Богородица не молится за тех, кто ругается матом


Детальное описание из нескольких источников: «молитва если ругаешься матом» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Вопрос священнику - раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, - переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую . И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Задать вопрос священнику

Как молиться за человека, который постоянно ругается матом?

Доброго! Сочувствую Вам. Очень сложно помогать человеку, встречая от него агрессию вместо благодарности. Думаю, что Ваш супруг привык ощущать себя сильным мужчиной, не нуждающимся во внешней помощи, даже в Вашей. Сейчас он поставлен в ситуацию, что без Вас не обойтись. Он выброшен из привычного самоощущения. Чтобы доказать себе, что он все еще могуч и самостоятелен, наверное, и проявляет агрессию.

Скажите, кроме того, что он без особого желания ходит в церковь, есть ли в нем вера в Бога? Молится ли он? Читает ли Писание? Если есть возможность, постарайтесь мягко, без форсажа и нажима, всколыхнуть его душу, помочь ему обратиться к Богу. Просите своего духовного отца уделить время Вашему мужу, поговорить с ним, может быть, позвонить ему по телефону в будний день, чтобы он почувствовал тепло и заинтересованность. По возможности постарайтесь, чтобы над супругом было совершено таинство Соборования. Надеюсь, его душа станет мягче, он сможет понять свое положение, осознанно принять то, что делается для него, и ненужность грубости. Способность быть благодарным за милости и за скорби - Дар Божий. Необходима горячая сердечная молитва и самого человека, и о человеке.

Ухаживая за болящим, христианин выполняет заповедь Христову о любви к ближнему, ему готовится венец в Царстве Небесном, бесу же это мука и потерянная добыча - искушения будут обязательно, через тяжесть ухода, через самого болящего или иначе. Но: «Претерпевый до конца - тот спасен будет!» (Мф.10;22)

Дай Бог Вам терпения, духовной крепости, любви к своему супругу и ближним!

Статьи

Спецпроекты

«Русская вера»

Молитва если ругаешься матом

и многие другие.

Духовная жизнь

Спрашивает: Денис, г. Калуга

на работу (работаю уже год) Но я не ожидал, что там так будут сквернословить (ругаться матом). Я даже сперва

хотел бросить эту работу, чтобы не осквернять душу. Сам я не ругаюсь матом, и не люблю когда кто – то

ругается рядом. Вот, что мне делать теперь: Уволняться и искать др. работу, где скорее всего там будет

тоже самое или терпеть все эти испытания (искушения, как бы попущенные Богом) или ещё что. Сама работа

мне нравится и уже привык к коллективу. Переучивать их просто не реально, тем более укорять, потому что в свой

адресс наверняка услышишь что – нибудь не очень приятное, но и человекоугодником быть не хочется.

Подскажите как мне быть – очень Вас прошу помочь. Сильный ли вред приносит душе рядом произносимые

скверные слова? И как молиться когда рядом ругаются? Пытаюсь читать в уме Иисусову молитву в этот момент.

Не забывай в своем ближнем видеть Образ Божий

Православие учит быть внимательным к своим помыслам и словам. Если ты огорчаешься, раздражжаешься, то помолись Богу о помощи. Если ты радуешься, то в помыслах или на словах благодари Бога.

А те кто ругается матом, получается, делают нечто подобное, что-то огорчает, раздражжает – выругался раз другой и отлегло. Появилось в душе радостное чувство – ругнулся. А потом душа человека привыкает к такой эмоциональной разгрузке.

Получается что это искажение Богом данного человеку чувства оформлять свои душевные переживания! Понятно что всеми искажениями заведует лукавый.

Но лучше тех кто ругается матом не осуждать, а наоборот пожалеть, ведь это духовная болезнь, главное что бы они поняли что это негатив и с этим надо бороться!

Если нет возможно отойти в сторону, дабы не искушаться им, тогда проси помощи Божией и читай молитву Господню или Иисусову. А с работы уходить даже и не думай. Сбежишь с этой работы, еще с большим искушением столкнешься на другой, ибо “без искушений нет спасения”. Принимай это как за помощь к нашему спасению и терпи, все терпи до конца: “претерпевый до конца, спасен будет”.

Молись и крепись. И я за тебя помолюсь. Бог тебе в помощь!

Молитва от мата и сквернословия.

Русский мат. Вспомните, даже иностранцы в восторге от некоторых крутых словечек русского мата. На самом деле мат или сквернословие один из грехов, которые не одобряет православная церковь. Давайте разберемся, в чем же дело? Крепкие слова мата, которые иногда так уместны в нашей повседневной речи, на самом деле пагубно влияют на наше состояние. Любой эзотерик скажет, что человек, который любит сквернословить и употребляет мат в повседневной жизни, наносит серьезный урон своей ауре. Мат пробивает нашу ауру и оставляет на ней пробоины, как при сглазах. Что же делать и кому молится, если вы хотите избавиться от сквернословия и мата? Только Господу Богу. Эта же молитва подойдет, если вы хотите отучить от мата и сквернословия мужа или ребенка.

Хочу предупредить. Привычка сквернословить или говорить матом формировалась у вас или близкого человека годами. Поэтому не ждите мгновенного чуда. Молитву придется читать на протяжении 13 дней. Начинать чтение молитвы от мата и сквернословия нужно во время убывающей луны. Хорошо если вы начнете читать ее в день церковного праздника. Такого как Троица, Пасха и Страстная неделя, Рождество, Крещение.

Итак, слова молитвы от мата и сквернословия.

На войне все средства хороши! Иногда ваши враги делают такие гадости и подлости, что даже.

Что такое бессонница знает, наверное, каждый. Также, наверное, вы знаете, как трудно вернуть.

Осень не только красивая пора. К сожалению, холодная и мрачная погода, как и постоянные дожди, .

Войти, чтобы написать отзыв.

На войне все средства хороши! Иногда ваши враги делают такие.

Что такое бессонница знает, наверное, каждый. Также, наверное, .

Осень не только красивая пора. К сожалению, холодная и мрачная.

Вы, наверное, слышали о заговоре, который применяют, чтобы прекратить.

Обряды и порчи вуду уже давно перестали быть сюжетами в фильмах. .

Очень часто наших знаний мало чтобы успешно сдать экзамен. Например, .

В нашей жизни иногда встречаются ненужные, назойливые люди, от.

Вместе с весной приближается и Пасха. Многие кто интересуется.

Похудение это всегда кропотливый труд, даже если его осуществлять.

Эталон красоты меняется каждую эпоху. Раньше на Руси ценили белое.

Висячие родинки могут доставлять массу неудобств. Элементарно, .

Не секрет, что лишние конфеты и булочки в виде жира откладываются.

Иногда слишком стройное тело выглядит не всегда красиво. Слишком.

