Сколько было человек на Луне? Кто посещал Луну дважды? Почему нет экспедиций на луну


Луна - неплохое место. Точно заслуживает короткого визита.
Нил Армстронг

С полётов кораблей «Аполлон» прошло почти полвека, но споры о том, были ли американцы на Луне, не утихают, а становятся всё более ожесточёнными. Пикантность ситуации в том, что сторонники теории «лунного заговора» пытаются оспаривать не реальные исторические события, а собственное, смутное и изобилующее ошибками представление о них.

Лунная эпопея

Сначала факты. 25 мая 1961 года, через шесть недель после триумфального полёта Юрия Гагарина, президент Джон Ф. Кеннеди выступил с речью перед сенатом и палатой представителей, в которой пообещал, что до конца десятилетия американец высадится на Луне. Потерпев поражение на первом этапе космической «гонки», США вознамерились не только догнать, но и перегнать Советский Союз.

Главная причина отставания на тот момент заключалась в том, что американцы недооценивали значение тяжёлых баллистических ракет. Как и советские коллеги, американские специалисты изучили опыт немецких инженеров, построивших во время войны ракеты «А-4» («Фау-2»), но не дали этим проектам серьёзного развития, полагая, что в условиях глобальной войны достаточно будет дальних бомбардировщиков. Конечно, команда Вернера фон Брауна, вывезенная из Германии, продолжала создавать баллистические ракеты в интересах армии, но для космических полётов они были непригодны. Когда ракету «Рэдстоун», наследницу немецких «А-4», доработали для запуска первого американского корабля «Меркурий», она смогла поднять его только на суборбитальную высоту.

Тем не менее ресурсы в США нашлись, поэтому американские конструкторы довольно быстро создали необходимую «линейку» носителей: от «Титана-2», выводившего на орбиту двухместный маневрирующий корабль «Джемини», до «Сатурна-5», способного отправить трёхместный корабль «Аполлон» к Луне.

Рэдстоун
Сатурн-1Б
Сатурн-5
Титан-2

Разумеется, перед отправкой экспедиций требовалось провести колоссальную работу. Космические аппараты серии Lunar Orbiter провели подробное картографирование ближайшего небесного тела - с их помощью удалось наметить и изучить подходящие места для высадок. Аппараты серии Surveyor совершили мягкие прилунения и передали прекрасные изображения окружающей местности.

Космические аппараты Lunar Orbiter тщательно картографировали Луну, определяя места будущих высадок астронавтов


Космические аппараты Surveyor изучали Луну непосредственно на её поверхности; детали аппарата Surveyor-3 забрал и доставил на Землю экипаж «Аполлона-12»

Параллельно развивалась программа «Джемини». После беспилотных запусков 23 марта 1965 года стартовал корабль «Джемини-3», который маневрировал, меняя скорость и наклонение орбиты, что по тем временам было беспрецедентным достижением. Вскоре полетел «Джемини-4», на котором Эдвард Уайт совершил первый для американцев выход в открытый космос. Корабль проработал на орбите четверо суток, испытав системы ориентации для программы «Аполлон». На «Джемини-5», стартовавшем 21 августа 1965 года, были испытаны электрохимические генераторы и радиолокатор, предназначенный для стыковки. Кроме того, экипаж установил рекорд по продолжительности пребывания в космосе - почти восемь суток (советские космонавты сумели побить его только в июне 1970 года). Кстати, во время полёта «Джемини-5» американцы впервые столкнулись с негативными последствиями невесомости - ослаблением костно-мышечной системы. Поэтому были выработаны меры, призванные предотвратить подобные эффекты: специальная диета, лекарственная терапия и серия физических упражнений.

В декабре 1965 года корабли «Джемини-6» и «Джемини-7» сблизились друг с другом, имитируя стыковку. Причём экипаж второго корабля провёл на орбите больше тринадцати суток (то есть полное время лунной экспедиции), доказав, что предпринятые меры по поддержанию физической формы вполне эффективны при столь длительном полёте. На кораблях «Джемини-8», «Джемини-9» и «Джемини-10» отрабатывали процедуру стыковки (кстати, командиром «Джемини-8» был Нил Армстронг). На «Джемини-11» в сентябре 1966 года протестировали возможность аварийного старта с Луны, а также пролёт через радиационные пояса Земли (корабль поднялся на рекордную высоту 1369 км). На «Джемини-12» астронавты опробовали серию манипуляций в открытом космосе.

