Сценарий мероприятия "блокада ленинграда". Сценарий праздника, посвященного дню снятия блокады ленинграда Сценарий ко дню снятия блокады ленинграда


СЦЕНАРИЙ, посвященный снятию блокады Ленинграда
«НЕПОКОРЕННЫЕ»
Залымхан-Это еще что за детский сад?
Соня-Мы не детский сад! У нашего одноклассника Никиты прабабушка долго
болела, а сейчас ей лучше
Марина- и мы хотели для нее классный час провести.
Ваня-А мы-то тут причем? Я не подписывался бабушек развлекать!
Аделина-Как ты можешь? К нам за помощью обратились, а ты… Да ну тебя!
Женя-Ну, блин. Думал хоть сегодня пораньше домой пойдем.
Лида- Действительно, Настя?
Настя- Ребята. Прекратите ныть. Вы –актив класса. Раз надо, значит надо.
Давайте все обсудим. Выберем тему, поделимся идеями. Кто-то стихотворение
знает, кто-то интересные факты. Когда еще нам готовиться?
Таня-Ну, мы песню можем спеть
Ангелина- У нас, честно, уважительная причина. Отпусти нас.
Настя- Ну, хорошо. А что за песня?
ПЕСНЯ-ТАНЯ, АНГЕЛИНА
Таня- Мы можем идти?
Настя- Идите. Но песня за вами
Ангелина- Конечно. Пока.
Лиза-Я придумала! Давайте проведем классный час о блокаде Ленинграда.
Тем более бабушка этого Никиты в Ленинграде во время войны жила. Так ведь?
Марина-Да. У нее даже медаль есть за оборону Ленинграда
Саша­Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Аделина­ Я слышу иногда: «не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
Залымхан-И может показаться:
Правы и убедительны слова.
Но даже, если это правда,
Такая правда – Не права.
Настя-Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы эти дети
Об этом помнили как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна!
Лида­ Да, ребята. Мы не должны забывать, что 22 июня 1941 года на нашу страну напала
фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался
захватить нашу страну всего за 6 недель. Большую часть славянских народов

фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения,
превратив в рабов.
Ваня- Причем, долго учить детей в школах не собирались. Достаточно было,
чтобы дети знали правила уличного движения, дабы не мешать движению
машин; умели подписываться; знали таблицу умножения до 25.
Женя- А 27 января –это день, который знают и чтут ленинградцы. Это день
полного снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда.
Соня ­Нам бабушка Никиты рассказывала, что самая трагическая страница в истории
Ленинграда – это блокада. В блокаде оказалось около 3 миллионов человек.
Марина­900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все
страдания, выпавшие на их долю.
Саша­По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира. Враги надеялись,
что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут
Ленинград.
Лиза- В городе постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили
на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами.
Бывало так, что человек, везущий на кладбище хоронить близкого человека, сам падал и умирал.
Аделина­Но люди не утратили волю к жизни и победе. Работу больных, умерших выполняли те, кто
ещё мог двигаться. Смерть входила во все дома.
Настя- Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах
неизменные инстинкты, запутают в них всё человеческое. Они думали, что
голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за
полена дров, перестанут защищать город и… в конце концов – сдадут его.
Гитлер заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет
самого себя!»
Ваня­ Но гитлеровцы просчитались. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни
артиллерийские обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили железной
воли и патриотического духа ленинградцев.
Лида-С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система
снабжения горожан продовольствием. Норма выдачи хлеба рабочим
составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в
этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли
опилки…
Женя-Кусочки были совсем маленькие. Вот такие. И ведь это было нормой на
целый день!
(кусочки хлеба) Давайте отнесем эти кусочки к вам в класс. Пусть ребята
увидят, что ели ленинградцы за целый день. (идут в зал, раздают и уходят)
Залымхан­Начались цинга, дистрофия и голод.
Настя­ У меня вот здесь в папке есть воспоминания ленинградцев­блокадников. (читает)
­Зимой для воды растапливали снег. Варили суп из горчицы, перца и соли. Весной в парке
щипали траву, собирали корешки, потом выручала лебеда. Этим и кормились. …Еще
помню, я ходила по улицам и в каждом камушке видела хлеб, поднесу ко рту – камень…
Лиза­А вот еще Зоя Смирнова­Торопова
…Когда появилась первая травка, мы выпалывали её всю подряд и ели с солью. Когда во
дворе травы не осталось, нас выводили на улицы и там мы не гуляли и не играли, а
сидели на корточках, как старички, и щипали травку, щипали и ели, ели. Я держалась
какой­то силой (видимо, молитвами мамы), но ноги были опухшие. Помню, я увидела на
дороге нарисованные классики, подняла ногу и хотела подпрыгнуть, но, увы! ноги не
слушались, я расплакалась в ужасе, что я никогда не смогу прыгать.
Ваня­ А это писал мужчина ­Владимир Сорокин

Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы,
мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом,
зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался
сладкий отвар. От сахара.
Саша­Дома – без света и тепла,
И без конца пожары рядом.
Враг зажигалками дотла
Спалил Бадаевские склады.
И мы Бадаевской землёй
Теперь сластим пустую воду.
Земля с золой, земля с золой -
Наследье прожитого года.
Блокадным бедам нет границ:
Мы глохнем под снарядным гулом,
От наших довоенных лиц
Остались лишь глаза и скулы.
ФОТО
Лида­Посмотрите на фотографию. Это он - живой хлеб на живой руке жителя
блокадного Ленинграда. Это паек блокадника на целый день. И больше ничего у него не
было.
Мамы берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям
по маленькому кусочку, часто прятали, обделяя себя.
Аделина­Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.
ПЕСНЯ –Дети войны
Залымхан­В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было
зафиксировано около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к
концу топливо. В каждом доме были установлены печки­буржуйки. Ленинградцы
жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и
набирали воду под обстрелами.
Настя­Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.
Лиза­Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город не просто жил, он
давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки.
Голодные, изможденные, они по 12­14 часов не выходили из промерзших цехов.

Саша­Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. В осажденном
городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий.
В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила.
Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из
пальцев.
Лида-Дети шатались от голода. Умирали не только дома, на улице, по дороге
в школу. Но случалось – прямо в классе.
Лиза-Девчонка руки протянула, уснула.
А оказалось – умерла…
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон.
Аудиозапись. Звук метронома.
Залымхан­Сейчас вы слышите стук метронома. По Ленинградскому радио транслировали
его равномерные, четкие удары. Этот звук напоминал биение сердца великого города,
успокаивал и внушал уверенность - если звучит радио, значит, город живет и борется.
Настя­Во тьме казалось: город пуст;
Из громких рупоров - ни слова,
Но неустанно бился пульс,
Знакомый, мерный, вечно новый.
То был не просто метроном,
В часы тревоги учащенный,
Но наше твердое - «живем!»,
Не дремлет город осажденный.
Саша­В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия,
выступали писатели, ученые, деятели культуры.
Аделина­В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке, Дмитрий Шостакович
создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской.
Ваня­ А 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех
желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели,
когда это услышали. Они­то считали, что город мертвый.
ВИДЕО Отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича («Ленинградской»)
Залымхан­Город мог не выжить в одиночку. Без поддержки Большой земли ему не выстоять. И она
пришла, эта поддержка – Дорога жизни.
Лида­ 22 ноября 1941г. была завершена прокладка первой колеи ледовой трассы. С наступлением
темноты выехала автоколонна из 60 машин. Это был первый рейс. Изо дня в день поток машин
увеличивался.
Ваня­Ледовая трасса привела гитлеровцев в бешенство. Её обстреливали с самолётов, орудий, но
трасса жила, действовала, спасала ленинградцев от голодной смерти.
Настя­«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Казалось, что конец земле…
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли.

