Презентация на тему христианская философия средних веков. Презентация на тему "средневековая философия". Характерные черты философии Средневековья


ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Общая характеристика эпохи

  • После того, как христианство стало распространяться в пределах Римской империи, античная философия подверглась переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь текстов Ветхого и Нового Заветов, апологеты христианства и отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая формировалась на протяжении целого тысячелетия, и, несмотря на различные направления и борьбу идей, представляла собой к концу XIV века целостную систему знания. В ее основание были заложены евангельская и апостольская идеология в органическом синтезе с греческой по преимуществу рационалистической философией.
Религиозное и светское, мистическое и рациональное, иерархически организованное философское знание средних веков может быть условно разделено на несколько периодов: - Апологетика - Патристика - Схоластика Характерные черты средневековой философии: Характерные черты средневековой философии:
  • теоцентризм – важнейшим предметом познания является Бог, человеческая душа;
  • креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего;
  • провиденциализм – понимание истории как проявления воли Бога;
  • эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека;
  • сотериология – учение о спасении, т. е. о путях обретения райского блаженства и приближения к Богу;
  • теодицея – объяснение, почему в мире существует зло, если Бог добр и справедлив;
  • экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.
Апологетика
  • Апологетикой называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Время наиболее интенсивного развития апологетики – II – V вв.
  • Центральная проблема – отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением.
«Верю, потому что абсурдно» Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160- после 220 н. э.). Патристика
  • Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так называемых отцов церкви, т. е. богословов, чьи учения сыграли доминирующую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Основное время развития патристики – III – VIII вв.
  • Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:
  • троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями («споры о Троице»);
  • природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);
  • соотношение свободы и благодати;
  • отношение веры и разума.
«Верую, чтобы понимать» Августин Блаженный (354 – 430) Схоластика
  • Само слово происходит от (schola) -школа, пришедшего в латинский язык из греческого, и не случайно появление схоластики связано с развитием городов и разнообразных школ от монастырских и епископальных до всевозможных светских, юридических, медицинских, математических (Шартрская школа). Появились педагоги, врачи, юристы, одним словом, интеллектуалы. Геометрию и диалектику стали использовать для постижения Бога посредством внутреннего опыта. Сначала читался текст святоотеческих авторитетов или само Священное писание, (lectio), чтение сопровождалось экзегезой, толкованием и буквальным, и смысловым, где выявлялись все "за" и "против" (pro и contra), "sicetnon" (да и нет). Так начинался диспут, в котором оттачивались логические приемы, совершенствовалось владение словом, которому придавалось огромное значение, выяснялась природа речи. Средневековые схоластики были убеждены в том, что можно достичь рационального знания о сущем, прежде всего о начале сущего Бога и доказать его существование с помощью логических приемов.
«Сумма теологии» Фома Аквинский (ок. 1226-1274)

Cлайд 1

Средневековая философия Схоластика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии

Cлайд 2

Средневековая философия Схоластика Проблема веры и разума Проблема бытия Бога Онтологическое доказательство Космологические доказательства Каузальный вариант Модальный вариант Телеологическое доказательство Проблема универсалий Реализм Номинализм Концептуализм

Cлайд 3

Схоластика Ансельм Кентерберийский (1033/34-1109) Пьер Абеляр (1079-1142) Пётр Ломбардский (ок. 1100-1160) Альберт Великий (ок. 1200-1280) Бонавентура (Джованни Фиданца) (ок. 1217-1274) Фома Аквинский (1225/26-1274) Иоанн Дунс Скот (ок. 1266-1308) Уильям Оккам (ок. 1285-1347/49) Аоста Бек Париж Рим Баньореджо Палле Дунс Оккам Оксфорд Аквино Лауинген Кёльн Лумеллоньо

Cлайд 4

Схоластика Ансельм. Монологион. Ансельм. Прослогион. Абеляр. Да и Нет. Абеляр. Логика «для начинающих». Абеляр. Теология «Высшего блага». Пётр Ломбардский. Сентенции. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Фома Аквинский. Сумма теологии. Дунс Скот. Оксфордское сочинение. Оккам. Сумма логики. Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий. Оккам. Quadlibeta. Основные сочинения Пьер Абеляр Фома Аквинский Ансельм Кентерберийский Дунс Скот

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Проблема веры и разума Некоторые братья часто и настойчиво просили меня написать для них, как некий образец размышления кое-что из того, что я высказывал им простыми словами в [наших] разговорах, о том, как следует размышлять о сущности Бога и других вещах, относящихся к размышлению такого рода. Притом они, заказали мне такую форму этой письменной медитации, чтобы в последней совершенно ничто не принималось как доказанное на основании ссылки на авторитет Писания, но чтобы всё утверждаемое в выводе из отдельных исследований строго последовательно вытекало из рассуждения и было явственным образом очевидно истинным. Ансельм Кентерберийский. «Монологион».

