«Базовая кафедра как инструмент качественной подготовки выпускников в вузах. «В создании базовых кафедр заинтересованы и вузы, и бизнес


- Карина Иосифовна, что такое базовые кафедры внешних IТ-компаний и академических институтов в вузах?

Базовые кафедры - это возможность объединить внешние ресурсы (компаний или академических институтов) и ресурсы университета с целью повышения качества учебного процесса за счет привлечения к преподаванию специалистов-практиков и ученых, а также современного оборудования, которое есть в коммерческих компаниях и академических институтах.

В создана и работает совместно (ИАПУ ДВО РАН). Её цель - повышение профессионального уровня выпускников и систем (ИТС). Наш вуз - единственный на Дальнем Востоке имеет базовую кафедру по IТ- направлению.

- Какие преимущества получают студенты, обучаясь на базовой кафедре?

Сотрудники базовой кафедры - это ведущие ученые ИАПУ ДВО РАН - профессора, доктора и кандидаты наук. Это ученые с именем, имеющие большой опыт в реализации научных проектов, хоздоговорных работ, публикации в ведущих профессиональных изданиях. Эти ученые не только читают лекции и проводят лабораторные и практические занятия для наших студентов, но, во-первых, они используют для лабораторных работ высокотехнологичное оборудование, имеющееся в распоряжении института, во-вторых, они привлекают студентов к проектам, в которых сами участвуют.

Поэтому наши студенты не только общаются с выдающимися учеными, но и осваивают новейшее современное высокотехнологичное оборудование, получают опыт практической и научно-исследовательской работы, опыт командной работы, обеспечивают, таким образом, свое конкурентное преимущество на рынке труда. Благодаря работе базовых кафедр рынок труда в перспективе получает выпускников с нужными компетенциями, а такие выпускники имеют явные конкурентные преимущества.

- Каким образом происходит закрепление студента за преподавателем базовой кафедры?

Абитуриент поступает на в на . Работа с учеными базовой кафедры начинается со 2-го курса бакалавриата и 1-го курса магистратуры. В последнем семестре 3-го курса студенты бакалавриата решают сами, какие преподаватели и направления базовой кафедры им интересны, и закрепляются за ученым для выполнения курсовых работ и выпускной квалификационной работы. Студенты магистратуры принимают такое решение значительно раньше, в первом семестре, так как почти сразу с ними работают ученые ИАПУ.

Сегодня на базовой кафедре Института информационных технологий ВГУЭС студенты изучают дисциплины: «Физические основы наноэлектронники», «Источники и приемники оптического излучения», «Оптоволоконные линии связи», «Оптические сети доступа», «Компоненты системы оптической связи», «Облачные технологии», «Управление требованиями», Технология программирования», «Интеллектуальные системы».

Наши магистранты активно подключаются к проектам, которые ведет ИАПУ ДВО РАН. Так, два магистранта участвуют в совместном проекте ВГУЭС и ИАПУ ДВО РАН по внедрению технологии Big Data в медицине. Два выпускника 2015 года остались работать в ИАПУ ДВО РАН.

Помимо организации дисциплин, которые читают представители базовых компаний, и руководства курсовыми и дипломными проектами, базовые кафедры занимаются организацией стажировок студентов вуза в ИАПУ ДВО РАН. Тесное взаимодействие с базовой кафедрой - это хороший шанс заявить о себе, получить профессиональные навыки, опыт реальной работы по специальности - и все это в процессе обучения.

Сегодня образование в области информационных технологий во ВГУЭС дает студентам значительные преимущества. Благодаря базовой кафедре идет практическое обучение, студенты приобретают реальные профессиональные навыки. Добавлю, что, кроме этого, ВГУЭС сотрудничает с такими IТ-предприятиями, как «Фарпост», «Ронда», «Сервис-центр», DNS, где студенты проходят стажировки, получают опыт работы и остаются там.

Какие сегодня вы можете назвать перспективные проекты Института информационных технологий ВГУЭС, в которых могли бы принять участие студенты - нынешние и будущие?