В ходе полёта корабля «Джемини-12» астронавт Базз Олдрин доказал возможность сложных манипуляций в открытом космосе

В то же самое время конструкторы готовили к испытаниям «промежуточную» двухступенчатую ракету «Сатурн-1». Во время её первого старта 27 октября 1961 года она превзошла по тяге ракету «Восток», на которой летали советские космонавты. Предполагалось, что эта же ракета выведет в космос и первый корабль «Аполлон-1», однако 27 января 1967 года на стартовом комплексе случился пожар, в котором погиб экипаж корабля, и многие планы пришлось пересмотреть.

В ноябре 1967 года начались испытания огромной трёхступенчатой ракеты «Сатурн-5». В ходе первого полёта она подняла на орбиту командно-служебный модуль «Аполлона-4» с макетом лунного модуля. В январе 1968 года на орбите был испытан лунный модуль «Аполлона-5», в апреле туда отправился беспилотный «Аполлон-6». Последний старт из-за сбоя второй ступени едва не закончился катастрофой, но ракета вытащила корабль, продемонстрировав хорошую «живучесть».

11 октября 1968 года ракета «Сатурн-1Б» вывела на орбиту командно-служебный модуль корабля «Аполлон-7» с экипажем. В течение десяти суток астронавты испытывали корабль, проводя сложные манёвры. Теоретически «Аполлон» был готов к экспедиции, однако лунный модуль всё ещё оставался «сырым». И тогда была придумана миссия, которая изначально вообще не планировалась, - полёт вокруг Луны.



Полёт корабля «Аполлон-8» не был запланирован NASA: он стал импровизацией, но был проведён блестяще, закрепив очередной исторический приоритет за американской космонавтикой

21 декабря 1968 года корабль «Аполлон-8» без лунного модуля, но с экипажем из трёх астронавтов отправился к соседнему небесному телу. Полёт прошёл сравнительно гладко, однако перед исторической высадкой на Луну понадобились ещё два запуска: экипаж «Аполлон-9» отработал процедуру стыковки и расстыковки модулей корабля на околоземной орбите, затем то же самое проделал экипаж «Аполлон-10», но уже рядом с Луной. 20 июля 1969 года Нил Армстронг и Эдвин (Базз) Олдрин ступили на поверхность Луны, чем провозгласили лидерство США в освоении космического пространства.


Экипаж корабля «Аполлон-10» провёл «генеральную репетицию», выполнив все операции, необходимые для высадки на Луну, но без самой высадки

Лунный модуль корабля «Apollo-11», названный «Eagle» («Орёл») уходит на посадку

Астронавт Базз Олдрин на Луне

Трансляция выхода на Луну Нила Армстронга и Базза Олдрина осуществлялась через радиотелескоп обсерватории Паркса в Австралии; там же были сохранены и недавно обнаружены оригиналы записи исторического события

Затем последовали новые успешные миссии: «Аполлон-12», «Аполлон-14», «Аполлон-15», «Аполлон-16», «Аполлон-17». В итоге двенадцать астронавтов побывали на Луне, провели разведку местности, установили научную аппаратуру, собрали образцы грунта, испытали роверы. Только экипажу «Аполлона-13» не повезло: по пути на Луну взорвался бак с жидким кислородом, и специалистам NASA пришлось потрудиться, чтобы вернуть астронавтов на Землю.

Теория фальсификации

На космическом аппарате «Луна-1» было установлено устройства для создания искусственной натриевой кометы

Казалось бы, реальность экспедиций на Луну не должна была вызывать сомнений. NASA исправно публиковало пресс-релизы и бюллетени, специалисты и астронавты давали многочисленные интервью, в техническом обеспечении участвовало множество стран и мировое научное сообщество, взлёты огромных ракет наблюдали десятки тысяч людей, а миллионы смотрели прямые телетрансляции из космоса. На Землю привезли лунный грунт, который смогли изучить многие селенологи. Проводились международные научные конференции по осмыслению данных, которые поступали от приборов, оставленных на Луне.