Cлайд 8

Проблема бытия Бога Доказательства бытия Бога Нерациональные Рациональные Свидетельство Священного Писания Чудеса (коллективный мистический опыт) Индивидуальный мистический опыт (видения, сны и т.п.) Онтологическое Космологическое Телеологическое Каузальный вариант Модальный вариант

Cлайд 9

Значит, когда «сказал безумец в сердце своём: нет Бога» – он сказал, что какой-то такой природы нет? Но, конечно, этот же самый безумец, слыша, как я говорю: «Нечто, больше чего нельзя ничего себе представить», – понимает то, что слышит; Доказательства бытия Бога Онтологическое доказательство Ибо если оно уже есть по крайней мере только в уме, можно представить себе, что оно есть и в действительности, что больше. а то, что он понимает, есть в его уме, даже если он не имеет в виду, что такая вещь существует [объективно]. И, конечно, то, больше чего нельзя себе представить, не может быть только в уме. Ансельм Кентерберийский. «Прослогион».

Cлайд 10

есть присущи присуще присуще Доказательства бытия Бога Онтологическое доказательство Бытие Богу Следовательно, средний термин Бог (по определению) есть абсолютно совершенная сущность, т.е. сущность, которой присущи все совершенства (все блага в превосходной степени). Все блага Богу Бытие благо

Cлайд 11

Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства Например, люди говорят, что где-то в океане есть остров, о котором рассказывают, что он гораздо больше, чем, по преданию, острова блаженных, изобилует неисчислимым множеством богатств и всяческих наслаждений и, не имея на себе никакого владетеля или обитателя, превосходен перед всеми землями, населёнными людьми, обилием благ. Положим, кто-то рассказывает мне, что это так, и я легко понимаю сказанное, в чём нет никакой трудности. Гаунилон из Мармутье. «В защиту глупца».

Cлайд 12

Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства Но если он вслед за этим, как бы последовательно добавляя, говорит: «Ты больше не можешь сомневаться в том, что этот остров, превосходнейший из всех земель, где-то есть на самом деле, так же как ты не сомневаешься в том, что он есть в твоём уме. А так как превосходнее быть не только в уме, но и в действительности, то он с необходимостью должен быть в действительности, так как если нет, то всякая другая земля, существующая в действительности, превосходнее его, и тогда он, уже не будет превосходнейшим»; … Гаунилон из Мармутье. «В защиту глупца».

Cлайд 13

Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства … если, говорю, он этим захочет убедить меня в том, что больше не надо сомневаться в действительном существовании этого острова, то я должен либо счесть, что он шутит, либо уж не знаю кого нужно почитать за бóльшего глупца: меня, если соглашусь с ним, или его, если он считает, что с какой-нибудь достоверностью доказал мне существование этого острова... Гаунилон из Мармутье. «В защиту глупца».

Cлайд 14

есть присущи присуще присуще Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства Бытие Бабе Яге Следовательно, Баба Яга (по определению) есть не вполне совершенная сущность, а именно: сущность, которой присущи все совершенства (блага), кроме доброты и красоты. Бабе Яге Бытие средний термин Все блага, кроме доброты и красоты, благо, отличное от доброты и красоты

Cлайд 15

есть Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства Баба Яга колдунья старая злая хромая («костяная нога») живущая в избушке на курьих ножках летающая в ступе существующая

Cлайд 16

… Мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин; однако невозможно, чтобы вещь была своей собственной производящей причиной. Невозможно также, чтобы ряд производящих причин уходил в бесконечность, ибо в таком ряду начальный член есть причина среднего, а средний – причина конечного. Космологическое доказательство Каузальный вариант Поскольку это очевидным образом ложно, необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую все именуют Богом. Устраняя причину, мы устраняем и следствия. Если в ряду производящих причин не станет начального члена, не станет также конечного и среднего. Но если ряд производящих причин уходил бы в бесконечность, отсутствовала бы первичная производящая причина, а с нею – и промежуточные, и конечное следствие. Фома Аквинский. «Сумма теологии».

Cлайд 17

Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства Если всё должно иметь причину, то должен иметь причину и бог. Если же может существовать нечто, не имеющее причины, то этим нечто сама природа может быть ничуть не хуже бога, так что аргумент первопричины абсолютно недействителен. Бертран Рассел. «Почему я не христианин».

Cлайд 18

Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства По своей природе аргумент первопричины ничем не отличается от воззрения того индуса, который считал, что мир покоится на слоне, а слон – на черепахе; когда же индуса спрашивали: «А на чём же держится черепаха?» – тот отвечал: «Давайте поговорим о чём-нибудь другом». Бертран Рассел. «Почему я не христианин».

Cлайд 19

Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства Закон причинности не столь податлив, чтобы позволить пользоваться им, как извозчиком, которого, доехав до места назначения, отправляют домой. Он больше похож на оживлённую гётевским учеником чародея метлу, которая, однажды приведённая в действие, не перестаёт носиться и мести, и остановить её может только сам старый чародей. Артур Шопенгауэр. «О четверояком корне закона достаточного основания».

Cлайд 20

Всё, что существует, или необходимо само по себе, или нет. А всё, существование чего не является необходимым само по себе, либо возможно, либо невозможно. Всё, что само по себе невозможно, не существует. Космологическое доказательство Модальный вариант Следовательно, либо вообще ничего нет, либо существует нечто, не просто возможное, а необходимое само по себе (необходимосущее). Это и есть Бог. То, что само по себе не необходимо, но возможно, существует благодаря чему-либо иному. Если это «иное» (причина) само по себе не необходимо, а лишь возможно, оно для своего существования нуждается в чём-то третьем и т.д. Абу Али ибн Сина. «Книга знания».