Перхоть может испортить вид даже самых красивых волос. Иногда.

  • Сильный приворот на любовь девушки. (69938)
  • Заговор чтобы муж работу нашел. (66671)
  • Заговор на примирение с любимым человеком. (65339)
  • Заговор чтобы ребенок начал говорить. (57124)
  • Молитва чтобы взяли на работу после собеседования. (51760)

Пятница | 02.06.2017 | Нет коммент.

Суббота | 10.06.2017 | Нет коммент.

Работа занимает важное место в жизни каждого работающего.

Не всем людям везет, не для всех работа это праздник. Очень.

Любовь и уважение окружающих можно добиться с помощью заговоров. .

Кажется, еще вчера вам мило улыбались на работе, а теперь.

Всем известно как много зависит от милости и доброжелательности.

Наверное, многие замечали, что за несколько дней до Дня Рождения, на вас начинают сыпаться различные мелкие неприятности. Это неспроста! .

Если вы ждете получения важного для себя решения и хотите, чтобы оно было в вашу пользу, то желательно заручиться магической поддержкой.

Кто из нас не мечтал о счастье? Не хотел начать новую, счастливую жизнь? Есть одна молитва, которая поможет вам в этом. Если вы выполните.

Желания есть у каждого из нас. Кто-то терпеливо ждет исполнения желания, а кто-то стремиться во что бы то ни стало добиться желаемого. .

Существуют множество заговоров, чтобы быть в почете у людей. Воспользуйтесь ими, тогда почет и уважение окружающих вам гарантированно. Для.

Душевный покой… Как иногда нам его не хватает! В жизни каждого из нас есть моменты, когда вроде все хорошо, больших проблем нет, .

Чтобы простуда и кашель скорее прошли, нужно лечиться, лечиться, лечится. Если вы не хотите пить таблетки, которые, кстати, не всегда.

Одним из древних способов лечения испугов и страхов у детей и взрослых было выливание испуга воском. Раньше почти все бабушки.

Осень это не только красивая пора, но время когда легко можно заболеть простудой. Мы общаемся с большим количеством людей в транспорте.

Одна из неприятных болезней, которая лечится с помощью заговоров, называется «сучье вымя» или гидроденит. Неприятные и болезненные.

Для нас очень важен крепкий спокойный сон. Но что делать, если вот уже несколько ночей сна нет, а вместе с ним пропало и спокойствие? .

Иногда нас преследуют жуткие боли. Лекарства и таблетки приносят лишь недолгое облегчение. Конечно, в таких случаях нужно выполнять.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Оса

наш приходской сайт

О вреде мата, сквернословия

О ВРЕДЕ МАТА, СКВЕРНОСЛОВИЯ

Не употребляй нецензурных и вообще никаких грязных, ругательных слов. Проходя через твое сознание, твой язык, они загрязняют тебя, твой ум, твою душу. Употребляя грязные слова, ты сам становишься грязнее. Ф.Г.Углов

Русский язык всегда отличался от других красотой, гибкостью и разнообразием, недаром его называют великим и могучим. Но огромное число русскоговорящих взрослых и детей зачастую вставляют в свою речь матерщину и даже заменяют ею остальные слова. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь всё в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение. «Невинная» привычка употреблять мат привела к тому, что многие используют его для связи слов, вставляя мат через каждое нормальное слово. Что же такое мат? Является ли он частью национального языка или это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения?

Словом Бог сотворил все: « И сказал Бог: да будет свет » /Бытие 1, 3/. Словом Бог создал наш мир - всю Вселенную, весь космос (в переводе с греческого - «красота»), слово - это Дар Божий человеку, через него мы уподобляемся своему Создателю, сотворившему им эту красоту. Слово - орудие и человеческого творчества. Мы просвещаем и просвещаемся словом. А сквернословие сеет тьму. Апостол учит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст наших, а только доброе…» /Еф. 4, 29/. Слова должны приближать к Богу, а не удалять от Него. Нам Господь уста дал не для того, чтобы диавола прославлять. Наша речь должна быть чистой, мы должны хвалу возносить Господу, величать Матерь Божию и Святых Православной Веры.

В древней Иудее к предостережению против скверно-словия относились очень серьезно, настолько, что даже по сей день в современной еврейской семье можно услышать наш «международный» фольклор разве что в порядке исключения: неупотребление грязной ругани стало национальной традицией.

С древних времен, с первых шагов христианства по российской земле, русские люди особым образом молились Пресвятой Богородице, нигде так часто, как у нас, не просили и не просят Ее помощи. И для этого есть основания. Среди верующих живет предание о том, что Россия - это Дом Богородицы, один из Ее уделов на земле.

И Она особо молит Бога о спасении нашего отечества и православных людей. Но молясь за них, Дева Мария отказывается упоминать в своих молитвах тех, чья речь пересыпана матом, потому-то в народе в прежние времена и называли матерщинников еще и богохульниками. Будем помнить о том, что СКВЕРНОСЛОВИЕ - начало пути к еще большему злу. ЭТО - НАЧАЛО БОГООТСТУПНИЧЕСТВА . Следует всегда помнить слова Господа Иисуса Христа: «… За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матфея 12:36-37). Каждому из нас предстоит на Страшном Суде ответить не только за все дела наши, но и за каждое сказанное нами слово.

Мистические же корни брани уходят в далекую языческую древность. Люди дохристианского мира были прекрасно осведомлены о существовании духов, полагая, что все они злые: ничего не зная об ангелах и небесной иерархии, живущие в окружении невидимого демонического мира, они и не могли считать по-другому. И чтобы защитить себя от бесовщины, вступали с демоническим миром в контакт.

Контакт этот был двояким: демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали специально предназначенными для этого скверными словами, демонстрируя нечистому духу свое собственное, якобы еще большее непотребство…

Аналогичные ситуации сегодня можно наблюдать перед началом драки, когда противники, отвратительно гримасничая, выкрикивают в адрес друг друга матерщину, запугивая друг друга, демонстрируя готовность не просто избить - убить… Ни одна трагедия, если она случается в такой вот ситуации, без подобного «вступления» не обходится.

Матерщина имеет отчётливо выраженную культовую функцию в славянском язычестве. Она широко представлена в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер. Одновременно с этим матерщина имеет ярко выраженный антихристианский характер. В древнерусских рукописях мат рассматривается как черта бесовского поведения.

Поскольку те или иные представители нечистой силы восходят к языческим богам, с наибольшей вероятностью можно видеть в матерщине языческие заклинания. Матерщина выступает у славян в роли проклятия. Связь с язычеством при этом несомненна. Например, одно из матерных слов на букву «е», которое имеет славянское происхождение, переводится как «проклинать». Человек, произносящий его, тем самым проклинает себя и окружающих. Слово, начинающееся на букву «х», в древнерусском языка означало волхва. Сочетание этой буквы и окончания, соответствующего окончанию множества русских глаголов, - волховское действие, которое было связано с умершими предками, и этим возгласом на языческих ритуалах вызывали души умерших.