Но даже в то богатое на события время появились люди, которые поставили под сомнение факты высадки астронавтов на Луну. Скептическое отношение к космическим достижениям проявилось ещё в 1959 году, и вероятной причиной тому стала политика секретности, которую проводил Советский Союз: он десятилетиями скрывал даже расположение своего космодрома!

Поэтому, когда советские учёные заявили, что запустили исследовательский аппарат «Луна-1», некоторые западные эксперты высказались в том духе, что коммунисты просто морочат голову мировой общественности. Специалисты предвидели вопросы и разместили на «Луне-1» устройство для испарения натрия, с помощью которого была создана искусственная комета, по яркости равная шестой звёздной величине.

Конспирологи оспаривают даже реальность полёта Юрия Гагарина

Претензии возникали и позже: например, часть западных журналистов усомнилась в реальности полёта Юрия Гагарина, ведь Советский Союз отказывался представить какие-либо документальные доказательства. Фотоаппарата на борту корабля «Восток» не было, внешний облик самого корабля и ракеты-носителя оставались засекреченными.

А вот власти США ни разу не высказали сомнений в достоверности произошедшего: ещё во времена полёта первых спутников Агентство национальной безопасности (АНБ) развернуло две станции наблюдения на Аляске и Гавайях и установило там радиоаппаратуру, способную перехватывать телеметрию, которая шла с советских аппаратов. Во время полёта Гагарина станции смогли получить телесигнал с изображением космонавта, передаваемый бортовой камерой. Уже через час распечатки отдельных кадров из этой трансляции были в руках правительственных чиновников, и президент Джон Ф. Кеннеди поздравил советский народ с выдающимся достижением.

Советские военные специалисты, работавшие на Научно-измерительном пункте № 10 (НИП-10), расположенном в посёлке Школьное под Симферополем, перехватывали данные, поступающие с кораблей «Аполлон» на всём протяжении полётов к Луне и обратно

То же самое делала и советская разведка. На станции НИП-10, расположенной в посёлке Школьное (Симферополь, Крым), был собран комплект аппаратуры, позволяющей перехватывать всю информацию с «Аполлонов», включая прямые телетрансляции с Луны. Руководитель проекта по перехвату Алексей Михайлович Горин дал автору этой статьи эксклюзивное интервью, в котором, в частности, сообщил: «Для наведения и управления очень узким лучом использовалось штатная система приводов по азимуту и углу места. По информации о месте (мыс Канаверал) и времени пуска производился расчёт траектории полёта космического корабля на всех участках.

Надо отметить, что в течение около трёх суток полёта лишь иногда происходило отклонение наведения луча от расчётной траектории, которое легко корректировалось вручную. Начали с «Аполлона-10», который совершил пробный полёт вокруг Луны без посадки. Далее последовали полёты с посадкой «Аполлонов» от 11-го до 15-го… Принимали довольно чёткие изображения космического корабля на Луне, выхода из него обоих астронавтов и путешествия по поверхности Луны. Видео с Луны, речь и телеметрию регистрировали на соответствующих магнитофонах и передавали в Москву для обработки и переводов».


Помимо перехвата данных, советская разведка также собирала любую информацию по программе «Сатурн-Аполлон», поскольку она могла быть использована для собственных лунных планов СССР. Например, разведчики следили за стартами ракет из акватории Атлантического океана. Больше того, когда началась подготовка к совместному полёту кораблей «Союз-19» и «Аполлон CSM-111» (миссия ЭПАС), состоявшемуся в июле 1975 года, советские специалисты были допущены к служебной информации по кораблю и ракете. И, как известно, никаких претензий к американской стороне не высказывали.

Претензии появились у самих американцев. В 1970 году, то есть ещё до завершения лунной программы, вышла брошюра некоего Джеймса Крайни «Высаживался ли человек на Луне?» (Did man land on the Moon?). Публика проигнорировала брошюру, хотя в ней, пожалуй, впервые был сформулирован главный тезис «теории заговора»: экспедиция на ближайшее небесное тело невозможна технически.