Cлайд 21

Мы обнаруживаем среди вещей такие, которые возникают и гибнут, из чего явствует, что для них возможно и быть, и не быть. Но коль скоро нечто может перейти в небытие, оно когда-нибудь перейдёт в него; и если же всё может не быть, когда-нибудь в мире ничего не будет. Космологическое доказательство Модальный вариант И так как ряд внешних причин, обусловли- вающих друг друга, уходит в бесконечность, необходимо положить некую необходимую самое по себе сущность; это и есть Бог. Но если это истинно, уже сейчас ничего нет, ибо если бы не было ничего сущего, невозможно было бы, чтобы что-либо пере- шло в бытие, и потому ничего не было бы. Поскольку это очевидным образом ложно, не всё сущее случайно, но в мире должно быть нечто необходимое. А всё необходимое либо имеет внешнюю причину, либо не имеет. Фома Аквинский. «Сумма теологии».

Cлайд 22

Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности. Это явствует из того, что их действия или всегда, или в большинстве случаев направлены к наилучшему исходу. Доказательства бытия Бога Телеологическое доказательство Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом. Отсюда следует, что они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей. Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто одарённый разумом и пониманием. Фома Аквинский. «Сумма теологии».

Cлайд 23

Cлайд 24

Доказательства бытия Бога Критика телеологического доказательства Неужели вы думаете, что если бы вас наделили всемогуществом и всеведением да ещё дали бы в придачу миллионы лет, чтобы совершенствовать созданный вами мир, то вы не смогли бы создать ничего лучшего, чем ку-клукс-клан, фашисты или мистер Уинстон Черчилль? Бертран Рассел. «Почему я не христианин».

Cлайд 25

Доказательства бытия Бога Понятие и определения Бога Онтологическое доказательство Бог как абсолютно совершенная сущность Космологическое доказательство Телеологическое доказательство Каузальный вариант Бог как первопричина (причина всех причин) Бог как безусловно необходимая сущность Бог как разумный устроитель мира Модальный вариант

Cлайд 26

Проблема универсалий Основные сочинения Аристотель. Категории (IV в. до н.э.). Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля (О пяти общих понятиях) (III в.). Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия (VI в.). Абеляр. Логика «для начинающих» (XII в.). Северин Боэций Пьер Абеляр Аристотель Порфирий

Cлайд 27

Проблема универсалий в «Категориях» Аристотеля (Отдельная) лошадь (Отдельный) человек Сущность, называемая так в самом основном, первичном и безусловном смысле, – это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем, как, например, отдельный человек или отдельная лошадь. Сущность (греч. ουσία, лат. substantia)

Cлайд 28

Проблема универсалий в «Категориях» Аристотеля Сущность (вторая) Живое существо (род) А вторыми сущностями называются те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, – и эти виды, и их роды; например, отдельный человек принадлежит к виду «человек», а род для этого вида – «живое существо». Лошадь (вид) Человек (вид)

Cлайд 29

Проблема универсалий Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения). Универсалии следует также отличать от того, что является общим «по частям» или «по очереди». Универсалии – это общие понятия, но следует помнить, что слово «общее» употребляется в разных смыслах. Универсалии не следует путать с собирательными понятиями, такими как «сотня», «толпа», «стадо», «полк», «человечество». Универсалия «лошадь» относится не к табуну, а к роду животных. Не относится она и к лошади, находящейся в совместном пользовании.

Cлайд 30

Проблема универсалий Антисфен Платон – Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не вижу. – Это потому что ты смотришь телесным, а не духовным оком.

Cлайд 31

Проблема универсалий Универсалии образуют высший уровень бытия. Универсалии находятся в самих вещах. Человеческий ум образует универсальные понятия, абстрагируя общие признаки единичных вещей. Единичные вещи обладают общими свойствами, потому что следуют универсальным прообразам. Платон Аристотель

Cлайд 32

Проблема универсалий Реализм и номинализм Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют. Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова). Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности. Логические трудности возникают при попытке мыслить универсалии как существующие отдельно от единичных вещей и в то же время «присутствующие» в единичных вещах, причём присутствующие 1) во всех и каждой, 2) неделимо, 3) одновременно и 4) составляя их сущность (субстанцию).

Cлайд 33

Роды и виды или существуют и имеют самостоятельное бытие, или же образуются разумом и одним лишь мышлением. Однако роды и виды существовать не могут. Ведь сколько бы ни было видов, во всех них – один род, причём не то чтобы отдельные виды получали от него что-нибудь вроде частей – нет, каждый вид в одно и то же время имеет целый род. Следовательно, если один род находится в одно и то же время целиком во множестве отдельных видов, он не может быть един. Ибо не может быть, чтобы целое, находясь одновременно во многих [вещах], было в самом себе едино по числу. Но в таком случае, если род не может быть чем-то единым, то он и вообще ничто. Ибо всё, что есть, именно потому есть, что едино; и то же самое следует сказать и о виде. Проблема универсалий Аргументация номиналистов Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.