Остальные матерные слова - это имена языческих богов, то есть, бесов. И человек, который произносит эти слова, автоматически призывает этих бесов на себя, своих детей и свой род. Здесь мы имеем дело с таинством слова. Кого зовёшь, тот и приходит. Называешь человека по имени - он отзывается. Призываешь имя Божье в молитве - Господь ответит, если будет Его воля. Когда произносятся имена чертей, дьявола, демонических сил, откликаются бесы, которые сопровождают чертыхающегося человека и влияют на его настроение, здоровье, финансы, взаимоотношения с другими людьми.

Неслучайно люди, которых бесы связали грехом, слышат «голоса» и свидетельствуют, что в их сознании против их воли звучит поток бранных и богохульных слов. Или возьмём другой пример. У закоренелых матерщинников бранные слова едва ли не полностью вытесняют нормальную речь. Без мата они уже двух слов связать не могут. И не мыслят, что можно как-то говорить по-другому. Рабы мата.

«Сквернословие» совсем не напрасно происходит от слова «скверна»: матерщина - это явное и открытое проявление зла в человеке. В словаре В.Даля сказано: «СКВЕРНА - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

Это определение - результат глубочайшего изучения Владимиром Далем прежде всего народной речи. Те, кто полагает, что на Руси матерились, особенно в деревнях, чуть ли не во все времена, глубоко заблуждаются и не знают собственной истории. Как раз в прежние времена люди куда более ясно отдавали себе отчет в том, что сквернословие - тяжкий грех перед Богом и перед другими людьми, за пристрастие к мату наказывали, причем по-настоящему строго. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, например, за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали матерящихся и тут же, на месте преступления, при всем честном народе секли розгами для всеобщего назидания.

Грех сквернословия был осужден и на Карфагенском соборе (правило 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других»… Что же говорить, если сквернословит, да еще в адрес собственного ребенка или просто так, из чистого кокетства, желая выглядеть «раскованной» и «современной», сама мать. Но, возможно, все это - действительно не более чем предрассудки, не имеющие под собой оснований? Попробуем выяснить, есть ли у брани мистический источник и каков он. Ведь далеко не каждому современному человеку возможно понять, какая на самом деле беда кроется за бранными словами.

Гнилое слово от гнилого сердца.

Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и слова гнилые». Когда сердце человеческое развращается, гнилые, скверные слова появляются как признаки духовного разложения. Сквернословие - это признак избытка скверны в сердце. Если душа человека не очищена, а переполнена грехом и горечью, то сквернословие льётся из него неудержимым потоком.

Известный лексикограф Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».

Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит себе и своему потомству. Человеческие гены «слышат» мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде, передавая мутацию следующему поколению. Скверные слова негативно воздействуют на генетический код матерщинника, фиксируются в нём, становясь проклятием, падающим на собственную голову и головы детей, внуков и правнуков. Такое же разрушительное воздействие на человека и его генетику производят блуд, пьянство, курение, наркомания, воровство, ложь, зависть, насилие и жестокость во всех видах, включая аборты, то есть всё то, что Библия именует словом «грех». И этот вывод генетической науки также согласуется с Библией: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов, наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня» (Второзаконие 5:9).

В медицинской практике существует на первый взгляд непонятное явление. Порой при полной парализации речи, когда человек вообще не может выговорить ни одного слова, он тем не менее свободно произносит целые фразы, состоящие из непечатной брани. Явление действительно странное, но отнюдь не редкое. О чем же оно свидетельствует?

И врачи, и священнослужители в этом вопросе единодушны. Получается, что бранные слова проходят путь от мозга к органам речи совершенно по другим нервным цепочкам, чем все остальные.

Мы знаем, что представители дьявольского мира, не говоря о самом Сатане, в значительной степени владеют приемами воздействия на материю, в том числе - на наше тело, устройство которого им хорошо известно. Известно, какие центры человеческого мозга за что отвечают, а какие его участки в случае необходимости могут сдублировать «неработающие», пораженные болезнью. Прекрасная возможность возбудить дублирующие центры, продемонстрировав с помощью этого «благодеяния» свою власть над наполовину омертвевшей плотью… И это здесь, в материальном мире! А что же будет, когда душа, которой овладел бес, окажется за его гранью? Что будет с таким человеком в момент смерти? Власть демона над ним станет полной и окончательной, как выражаются юристы, не подлежащей обжалованию.

Осталось добавить, что по свидетельству церкви, самое распространенное наказание свыше, постигающее сквернослова, - смерть без покаяния, то есть внезапная

смерть. Имеется в виду не то, что она случится раньше времени, а то, что будет такой в конце естественного срока жизни. Для человека верующего это всегда страшно, ведь среди обязательных христианских молитв есть и молитва с просьбой о достойной, сопровождаемой покаянием кончине. Что касается людей неверующих, есть очень простое, но от этого не менее мудрое, чем любая истина, рассуждение.

Допустим, вы в Бога не верите, а ваша подруга верит и, в отличие от вас, боится нарушать заповеди. Если права она - после смерти вас, а не ее ждет ужасная, мучительная вечность. Если правы вы и людей за гранью физического бытия не ждет ничего, верующая подруга никак от этого не пострадает. А вот в здешней жизни выиграет точно, потому что сама эта жизнь уже сотни и тысячи раз успела за всю историю человечества доказать: только люди, сознательно стремящиеся быть добрыми, порядочными, нравственными, действительно в итоге обретают здесь, на земле, судьбу если и не броско счастливую, то уж точно достойную.

Когда человек говорит матерные слова, он не только оскверняет, пачкает свои уста, но и льет грязь в уши окружающих, развращает их содержанием матерщины, наводит на них дурные мысли - сеет зло, даже когда сам этого не осознает, Когда мы слышим, что человек матом ругается, то должны ему сказать, чтобы он не употреблял таких слов, но, если он нас не послушает, лучше отойти от зла, чтобы не повредить своей душе. Как сказано: «отвращаетесь от зла, прилепляйтесь к добру » (Рим. 12,9).

Медицинское доказательство последствий нецензурной брани.

В конце прошлого века сотрудник Института проблем управления РАН, основатель «Института квантовой генетики», биолог Пётр Гаряев взялся за исследования, которые позволили создать аппарат, переводящий человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем прослеживал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности - ДНК. С помощью этой современной технологии стало возможным проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Выяснилось, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы и вызывая мутации, в конце концов, приводящие к вырождению. Во время отборной брани корёжатся и рвутся хромосомы. Мат обладает качеством блокирования созидательных процессов в организме человека. Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч (!) рентген - рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. То есть бранные слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье и вызвать болезнь, но и убить человека. И не только слова, но и злые мысли действуют разрушительно.