Он жив еще. Он рядом где­то
На Ленинград! На Ленинград!
Там на 2 дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так – на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
– Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут, пустяк,–
Поломка эта не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри.
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарням до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре
– Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
Лиза­С Большой земли в осажденный город доставляли продукты и топливо, а обратно
вывозили раненых, больных и детей. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса
- провалилась под лед или была расстреляна фашистскими самолетами.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (театр теней)
Илья­ Объявляется минута молчания. Прошу всех встать.
Искорка души всех защитников Ленинграда – в отблеске этих свечей.
Стук их сердец – в голосе Ленинградского метронома.
Их светлая память – минута молчания.
Прошу всех сесть.
Аделина-Ребята, а вы слышали о печальной истории 11летней ленинградской
школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады города вела дневник?
Саша- Да. Я знаю. В него она записывала даты смерти своих родных. Этот
дневник – документ, свидетельство тех страшных дней.
Настя­Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей.
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. И когда читаешь это,
цепенеешь:
(на экране дневник Тани)
Залымхан­«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».
Лиза­«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
Саша­«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
Лида­«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
Ваня­«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
Аделина­«Мама - 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
Настя­«Умерли все». «Осталась одна Таня».

Лида­При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в
Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти. На могиле Тани был поставлен
памятник, на котором высечены строки из ее дневника.
Аделина­Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»
Ваня­14 января 1944 советские войска перешли в наступление. 27 января в результате
блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа
торжественного салюта. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной
слезинки за всю блокаду.
Настя­Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны.
Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в памяти грядущих
поколений.
Залымхан-Блокаде, в железном кольце которой задыхался Ленинград, был
положен конец.
Саша­А разве сейчас нет достойных подвигу ленинградцев?
Лида­Конечно есть! Мы никогда не забудем ужасы той войны
Ведь если мы все забудем, это все может повториться.
Все­ мы не забудем!
КАДЕТЫ (после них на проекторе САЛЮТ)
Женя-Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Залымхан-Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из
самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады
потерял или родственника, или друзей…
Саша- Все в мире сущие народы,
Благословите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле настигли нас.
Еще теплы стволы орудий
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вздохните, люди,
Переступив порог войны.
МИР БЕЗ ВОЙНЫ

Мальцева А.Н., воспитатель

ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию №3» Выборгского района

Санкт-Петербург

Сценарий мероприятия ко Дню снятия блокады Ленинграда

Ведущий:

Добрый день, дорогие ребята! Поверьте, он сегодня действительно добрый. Потому что мы живем под мирным небом над головой, в свободном и независимом государстве. Сегодня у нас особая дата – 27 января - День снятия блокады Ленинграда.

Блокада Ленинграда – это одна из трагических и героических страниц в истории Великой Отечественной войны. «Блокада» - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев.

900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и смертью. Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны.

Воспитанник:

Все может родная земля:

Накормить своим хлебом,

напоить из своих родников,

Удивить своей красотой.

Вот только защитить сама себя не может:

Защита родной земли – долг тех,

кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду,

любуется ее красотой.

Воспитанник:

В сердцах наших жить будут вечно

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею с тобой мы сильны.

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война.

Воспитанник:

Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слезы да страдания несет она.

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей.

Воспитанник:

Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душе раздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье. Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Ведущий:

(под звучание музыки «Священная война»)

22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу Родину всего за 6 недель, большую часть славянских народов истребить, а оставшихся загнать в военные поселения и превратить в рабов.

Воспитанник:

Согласно плану германского командования, получившего кодовое название «Барбаросса» южная группа германской армий должна была наступать на Киев, центральная – по маршруту Варшава – Смоленск – Москва, а армии «Север» предписано было идти на Ленинград. Перед последней группой была поставлена конкретная задача: уничижить советские войска, которые вели ожесточённые бои с оккупантами в Прибалтике, и захватить Ленинград. После этого, согласно германскому плану, должна была начаться наступательная операция по овладению важнейшим центром коммуникаций и оборонной промышленности – Москвой.

Воспитанник:

Таким образом, оккупация Ленинграда была важнейшей целью вермахта, поскольку этот город является крупнейшим политическим, экономическим и военно-стратегическим центром Советского Союза. Взятие Ленинграда означало также захват побережья Балтийского моря, который повлёк бы за собой уничтожение Балтийского флота. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Он хотел стереть этот город с лица земли, уничтожить его жителей и сравнять это место с землей.