Технического писателя Билла Кейсинга можно по праву назвать основоположником теории «лунного заговора»

Тема начала набирать популярность несколько позже, после выхода самиздатовской книги Билла Кейсинга «Мы никогда не были на Луне» (We Never Went to the Moon, 1976), в которой изложены ныне ставшие «традиционными» аргументы в пользу теории заговора. Например, автор всерьёз утверждал, что все смерти участников программы «Сатурн-Аполлон» связаны с устранением нежелательных свидетелей. Надо сказать, что Кейсинг - единственный из авторов книг на эту тему, кто имел непосредственное отношение к космической программе: с 1956 по 1963 годы он работал техническим писателем в компании «Рокетдайн», которая как раз занималась конструированием сверхмощного двигателя F-1 для ракеты «Сатурн-5».

Однако после увольнения «по собственному желанию» Кейсинг нищенствовал, хватался за любую работу и, вероятно, не испытывал тёплых чувств к прежним нанимателям. В книге, которая переиздавалась в 1981 и 2002 годах, он утверждал, что ракета «Сатурн-5» - «техническая фальшивка» и никогда не смогла бы отправить астронавтов в межпланетный полёт, поэтому в действительности «Аполлоны» летали вокруг Земли, а телетрансляция велась с помощью беспилотных аппаратов.



Ральф Рене сделал себе имя, обвиняя правительство США в фальсификации полётов на Луну и организации терактов 11 сентября 2001 года

На творение Билла Кейсинга тоже поначалу не обратили внимания. Славу ему принёс американский конспиролог Ральф Рене, который выдавал себя за учёного, физика, изобретателя, инженера и научного журналиста, но в действительности не закончил ни одного высшего учебного заведения. Подобно предшественникам, Рене издал книгу «Как NASA показало Америке Луну» (NASA Mooned America!, 1992) за собственный счёт, но при этом уже мог ссылаться на чужие «исследования», то есть выглядел не как псих-одиночка, а как скептик в поисках истины.

Наверное, книга, львиная доля которой посвящена анализу тех или иных фотоснимков, сделанных астронавтами, тоже осталась бы незамеченной, если бы не пришла эпоха телешоу, когда стало модно приглашать в студию всевозможных фриков и маргиналов. Ральф Рене сумел извлечь максимум из внезапного интереса публики, благо обладал хорошо подвешенным языком и не стеснялся выдвигать абсурдные обвинения (например, он утверждал, что NASA специально испортило ему компьютер и уничтожило важные файлы). Его книга многократно переиздавалась, причём с каждым разом увеличиваясь в объёме.




Среди документальных фильмов, посвящённых теории «лунного заговора», попадаются откровенные мистификации: например, псевдодокументальный французский фильм «Тёмная сторона Луны» (Opération lune, 2002)

Сама тема тоже напрашивалась на экранизацию, и вскоре появились фильмы с претензией на документалистику: «Была ли это просто бумажная Луна?» (Was It Only a Paper Moon?, 1997), «Что случилось на Луне?» (What Happened on the Moon?, 2000), «Нечто странное случилось по пути на Луну» (A Funny Thing Happened on the Way to the Moon, 2001), «Дикие астронавты: Расследование подлинности высадки на Луну» (Astronauts Gone Wild: Investigation Into the Authenticity of the Moon Landings, 2004) и тому подобные. Кстати, автор двух последних фильмов, кинорежиссёр Барт Сибрел, дважды приставал к Баззу Олдрину с агрессивными требованиями признаться в обмане и в конце концов получил удар по лицу от пожилого астронавта. Видеозапись этого инцидента можно найти на YouTube. Полиция, кстати, отказалась заводить дело на Олдрина. Видимо, посчитала, что видео подделано.

В 1970-е годы NASA пыталось сотрудничать с авторами теории «лунного заговора» и даже выпустило пресс-релиз, где разбирало утверждения Билла Кейсинга. Однако вскоре выяснилось, что они не хотят диалога, но зато с удовольствием используют любое упоминание своих измышлений для самопиара: например, Кейсинг судился в 1996 году с астронавтом Джимом Ловеллом за то, что тот в одном из интервью назвал его «дураком».