Слова «мат» и «мать», как бы случайно имеют один корень, но раз с матом связано много отрицательных эмоций, то они передаются и слову «мать». При этом осложняется формирование правильного отношения к матери.

С матерными словами связано ещё одно интересное наблюдение. В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России эти заболевания существуют и процветают. Любопытно и то, что многих заболеваний нет у животных только потому, что они не умеют разговаривать и, тем более, ругаться матом. Если человек при выбросе отрицательной энергии вспоминает половые органы, то это оказывает на них негативное влияние. Поэтому матерщинники рано становятся импотентами или приобретают урологические заболевания. Беда ещё в том, что необязательно браниться самому, достаточно нечаянно услышанной ругани, из-за чего страдают заболеваниями и люди, живущие в окружении ругающихся.

Мат употребляют с целью выразить откровенное зло, в котором есть гнев и осквернение. Они и выполняют своё предназначение, уничтожая ум и здоровье как тех, кто ругается, так и тех, кто эту ругань слышит. Как в видимом мире есть продукты скоропортящиеся, так и в памяти сквернословие портится, гниёт. Отсюда старческие болезни: склероз, общая атрофия, сердечная недостаточность и другие заболевания.

Если злоба разрушительна, то, напротив, простое доброе слово, сказанное с любовью, врачует. Это ещё один результат исследований П.П.Гаряева, доказанный экспериментально. Особенно же благотворно влияет на организм молитва: силою благодати исправляются дефекты наследственного материала, ремонтируются повреждённые мутациями молекулы ДНК, происходит исцеление человека. Не то же ли говорит Библия? «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует» (Притчи 12:18). Итак, генетика подтвердила то, что церковь знает, а многие христиане практикуют уже не одно тысячелетие. Но всё-таки одно дело знать заповедь, а другое дело обнаружить, что злая брань - это воистину меч, вонзающийся в организм человека, разрушающий его на клеточном уровне. Но если дело обстоит столь серьёзно, то как же нам всем нужно беречь и щадить друг друга! И как счастливы те семьи, в которых отсутствуют ругань и ссоры, где царят мир, любовь и согласие!

Если у кого есть страсть к мату, то надо покаяться, и Господь поможет освободиться от него.

Оскверняясь матом, человек отталкивает от себя Святаго Духа Божия. Устами христианин принимает Пречистое Тело и Кровь Христовы. Оскверняя матерщиною уста, освященные прикосновением к ним Тела и Крови Христовых, человек прогневляет. Христа Спасителя.

Будем помнить, что устами своими мы лобызаем святой Крест, святые иконы, мощи, священные книги, Евангелие. Устыдимся произносить срамные, гнилые слова устами, освященными прикосновением их к великим святыням!

Необходимо сознавать, что любую речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы, и Матерь Божия, и Сам Господь. Неужели не устережемся сквернословия, чтобы срамной речью не оскорбить Ангелов, Богородицу, не доставить радование бесам и не прогневить этим Бога?!

Есть люди, которые думают; «Погрешу пока, а потом покаюсь ». Но Господь может не дать возможности покаяния грешнику, который даже не собирался в своей жизни бороться с грехом.

Покаемся же искренне в этом гнусном грехе (кажущемся некоторым незначительным). Отбросим бесовское и примем Божие. Апостол Павел говорит: «…ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмой? » /Кор. 6, 14/ Так, где же окажется душа сквернослова по смерти? Горе сквернословам: «Гортань их - открытый гроб » /Рим. 3, 13/.

«Дорогой Иисус Христос, прости меня за то, что я совершал этот грех в своей жизни - матерился. Я прошу Тебя простить и освободить меня. Верю, что Ты - Сын Божий. Прошу Тебя стать Господином моего сердца, уст и всей моей жизни. Верю, что Ты умер и воскрес для моего оправдания. Измени меня и сделай Своим другом. Аминь»

Господствуй над языком, чтобы не умножить грехов твоих.

Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык.

Если будешь помнить сказанное в Писании: «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37), то поймешь, что лучше молчать, чем говорить.

Смерть и жизнь - во власти языка…

Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою…

Воздержание языка показывает человека мудрого.

Известно, что врачи узнают здоров человек или болен осматривая язык, можно сказать, что наши слова служат верным признаком добрых или худых расположений нашей души.

Некоторые очень разборчивы в пище и не допускают в уста свои известных яств, но не так разборчивы и осторожны относительно слов, исходящих из уст их.

Привычка к словам негодным служит некоторым путем и к делам. Поэтому со всяким охранением надо остерегать душу, чтобы, находя удовольствие в словах, незаметно не принять чего-нибудь плохого, как иные с медом глотают отраву.

Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.

«Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.» Библия, Притчи 18:22.

Беседы в радиошколе трезвение
Ведущая Алевтина Лежнина

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

П родолжаем наши беседы в школе трезвения. Наряду с пьянством, грех сквернословия сделался одним из страшных пороков нашего народа, удаляющего от Церкви и спасения во Христе Иисусе. Поэтому нашу беседу сегодня посвятим греху сквернословия.

С квернословие - болезнь нашего общества, которой поражены сегодня многие люди самых разных слоев и возрастных групп. То, что даже несколько лет назад считалось верхом бесстыдства и распущенности, сегодня стало чуть ли не нормой. Сквернословие проникло в печать, кино, на телевидение. Происходит опошление нашего быта. Уже повсеместно можно слышать утверждения, что мат - нормальное явление в языке, и если наш русский - великий и могучий, то и "матерки" у нас самые отборные и выразительные.. Мат грозит стать чуть не альтернативной нормальному литературному русскому языку. Гнилые слова становятся нормой в языке. Сквернословие употребляется даже в семьях и между взрослыми, и в разговоре родителей с маленькими детьми.

Е сли мы хотим, чтобы наш народ не прогнил, мы должны решительно отказаться от сквернословия и беречь великий Божий дар - прекрасный русский язык. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...Все через Него начало быть...", - говориться в Евангелии от Иоанна о Сотворении Мира. Слово есть духоносная сущность. Через слово молитвы человек общается с Богом... И с демонами - тоже через слова. Недаром молитвами наоборот, призывающими духов зла, называет сквернословие православная Церковь

"Уста тех, которые говорят срамное, изрыгают из своей гортани слова зловонные и непотребные, есть гроб, вместилище мертвых костей и тел",- говорил в своих проповедях святой Иоанн Златоуст.

П ричина сквернословия корениться в грехах: раздражительности, гневе, зависти и злости. Хотя человек, оправдывая себя, говорит, что, если бы не его окружение или ситуация, в которой он находился, он бы не сквернословил.