Воспитанник:

За первые три недели Германия продвинулась по территории СССР на 350–600 км. Темп наступления составляла около 30 км в сутки. Были захвачены Прибалтика, Украина, Белоруссия, Молдавия. Таким образом, немецкое командование реализовало план внезапного и подготовленного наступления. По численности и техническому оснащению немецкие войска во много раз превосходили советскую армию.

Группа армий «Север» стремительно прорывалась к Ленинграду. Для осуществления варварского замысла гитлеровское командование бросило к городу огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия», легионеры Испании, Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.

По решению Ставки Главного командования юго-западные подступы стали защищать войска Северного фронта под командованием М.М. Попова. Им было предписано занять оборону позицию и не допускать прорыва вражеских войск.

Воспитанник:

На защиту родного города поднялись все ее жители. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги. При налетах вражеской авиации ребята дежурили на чердаках и крышах. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. В короткий срок город был превращен в крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек.

Несмотря на героическое сопротивление советских войск, испытывавших нехватку оружия и боеприпасов, противник 8 сентября 1941 года перерезал последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград с остальной страной, и блокировал город. Началась героическая борьба ленинградцев в условия блокады, в кольце которой оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.

Воспитанник:

Ленинград, ныне Санкт-Петербург… Этот город выдержал потопы и наводнения, восстания и революции, но самое главное испытание, которое легло на плечи города Петра, - страшнейшая блокада во время Великой Отечественной войны.

125 блокадных грамм

Не шумите вокруг - он дышит,

Он живой еще, он все слышит...

Как из недр его вопли: «Хлеба!» –

До седьмого доходят неба...

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон - смерть.

Воспитанник:

Блокада города и вражеские обстрелы продолжались 900 дней. Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб. Самым трагическим периодом в истории осады Ленинграда была зима 1941–1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Его стали выдавать по талонам из расчета: рабочим по 250 грамм, а служащим и детям по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из целлюлозы, жмыхи, соевой муки, ячменной мучки (отход), применяли даже обойную пыль. С началом зимы в городе начались перебои и с топливом, электроэнергией. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Хоронить было трудно: транспорт не работал. По бесконечно длинным улицам, между сугробами, напрягая последние силы, люди тянули саночки, на которых лежали покойники. Мертвых хоронили без гробов, обернутых простыней или одеялом, а позднее и просто в одежде, в которой человек умер. Нередко, выбившись из сил, люди оставляли мертвого на полпути. Позднее эти трупы подбирали машины и увозили на окраину города, на огромный пустырь рядом со старой Пискаревской дорогой.

Воспитанник:

Хуже всего приходилось в блокадном Ленинграде детям. Дети в осажденном Ленинграде… Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, – нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки, тем самым нанося вред своему здоровью. Чтобы не заморозить детей, женщины с превеликими трудностями доставали дрова, бережно расходуя каждое полено. А если дрова кончались, в ход шла мебель, паркет и даже книги. Из ближайших водоемов таскали ведрами воду, таща их на салазках, стирали в ледяной воде белье и чинили одежду при слабом свете коптилки, скудные продукты распределяли по дням, а в течение дня – по часам.

Воспитанник:

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня.

Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в Горьковскую область. Врачи два года боролись за ее жизнь. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

Ведущий:

Трудные годы, но мы находили,

Время, чтоб петь и плясать.

Шуткой весёлой и песней задорной,

Дух у бойцов поднимать.

И отмечая день славной победы,

говорю молодым:

Скажем спасибо погибшим героям.

Скажем спасибо живым!

Воспитанник:

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но гитлеровцы просчитались. Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призывала живых к настойчивой неукротимой борьбе. От малого до старого все испытывали голод, но они трудились и жили с надеждой на торжество победы. Это чувство поднимало кузнеца, инженера, бухгалтера, ученого на героические дела. Это же чувство руководило артистами, когда они пели, играли, развлекая голодных и усталых людей, хотя у них самих подкашивались ноги и кружилась голова. В антрактах у наиболее ослабевших наступало обморочное состояние, но воля побеждала: они вставали и продолжали играть.