Cлайд 34

А если роды и виды существуют, но не единые по числу, а многочисленные, то не будет последнего рода, но над всяким родом будет другой, вышестоящий, чьё имя включит в себя всю эту множественность: так же как множество живых существ требует объединения их в один род потому, что у всех них есть что-то похожее, так же и род, множественный оттого, что находится во многих, имеет другой род, тоже не единый оттого, что во многих; и для этих двух родов требуется [третий общий] род, а когда он будет найден, тотчас же, по вышеизложенным соображениям, придётся искать новый [общий для первых двух и третьего]; таким образом, рассудок по необходимости будет уходить в бесконечность, ибо никакого логического предела здесь нет. Проблема универсалий Аргументация номиналистов Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.

Cлайд 35

Проблема универсалий Аргументация номиналистов и одновременно, либо она общая потому, что в разное время переходит в пользование разных её обладателей, как могут быть общими колодец и источник, раб или лошадь; и при этом составлять и образовывать субстанцию тех, для кого он является общим. ведь он должен быть общим так, чтобы и целиком находиться в отдельных [видах], либо она становится общей для всех одновременно, но тогда она не составляет субстанции тех, для кого является общей, как, например театр, общий для всех зрителей. ибо единая вещь может быть общей либо частями, и тогда собственностью единичных [вещей] является не вся она целиком, но её части; А если род – нечто единое по числу, то он не может быть общим для многих: Но род ни одним из перечисленных способов не может быть общим для видов: Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия.

Cлайд 36

Следовательно, универсалия как самостоятельная сущность невозможна. (тогда она не будет универсалией); либо каким-то одним из взаимоисключающих признаков подклассов (тогда она не будет их сущностью). (что нелепо); либо ни одним из взаимоисключающих признаков подклассов либо всеми взаимоисключающими признаками подклассов Проблема универсалий Аргументация номиналистов Если универсалия существует реально, а не как идея или имя, она должна, помимо общего (определяющего) признака класса, обладать Положим, универсалии – это имена. Но имена чего? Они не могут быть именами единичных вещей (именами собственными), потому что тогда они не будут универсалиями. Проблема универсалий Аргументация реалистов Однако, всё наше знание, включая знание единичных вещей, выражено именами нарицательными (универсалиями), и если они не имеют смысла, у нас нет никакого знания. Следовательно, они должны быть именами каких-то сущностей, отличных от единичных вещей. Однако, если ничего, кроме единичных вещей, не существует, универсалии – это имена несуществующих сущностей, т.е. слова, не имеющие ни значения, ни смысла.

Cлайд 39

Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют. Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова). Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности. Концептуализм (лат. conceptus, понятие) – философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что они воспроизводят сходные (общие) признаки единичных вещей. Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия.

Cлайд 40

Не обязательно рассматривать всякий раз как ложное и бесплодное такое понятие, которое, происходя от некоего подлежащего, мыслит его не так, как оно само есть. Когда мы занимаемся делением или абстрагированием, мы тоже мыслим не то, что есть на самом деле; но при этом само мышление ни в коей мере не является ложным. Дело в том, что существует много вещей, которые имеют бытие в других; от этих других они либо вообще не могут быть отделены, либо, раз отделённые, никоим образом не продолжают своего существования. Предметы такого рода существуют в телесных и чувственно воспринимаемых вещах. Но постигаются они отдельно от чувственного, и только так может быть понята их природа и уловлены их свойства. Проблема универсалий Аргументация концептуалистов Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия. 42 Проблема универсалий Аргументация концептуалистов … мы мыслим роды и виды, отбирая из единичных предметов, в которых они находятся, черты, делающие эти предметы похожими. Так, например, из единичных людей, непохожих друг на друга, мы выделяем то, что делает их похожими – человеческое; и эта [черта] сходства, помысленная и истинным образом рассмотренная духом, становится видом; в свою очередь рассмотрение сходства различных видов, которое не может существовать нигде, кроме как в самих видах или в составляющих их индивидах, производит род. Таким образом, они [т.е. роды и виды чувственного] существуют именно в единичных вещах. Мыслится же [только] общее (universalia), и видом следует считать не что иное, как мысль, выведенную из субстанциального сходства множества несхожих индивидов; родом же – мысль, выведенную из сходства видов. Боэций. Комментарий к «Введению» Порфирия. Проблема универсалий Концептуализм Универсалии существуют трояко: до вещей (ante rem) – как их прообразы в Божественном уме; в вещах (in rem) – как их общие свойства; после вещей (post rem) – как понятия нашего ума. Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия. Пьер Абеляр Фома Аквинский Вопросы?

Средние века (Средневековье) - исторический период,
следующий после Древнего мира и предшествующий Новому
времени.
-Российская и мировая медиевистика считают началом
Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V
века (считается, что империя прекратила своё существование
4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от
престола).
-Относительно конца Средневековья у историков нет единого
мнения.
-Предлагалось считать таковым: падение Константинополя
(1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517),
начало Английской революции (1640) или начало Великой
Французской революции (1789).
-В последние годы отечественная медиевистика относит
окончание периода Средневековья к концу XV - началу XVI
веков. Однако любая периодизация Средневековья носит
условный характер.

Периодизация
Раннее Средневековье
(конец V - середина XI
веков).
Высокое или
классическое
Средневековье
(середина XI -
конец XV веков).
Позднее
Средневековье
или раннее
Новое время
(XVI-XVII века).

Теология
(греч. theología, от theós -
бог и lógos - слово,
учение), богословие,
совокупность религиозных
доктрин о сущности и
действии бога,
построенная в формах
идеалистического
умозрения на основе
текстов, принимаемых как
божественное
откровение.