Е сли вынести за скобки все варианты человеческих рассуждений, то получилось бы примерно следующее: " Бог был не прав, дав мне таких родителей (жену, соседей, происхождение, страну, внешность и так до бесконечности). И пока человек так рассуждает, он находится в порочном кругу самооправданий и ропота на Бога. Напротив, человек, ежедневно ходящий пред Богом и молящийся Ему, принимает все без ропота - и хорошее и, как ему кажется, плохое, говоря: "Слава Богу за все!" Хотя кто наверняка может знать, что для его души полезно и что вредно, а молитва несет душе тишину и мир, вселяя надежду, что человек справится со всеми трудностями, которые встречаются в жизни.

П ричиной для сквернословия уже не служит раздражение, гнев, но скверные, гнилые слова стали частью обыденной речи, ими порой перекидываются даже влюбленные. Это признак особой деградации нашей культуры, когда уничтожается всякое понятие меры, такта в общении между людьми. Сегодня продаются даже словари матерной ругани.

Т ак было не всегда. Это явление приняло массовый характер в последнее время, когда силы тьмы, постепенно захватывают сферу духовного влияния на русский народ. Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке. Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием - от слова скверна. В словаре Даля, который является результатом глубокого изучения не книжного, а именно народного русского языка, сказано: "скверна" - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвичина, смрад, вонь, непотребство, разврат, все богопротивное. Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов. Сквернословие наносит прямой вред не только духовному, но и физическому здоровью нации.

М атерщина - не просто ругань, стремление одержать верх над противником в словесной стычке. В конечном счете, она направлена не против людей, а против Бога, за что получила именование "черной ругани". Материться значит "ругаться по-черному". С дохристианских времен мат носит чисто магический, сакральный характер. Он - элемент служения сатане, проникший в светскую жизнь. Каждое матерное слово - это хуление Бога и прославление сатаны. Поэтому не случайно, что нецензурные слова у матерщинника заменяют молитвы. В сложные минуты, в тяжелом труде он не ищет помощи в обращении к Богу, а материться. Всплеск энергии в матерном слове, - и дело движется, хотя толкает его зло, которому тем самым отдает себя человек. Работа со злостью может быть эффективной. В результате воспитывается условный рефлекс: плохо тебе - матерись. Так человека отучают от Бога. Поэтому следует сказать четко и ясно, что матерщина - это служение сатане, которое человек осуществляет по собственной воле и публично. Возможно, что это достаточно страшно, чтобы сподвигнуть человека обуздать свой язык.

М ат - это вызов Божиим заповедям, вызов Богу. Святитель Иоанн Златоуст наставлял: "Не подобает, братие, православным христианам ругаться во брани, понеже есть Мати Божия". Матерящийся оскорбляет, во-первых, Пресвятую Деву Марию Богородицу, во-вторых, землю-мать, а в третьих, собственную мать. Хулитель, пока не раскается, считает Иоанн Златоуст, не должен даже входить в храм, прикладываться к иконам, кресту, подходить к причастию. Многие люди не подозревают, какая огромная сила скрывается в тех словах, которые мы произносим вслух и даже про себя. Мы не задумываемся над выбором слов. Но то, что мы облекаем в форму слов, затем возвращается к нам (бумерангом) в виде соответствующего жизненного опыта. Иоанн Златоуст говорит: "За срамословие Бог попущает на человека беды, напасти и многие болезни".

Н еобходимо сознавать, что речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы и Сам Господь. Неужели не остережемся от сквернословия, чтобы срамной речью не оскорбить Ангелов, не доставить радование бесам и не прогневить этим Бога? Вдумаемся, как, марая в грязи безнравственности свою речь, мы посрамляем дар Божий - великий наш русский язык. Мы попираем достоинство народа нашего и наше собственное достоинство.

В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько мерзко сквернословие, за него строго наказывали. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами.

Д ля убедительности того, как мерзостен перед Богом грех сквернословия, приведем несколько примеров явного наказания Божия за дерзкое срамословие. Свящ. Порфирий Амфитеатров вспоминал:

"На первых порах своей пастырской службы я усмотрел, что мои прихожане, помимо многих других нравственных недостатков, особенно заражены были привычкой к сквернословию. Немедленно начав борьбу с разного рода пороками своих пасомых, я особенно ополчился против их сквернословия. Обличал и бичевал этот порок. Благие результаты борьбы сказались: сквернословие сперва перестало оглашать улицы, а потом стало и совсем исчезать. Но вот, гуляя по своему саду, я был неприятно изумлен и возмущен ужасной матерщиной, разражавшейся на дороге. Я увидел парня лет 16, Василия, который, бичуя палкой волов, осыпал их отборным сквернословием. На мои обличения парень оправдывался, что его раздражали волы, медленно тащившие бочку с бардой, и что он и рад бы не сквернословить, да не может сладить с собой. Объяснив гнусность и греховность сквернословия, я постарался внушить парню немедленно и навсегда оставить свою дурную привычку, чтобы не подвергнуться гневу Божию. Парень на мои увещевания должного внимания не обратил и в тот же день подвергся грозному наказанию Божию. Направляясь с бардой вторично из винокуренного завода в барскую усадьбу, парень по-прежнему начал осыпать волов ударами и сквернословием. Вдруг раздался треск, бочка лопнула, и кипящая барда обдала парня с головы до ног. Страдания и стоны его были услышаны. Немедленно он был отправлен в больницу, где пролежал около трех месяцев. По выходе его из больницы я беседовал с ним по поводу постигшего его несчастья, которое он сам всецело приписывает праведной каре Божией за грех сквернословия". (Свящ. Порфирий Амфитеатров, Корм. 1905г.).

В след за святым крещением через помазание освященным миром на уста крещаемого налагается печать даров Святого Духа. Срамословием оскорбляется Дух Святой, освятивший уста христианина для употребления их во славу Божию. Оскверняясь сквернословием, человек отталкивает от себя Духа Божия.

П о слову Христа Спасителя "за всякое праздное слово люди дадут ответ в день Суда" (Мф. 12, 36). Однако грех сквернословия намного тяжелее греха празднословия. Стало быть, и наказание будет куда более тяжким! Горе сквернословам. "Гортань их - открытый гроб" (Рим.3, 13).

С квернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской Академии наук под руководством Петра Горяева пришли к ошеломляющему выводу о том, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Причем ДНК не разбирается, общаемся ли мы с живым человеком или с героем телеэкрана. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

П ервое из ожидающих душу после смерти испытаний - это мытарство за злые и бранные слова, "от слов своих оправдаешься, от слов своих осудишься". А наша "родословная" означает "род" в "слове". Православие считает сквернословие смертным грехом, т. е. грехом, ведущим к смерти, оно словесная жертва сатане. Корни его - в фаллических культах древнего Востока.

