Полтавская и миргородская епархия. Значение полтавская епархия в православной энциклопедии древо Полтавская епархия


Духовенство Полтавской епархии единогласно высказалось за сохранение существующего статуса УПЦ и выразило поддержку митрополиту Онуфрию

«Пятая колонна» в РПЦ: Кто пытается заставить православных сдаться раскольникам Об этом 25 октября сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу религиозной организации. Отметим, что о поддержке главы канонической УПЦ заявили в духовенствах Днепропетровской области, Запорожской, Одесской, Херсонской и Ровенской епархий, а также митрополит Кировоградский Иоасаф.

«Между тем ранее глава департамента по делам религий Министерства культуры Украины Андрей Юраш заявил, что более 50% общин УПЦ перейдут в создаваемую Константинополем новую церковь», — говорится в сообщении.

Как сообщало издание Украина.ру, глава непризнанного Киевского патриархата Филарет (Денисенко) рассказал, что идея автокефалии имеет поддержку и в украинской церкви Московского патриархата. Он уточнил, что десять архиереев УПЦ МП готовы подписаться под обращением к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой о даровании томоса. При этом раскрывать их имена, сославшись на угрозы Москвы в их адрес.

В свою очередь, глава синодального отдела Русской православной церкви по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда , опроверг информацию о широкой поддержке автокефалии среди духовенства УПЦ, что об этом свидетельствуют данные открытых и закрытых опросов.

Более того, даже митрополит Черкасский Софроний из канонической УПЦ, известный своими открытыми призывами к автокефалии, заявил, что отказывается состоять в одной религиозной организации с главой непризнанного Филаретом.

Православие в современной Украине. Справка Напомним, президент Украины Пётр Порошенко обратился к Константинопольскому патриарху с призывом издать томос о единой поместной православной церкви на Украине. Для этих целей патриарх Варфоломей назначил своими экзархами в Киеве архиепископа Памфилийского Даниила из США и епископа Эдмонтского Илариона из Канады.

17 октября экзархи сообщили, что работают над последним этапом объединительного Собора перед предоставлением томоса об автокефалии. При этом они выразили надежду на сотрудничество со всем духовенством Украинской православной автокефальной церкви, а также Киевского и Московского патриархатов.

При этом политолог Кирилл Молчанов считает, что объединительный Собор УПЦ КП и УАПЦ может и не состояться. Отношения их глав, Филарета и Макария, настолько конфликтны, что, по мнению эксперта, даже их проблематично будет собрать не говоря уже об УПЦ, которая вообще не просила об автокефалии.

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    В состав Русской православной церкви входят епархии прямого подчинения в России, Ближнем зарубежье, Америке и Европе, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская, Эстонская и Русская… … Википедия

    В статье представлены краткие актуальные сведения о епархиях Русской православной церкви (Московского патриархата). Все епархии перечислены по регионам их нахождения в алфавитном порядке. Титулы архиереев совпадают с названиями возглавляемых ими… … Википедия

    В статье представлены краткие актуальные сведения о епархиях Украинской православной церкви в составе Московского патриархата См. также статью Епархии Украины Название епархии Основание Правящий архиерей Территория Приходов Монастырей Благочиний… … Википедия

    Епархии Украинской православной церкви В статье представлены краткие актуальные сведения о епархиях Украинской православной церкви в составе Московского патриархата См. также статью Епархии Украины Название епархии Основание Правящий архиерей… … Википедия

    В Поместном Соборе участвуют все епархиальные и викарные архиереи (кроме почисленных на покой и находящихся под запрещением). Кроме них, от епархий выбирается по одному делегату от белого духовенства, от монашествующих и от мирян. Общее число… … Википедия

    Эта страница информационный список. См. также основную статью: Москва … Википедия

В силу политических причин и ряда событий XX-XXI веков на территории современной Украины действует сразу несколько православных юрисдикций. Оттого, описывая церковную жизнь в конкретной епархии, необходимо уточнять, с позиций какой церковной партии она представляется. В данной статье речь пойдет об одной из старейших кафедр православной Руси, коей, несомненно, является Полтавская епархия. Представляться она будет в основном в лице Московской патриархии, как в силу преимущественного канонического положения этой организации в православном мире, так и в силу лидирующих позиций в области.