Характерные черты философии Средневековья

Спиритуальный
характер
Теоцентрический
характер
Эсхатологические
черты
Традиционализм

Теоцентрический
характер,
то
есть
философия
обосновывала
основные
положения христианского вероучения и
являлась, по выражению Фомы Аквинского,
"служанкой богословия".
Спиритуальный
характер,
то
есть
интерес преимущественно к духовным
вопросам, и пренебрежительное отношение
к земному, материальному бытию.
Эсхатологические
черты предусматривающие ориентацию
на потустороннюю жизнь и грядущее
воскресение из мёртвых.
Традиционализм, то есть настороженное
отношение
к
интеллектуальным
новациям.

- Бог сотворил
мир
Бог - источник бытия, чистая
форма, наивысшая красота,
источник блага.
-Мир существует благодаря
непрерывному творению
Бога, который перерождает
всё умирающее в мире.
-Мир один и несколько миров
быть не может.

Периоды
средневековой
философии
патристика
схоластика

Патрис (лат. слово) – отцы
церкви.
Патристика – учение
христианских отцов церкви,
заложивших основы Священного
писания.

Патристика

В истории патристики выделяют несколько этапов:
Апологетика (II-III вв.)
Классическая патристика (III-X вв.)
Заключительный этап.
***
Патристика разделилась на западную, где писали труды на латинском языке,
и восточную, где произведения создавали на греческом языке.
К наиболее известным относят труды Климента Александрийского, Григория
Нисского, Августина Блаженного, Иоанна Златоуста.

Патристика

Основные сочинения
Северин Боэций
Августин. Против академиков.
Августин. О порядке.
Августин. Исповедь.
Августин. О граде Божием.
Боэций. Комментарии к Порфирию.
Боэций. Утешение философией.
Аврелий Августин
Псевдо-Дионисий. Ареопагитики:
Об именах Божиих
Таинственное богословие
О небесной церковной иерархии
Иоанн Дамаскин
Иоанн Дамаскин. Источник знания:
Диалектика
Точное изложение православной
веры
Псевдо-Дионисий

Проблема теодицеи

Эпикур
Теодицея
(греч. θεός, бог, δίκη, справедливость) –
букв., «оправдание Бога»,
общее обозначение
религиозно-философских доктрин,
стремящихся согласовать
идею благого и разумного
божественного управления миром
с наличием мирового зла,
«оправдать» это управление
перед лицом тёмных сторон бытия.
Цицерон
Августин
Лейбниц

Три варианта теодицеи

Зло не есть что-то самосущее,
а представляет собой просто
отсутствие (недостаток) блага.
Почему же
Бог допускает
недостаток
блага?
Никакого
зла на
самом деле
нет.
Так называемые «недостатки»
способствуют высшему благу,
мнение же о реальности зла
есть следствие абсолютизации
частной точки зрения.
Зачем же Бог
сотворил мир,
если творение
не может быть
совершенным?
Сотворённый
Богом мир есть
лучший из
возможных.
Добро, творимое свободно,
выше добра, творимого
по необходимости, зло же есть
результат злоупотребления
человеком свободной волей.

Проблема теодицеи

Если Бог всеблаг и всемогущ,
почему в мире столько зла?
Выходит, что Бог
или может
уничтожить зло, но
не желает этого –
или желает
уничтожить зло, но
не может (не в силах) –
тогда Он
не всеблаг;
тогда Он
не всемогущ.
Поскольку как то, так и другое
противоречит понятию Бога,
приходится отрицать
либо
бытие Бога,
либо
реальность зла.

Добро и Зло.
Зло - не некая сила, существующая сама по себе, а
ослабленное добро, необходимая ступень к добру.
Видимое несовершенство является частью мировой
гармонии и свидетельствует о принципиальной
благости всего сущего: «Всякая природа, которая
может стать лучше - хороша»
«Без зла мы не знали бы, что
такое добро.» Аврелий Августин

Аврелий Августин

-Августин (Аврелий) - один из знаменитейших и
влиятельнейших отцов христианской церкви,
родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции
Нумидия, в Тагасте.
-Мать – христианка
-Отец – язычник
-Работал учителем красноречия
-Занялся деятельностью проповедника
-обучался риторике
-известные сочинения «Исповедь»,
- «О граде Божьем», «Об учители»,
- «Монологи».

«О Граде Божьем»

был написан в 413-427 годах, через
несколько лет после взятия
Рима вестготами. Это событие
оказало большое влияние на
Августина, который писал, что
земные государства
нестабильны и недолговечны по
сравнению с общностями,
созданными на основе духовного
единения. В то же время он
считал, что светская
государственная власть дана
людям свыше, чтобы в мире был
хоть какой-то порядок, поэтому
в соответствии с принципом
«Богу - богово, кесарю -
кесарево» люди должны
подчиняться законному
правителю.

Августин описывает историю человечества как сосуществование двух
общностей - Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий,
живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного - по
законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались
от Бога.
«Град» не относится к какому-то конкретному государству: люди,
входящие в Град Божий или Град Земной, различаются внутренними
качествами. Принадлежность к одной из двух общностей определяет,
будет ли человек спасён после Страшного суда.
По Августину, каждому человеку заранее определено, к какому Граду он
принадлежит, но никто не может узнать свою судьбу до Страшного суда.
Учение Августина о предопределении положило начало важному
направлению христианского богословия

Познание

внутреннее
чувство -
чувственное
восприятие.
ощущение -
знание о
чувственных
вещах в
результате
рефлексии
разумом над
чувственными
данными.
разум -
мистическое
прикосновение к
высшей истине -
просветление,
интеллектуальн
ое и моральное
совершенствован
ие.

