во многих музеях мира можно встретить предметы деревянного интерьера тех времен, покрытые замечательной резьбой, делавшей эти прдеметы мебели настоящими произведениями искусства еще в те времена.

Разумеется, что со временем способы обработки дерева совершенствовались, так во время Среднего Царства технологии улучшались, и ко времени Нового Царства столярное ремесло достигло уже просто замечательных результатов. Так лезвия инструментов изначально были медными, затем бронзовыми и, соответственно, железными. Сами инструменты совершенствовались и заметно видоизменялись.

Стволы дерева при обработке всё так же тесали металлическим теслом, которое заменяло столярам рубанок, а вот при шлифовке деревянной поверхности стали уже использовать плоский камень песчаника. Более мелкие элементы и ножки мебели изготавливали с помощью долота-стамески. До сих пор не решен вопрос о моменте появления в столярном ремесле токарного станка, так как некоторые историки полагают, что он появился уже в более поздний период - во времена Древней Греции, но часть ученых считает, что такой станок появился уже в Древнем Египте.

Известно, что впервые фанеровать мебель стали в Древнем Египте. Тонкую фанеру стали изготавливать еще в Древнем Царстве, а с Нового царства её стали наклеивать на более дешевую древесину, что и стало первым примером использования шпона в производстве дорогой мебели из массива. Для склейки использовали клей, изготовленный из костей и кожи животных.

В качестве материала мастера использовали акацию, можжевельник, рожковое дерево (кароб), и другие местные породы древесины, также имело место использование черного (эбенового) дерева, которое доставляли с юга - из глубины Африки, ель и пихта доставлялась из Сирии.

Широко было распространено изготовление из дерева колесниц, причем самым сложным было изготовление круглых колес, ведь их форма должна была быть по-настоящему идеальной.Также столяры занимались и изготовлением оружия - луков, дротиков, стрел, предметов культа для храмов и изготовлением музыкальных инструментов для придворных музыкантов.