В этом году мы запустили проект «Использование технологий Big Data в программах сохранения и развития здоровья населения Приморского края». Проект объединяет под патронажем Администрации Приморского края ученых ВГУЭС, ИАПУ ДВО РАН, Тихоокеанского государственного медицинского университета, Медицинский информационно-аналитический центр, Центр гигиены и эпидемиологии, Роспотребнадзор. Учеными ВГУЭС выполняются работы, связанные с хранением и обработкой больших массивов информации, построением систем и сервисов, в том числе с использованием ГИС-технологий. Проект направлен на улучшение здоровья жителей Приморского края. В проекте активное участие принимают студенты старших курсов и магистранты.

Много лет ВГУЭС развивает . В разработке сервисов и систем активное участие всегда принимали студенты. Выпускники 2015 года, например, разработали , мобильные версии сервисов «Портфолио студента», «Портфолио сотрудника».

В рамках выполнения гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) на готовится к защите докторская диссертация по навигации судов. В проекте активно участвуют студенты, магистранты и аспиранты.

1

Приоритетной задачей для университета является выстраивание эффективной системы подготовки выпускников, одним из ключевых элементов которой является практико-ориентированное обучение, в том числе и на базовых кафедрах. В статье рассматривается нормативная база организации деятельности базовых кафедр, созданных на базе профильных и инновационных предприятий отрасли. Описаны требования, предъявляемые ведущими отраслевыми предприятиями к студентам и выпускникам. Функционирование базовых кафедр непосредственно связано с тесным взаимодействием между работодателем и образовательной организацией, вследствие чего возникают определенные проблемы в работе кафедр. Частично решить описанные проблемы призван внесенный в Государственную Думу и рассмотренный в статье законопроект о совершенствовании правовых условий для расширения разнообразия базовых кафедр. Предложены векторы их дальнейшего развития.

базовая кафедра

реформирование образования

профессиональные компетенции обучающихся

система подготовки выпускников

1. Жуков Г.Н. Базовые кафедры профессионально-педагогического вуза: ситуационный подход / Г.Н. Жуков, В.Т. Сопегина // Профессиональное образование. Столица, 2015. – № 7. – С. 20–22.

2. Управление качеством в современном вузе. Труды X Международной научно-методической конференции «Управление качеством в современном вузе» (30–31 октября 2012 г.). Вып. 10. СПб.: Изд-во МБИ, 2012. – 163 с.

3. Мальцева С. В создании базовых кафедр заинтересованы и вузы, и бизнес. РИА Новости. URL: http://ria.ru/society/20130821/957722349.html#ixzz3oPVaBT4C.

4. Кораблев А. Базовые кафедры: обучаемся у потенциальных работодателей URL: http://www.ifmo.ru/ru/viewnews/4801/bazovye_kafedry_obuchaemsya_u_potencialnyh_rabotodateley.htm#ixzz3oPWED96Q.

5. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части создания и деятельности структурных подразделений образовательных организаций)». URL: http://regulation.gov.ru/Npa/Print/38851.

В современных постоянно изменяющихся условиях, требующих обновления как материальной, информационной баз предприятий, так и постоянного развития человеческих ресурсов (повышение квалификации, переподготовка работников) , повышается роль и значимость профессионального образования, обучения профессиям рабочих.

Конкурентоспособность современного высшего учебного заведения во многом зависит от степени практической направленности проводимых занятий и организуемых практик, от того, насколько активно в учебный процесс вовлекаются специалисты-практики соответствующей сферы деятельности. Сегодня абитуриенты и студенты предъявляют высокие требования к учебным заведениям, ожидая, что по их окончании, они будут хорошо ориентироваться в практических вопросах своего направления и без особого труда смогут найти работу .

Выстраивание эффективной системы подготовки выпускников - приоритетная задача для университета. Одним из ключевых элементов этой системы является практико-ориентированное обучение.

С принятием закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и введением понятия «сетевого взаимодействия» профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2013 г. № 159 на базе предприятий и организаций в целях совершенствования качества образования путем использования в образовательной деятельности результатов научно-исследовательских работ, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательной деятельности, в том числе привлечения обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, кадрового обеспечения научных исследований создаются так называемые базовые кафедры.

Для вузов главная отдача от базовых кафедр заключается в совершенствовании учебного процесса, включении в него лучших практик ведущих компаний, в том, чтобы образование лучше соответствовало потребностям экономики и общества.