Вывод:

Основные теоретические достижения Патристике
стали достоянием средневековой и византийской
теологии; при этом нужно учитывать, что в силу
ряда причин Патристике более плавно
эволюционировала к своим византийским
формам, чем западная - к схоластике.
Значительная часть энергии Патристики была
затрачена на полемическую разработку
теологической догматики и оформление
традиции, которую последующая эпоха получила
в относительно «готовом»

Схоластика – рациональный путь
познания Бога.
- знания, оторванные от жизни,
основывающиеся на отвлеченных
рассуждениях, не проверяемые опытом.

Схоластика

Схоластика явилась продолжением патристики, но таким
продолжением, которое возникло еще в период патристики,
на основе соответствующих учений и постепенно с IV в.
Стало доминировать в культуре Средних веков.

Схоластика

Для представителей схоластики была характерна вера в авторитет священного писания и авторитет
≪отцов церкви≫.В самой христианской церкви происходят крупные изменения.
Доминиканцы в дальнейшем стали главным оружием папской инквизиции.
В X-XIстолетиях нарастают разногласия между западной и восточной церквами; папы начинают
вести открытую борьбу с константинопольскими патриархами. Это привело к тому, что в 1054 г.
Произошел фактический разрыв между римско-католической и греко-католической церквами. Римскокатолическое папство явилось вдохновителем ряда крестовых походов в страны ближнего востока и в
византию.
В схоластическую философию запада стали больше, чем прежде, проникать идеи восточной, в том числе
арабоязычной, культуры.
В средние века создаются разнообразные школы: монастырские, епископские (примерно с viii в.),
Придворные, нецерковные городские школы. В XII-XIII столетиях создаются предпосылки для
формирования европейских университетов.

Схоластика

Л. Синьорелли.
«Учители Церкви».

Схоластика

Основные сочинения
Ансельм
Кентерберийский
Дунс Скот
Ансельм. Монологион.
Ансельм. Прослогион.
Абеляр. Да и Нет.
Абеляр. Логика «для начинающих».
Абеляр. Теология «Высшего блага».
Пётр Ломбардский. Сентенции.
Фома Аквинский. Сумма против
язычников.
Фома Аквинский. Сумма теологии.
Дунс Скот. Оксфордское сочинение.
Оккам. Сумма логики.
Оккам. Трактат о предестинации и Божьем
предзнании не-необходимых событий.
Оккам. Quadlibeta.
Пьер Абеляр
Фома Аквинский

Проблема веры и разума

Некоторые братья часто и настойчиво
просили меня написать для них, как некий
образец размышления кое-что из того, что
я высказывал им простыми словами в
[наших] разговорах, о том, как следует
размышлять о сущности Бога и других
вещах, относящихся к размышлению
такого рода. Притом они, <…> заказали мне
такую форму этой письменной медитации,
чтобы в последней совершенно ничто не
принималось как доказанное на основании
ссылки на авторитет Писания, но чтобы
всё утверждаемое в выводе из отдельных
исследований строго последовательно
вытекало из рассуждения и было
явственным образом очевидно истинным.
Ансельм
Кентерберийский.
«Монологион».

Фома Аквинский

- родился в 1225 г.
-философ и теолог, систематизатор ортодоксальной
схоластики, учитель церкви, основатель томизма,
член ордена доминиканцев.
- Начальное образование получил в монастырской
школе, учился в неапольском университете,
Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кельне.
Позже стал преподавателем богословия и
философии в Париже, где ранее учился. Вступил в
орден доминиканцев в 1244 г. В 1252 г. вернулся в
Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 г.
Практически всю остальную часть жизни провел в
Италии, за исключением 1268-1272 гг., в течение
которых он пребывал в Париже, ведя полемику с
парижскими аверроистами относительно
интерпретации аристотелевского учения о
бессмертии активного интеллекта. Недомогание
принудило его прервать преподавание и
писательский труд к концу 1273 г
На защите
диссертации
переспорил 14
философов

О человеке и его душе

Человек - промежуточное существо между тварями (животными) и
ангелами. В ряду телесных созданий - он высшее существо, его
отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек
ответствен за свои поступки.
А корень его свободы - разум.
Фома Аквинский считал, что сила разумения души (то есть степень
познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела.
Душа человека бессмертна. в душе расставшейся с телом, сохраняются
две потенции тела неотъемлемы от него, причем связь тут взаимная.
«Поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела,
души их имеют большую силу разумения».
Конечная цель жизни человека - достижение блаженства, обретаемого
в созерцании Бога в загробном мире.

Познание.

Познание - есть самая благородная
деятельность человека: теоретический разум
постигающий истины, постигает и абсолютную
истину, то есть Бога.
Познание начинается с чувственного опыта под
действием внешних объектов. Объекты
человеком воспринимаются не целиком, а
частично.
При вхождении в душу познающего познаваемое
теряет свою материальность и может войти в
неё лишь в качестве «вида». «Вид» предмета
является его познаваемым образом.
Вещь существует одновременно вне нас во всем
своем бытии и внутри нас в качестве образа.
«Познавать всё и
сразу»

Мир – система.