Воспитанник:

9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Ровно год спустя в несломленном городе состоялась премьера 7-й симфонии Шостаковича, которую впоследствии назовут «Ленинградской». Зал был полон - очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные. Весь зал филармонии сиял электрическими огнями: электричество тогда включали раз в день совсем ненадолго. В финальной части симфонии, которая должна обозначать победу над фашизмом, зал встал и зааплодировал. Чтобы обеспечить концерт, артиллеристы, оборонявшие город, исполнили в тот день собственную симфонию - обстрел позиций противника был непрерывным, и ни один самолет в тот день не проник в воздушное пространство Ленинграда.

Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин. Но рабочие требовались еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Воспитанник:

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась. И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Скольких людей спасла эта дорога! Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».

Воспитанник:

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…

Наконец наступила весна 1942 года. Но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы. Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках. Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.

Воспитанник:

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - прорвать блокаду!13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года советские войска при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Ведущий:

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И победили человек и город!

Год сорок четвертый…

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим

Минута молчания

Воспитанник:

Последние цифры о погибших в блокаду таковы: 1 миллион 800 тысяч, это две трети города на Неве. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда (470 тыс. человек) похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище. На нём сооружён главный памятник блокаде. Также тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находящегося на территории нынешнего Московского парка победы. На территории парка построена часовня и установлен памятник «Вагонетка». На таких вагонетках вывозили прах погибших в близлежащие карьеры.

Огромный ущерб был нанесён и историческим зданиям, а также памятникам Ленинграда. Он мог бы быть ещё большим, если бы не были предприняты весьма эффективные меры по их маскировке. Самые ценные памятники, например, памятник Петру I рядом с Исаакиевским собором, памятник Ленину у Финляндского вокзала были спрятаны под мешками с песком и фанерными щитами. Но самый большой, невосполнимый ущерб был причинён историческим зданиям и памятникам, находившимся в занятых немцами пригородах Ленинграда. Были разрушены Большой Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе. Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королём Пруссии, была целиком вывезена немцами.

Воспитанник:

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе с Москвой, Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван Городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады. 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». Еще 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1 500 000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15 249 детей.

Ведущий:

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности тем, кто пережил блокаду. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.


Внеклассное мероприятие «Посвящается».

Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.

Задачи.

1. Привлечь внимание к истории нашей Родины.

2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.

3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны.

*Всем героическим защитникам Ленинграда,

Всем участникам прорыва и снятия блокады любимого города,

Всем, пережившим страшную 900дневную блокаду,

Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых

ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Звучит куплет песни «Не надо войны».

(Не надо войны, не надо смертей.

Зачем же сиротами делать детей.

Зачем эти беды и слёзы нужны.

Не надо войны, не надо войны!)

*В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею с тобой мы сильны!

Ведущий.

1941 год

Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути.

Искажённые ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И… всюду трупы людей, которые ещё недавно думали о будущем, мечтали о любви и счастье.

Всё это и есть война – самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

*Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слёзы да страдания несёт всем она!

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей!

Ведущий.

22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну всего за 6 недель.

Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались. Достаточно было, чтобы дети знали правила уличного движения, дабы не мешать движению машин; умели подписываться; знали таблицу умножения до 25.

27 января 1944 года. Это день, который знают и чтут ленинградцы. Это день полного снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретного документа: «Фюрер ре-шил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта.

Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады:

150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб.

(Таблички не доске)

8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

В городе постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами.

Смерть входила во все дома.

Запасы продовольствия таяли с каждым днём.

С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки…

Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев.

Мамы берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.

(Кусочек блокадного хлеба порезан на маленькие кубики. Раздаётся детям.)

Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.

Печальна история 11летней ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады города вела дневник. В него она записывала даты смерти своих родных. Этот дневник – документ, свидетельство тех страшных дней.

(Портрет Тани Савичевой. Страницы дневника.)

Большая семья Савичевых, в которой Таня была самой младшей, жила на Васильевском острове.

Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

Таня была эвакуирована в другой город. Эшелон, в котором находилась Таня, неоднократно попадал под бомбёжки.