Т яготение к этому пороку стоит в прямой зависимости от того, насколько люди близки к Богу. Отодвигаясь от Него, человек вольно или невольно попадает в область сатанинскую, т.е. осатаневает, приобретая привычку обращаться не к Богу, а к сатане.

М атерясь в драке или в бою, человек неосознанно призывает бесов на помощь и получает от них силу и жестокость. Но долги приходиться платить, и сатана собирает щедрую дань с матерящегося воинства в виде пьянства, курения, половой распущенности. Все звенья этой порочной цепи поддерживают друг друга и ведут к смерти духовной и телесной.

В старой казачьей сказке "Смерть атамана Игната" есть такой эпизод: "Жестокая битва завязалась. Ядра до того густо летят, как будто мост через Кубань перекинули. А ни одно ядро казаков не разит потому, что они в духовной и плотской чистоте. Но распалился гневом Игнат да как крикнет: "Ах ты, ... забыл атаман, что казаку нельзя черными словами ругаться, тут его ядро в грудь и ударило". В щите веры оказалась щель - враг человеческий туда и уязвил!

Н е так давно я была свидетельницей случая, когда священник отказался освятить человеку его машину:

"Бесполезно ее освящать. Я всего раз призову силы небесные, а ты в ней, матерясь, постоянно призываешь силы адовы!"

"Я зык" по-старославянски означает "народ", каков язык, таков и народ. Может ли рассчитывать на что-то хорошее скверноязычный народ? И путь каждого из нас во многом зависит от его языка.

О дин из великих подвижников благочестия, авва Сисой сказал однажды своему: "Поверь, вот уже тридцать лет молюсь я Богу так: Господи Иисусе Христе! Защити меня от языка моего". И действительно. пагубная привычка злоречия и злоупотребления языком потому особенно корениться в нас и трудно побеждается, что самое орудие греха - язык постоянно при нас. Злоупотребление языком даже в обыкновенных разговорах неизвинительно для христианина. Святые Отцы требовали от своих учеников молчания и так усиленно старались обуздывать свой язык, что употребляли к тому самые решительные меры, - например, об авве Агафоне повествуется, что он провел три года, держа во рту камень, пока не научился молчанию. Что человеку следует более молчать, нежели говорить, тому научает его самая природа, которая дала ему два уха и два глаза, но один язык, чтобы он менее говорил, а более слушал и замечал.

Б удем же молиться, чтоб Господь помог нам победить язык наш и удержать слово наше в осторожном и мудром употреблении. "Положи Господи хранение устом нашим и дверь ограждения о устах наших". (Пс.140, 3).

Т резвитесь, бодрствуйте с Богом!

Беседа подготовлена по материалам газет
"Покров" и "Православная газета".



Предлагаем вниманию читателей статью из журнала “Православный паломник” .

«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».

(Мф. 12, 36-37)

Ничто в наше время не обесценено больше слова. Так и хочется вслед за св. праведным Иоанном Кронштадтским воскликнуть: «Что у нас пользуется меньшим уважением как слово? Что у нас изменчивее как слово? Что мы бросаем подобно грязи поминутно как не слово?»

Докатились

Сквернословие, а проще говоря, мат стал в последнее время явлением повсеместным и распространенным в самых широких слоях общества. Появились даже специальные курсы для детей, где за деньги их родителей (!) малышей учат ругаться матом и устраивают отчетные концерты перед мамами и папами, где ребятишки со сцены читают совсем не детского содержания стишки, написанные исключительно нецензурными словами. Все это происходит официально в стенах досуговых культурных центров! И чего еще ждать, когда мат по-хозяйски расположился на страницах газет, книг и модных журналов, когда его можно услышать с театральной сцены, экрана телевизора, когда почти во всех кинофильмах последнего времени (особенно иностранных) герои говорят на этом мерзком наречии.

Спорт и мат стали почти синонимами. Чтобы понять это, достаточно один раз побывать на футбольном матче или пожить рядом со школьным стадионом. В интернетовских соцсетях существуют целые сообщества так называемых самодеятельных (и не очень) литераторов, творящих на языке гениталий.

Так что же это за зараза такая? Откуда она взялась? И так ли уж она страшна?

Светский взгляд на проблему

Есть много мнений о том, что представляет собой мат. Так, некоторые ученые считают, что это просто невинные слова, которые раньше употреблялись без постыдного оттенка, а потом вдруг (с чего бы это?) стали неприличными. Например, на русской свадьбе пели так называемые корильные песни, в которых содержались непристойные на современный взгляд оскорбления жениха, чтобы невесте потом не пришлось корить избранника. Или крестьянин отпугивал нечистую силу нецензурной лексикой, уверенный в том, что «черт матюгов боится».

Однако как бы наши предки не относились к «невинным» словам, думается, что и они понимали, что это сквернословие. В XVII веке один анонимный автор написал даже «Поучение о матерной брани», где объяснил, что такой бранью оскорб­ляются три матери: Матерь Божия, родная мать каждого человека и Мать-сыра Земля. Как вы думаете, чего хорошего может ждать от жизни человек, который постоянно нарушает Божию заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле…» (Исх. 20, 12)? Правильно– ничего!

Светские психологи утверждают, что использование мата является свидетельством низкого уровня контроля собственных эмоций, повышенным уровнем агрессии.

А что думает об этом Церковь?

«Сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху (Еф. 5, 4-5), – пишет епископ Васильсурский, викарий Нижегородской епархии Варнава (Беляев). – Срамо­словие присуще всем векам, местам и народам. Порок этот есть наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с “глубин сатанинских” (Откр. 2, 24) и темных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих и кончая классическими наследниками библейского Хама. Причем порок этот и какое-то тайное странное тяготение к нему находятся в прямой зависимости от того, насколько близко стоит человек к Богу. И если он отодвигается от Божества, то тотчас же начинает входить в область сатанинскую и приобретать эту скверную привычку – призывать вместо Бога имя лукавого и вместо божественных вещей поминать срамные».

Вопрос о сквернословии Церковь выносила даже на обсуждение своих соборов и считала необходимым обращаться к содействию государственной власти, особенно в тех случаях, когда язычники позволяли себе непристойно выражаться в священных для христиан местах. Вот выписка из решения Карфагенского собора 419 года: «В сии дни, что и изрещи стыд есть, совершают на полях и на стогнах непристойныя плясания, и непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств, и целомудрие других безчисленных благочестивых жен, собирающихся во святый день, так что от прибежища самыя святыя веры почти убегати нужно бывает» (71 правило).