Древняя история православия на Полтавщине

Небезызвестный 1054 год, кроме того, что знаменует собой великий раскол христианской церкви, также интересен тем, что является точкой отсчета для жизни Полтавской епархии. Называлась она, правда, в то время Переяславской, и первым ее правящим архиереем был епископ Николай. Спустя немногим более двухсот лет после основания, самостоятельное церковное правление на Полтавщине было упразднено, а церковные структуры перешли непосредственно под омофор Случилось это в 1279 году.

Восстановление кафедры

Решение о восстановлении деятельности Переяславской епархии было принято только в 1700 году. Но и тогда ее статус был ограничен правами викариатства в рамках Киевской митрополии. Затем ее положение неоднократно менялось, то переходя на самостоятельное управление, то разделяясь территориально между окрестными церковными центрами. В конце концов, в 1799 году, по указу императора Павла, викариатство получило статус самостоятельного правления с наименованием «Малороссийская и Переяславская». Однако уже в 1802 году, в связи с ликвидацией Малороссийской губернии, система церковного правления на Полтавщине изменилась: Полтава стала главным кафедральным центром (первоначально только номинально из-за отсутствия необходимой материальной базы для устроения административного аппарата), а Переяславль стал вторым епархиальным центром. Официальное наименование «Полтавская и Переяславская» за епархией закрепилось в 1847 году. В таком виде она существовала до 1937 года.

За свою историю Полтавская епархия имела в своем составе два викариантства. Первое из них - Прилукское - было образовано в 1884 году и просуществовало до самого расформирования епархии в 30-х годах XX века. Второе, называемое Лубенским, функционировало лишь в течение восьми лет с 1920 по 1928 год.

Когда на территории установилась советская власть, жизнь епархии стала постепенно затухать. Массово закрывались церкви и ликвидировались монастыри. В 1937 году правящего архиерея вместе с подчиненным ему викарием и всем духовенством епархии подвергли репрессиям. После этого временное управление кафедрой взял на себя епископ Митрофан (Русинов), который, однако, вскоре скончался. По факту, в 1939 году Полтавская епархия была полностью уничтожена.

Возрождение церковной жизни пришлось на период Великой Отечественной войны, когда в условиях немецкой оккупации был открыт ряд храмов и налажена некоторая В 1944 году кафедра стала называться Полтавской и Кременчугской. В таком виде она существует и по сей день в рамках Киевского патриархата. Что касается Московских церковных структур, то с 2007 года епархия была переименована в Полтавскую и Миргородскую в связи с выделением в самостоятельный центр Кременчугской кафедры.

Полтавская епархия УПЦ МП

В рамках юрисдикции Киевской митрополии Московской патриархии Полтавская кафедра занимает важное стратегическое и политическое положение, что обусловлено ее исторической значимостью, масштабностью и географическим положением внутри государства.

В ее ведении находится духовная семинария с миссионерским уклоном, а предстоятель носит титул митрополита. На сегодняшний день им является высокопреосвященный Филипп (Осадченко). Полтавская епархия в его юрисдикции владеет двумя кафедральными соборами (святого Макария и Воскресения Христова) в престольном городе и одним (Успения Богоматери) в Миргороде. На территории области функционирует три монастыря - один мужской и два женских. Обеспечением плодотворного взаимодействия общества и церкви со стороны последней занимаются семь епархиальных отделов и несколько вспомогательных учреждений, вроде молодежного клуба при кафедральном Свято-Макариевскм соборе.

Прочие православные юрисдикции на Полтавщине

Как уже было сказано, кроме УПЦ, Полтавская епархия принадлежит еще целому ряду независимых церковных структур. Таких самостоятельных юрисдикций в Украине достаточно много. Самые малочисленные из них насчитывают всего несколько единиц приходов, а наиболее крупные, как, например, Киевский патриархат, представляют собой серьезную политическую силу, успешно конкурирующую с УПЦ МП и даже оспаривающую ее права.

Полтавская епархия УПЦ КП сегодня представляет собой обширную территорию, возглавляемую архиепископом Феодором (Бубнюком). В частности, она, как уже отмечалось выше, сохраняет Кременчуг в качестве второго кафедрального города. Помимо УПЦ КП, на территории Полтавы имеются приходы и общины различных ветвей УАПЦ, ИПЦ и других независимых юрисдикций украинского православия.

» » » » Управление Полтавской Епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата

Украинская Православная Церковь (УПЦ в литературе обычно - Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата), (УПЦ МП)) - православная церковь на Украине в составе Русской православной церкви. Согласно уставу РПЦ имеет статус самоуправляемой и обладает правами широкой автономии. Состоит в каноническом общении со всеми поместными православными церквями.