Бизнес и научные организации тоже в них заинтересованы: благодаря работе базовых кафедр они получают выпускников вузов с теми компетенциями, которые им сейчас нужны. Чем теснее сотрудничество между предприятием и вузом, тем выше отдача.

Кроме того, Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов назвал создание базовых кафедр одной из приоритетных форм развития взаимодействий вузов и предприятий .

Предприятия хотят принимать в свои ряды тех молодых специалистов, которые смогут максимально быстро адаптироваться на новом рабочем месте и приносить пользу. Поэтому задача каждого вуза и базовой кафедры в особенности - готовить специалистов, которые быстро вольются в корпоративную культуру будущего работодателя. При этом высоко оценивается наличие эрудиции в области современных корпоративных информационных систем. Кроме того, обучение на базовых кафедрах позволит получить опыт управления проектами и умение проводить анализ эффективности и результативности принятия решений. Также выполнение выпускных квалификационных работ и научно-исследовательской деятельности применительно к практическим задачам производства позволяет максимально эффективно использовать ресурсы базовых кафедр .

Сейчас университеты все чаще проявляют инициативу и начинают контактировать с потенциальными работодателями, организовывают практику для студентов, стараются задумываться о том, кому будут нужны их выпускники после университета.

Однако необходимо отметить, что предприятия для сотрудничества нужно отбирать очень тщательно. Это не должны быть просто компании, которые хотят, чтобы выпускники вуза шли к ним работать. Они должны представлять перспективные отрасли экономики, быть лидерами, а сотрудники соответствующих базовых кафедр должны быть высококвалифицированными экспертами.

Реализация образовательных программ на базовых кафедрах, проходит с участием главных специалистов предприятий, которые являются соруководителями выпускных квалификационных работ студентов, производственных практик. При этом базовые кафедры как структурные подразделения вузов повышают эффективность образовательного процесса.

Студенты таких кафедр за время учебы получают все необходимые практические навыки и не нуждаются в дополнительном обучении, как прочие молодые специалисты. Базовая кафедра имеет еще одно серьезное преимущество: она существенно сокращает процесс адаптации молодых специалистов на предприятии - они перестают «бояться производства» и ясно представляют свою будущую профессию.

Приобретение навыков производственной деятельности на базовой кафедре позволяет студентам развить профессиональные компетенции. Это будет способствовать трудоустройству выпускников по специальности, а следовательно, повысит результативность деятельности вуза. Кроме того, университет получает возможность согласовывать основные образовательные программы с потребностями практики и «обкатывать» на базовой кафедре передовые идеи по обновлению и совершенствованию учебного процесса.

Тем не менее, вместе с положительными сторонами процесса создания и функционирования базовых кафедр существует и ряд проблем, о которых нельзя не упомянуть. Это и технологии и результативность процесса обучения на базовых кафедрах, и механизм продвижения инновационных образовательных программ, и отсутствие административного ресурса у университетов для мотивации сотрудников предприятия проводить занятия и руководить практикой / дипломным проектированием, и препятствия, возникающие при заключении договоров возмездного оказания услуг, и сложности в доставке студентов на базовую кафедру в течение учебного дня (значительное расстояние между вузом и предприятием). Кроме того, на предприятиях не всегда есть в наличии современное инновационное оборудование, на котором можно проводить обучение.

В рамках решения указанных проблем 10 августа 2015 г. в Государственную Думу был внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части создания и деятельности структурных подразделений образовательных организаций)», целью которого является совершенствование правовых условий для расширения разнообразия базовых кафедр. Принятие законопроекта позволит снять излишние административные барьеры при создании базовых кафедр, что в свою очередь позволит обеспечить интенсивную подготовку высококвалифицированных специалистов, адаптированных уже в процессе обучения для эффективной работы на предприятии по полученной специальности; оказывать содействие предприятию в техническом перевооружении, переводе его на инновационный путь развития, в создании конкурентоспособной научно-технической и иной продукции по профилю предприятия; проводить в интересах предприятия научно-исследовательские работы и продвижение уже готовых научных разработок вузов до внедрения их в производство на предприятии (в отрасли). Если законопроект будет принят, обучение на базовых кафедрах будет способствовать тесному взаимодействию между будущим работодателем, студентом и университетом.