Бесы рукоплещут

Святитель Иоанн Златоуст огромное значение придавал словам, выходящим из наших уст, и предостерегал: «Подлинно, есть много путей погибели чрез уста, например, когда кто сквернословит, когда насмехается, когда пустословит, когда тщеславится как фарисей…»

Употребляя нецензурные слова, подумайте, кому вы служите вместо Бога, кому «молитесь». «Ты не просто совершаешь легкомысленное дело, не простую грубую шутку допускаешь, – говорит епископ Варнава (Беляев), – слова твои не простое колебание воздушных волн. Но ты произносишь – хотя, несчастный, и не веришь в это – страшные заклинания, ты накликаешь и привлекаешь гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь противоестественную словесную жертву. Ты делаешься, посредством самых смрадных приемов, колдуном, магом, чародеем, быть может, не зная и не хотя того. Однако дело остается делом – и бесы тебя окружают и рукоплещут».

Святые отцы о сквернословии

Апостол Павел пишет: «Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение, ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый… не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5, 3–5). В Послании к Колоссянам тот же Павел призывает: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Кол. 3, 8).

Климент Александрийский еще в конце II века по Рождестве Христовом на своих лекциях поучал слушателей катехизаторской школы в Александрии, готовившихся к принятию Крещения: «От неблагопристойных речей мы не только сами должны воздерживаться, но строгостью своего взгляда, отворачиванием головы, так называемым морщением носа, а часто и жестким словом намордник набрасывать на уста и тем, кто вдается в такие речи. Ибо исходящее из уст, говорится, оскверняет человека» (Мф. 15, 18).

А вот Иоанн Златоуст: «Хочешь ли знать, сколь великое зло – говорить срамное и постыдное? Всмотрись, как краснеют от твоего бесстыдства те, которые тебя слушают. В самом деле, что может быть хуже и презреннее человека, бесстыдно срамословящего?.. Как же ты можешь научить целомудрию жену, когда бесстыдными глазами возбуждаешь ее идти в распутство? Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие. Если у тебя дурно пахнет изо рта, то ты не прикасаешься к общей трапезе; но когда в душе твоей такой смрад, скажи мне, как ты дерзаешь приступать к Тайнам Господним?.. Ничто так не прогневляет Его, Святейшего и Чистейшего, как такие слова; ничто не делает людей столь наглыми и бесстыдными, как когда они говорят и слушают подобные слова; ничто так легко не расстраивает нервы целомудрия, как возгорающийся от таких слов пламень. Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь ее нечувствительною».

Как спасаться

Во-первых, обратиться умом к Богу и вооружиться Иисусовой молитвой. «Если ты научишься не говорить ничего лишнего, – советует Иоанн Златоуст, – но постоянно ограждать и мысль и уста свои беседою из Божественных Писаний, то хранение твое будет крепче адаманта… Видел ли наказываемых за злословие? Посмотри на получающих награду за благословение. Благословящии тя благословени, и проклинающии тя прокляти (Чис. 24, 9). Благословите изгоняющия вы, молитеся за творящих вам напасть, да будете подобни Отцу вашему, Иже есть на небесех (Мф. 5, 44-45)…

Но ты болтлив, ты имеешь этот недостаток? Говори лучше о своих делах Богу, – и это не будет недостатком, а будет приобретением… Хочешь быть далеким от скверных слов? – избегай не только скверных слов, но и беспорядочного смеха и всякой похоти…

Прежде всех других членов умерим этот (язык), его обуздаем и изгоним из уст ругательства и брани, и сквернословие, и злоречие, и злую привычку к клятвам. Поучимся побеждать злого беса. Он обыкновенно вредит нам всеми мерами, но особенно посредством языка и уст. Ибо никакой другой член так не пригоден ему для обольщения и погибели нашей, как невоздержанный язык и необузданные уста».

Галина Дигтяренко

«Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь ее нечувствительною».

Иоанн Златоуст

«Сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху».

(Еф. 5, 4-5)

«Положи Господи хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах мои х».

(Пс. 140: 2,3)

«Хочешь быть далеким от скверных слов? Избегай не только скверных слов, но и беспорядочного смеха и всякой похоти».

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Феофан Затворник

О грехе сквернословия

Горе сквернословам. Гортань их - открытый гроб.

(Рим. 3, 13)


В семье моих знакомых случилось пренеприятное происшествие. Их маленькая дочка пошла в детский садик. Через две недели после посещения садика каждое свое маленькое предложение девочка пересыпала страшными, грязными ругательствами, конечно совершенно не понимая, что сквернословит.

Опечаленные родители обратились к заведующей. Они оказались не первыми, кто пришел с этой жалобой. Заведующая обещала разобраться - и разобралась. Оказалось, что дети научились скверным словам от воспитательницы!

Сквернословие, скверные слова - так издавна в русском народе именовали матерщинщину. Корень идет от слова "скверна".

В словаре великорусского языка Даля сказано: "Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное".

Исчерпывающая характеристика. Даже по этому лингвистическому определению ясно, что сквернословие и - "непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное" - есть грех. В чем состоит этот грех?

Когда человек говорит скверные, матерные слова, нарушая библейское: "слово гнилое да не исходит из уст ваших", он оскверняет, пачкает грязью свои уста. Матерщинник льет гнусную грязь в уши окружающих. Нередко этим самым он причиняет настоящее страдание тем, кто не выносит бранной речи. Хочется заткнуть уши и бежать. Портится настроение, то есть сметается, смущается благой настрой души.

Содержание матерных слов таково, что воздействует на сознание и даже подсознание человека, и особенно детей. Всякое слово, и хорошее и дурное, обладает весом и силой. Дурное слово наводит на дурные мысли, сеет зло, пусть и бессознательно. Ведь если и мысль наша материальна, то уж наверняка нечестивые наши выражения еще более материальны. Вот и скапливаются ругательные слова над нами черной аурой, принося беды и самому матерщиннику, и тем, кто его окружает. Сквернословие, несомненно, влияет на формирование нравственного стержня в человеке. Особенно страшно, когда в среде матерщинников воспитываются дети. Через уши да в душу попадают богомерзкие слова и закладывают в человеке нравственную грязь.

Срамословие присуще всем векам, местам и народам. Этот порок - наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинских и темных бездн разврата в честь Ваала и прочих идолов. Причем порок этот и какое-то странное к нему тяготение, стоят в прямой зависимости от того, насколько близко человек стоит к Богу. И если он отодвигается от Бога, тотчас начинает входить в область сатанинскую и приобретать скверную эту привычку - призывать вместо Бога имя лукавого и вместо Божественных вещей - срамные, скверные, чудовищные выражения, матерную брань - на самом деле молитвенные формулы, обращенные к демонам.

Бесстыдные, срамные ругательства приводят благочестивых людей в содрогание.

Это не просто легкомыслие, грубые шутки, не простые колебания воздушных волн. Произнося страшные заклинания, то есть говоря матерные слова, человек призывает к себе гнуснейших бесов, приносит сатане словесную жертву.