БОГ
человек
живое
неживое

Проблема бытия Бога Доказательства бытия Бога

Нерациональные
Свидетельство
Священного
Писания
Чудеса
(коллективный
мистический опыт)
Индивидуальный
мистический опыт
(видения, сны и т.п.)
Рациональные
Онтологическое
Космологическое
Телеологическое

Доказательства бытия Бога Понятие и определения Бога

Онтологическое
доказательство
Бог как
абсолютно
совершенная
сущность
Космологическое
доказательство
Каузальный
вариант
Модальный
вариант
Бог как
первопричина
(причина всех
причин)
Бог как
безусловно
необходимая
сущность
Телеологическое
доказательство
Бог как
разумный
устроитель
мира

Значит, когда «сказал безумец
в сердце своём: нет Бога» – он сказал,
что какой-то такой природы нет?
Но, конечно, этот же самый безумец,
слыша, как я говорю: «Нечто, больше
чего нельзя ничего себе представить», –
понимает то, что слышит;
а то, что он понимает, есть в его уме,
даже если он не имеет в виду, что
такая вещь существует [объективно].
И, конечно, то,
больше чего нельзя себе представить,
не может быть только в уме.
Ансельм Кентерберийский.
«Прослогион».
Ибо если оно уже есть по крайней
мере только в уме, можно
представить себе, что оно есть
и в действительности, что больше.

Доказательства бытия Бога Онтологическое доказательство

Бог
(по определению)
есть абсолютно
совершенная
сущность,
т.е. сущность,
которой присущи
все совершенства
(все блага
в превосходной
степени).
Все
блага
присущи
Богу
Бытие
есть
благо
Следовательно,
Бытие
присуще
Богу

Баба Яга
(по определению)
есть не вполне
совершенная
сущность,
а именно:
сущность,
которой присущи
все совершенства
(блага),
кроме доброты
и красоты.
Все
блага, кроме
присущи
доброты и
красоты,
Бабе Яге
Бытие
благо,
отличное от
доброты и
красоты
есть
Следовательно,
Бытие
присуще
Бабе Яге

Доказательства бытия Бога Критика онтологического доказательства

Баба
Яга
есть
колдунья
старая
злая
хромая («костяная
нога»)
живущая в избушке
на курьих ножках
летающая в ступе
существующая

Космологическое доказательство Каузальный вариант

… Мы обнаруживаем в чувственных вещах
последовательность производящих причин;
однако невозможно, чтобы вещь была своей
собственной производящей причиной.
Невозможно также, чтобы ряд производящих
причин уходил в бесконечность, ибо в таком
ряду начальный член есть причина среднего,
а средний – причина конечного.
Устраняя причину, мы устраняем и
следствия. Если в ряду производящих
причин не станет начального члена,
не станет также конечного и среднего.
Но если ряд производящих причин уходил
бы в бесконечность, отсутствовала бы
первичная производящая причина, а с нею –
и промежуточные, и конечное следствие.
Фома Аквинский.
«Сумма теологии».
Поскольку это очевидным образом ложно,
необходимо положить некоторую
первичную производящую причину,
каковую все именуют Богом.

Если всё должно иметь причину,
то должен иметь причину и бог.
Если же может существовать нечто,
не имеющее причины,
то этим нечто сама природа
может быть ничуть не хуже бога,
так что аргумент первопричины
абсолютно недействителен.
Бертран Рассел.
«Почему я
не христианин».

Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства

По своей природе
аргумент первопричины
ничем не отличается от воззрения
того индуса, который считал, что
мир покоится на слоне,
а слон – на черепахе;
когда же индуса спрашивали:
«А на чём же держится черепаха?» –
тот отвечал: «Давайте поговорим
о чём-нибудь другом».
Бертран Рассел.
«Почему я
не христианин».

Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства

Закон причинности
не столь податлив, чтобы
позволить пользоваться им,
как извозчиком, которого,
доехав до места назначения,
отправляют домой.
Он больше похож на оживлённую
гётевским учеником чародея метлу,
которая, однажды приведённая
в действие, не перестаёт носиться
и мести, и остановить её может
только сам старый чародей.
Артур Шопенгауэр.
«О четверояком корне
закона достаточного
основания».

Космологическое доказательство Модальный вариант

Мы обнаруживаем среди вещей такие,
которые возникают и гибнут, из чего
явствует, что для них возможно
и быть, и не быть.
Но коль скоро нечто может перейти в
небытие, оно когда-нибудь перейдёт в него;
и если же всё может не быть, когда-нибудь
в мире ничего не будет.
Но если это истинно, уже сейчас ничего нет,
ибо если бы не было ничего сущего,
невозможно было бы, чтобы что-либо перешло в бытие, и потому ничего не было бы.
Поскольку это очевидным образом ложно, не
всё сущее случайно, но в мире должно быть
нечто необходимое. А всё необходимое либо
имеет внешнюю причину, либо не имеет.
Фома Аквинский.
«Сумма теологии».
И так как ряд внешних причин, обусловливающих друг друга, уходит в бесконечность,
необходимо положить некую необходимую
самое по себе сущность; это и есть Бог.