В настоящее время можно определить следующие векторы развития базовых кафедр:

1. Адаптация кафедр под конкретные задачи или различные варианты партнерства.

2. Выстраивание партнерских отношений высокотехнологичных предприятий и бизнес-структур и вузов в части создания базовых кафедр.

3. Поиск финансовых механизмов поддержки базовых кафедр как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.

4. Поиск механизмов закрепления выпускников базовых кафедр на базовых предприятиях.

5. Разработка методик оценки эффективности деятельности базовых кафедр как в части достижения целей, выдвигаемых со стороны вуза, так и для решения задач бизнес-структур.

Сейчас финансирование работы базовых кафедр идет за счет внебюджетных средств университетов и предприятий. С учетом того, что имеется непосредственная необходимость закупки техники, оборудования, наглядных учебных пособий, это ставит резонный вопрос о софинансировании их деятельности со стороны государства.

Особо важным является вопрос об эффективности работы базовых кафедр. Так, можно предложить следующие показатели эффективности: численность студентов, выполнявших на кафедре научно-исследовательские и дипломные работы; количество выпускников, трудоустроенных на предприятие после окончания цикла обучения; число высококвалифицированных преподавателей от производства, в т.ч. из числа руководящих работников предприятия.

Тем не менее, создание и развитие деятельности базовых кафедр является эффективным инструментом интеграции образовательной, научно-исследовательской и производственной сред, в том числе и за счет привлечения высококвалифицированных специалистов отрасли, которые формируют необходимые профессиональные компетенции выпускников.

Библиографическая ссылка

Филиппов В.М. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВЫХ БАЗОВЫХ КАФЕДР // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-3. – С. 625-627;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9027 (дата обращения: 29.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Базовые кафедры

Одним из эффективных инструментов интеграции образования и рынка труда является создание базовых кафедр учебных заведений на предприятиях.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (No273­ФЗ от 29.12.2012 статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ) ввел понятие «сетевая форма реализации образовательных программ» и открыл широкие возможности для создания базовых кафедр, сформировав достаточные правовые основания. С принятием закона профессиональные образовательные организации могут создавать кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе предприятий, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

В рамках сотрудничества учебных заведений и предприятий возможно проведение следующих мероприятий:

Участие работников предприятий в разработке учебных курсов, их учебно­-методического обеспечения более тесное сотрудничество кафедр и предприятий в подготовке будущих специалистов;

Чтение некоторых спецкурсов работниками предприятия;

­ -налаживание информационного обмена между ОО и промышленными предприятиями о новациях, потребностях в их осуществлении, которые могут быть реализованы совместными усилиями;

Заключение договора на целевое обучение студентов для отдельных предприятий

с привлечением средств федерального и регионального бюджета;

­ -создание системы постоянного информирования студентов о возможностях трудоустройства на предприятиях региона;

Участие бизнеса в повышении качества образования, укреплении материально-технической базы и поддержке преподавательского состава.

Основные направления сотрудничества ОО и предприятия­-партнера определяются положением о базовой кафедре. Как правило, в первую очередь базовые кафедры участвуют

в учебном процессе: лекционные, семинарские занятия, руководство дипломными и курсовыми работами, практиками, стажировками и др. Кроме того, в программы

встраиваются элементы дуального образования: предусматривается обучение на производственных площадках с привлечением специалистов с производства, присвоение квалификации рабочего или служащего по профилю подготовки. Среди других возможных

направлений деятельности базовых кафедр можно выделить организацию

студенческих конференций, конкурсов, встреч с ведущими экспертами.

Основаниями создания базовой кафедры в структуре техникума

являются:

а) решение педагогического совета образовательной организации о создании структурного подразделения;

б) договор о создании структурного подразделения, заключенный между образовательной организацией и предприятием.

Основные этапы создания базовой кафедры в структуре

Техникума можно представить на примере следующей схемы:

Договор о создании базовой кафедры- цель БК- перечень ресурсов(лабораторных и учебных помещений, оборудования)- организация процесса создания БК;

Приказ о создании БК- согласование источников финансирования:

Положения, штатное расписание-подбор персонала- планирование.