Крупнейшее религиозное объединение Украины по численности приходов и священнослужителей, признается первым либо вторым по количеству верующих согласно религиозной самоидентификации жителей Украины.

Как и прочие религиозные объединения Украины, УПЦ, в соответствии с 7-й статьёй закона «О свободе совести и религиозных организациях» от 23 апреля 1991 года № 987-XII, не зарегистрирована в органах государственной власти как централизованная организация, но имеет официальную регистрацию своих структур и органов управления как самостоятельных юридических лиц (Гл. I, п. 6 Устава о управлении УПЦ).

Каноническая территория: Полтавский, Великобагачанский, Гадячский, Диканьский, Зеньковский, Карловский, Кобелякский, Котелевский, Машевский, Миргородский, Новосанжарский, Решетиловский, Чутовский, Шишацкий р-ны, а также г. Комсомольск Полтавской обл.
Кафедральные соборы: Макариевский в г. Полтаве, Воскресенский в г. Полтаве (строится), Успенский в г. Миргороде

Вскоре после утверждения Православия на Руси земли современной Полтавщины вошли в состав русского государства, и находились в составе Переяславской епархии, которая просуществовала до второй половины XIII века. После ее упразднения эта территория была, вероятно, под непосредственным управлением Киевских владык до возобновления на рубеже XVII-XVIII веков Переяславской кафедры, куда она снова отошла.

В 1775 году часть Полтавских земель также вошла во вновь созданную Славянскую епархию, объединившую всю обширную Новороссию присоединенную незадолго до этого к Российской империи. Кафедра новой епархии, переименованной в 1786 году в Екатеринославскую, расположилась до 1797 года в Полтаве, в Крестовоздвиженском монастыре.

Согласно Высочайшему повелению от 16 октября 1799 года о приведении в соответствие епархиальных и губернских границ, Переяславская кафедра снова обретает самостоятельность под именем Малороссийской и Переяславской и занимает территорию созданной в 1796 году Малороссийской губернии в состав которой входит и вся Полтавщина.

В послевоенные годы Полтавская епархия пострадала так же, как и вся Церковь. Количество действующих приходов сократилось от 346 в 1945 году до 52 в 1970, священнослужителей – от 376 до 65. Показатели 1970-х годов остались приблизительно неизменными до поворотного 1988 года.

Полтавская епархия

Краткая история Полтавской епархии

После ликвидации полкового строя на Левобережной Украине с начала 1782 года территория современной Полтавщины входила в состав наместничеств Киевского и Черниговского и Новороссийской губернии, а после расформирования последней, с 1783 года — в Екатеринославское наместничество.

С 1775 года церкви и монастыри основной территории Полтавщины относились к Славянско-Херсонской (Славяно-Херсонской) епархии с местопребыванием епископов в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре.

Первым архиепископом Славянским и Херсонским был уроженец греческого острова Корфу, выдающийся церковный деятель, ученый-энциклопедист и первый педагог эпохи Греческого Возрождения Евгений Булгарис (в миру Елевферий, 1716-1806 гг.), который прибыл в Полтаву в 1776 году.

В 1779 году архиепископ Евгений ушел на покой, а по его рекомендации архиепископом Славянским и Херсонским был назначен тоже грек по происхождению и тоже уроженец о. Корфу Никифор Феотоки (в миру Николай, 1731-1800 гг.) — выдающийся церковный деятель, ученый и второй выдающийся педагог эпохи Греческого Возрождения.

С 1786 года архиепископом Славянским и Херсонским был Амвросий Серебренников. В том же году епархия была переименована в Екатеринославо-Херсонскую, но до 1798 года архиерейская кафедра была в Полтаве. С 1793 года ее возглавлял архиепископ Гавриил Бонулеско (Бодони).

В 1796 году наместничества на Левобережье были упразднены, а вместо них создана Малороссийская губерния с центром в г. Чернигове. В ее состав вошли районы, которые составили впоследствии Черниговскую и Полтавскую губернии.

В 1799 году была создана Малороссийско-Переяславская епархия с центром в Переяславе, которой подчинялись церкви и монастыри Малороссийской губернии. Правящий архиерей начал носить титул Малороссийский и Переяславский.

Указом сената от 27 марта 1802 года Малороссийская губерния была ликвидирована, а вместо нее созданы две — Полтавская и Черниговская губернии. Вскоре, указом Синода от 17 декабря 1803 года Малороссийско-Переяславская епархия была реорганизована и переименована в Полтавско-Переясловскую, однако резиденция иерархов осталась в г. Переяславль, на пригородной даче Андруши, из-за отсутствия в Полтаве подходящего помещения для епархиального управления.