«Встречать эшелон к станции вышло много народа. Раненых бойцов привозили постоянно. Но в этот раз людей предупредили, что в одном из вагонов будут находиться дети из блокадного Ленинграда. Поезд остановился. Но из открывшейся двери никто не выходил. Те, кто решился заглянуть внутрь, очень долго не могли прийти в себя. Вид у детей был страшен: кости, кожа, дикая тоска в огромных глазах».

Все 125 детей были физически истощены.

Два года Таня ещё жила. Но её часто мучили головные боли, у неё открылся туберкулёз – страш-ное заболевание. А незадолго до смерти девочка ослепла.

Девочке поставлен памятник.

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах неизменные инстинкты, запутают в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и… в конце концов – сдадут его.

Гитлер заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя!»

Но гитлеровцы просчитались.

Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев.

Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

*И снова мир с восторгом слышит

Салюта русского раскат.

О, это полной грудью дышит

Освобождённый Ленинград!

*Мы помним осень, 41-ый,

Прозрачный воздух тех ночей,

Когда, как плети, часто, мерно

Свистели бомбы палачей.

*Но мы, смиряя страх и плач,

Твердили, диким взрывам внемля:

«Ты проиграл игру палач,

Едва вступил на нашу землю!»

*А та зима… Ту зиму каждый

Запечатлел в душе навек –

Тот голод, тьму, ту злую жажду

На берегах застывших рек.

*Кто жертв не предал дорогих

Земле голодной петербургской –

Без бранных почестей, нагих,

В одной большой траншее братской?!

*Но позабыв, что значит плач,

Твердили мы сквозь смерть и муку:

«Ты проиграл войну, палач,

Едва занёс на город руку!»

Ведущий.

В осаждённом городе продолжали работать 39 школ. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг.

В школах, бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…

Дети шатались от голода. Умирали не только дома, на улице, по дороге в школу. Но случалось – прямо в классе.

*Девчонка руки протянула,

Уснула.

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон.

Видео о детях военного времени «Воспоминание» (м/ф).

Ведущий.

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.

С Большой Земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера.

Но поздней осенью Ладога замёрзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.

И тогда проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей города.

*И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

Ну, так и есть: мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк,

Поломка эта – не угроза.

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь – опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны! Он спасёт

16 тысяч ленинградцев!

И вот в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей

Пайки получат на заре -

125 блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб. И тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь!

Ведущий.

В декабре 1942 года была учреждена

На фоне песни «Медаль за оборону Ленинграда» читается стих «Моя медаль».

*… Осада длится, тяжкая осада,

Невиданная ни в одной войне.

Медаль за оборону Ленинграда

Сегодня Родина вручает мне.

*Не ради славы, почестей, награды

Я здесь жила и всё могла снести:

Медаль «За оборону Ленинграда»

Со мной, как память моего пути.

*Ревнивая, безжалостная память!

И если вдруг согнёт меня печаль, -

Я до тебя тогда коснусь руками,

Медаль моя, солдатская медаль.

*Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,

Чтоб стать ещё упрямей и сильней…

Взывай же чаще к памяти моей,

Медаль «За оборону Ленинграда».

*Война ещё идёт, ещё осада.

И как оружье новое в войне,

Сегодня Родина вручила мне

Медаль «За оборону Ленинграда».

Ведущий.

Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют. Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область.

Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец.

*Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди…

Ведущий.

Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял или родственника, или друзей…

*Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания. Зажжены свечи. Метроном.

Минута молчания – в ней не 60 секунд. В ней - 900 блокадных дней и ночей. Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.

*Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это верно, что достали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже, если это правда,

Такая правда –

Не права.

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили. Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память – наша совесть.

Она,

Как сила, нам нужна!

Фонограмма песни «Дети блокады» (исполняют две девочки)

*За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание

Город-Герой , награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

*Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!


Литературный вечер ко дню снятия блокады для старших дошкольников

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: Материал будет интересен воспитателям, педагогам начальных классов и педагогам дополнительного образования. Можно использовать в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками.

Цель:
-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи:
-обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
-формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;
-знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
-активизировать словарь;
- формировать чувство патриотизма;
-развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Оборудование и материалы (оформление зала): музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «Блокада Ленинграда», детские рисунки по теме, стенд с наглядным материалом о Блокаде, ваза с цветами, макет вечного огня.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы по теме;
-прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет;
-слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе;
-показ иллюстраций о Ленинграде.