ПРОЕКТ

Директор

__________________

Образовательной организации

«______» ___________________ 2016 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Генеральный директор-

_________________________

наименование предприятия

_____________________________________

«______» ___________________ 2016 г..

СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ БАЗОВОЙ КАФЕДРЫ

«_______________________________________________________»

название кафедры

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Базовая кафедра «____________________________________» название кафедры

(далее «базовая кафедра») создается с целью адресной подготовки рабочих, служащих,специалистов по основным и дополнительным для предприятия __________________________________________________________ наименование предприятия

1.2. Базовая кафедра является основным структурным подразделением техникума, ведущим учебную, методическую подготовку кадров и повышение их квалификации.

1.3. Базовая кафедра входит в состав цикловой комиссии машиностроения

1.4. Базовая кафедра отвечает за подготовку дипломированных рабочих, служащих и специалистов для предприятия. Базовая кафедра обеспечивает подготовку по специальностям, перечень которых устанавливается ежегодно совместным решением техникума и предприятия.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О БАЗОВОЙ КАФЕДРЕ

1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение регламентирует порядок создания, деятельности и ликвидации базовой кафедры –структурного подразделения техникума обеспечивающего практическую подготовку обучающихся на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (далее именуемых по тексту «организация -партнер», «Базовый партнер»).

1.2.Базовая кафедра в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

«Порядком создания профессиональными образовательными организациями и

образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы», утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.08.2013 N 958, уставом Техникума, настоящим Положением.

1.3.Базовая кафедра создается при соблюдении следующих условий:

соответствие реализуемой техникумом образовательной программы

профилю деятельности Базового партнера;

наличие имущества, необходимого для достижения целей деятельности

базовой кафедры;

обеспечение проведения практики, практических занятий, семинаров, лабораторных практикумов и иных видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом, на базовой кафедре;

обеспечение Базовым партнером условий для подготовки обучающимися выпускных квалификационных работ и иных видов работ, предусмотренных образовательной программой, в том числе участие в формировании тем выпускных квалификационных работ и иных работ, обеспечение научного руководства и рецензирование

выпускных квалификационных работ и иных работ, безвозмездное предоставление обучающимся доступа к информации, необходимой для подготовки выпускных квалификационных работ;

создание безопасных условий обучения;

соблюдение специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

1.4.Основаниями создания базовой кафедры являются:

решение педсовета о создании базовой кафедры;

договор о создании базовой кафедры, заключенный между техникумом партнером и предприятием.

1.5.Базовая кафедра является структурным подразделением техникума

соответствующего ее профилю деятельности.

Базовая кафедра не наделяется полномочиями юридического лица. Стороны юридически не обособляют имущество, используемое в деятельности базовой кафедры. Базовые кафедры могут создаваться путем преобразования существующих кафедр

1.6.Базовая кафедра может являться как выпускающей, так и обеспечивающей практикоориентированную направленность учебного процесса.

1.7.Базовая кафедра, как правило, располагается на территории Базового

партнера. При необходимости она может располагаться на территории техникума(в случае, если предприятие размещает свое оборудование в мастерских или лабораториях техникума, на основе концессионого договора).

1.8. Образовательная деятельность базовой кафедры должна соответствовать планам учебной и производственной деятельности Базового партнера и научно-образовательной деятельности.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, по каждому филиалу вуза должно быть оформлено отдельное приложение к лицензии на право ведения образовательной деятельности с указанием наименования и места нахождения такого филиала (ч. 4 ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " ").

Представитель Минобрнауки России подчеркнул, что в случае одобрения законопроекта вузы и ссузы смогут создавать не филиалы, а базовые подразделения при других организациях, в том числе при предприятиях, даже если последние располагаются не в том же муниципальном образовании, в котором находится вуз или ссуз.

Более того, Александр Соболев указал, что в соответствии с разработанным документом специальные лицензии на образовательную деятельность для базовых подразделений вузов не потребуются, поскольку последние будут учитываться в лицензии на образовательную программу в целом. При этом, по его словам, после принятия поправок вузам не придется собирать значительное количество документов и даже вписывать адрес базового подразделения в лицензию.