Доказательства бытия Бога Телеологическое доказательство

Мы убеждаемся, что предметы, лишённые
разума, каковы природные тела,
подчиняются целесообразности.
Это явствует из того, что их действия или
всегда, или в большинстве случаев
направлены к наилучшему исходу.
Отсюда следует, что
они достигают цели не случайно, но
будучи руководимы сознательной волей.
Поскольку же сами они лишены разумения,
они могут подчиняться целесообразности
лишь постольку, поскольку их направляет
некто одарённый разумом и пониманием.
Фома Аквинский.
«Сумма теологии».
Следовательно, есть разумное существо,
полагающее цель для всего, что происходит
в природе; и его мы именуем Богом.

Доказательства бытия Бога Критика телеологического доказательства

Неужели вы думаете, что если бы
вас наделили всемогуществом и
всеведением да ещё дали бы
в придачу миллионы лет,
чтобы совершенствовать
созданный вами мир,
то вы не смогли бы создать
ничего лучшего,
чем ку-клукс-клан, фашисты
или мистер Уинстон Черчилль?
Бертран Рассел.
«Почему я
не христианин».

Вывод:

Причины падения схоластики, - возбуждение
интереса к изучению природы и возрождение
знания древности.
Теологический характер обучения ещё
господствовал в школе; все учреждения, влияние
которых отражалось на направлении умов, были в
ведении церкви: только благодаря тому, что
схоластика сама в себе распадалась, могло взять
верх другое направление.

ВЫВОД:

Средневековье - это господство религиозного
мировоззрения, выраженного в богословии.
Философия становится служанкой теологии. Её
основная функция - истолкование Священного
Писания, формулировка догматов Церкви и
доказательство бытия Бога.
Попутно развитие получила логика,
осуществлялась разработка понятия личности
(спор о различии ипостаси и сущности) и спор о
приоритете единичного или общего (реалисты
и номиналисты)

Слайд 2

Периодизация и особенности философии Средних веков

В истории философии Средних веков выделяют два основных периода: Патристика (2-8 в.)(Тертуллиан, Августин Блаженный) Схоластика (9-14 в.)(Фома Аквинский) Особенностямифилософии средних веков являются: Подчиненное положение философии («служанка Богословия») Теоцентризм (Бог – высшая реальность и причина всего) Креационизм (сотворение мира Богом из ничего) Догмат Божественного откровения как путь познания Принцип свободы воли в понимании человека

Слайд 3

Философия Средних веков

Августин Аврелий - один из наиболее ярких мыслителей периода патристики, автор многих работ, в том числе и знаменитой «Исповеди». В работе «О граде Божьем» рассматривал ход истории как борьбу двух царств – Земного и Небесного. У человека есть выбор. Он может либо выбрать Земной град и «жить по плоти», забыв о Боге, но тогда его удел после смерти – подвергнуться наказанию вместе с дьяволом. Либо человек выбирает Небесный град, любовь к Богу и тогла после смерти он будет царствовать вместе с Богом. Августин оправдывал существующий порядок в обществе, где муж управляет женою, родители детьми, господа рабами, поскольку он установлен Богом. Августин обосновал идею господства церкви над государством, Папы над монархами. Августин Аврелий (354-430гг.)

Слайд 4

Фома Аквинский - систематизатор схоластики, автор «томизма» – официальной доктрины католической церкви. Аквинский считал, что и вера и разум участвуют в познании и могут давать истинное знание, но если разум противоречит вере, то он дает неистинное знание. В мире есть вещи, познание которых доступно разуму, но есть и то, что для разума непознаваемо (сотворение мира, первородный грех, троичность Бога и т.д.). Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, то что непознаваемо – предмет теологии. Он дал пять доказательств существования Бога. Фома Аквинский (1225-1274) Философия Средних веков

Слайд 5

Спор о природе универсалий

Номинализм Номиналисты – Росцелин, Пьер Абеляр утверждали, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия возникают в процессе познания и вне человеческого ума не существуют. Реализм Крупнейшие представители: Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Эриугена полагали, что универсалии (например «человек», «животное») существуют реально, объективно, независимо от человеческого познания, наряду с конкретными людьми и животными. По мнению реалистов, тот, кто не может понять как несколько индивидов составляют одного человека не поймет как один Бог может быть един в трех лицах Универсалии – предельно общие родовые понятия, предмет спора – соотношение общих родовых и видовых понятий и онтологический статус общих понятий

Слайд 6

Основные направления в философии эпохи Возрождения (14-16в.)

  • Слайд 7

    Философия эпохи Возрождения

    Н.Кузанский создал пантеистическое учение, согласно которому нет разницы между миром и Богом, мир един, а Бог и Вселенная – одно и то же. Он вывел закон совпадения противоположностей – Бога и природы, разума и веры, сущности и существования, максимума и минимума и т.д. Иллюстрировал свои идеи примерами из математики: окружность при бесконечном увеличении радиуса превращается в прямую и т.д. Н.Кузанский (1401-1464)

    Слайд 8

    Д.Бруно - сторонник учения Коперника, утверждал, что наша Вселенная бесконечна, не имеет центра, состоит из множества галактик. Согласно Бруно не существует Бога, отдельно от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое (Пантеизм). Джордано Бруно (1548-1600) Памятник Дж. Бруно в Риме

    Посмотреть все слайды