Ведущий 1: Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже, если это правда,
Такая правда –
Не права.
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили. Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, Как сила, нам нужна!
Дети под музыку заходят в зал


Ребенок: Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада...
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА...
Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,
Про спасение Летнего сада...
Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ
О суровой судьбе Ленинграда.
Ведущий 2: Ленинград! Как много в этом слове. Сразу столько воспоминаний. В этом году исполнится 75 лет, как сомкнулось кольцо блокады вокруг города. Но город не сдавался.
Наступили 900 тяжелых и голодных дней.


Ведущий 1: Город бомбили и днем, и ночью. Защищать город вышли все от мала и до велика, и старики, и дети.
Ребенок: От взрывов продыху не знали,
Те, кто уехать не смогли.
И днем, и ночью шла бомбёжка,
И днём, и ночью шёл обстрел.
На клумбах не цветы, картошка росла:
Защитник есть хотел.
Воспитатель 2: Были разрушены дома, сорваны крыши, во многих окнах были выбиты стекла. Окна заклеивали бумагой.
Ребенок: Черные окна,
И взрывов гул.
В грохоте, гари
Питер тонул.
Хмурые лица
И взгляд потухший.
Город унылый,
Серый и скучный.
Ведущий 1: Для жителей наступило очень тяжелое время, была зима, есть было нечего.
Склады с продовольствием разгромили. Варили и ели все что находили.
Ребенок: Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.

Владимир Сорокин
Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.
Ведущий 2: Хлеб выдавали по карточкам, норма хлеба была очень мала – всего 125гр. Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. Если вдруг карточку потеряешь, то и вовсе останешься голодным. Кроме хлеба больше ничего не было.


Я - хлеб. У меня есть душа.
Я - хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
Я слышу осколков удушливый свист.
Я - ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони как лист,
Голодный блокадный ребенок.
Я - хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
Большие глаза. Цвет лица восковой
С трудом поднимает ручонку.
Я - хлеб. И пока я живой
Не дам умереть я ребенку.
Я – хлеб. Я живой.Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к груди материнской.
Я - хлеб.
У меня есть душа.
Я - хлеб…
Воспоминания жителей блокадного Ленинграда (читают родители)
Вспоминает Милютина Заря Александровна: « Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё ».
Другая Тюлева Ольга Николаевна, вспоминает другой случай: « Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки».
Ведущий 1: В городе не было воды, от бомбежек и от холода вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов. Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. С водой нужно было подниматься в гору, радовало одно, была зима и вода сразу же замерзала. Воду возили на санках, в бидонах.
Ребенок: Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Метёт колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
И Смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда..
Как хорошо, что ты замерзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольешься из ведерка,
Я привезу тебя домой.
Ведущий 2: Тепла в домах не было, стоял холод. Люди жгли все, что попадало под руку. В те времена, люди дорожили и ценили книги, но им пришлось жечь даже их. Со слезами на глазах они жгли мебель, книги…
Ребенок: От холода и голода умирали люди.
Ладожское озеро народу помогло.
Мы дорогу жизни вечно помнить будем,
Выстояли люди всем врагам назло.
Ведущий 1: Дороги были разбиты и разбомблены. В город и из города можно было выбраться только по Ладожскому озеру. Озеро замерзло и по нему была проложена дорога, по которой доставляли в блокадный город продовольствие и все что требовалось городу. Из города по этой дороге вывозили детей, стариков и раненых. Эта дорога называлась «Дорогой жизни».
Многие машины не доезжали до места назначения, проваливались под лед вместе с продовольствием и вместе с детьми.
Ребенок: И только Ладога спасала,
Когда стояли холода.
Тогда "Дорогой жизни" звала
Её народная молва.


Ведущий 2: Очень сложно было детям, ведь многие остались без родных и близких. А нужно было продолжать жить. Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды. Дети помогали взрослым в борьбе против фашистов, работали наравне с ними.
Песня: «Им было всего лишь двенадцать, но были они Ленинградцы» - поют дети подготовительной группы.