В 1847 году центр епархии (местопребывание архиепископов) переносится в Полтаву, и епархия уже называется Полтавской.

Для помощи в управлении епархиею в 1884 году было открыто викариатство. Все викарные епископы имели титул «Прилуцкий», кафедра находилась при Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. При епархиальном архиерее действовала Полтавская духовная консистория — коллегиальная организация, которая выполняла церковно­административную и судебную функции; она была высшим епархиальным органом управления Православной Церкви. Консистория была ликвидирована в 1919 году согласно с постановлением Всероссийского Церковного Собора о реорганизации консисторий в Епархиальные Советы.

С 1863 года епархия имела свой печатный орган — журнал «Полтавские епархиальные ведомости». Кроме официальной части, в состав его входила также и неофициальная, где публиковалось много статей по истории епархии, монастырей, церквей, церковно-приходских школ, биографические очерки о выдающихся церковнослужителей и т.п. После установления советской власти журнал был закрыт.

По данным клировой книги Полтавской епархии на 1912 год в епархии было:
- храмов — 1250;
- монастырей — 7 (3 мужских и 4 женских);
- районных духовных училищ — 4 (в Полтаве, Лубнах, Переяславе и Ромнах);
- духовная семинария — 1 (в Полтаве);
- женское епархиальное училище — 1 (в Полтаве).

В то время при каждой церкви была церковно-приходская школа или школа грамоты. С 1890 по 1918 год действовало Полтавское Епархиальное Братство имени святого Макария. Братство оказывало материальную помощь церковно-приходским школам (ремонт, приобретение литературы, помощь бедным ученикам), способствовало открытию новых школ, курсов по подготовке учителей грамоты и т.п. Руководство курсами осуществлялось Советом, которую до начала ХХ века возглавлял ректор Полтавской Духовной семинарии протоиерей И. Х. Пичета.

Благодаря активной деятельности правящего архиерея Иоанна Смирнова и ряда известных полтавских ученых при Епархиальном управлении, по указу Синода, был создан Полтавский археологический комитет (1906 г.) и Полтавское древлехранилище (уникальный музей редкой церковной старины, где сохранялось и Пересопницкое Евангелие). Музей действовал до 1919 года.

С установлением советской власти церковное имущество (даже священные предметы), которые сберегались в монастырях и храмах, было разграблено, отобрано по постановлениям органов власти. Тогда же были переданы в государственные музеи сокровища Полтавского древлехранилища; после закрытия в 1923 году Полтавского Крестовоздвиженского монастыря бесследно исчезли и нетленные останки архиепископа Амвросия (Серебренникова), а также Афанасия, епископа Старорусского, впоследствии Могилевского, уроженца Полтавы, выпускника Киево-Могилянской академии, который с 1798 года пребывал на покое в Лубенском Мгарском монастыре и умер в 1801 г. в Полтаве.

После Октябрьской революции 1917 года храмы и монастыри начали закрываться, а в 1937 г. весь правящий епархиальный епископат вместе с духовенством был репрессирован, а храмы закрыты. В период немецко-фашистской оккупации (1941-1943 гг.) часть церквей была открыта. Возобновила свою деятельность и Полтавская епархия. Возглавил ее протоиерей Владимир Биневский, а потом епископ Вениамин (Новицкий) (1942-1943 гг.).

В городах и райцентрах при храмах работают воскресные школы. Для всех желающих организовываются паломничества по святым местам.

В 1997 году в г. Комсомольске создано Духовное училище (ныне Полтавская Миссионерская Духовная Семинария), которое имело 2 отделения: богословско-пастырское, регентов-псаломщиков, а также заочный сектор. Студенты издают свою газету «Глаголъ временъ» , материалы которой пишут преподаватели и учащиеся училища.

С января 2002 года в Полтаве издается ежемесячник «Ведомости Полтавской епархии». Редакцией еженедельника также издано «Последование богослужений святой Четыредесятницы» — просветительское пособие для нужд епархии. С сентября 1998 года в г. Кременчуге издается 16-страничная ежемесячная газета «Кременчуг Православный» . Учредитель газеты — Полтавская Миссионерская Духовная Семинария , редактор — Сергей Яблуновский. Карловское благочиние издаёт газету «Слава Богу за все»; редактор — прот. Виталий Ковалевский. Свято-Троицкая община г. Кременчуга издает детский православный журнал «Незабудка».