Грех сквернословия легко перенимается и прививается. Он так разросся, что уже не осознается грехом. Из поколения в поколение передается это отвратительное наследие - так вырождается нравственность народа. Но все-таки никогда сквернословие не носило такого массового характера, такого невиданного размаха, как в последние годы. В воздухе витают нечистота, мерзкие ругательства. И это не только не одергивается, не пресекается, как было раньше. Это стало необходимой деталью жизни. Это открыто поощряется. Гнусные нецензурные слова несутся с экрана телевизора, со страниц современных книг, журналов, газет. Сегодня в книжном магазине можно купить словарь матерных слов. Значит, есть издатели, которые видят в этом благое дело! Дьявольские силы, устремившиеся погубить Россию, делают все, чтобы народ наш учился сам себя осквернять.

Еще совсем недавно существовало понимание, что материться - это стыдно, что нельзя материться при женщинах и детях. А что мы видим теперь? В последнее время к сквернословию пристрастились. Оно охватило все социальные слои общества. Со всех ступеней этой социальной лестницы - снизу доверху - сыпется "непотребное, что мерзит плотски и духовно".

Идут по улице девушки. Прекрасные, юные лица, красивые одежды. Но вот они раскрыли рты - и грязь, пакость полилась рекой. Они ничем не возмущены и не ссорятся между собою, просто это их обычный способ общения.

К сожалению, это обычный способ общения почти всей современной молодежи, и даже дети заражены сквернословием. За них особенно больно, и как их винить, если с детства они окружены матерщинщиной? Как от нее уберечься? В таких детях заметна какая-то особая черствость, равнодушие и пренебрежительность к окружающим.

Трудно представить их в будущем создающими теплый семейный очаг, спокойный и уютный.

Особенно страшно, когда сами родители оскорбляют детский слух нравственно растлевающими словами. Характер ребенка формируется в раннем возрасте. Детские психологи считают, что формирование его происходит с младенчества и до семи лет. Дальше начинает складываться мировоззрение, взгляд на мир, на жизнь, отношение к людям, окружающим его, обществу и различным явлениям жизни. Все это в основном приходится на школьный возраст. И, если весь этот большой, важный и сложный период человек находится под влиянием грязных слов, то, конечно, он вырастет ущербным, с цинизмом, презрением ко всему, гнилью в душе и характере. Родители в данном случае сами вырастили неполноценного ущербного человека. На того, кто постоянно грязно матерится, вряд ли можно положиться в каком-то серьезном деле, есть в этом признак духовного и нравственного разложения. Кто легко позволяет себе нечистоту, гнилую речь, тот может легко решиться и на нечистые дела.

Следует знать: склонность к сквернословию - это склонность к противлению против воли Божией; за склонностью к сквернословию и мату, как правило, прививаются такие грехи и пороки души, как тщеславие, эгоизм, плотские похотения и др.

В Ветхом Завете, если сын злословил отца или мать, его при свидетелях насмерть избивали камнями. В Священном Писании сказано: "От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься". Злые слова и матерщина не только наносят вред тому, к кому они обращены, но еще больше тому, кто их произносит.

Слово дано нам от Бога. Это такой чудесный и особый Божий дар, который дан только человеку. "Вначале было Слово", - говорится в Евангелии от Иоанна.

Словом Бог сотворил все. Слово и орудие человеческого творчества. Мы просвещаем и просвещаемся словом. А сквернословием сеется тьма. Апостол учит: "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, он только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим" (Еф. 4, 29). Слово должно нести благодать - благие дары, добро, служить назиданием в вере, то есть приближать к Богу, а не удалять от Него.

Православная Церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие, бранные выражения. Церковь также запрещала чертыхаться. Ведь это означает, что ты призываешь к себе чертей.

Россия - единственная страна, где народ называл свою Родину святою - Святая Русь, за ее стремление к святости, к целомудрию и высокой нравственности.

Это выразилось и в языке, который отражает не только практический, но и духовный опыт народа. Поганые слова никогда не считались (как это существует в других языках) нормой. Их всегда называли срамными, за них в прежние времена наказывали. Например, при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче сквернословы несли телесное наказание. На рынках и по улицам ходили переодетые государственные люди со стрельцами, брали бранящихся и тут же всенародно, для всеобщего назидания, наказывали розгами.

Если мы хотим, чтобы наш народ не прогнил, не рассыпался бесплодным прахом, мы должны активно бороться с грехом сквернословия, не давать оскорблять полученный нами великий Божий дар - родной язык. Нельзя равнодушно смотреть, как уродуют его матерщинники, употребляя отвратительные, скверные слова, подсказанные извечным врагом рода человеческого. Ведь совершающий грех сквернословия сознательно калечит в себе образ Божий - и это начало богоотступничества.

По слову Христа Спасителя, за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Однако грех сквернословия намного тяжелее греха празднословия. Стало быть, и наказание будет куда страшнее!

Дар слова дан человеку в первую очередь для того, чтобы славить Господа. И сами уста наши, которыми мы должны славословить Господа, оскверняются срамословием.

Вслед за Святым Крещением, через помазание освященным миром, на уста крещаемого налагается печать даров Святого Духа. Срамословие оскорбляет Дух Святой, освятивший уста человека для употребления их во славу Божию. Скверными словами человек отталкивает от себя Дух Божий.

Устами христианин принимает Тело и Кровь Христову. Оскверняя срамословием уста, мы прогневляем Христа Спасителя. Вот что говорил святитель Иоанн Златоуст: "Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие. Когда в душе твоей такой смрад, скажи мне, как ты дерзаешь приступить к Таинам Господним (то есть Святому Причащению)?

Мы целуем святой крест, святые, иконы, святые мощи, священную книгу Евангелие. Устыдимся произносить срамные, гнилые слова устами, освящаемыми прикосновением к великим святыням! Надо помнить, что речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы, и Сам Господь. Неужели не остережемся от сквернословия, чтобы срамной речью не оскорбить Ангелов, не обрадовать бесов и не прогневить этим Бога?

Будем помнить и о том, что сквернословие - начало пути к еще большему злу: матерщиной возносится страшная хула на Саму Пресвятую Богородицу, Владычицу земли русской.

А ведь многие даже не исповедуются в этом грехе и не пытаются от него избавиться, с легкостью воспринимают матерщину, различные низкопробные жаргонные выражения, уголовный жаргон. Помните, это грех мерзкий, избегайте его, избавляйтесь от него. Вместе с матерщинщиной вы приглашаете к себе бесовские силы, и постепенно они введут вас на стезю других пороков.

Кайтесь в этом грехе, призывайте имя Божие на помощь, молитесь святым с верой сердечной, и помощь Господня придет обязательно.