Эксперт также подчеркнул важность другого положения проекта закона, которое позволит назначать руководителями базовых подразделений генеральных конструкторов, крупных производственников и ученых, то есть представителей предприятий, при которых кафедры будут созданы. Документ допускает исполнение одновременно обязанностей и сотрудника предприятия, и руководителя базового подразделения вуза по совместительству. Сегодня, напомним, должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации или филиала государственной или муниципальной образовательной организации запрещено исполнять по совместительству ().

Также он обратил внимание на то, что сегодня форма сотрудничества между вузами и предприятиями прямо не установлена законом, поэтому они не выстраивают взаимодействие друг с другом через специально создаваемые подразделения. Чаще всего они заключают договоры о сотрудничестве, в рамках которого предприятие обязуется взять на практику или стажировку студентов и выпускников вуза.

В связи с этим, как предполагается, все детали отношений между вузом и предприятием по практической подготовке студентов на базовых кафедрах должны быть урегулированы в типовом договоре. Эксперт сообщил, что форму такого договора Минобрнауки России уже разработало, причем особое внимание уделено его существенным условиям.

Отметим, что сегодня вузы взаимодействуют с предприятиями в том числе в рамках организации практики студентов. Учебные заведения заключают договоры на прохождение учебной или производственной практики с организациями, где студенты будут проходить практику (). Но форма такого договора не установлена каким-либо органом, так как ее определяет вуз.

По оценке спикера, в представленной модели взаимодействия нет рисков и сложностей, а нововведение важно как для вузов, так и для предприятий: первые получат доступ к современным технологиям для обучения студентов, а вторые смогут использовать интеллектуальный потенциал вузов для развития производства. Подчеркивалось, что внедрить подобную концепцию базовых предприятий на уровне подзаконных актов невозможно, в связи с чем потребуется внести системные изменения в закон об образовании.

В целом, по мнению разработчиков инициативы, работа базовых подразделений повысит качество образовательного процесса и будет способствовать интеграции образовательной и практической деятельности, в частности, в сферах инженерии, медицины и транспорта. Аналогичной позиции придерживаются и представители вузов.

В каких изданиях студенты вправе публиковать свои работы на бесплатной основе? Узнайте из материала "Права студентов" в "Домашней правовой энциклопедии" . Получите полный бесплатный доступ на 3 дня!

Так, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Зинченко подчеркнул, что необходимость базовых кафедр существует, и данный вопрос не является предметом дискуссии. Он также обратил внимание на то, что такие кафедры могут стать основой для будущего трудоустройства студентов. Вместе с тем, по его мнению, нужно определить минимальные требования к предприятиям, при которых будут создаваться базовые подразделения, чтобы избежать рисков недобросовестности при их взаимодействии с вузами.

А проректор по организационно-правовым и экономическим спорам Московского городского педагогического университета Артемий Рожков указал, что принятие законопроекта важно в том числе и для сферы педагогического образования, поскольку оно во многом ориентируется на практическую подготовку студентов.

Вместе с тем, в ходе мероприятия были названы и недостатки законопроекта. В числе прочего, участники обсуждения указывали на сложность формулировок документа. Александр Соболев заявил, что Минобрнауки России планирует сделать документ более понятным для граждан.

На необходимость доработки проекта закона указала и заместитель председателя Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина , в то же время отметив, что потребность в предлагаемых нововведениях колоссальна.

Она подчеркнула, что подавляющее большинство предполагаемых поправок к законопроекту касается не области образования, а юридических аспектов, в связи с чем необходимо внести изменения в другие нормативные акты, а не только в закон об образовании. Так, она допустила, что будет изменен , поскольку у предприятий в результате взаимодействия с вузами появятся прибыль и соответствующие налоговые обязанности. Кроме того, закрепить возможность совместительства работы на базовом подразделении и на предприятии она предложила отразить еще и в .

Наряду с этим Любовь Духанина заявила, что законопроект будет проходить сложно в связи с предлагаемым вариантом, по которому базовое подразделение не будет отдельно лицензироваться. "Если мы какие-то блоки начинаем убирать вообще из системы лицензирования, то с позиции прав потребителя это непонятно. Можно говорить о каком-то другом механизме, о других требованиях к этой части образовательной программы [к деятельности базовых подразделений. – Ред. ], но предлагаемый механизм полностью не соответствует всем нормам о лицензировании и аккредитации образовательных учреждений", – заявила представитель Госдумы.