Впрочем, а как ещё назвать людей, которые поверили в достоверность фильма «Тёмная сторона Луны» (Opération lune, 2002), где знаменитого режиссёра Стэнли Кубрика прямо обвинили в том, что он снял все высадки астронавтов на Луну в голливудском павильоне? Даже в самом фильме есть указания на то, что он является художественным вымыслом в жанре мокьюментари, но это не помешало конспирологам принять версию на ура и цитировать её даже после того, как создатели мистификации открыто признались в хулиганстве. Кстати, недавно появилось ещё одно «доказательство» той же степени достоверности: на этот раз всплыло интервью человека, похожего на Стэнли Кубрика, где он якобы взял на себя ответственность за фальсификацию материалов лунных миссий. Новый фейк разоблачили быстро - слишком топорно он был сделан.

Операция сокрытия

В 2007 году научный журналист и популяризатор Ричард Хогленд выпустил в соавторстве с Майклом Бара книгу «Тёмная миссия. Секретная история NASA» (Dark Mission: The Secret History of NASA), которая немедленно стала бестселлером. В этом увесистом томике Хогленд обобщил свои изыскания по поводу «операции сокрытия» - её якобы проводят правительственные агентства США, утаивая от мировой общественности факт контакта с более развитой цивилизацией, освоившей Солнечную систему задолго до человечества.

В рамках новой теории «лунный заговор» рассматривается как продукт деятельности самого NASA, которое специально провоцирует безграмотное обсуждение фальсификации высадок на Луну для того, чтобы квалифицированные исследователи брезговали заниматься этой темой из опасения прослыть «маргиналами». Под свою теорию Хогленд ловко подогнал всю современную конспирологию, от убийства президента Джона Ф. Кеннеди до «летающих тарелок» и марсианского «сфинкса». За бурную деятельность по разоблачению «операции сокрытия» журналист даже был удостоен Шнобелевской премии, которую получил в октябре 1997 года.

Верующие и неверующие

Сторонники теории «лунного заговора», или, проще говоря, «антиаполлоновцы», очень любят обвинять своих оппонентов в безграмотности, невежестве или даже в слепой вере. Странный ход, учитывая, что именно «антиаполлоновцы» верят в теорию, которая не подкреплена сколько-нибудь значимыми доказательствами. В науке и юриспруденции действует золотое правило: чрезвычайное утверждение требует чрезвычайных доказательств. Попытка обвинить космические агентства и мировое научное сообщество в фальсификации материалов, имеющих огромное значение для нашего понимания Вселенной, должна сопровождаться чем-то более весомым, чем пара самиздатовских книг, выпущенных обиженным писателем и самовлюблённым лжеучёным.

Все многочасовые киноматериалы лунных экспедиций кораблей «Аполлон» давно оцифрованы и доступны для изучения

Если представить на минуту, что в США существовала тайная параллельная космическая программа с использованием беспилотных средств, то нужно объяснить, куда делись все участники этой программы: конструкторы «параллельной» техники, её испытатели и операторы, а также кинематографисты, подготовившие километры плёнок лунных миссий. Речь идёт о тысячах (или даже десятках тысяч) людей, которых необходимо было привлечь к «лунному заговору». Где они и где их признания? Допустим, они все, включая иностранцев, поклялись соблюдать молчание. Но должны остаться кипы документов, договоры-заказы с подрядчиками, соответствующие конструкции и полигоны. Однако, кроме придирок к некоторым публичным материалам NASA, которые действительно часто ретушируются или подаются в заведомо упрощённой интерпретации, ничего нет. Вообще ничего.

Впрочем, «антиаполлоновцы» никогда не задумываются о таких «мелочах» и настойчиво (зачастую в агрессивной форме) требуют всё новых доказательств от противоположной стороны. Парадокс в том, что если бы они, задавая «каверзные» вопросы, сами пытались найти на них ответы, то это не составило бы большого труда. Рассмотрим наиболее типичные из претензий.