Ведущий 1: Ребята в это трудное время не забывали и про учебу. Они с огромным желанием ходили в школу, хотя там тоже было холодно, даже замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…
У многих случались голодные обмороки, многие валились с ног от холода и бессилия. Смертность была огромная, дети умирали даже на уроках…
Ребенок: Девчонка руки протянула,
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.
Её из школы на носилках,
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки,
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.
Ведущий 2: В годы Блокады очень трудно приходилось женщинам. Ведь им нужно было растить и беречь детей, оберегать свою семью. Женщины тоже вставали на защиту рядом с мужьями и детьми. А по – другому они не могли поступить…


Стих читают воспитатели
Ленинградке
Еще тебе такие песни сложат,
Так воспоют твой облик и дела,
Что ты, наверно, скажешь: - Не похоже.
Я проще, я угрюмее была.
Мне часто было страшно и тоскливо,
Меня томил войны кровавый путь,
Я не мечтала даже стать счастливой,
Мне одного хотелось: отдохнуть...

Да, отдохнуть ото всего на свете -
От поисков тепла, жилья, еды.
От жалости к своим исчахшим детям,
От вечного предчувствия беды,
От страха за того, кто мне не пишет
(Увижу ли его когда-нибудь),
От свиста бомб над беззащитной крышей,
От мужества и гнева отдохнуть.

Но я в печальном городе осталась
Хозяйкой и служанкой для того,
Чтобы сберечь огонь и жизнь его.
И я жила, преодолев усталость.
Я даже пела иногда. Трудилась.
С людьми делилась солью и водой.
Я плакала, когда могла. Бранилась.
С моей соседкой. Бредила едой.

И день за днем лицо мое темнело,
Седины появились на висках.
Зато, привычная к любому делу,
Почти железной сделалась рука.
Смотри, как цепки пальцы и грубы!
Я рвы на ближних подступах копала,
Сколачивала жесткие гробы,
И малым детям раны бинтовала...

И не проходят даром эти дни,
Неистребим свинцовый их осадок:
Сама печаль, сама война глядит
Познавшими глазами ленинградок.
Зачем же ты меня изобразил
Такой отважной и такой прекрасной,
Как женщину в расцвете лучших сил,
С улыбкой горделивою и ясной?
Но, не приняв суровых укоризн,
Художник скажет с гордостью, с отрадой:
- Затем, что ты - сама любовь и жизнь,
Бесстрашие и слава Ленинграда!
8 марта 1942.
Ольга Бергольц.
Ведущий 1: Предлагаю всем встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжелые времена.
Минута молчания под звук Ленинградского метронома.

Ведущий 2: Очень страшное было время. Погибло очень много народа. В настоящее время нам напоминает о том страшном времени - памятник погибшим под Ленинградом.
Ребенок: Под шелестом опущенных знамён
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискарёвских плитах нет имён,
На пискарёвских плитах только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой. (Вольт Суслов)
Ребенок: Пискарёвские плиты – священный гранит
С миллионом непрожитых жизней...
Имена, словно знамя на теле, хранит,
Как присягу на верность Отчизне.
Семьдесят лет с той жестокой поры,
Но не скоро затянутся раны...
Каждый год, в небеса отпуская шары,
В землю кланяюсь Вам, ВЕТЕРАНЫ!
Ведущий 1: Нельзя не отметить подвиг девочки Тани Савичевой. Таня была такой же девочкой, как и вы, училась, помогала родителям. А во время войны она вела дневник, в нем она записывала даты смерти своих родственников.
Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года в возрасте 14-ти с половиной лет от туберкулеза кишечника.
Ребенок: На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья,
Ошеломляет
Души и сердца.
Ребенок: Это - всем живущим
в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -
Время,
Возвышает
Образ Тани,
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
Ребенок: В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это - боль, которая клубится.
Это - сердце, что летит сюда...
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Ребенок: Встань пред миром,
Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живет, не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена!
Воспитатель 2: Во Всеволожском районе Ленинградской области создан мемориальный комплекс “Цветок жизни”, в состав которого входит траурный курган “Дневник Тани Савичевой”.