Базовая кафедра ПАО «ИНЭУМ им. И.С. Брука» в МФТИ

Базовые организации кафедры: закрытое акционерное общество (АО) «МЦСТ» (http://mcst.ru/) и публичное акционерное общество (ПАО) «Институт электронных управляющих машин им. И.С.Брука» (), действующие как единый проектный центр.

Тематика: проектирование высокопроизводительных микропроцессоров, компьютеров и их программного обеспечения.

Заведующий кафедрой: заместитель генерального директора АО «МЦСТ» и ПАО «ИНЭУМ», профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации Перекатов Валерий Иванович.

Генеральный директор АО «МЦСТ» и ПАО «ИНЭУМ» - Ким Александр Киирович, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР.

Базовая кафедра информатики и вычислительной техники готовит на бюджетной основе бакалавров и магистров в области проектирования высокопроизводительных микропроцессоров, компьютеров и их программного обеспечения.

Обучаясь и работая на базе, студенты могут получить квалификацию и приобрести уникальный профессиональный опыт в передовых направлениях современных компьютерных технологий:

  • исследовании и разработке архитектуры микропроцессоров;
  • проектировании микропроцессоров (многоядерных систем на кристалле), систем памяти, локальных и сетевых контроллеров на современных технологических нормах, сейчас освоенных уже в нанометровом диапазоне;
  • проектировании компьютеров (отказоустойчивых, многопроцессорных вычислительных комплексов) на базе микропроцессоров собственной разработки в различных классах (сервер, рабочая станция, персональный компьютер) и вариантах исполнения (стационарный, перебазируемый, встроенный, ноутбук);
  • проектировании компьютерных модулей и логических устройств;
  • проектировании высокоэффективных оптимизирующих компиляторов;
  • проектировании двоичных компиляторов;
  • создании, развитии возможностей и сопровождении операционных систем, в том числе операционных систем реального времени.

Специалисты в этих направлениях остро востребованы во всех российских государственных предприятиях и негосударственных компаниях, связанных с разработкой и применением микроэлектроники и вычислительной техники. Несколько десятков молодых специалистов, прошедших обучение в наших базовых организациях, успешно работают в корпорации Intel, наши выпускники заняты и в исследовательских программах ведущих западных университетов.

Базовая кафедра ПАО "ИНЭУМ им. И.С. Брука" в МИРЭА

Кафедра создана в 1977 г. по инициативе генерального директора ИНЭУМ, д.т.н., проф., чл-корр. АН СССР Бориса Николаевича Наумова (впоследствии академика АН СССР) для подготовки инженерных кадров в области разработки технических и программных средств
управляющей вычислительной техники.

С 1989 г. по 2015 г. кафедру возглавлял научный руководитель ПАО «ИНЭУМ им. И.С.Брука», д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ Н.Л. Прохоров.

С 2015 г. кафедру возглавляет д.т.н., профессор Н.Б. Парамонов.

Направление подготовки бакалавров:

  • 09.03.01 Информатика и вычислительная техника. Профиль подготовки: «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами» .

Направление подготовки магистров:

  • 09.04.04 Программная инженерия. Профиль подготовки: «Специализированные информационные системы» .

За время работы кафедры подготовлено около 500 инженеров в области вычислительной техники. Выпускники кафедры работают в области разработки технических средств вычислительной техники, создания системного и прикладного программного обеспечения, разработки вычислительных комплексов и компьютерных сетей.

Наиболее опытные и квалифицированные сотрудники ПАО « ИНЭУМ им. И.С. Брука» проводят со студентами старших курсов лекционные и практические занятия по специально разработанным учебным программам и являются авторами монографий и учебных пособий по принципам построения и применения управляющей вычислительной техники.

Ежегодно десятки студентов проходят в тематических подразделениях института производственную практику на реальных задачах проектирования новых технологий управляющих вычислительных комплексов СМ ЭВМ. 10-15 выпускников МИРЭА защищают дипломные работы по актуальным темам ПАО « ИНЭУМ им. И.С. Брука» . Многие из выпускников МИРЭА становятся штатными сотрудниками Института и имеют возможность продолжить учебу в аспирантуре.