Во время подготовки и осуществления совместного полёта кораблей «Союз» и «Аполлон» советские специалисты были допущены к служебной информации американской космической программы

Например, «антиаполлоновцы» спрашивают: почему программа «Сатурн-Аполлон» была прервана, а её технологии утеряны и не могут быть использованы сегодня? Ответ очевиден любому, кто имеет хотя бы общее представление о том, что происходило в начале 1970-х годов. Именно тогда случился один из самых мощных политико-экономических кризисов в истории США: доллар потерял золотое содержание и был дважды девальвирован; затянувшаяся война во Вьетнаме вытягивала ресурсы; молодёжь охватило антивоенное движение; Ричард Никсон оказался на пороге импичмента в связи с Уотергейтским скандалом.

При этом общие затраты программы «Сатурн-Аполлон» составили 24 миллиарда долларов (в пересчёте на нынешние цены можно говорить о 100 миллиардах), а каждый новый запуск стоил 300 миллионов (1,3 миллиарда в современных ценах) - понятно, что дальнейшее финансирование стало непомерным для скудеющего американского бюджета. Нечто похожее переживал в конце 1980-х годов Советский Союз, что привело к бесславному закрытию программы «Энергия-Буран», технологии которой тоже по большей части утеряны.

В 2013 году экспедиция под руководством Джефа Безоса, основателя интернет-компании Amazon, подняла со дна Атлантического океана фрагменты одного из двигателей F-1 ракеты «Сатурн-5», доставившей «Аполлон-11» на орбиту

Тем не менее, несмотря на проблемы, американцы попытались выжать ещё немного из лунной программы: ракета «Сатурн-5» запустила тяжёлую орбитальную станцию «Скайлэб» (на ней в 1973–1974 годы побывали три экспедиции), состоялся совместный советско-американский полёт «Союз-Аполлон» (ЭПАС). Кроме того, в программе «Спейс Шаттл», которая пришла на смену «Аполлонам», использовались стартовые сооружения «Сатурнов», а некоторые технологические решения, полученные в ходе их эксплуатации, применяются сегодня при проектировании перспективного американского носителя SLS.

Рабочий ящик с лунными камнями в хранилище Lunar Sample Laboratory Facility

Другой популярный вопрос: куда делся лунный грунт, привезённый астронавтами? Почему его не изучают? Ответ: он никуда не делся, а хранится там, где и планировалось, - в двухэтажном здании Lunar Sample Laboratory Facility, которое построено в Хьюстоне (штат Техас). Туда же следует обращаться с заявками на изучение грунта, но получить их могут только организации, располагающие необходимым оборудованием. Каждый год специальная комиссия рассматривает заявки и удовлетворяет от сорока до пятидесяти из них; в среднем рассылается до 400 образцов. Кроме того, в музеях мира выставлено 98 образцов общим весом 12,46 кг, причём по каждому из них вышли десятки научных публикаций.




Снимки мест посадок кораблей «Аполлона-11», «Аполлона-12» и «Аполлона-17», сделанные главной оптической камерой LRO: хорошо видны лунные модули, научное оборудование и оставленные астронавтами «тропинки»

Ещё один вопрос в том же духе: почему нет независимых доказательств посещения Луны? Ответ: они есть. Если отбросить советские свидетельства, которые пока далеки от полноты, и прекрасные космические телеснимки мест высадок на Луну, которые сделаны американским аппаратом LRO и которые «антиаполлоновцы» тоже считают «подделкой», то для анализа вполне достаточно материалов, представленных индийцами (аппарат Chandrayaan-1), японцами (аппарат Kaguya) и китайцами (аппарат Chang’e-2): все три агентства официально подтвердили, что обнаружили следы, оставленные кораблями «Аполлон».

«Лунный обман» в России

К концу 1990-х годов теория «лунного заговора» пришла и в Россию, где обрела горячих сторонников. Её широкой популярности, очевидно, способствует то печальное обстоятельство, что исторических книг, посвящённых американской космической программе, на русском языке выходит очень мало, поэтому у неискушённого читателя может сложиться впечатление, что там и изучать-то нечего.

Самым ярым и словоохотливым адептом теории стал Юрий Мухин - бывший инженер-изобретатель и публицист с радикальными просталинскими убеждениями, замеченный в историческом ревизионизме. Он, в частности, выпустил книгу «Продажная девка Генетика», в которой опровергает достижения генетики с целью доказать, что репрессии против отечественных представителей этой науки были обоснованными. Стиль Мухина отталкивает нарочитой грубостью, а свои выводы он строит на основе довольно примитивных передёргиваний.

Телеоператор Юрий Елхов, участвовавший в съёмках таких знаменитых детских фильмов, как «Приключения Буратино» (1975) и «Про Красную Шапочку» (1977), взялся проанализировать кинокадры, сделанные астронавтами, и пришёл к выводу, что они сфабрикованы. Правда, для проверки он использовал собственную студию и оборудование, которое не имеет ничего общего с оборудованием NASA конца 1960-х годов. По итогам «расследования» Елхов написал книгу «Бутафорская Луна», которая так и не вышла на бумаге из-за отсутствия средств.

Пожалуй, самым компетентным из российских «антиаполлоновцев» остаётся Александр Попов - доктор физико-математических наук, специалист по лазерам. В 2009 году он выпустил книгу «Американцы на Луне - великий прорыв или космическая афера?», в которой приводит практически все аргументы теории «заговора», дополняя их собственными интерпретациями. Он много лет ведёт специальный сайт, посвящённый теме, и в настоящее время договорился до того, что фальсифицированы не только полёты «Аполлонов», но и кораблей «Меркурий» и «Джемини». Таким образом, Попов утверждает, что первый рейс на орбиту американцы совершили только в апреле 1981 года - на шаттле «Колумбия». Видимо, уважаемый физик не понимает, что без огромного предшествующего опыта с первого раза запустить столь сложную авиакосмическую систему многоразового использования, как «Спейс Шаттл», попросту невозможно.

* * *

Список вопросов и ответов можно продолжать до бесконечности, однако в этом нет никакого смысла: воззрения «антиаполлоновцев» основываются не на реальных фактах, которые можно интерпретировать тем или иным образом, а на безграмотных представлениях о них. К сожалению, невежество живуче, и даже хук Базза Олдрина не способен изменить ситуацию. Остаётся уповать на время и новые полёты к Луне, которые неизбежно расставят всё по своим местам.

В 1969 году Нил Армстронг и Базз Олдрин прилунились, воткнули в естественный спутник Земли звёздно-полосатый флаг и понаделали на его фоне селфи. Затем последовало ещё пять высадок.

Но несмотря на огромное количество фотографий и видеозаписей, многие люди (например, аж 57% россиян по исследованию Наука и общество: авторитет и доверие ВЦИОМ) не верят, что на Луну ступала нога человека. Мы собрали 10 самых распространённых доводов конспирологов, отрицающих реальность полётов, и подготовили аргументы, которые помогут развеять их сомнения.

Довод конспирологов: США значительно уступали в космических технологиях. Поэтому все полёты «Аполлонов» и «Сатурнов» невозможны.

Что на самом деле: в начале космической гонки СССР и впрямь обгонял американцев. Первый спутник, первый человек в космосе, первый выход в открытый космос, первый луноход… Но затем отставание начало сокращаться.

У американцев в ответ на наши проекты нашлись Discoverer - первые спутники фоторазведки с возвращаемыми капсулами с фотоплёнкой и Echo 1 - первый спутник связи. А ещё зонд Lunar Orbiter, снявший поверхность Луны, и посадочный модуль Surveyor, совершивший на неё посадку. Имели место и пилотируемые полёты по земной орбите на кораблях Mercury и Gemini.

Кроме того, до «Аполлона-11», совершившего первую посадку на Луну, были ещё «Аполлоны 7–10», на которых совершали облёты спутника . Так что американцы отправились покорять ночное светило достаточно подготовленными.

Довод конспирологов: если американцы летали на Луну, то почему не делают этого сейчас? И если раньше у них были такие развитые технологии, то почему теперь они закупают наши двигатели?

Не летают на Луну сейчас по одной простой причине: очень дорого, но при этом бесполезно. Именно из-за дороговизны и были отменены дальнейшие полёты «Аполлонов». Стоимость программы составила почти 25 миллиардов долларов США 1969 года - это около 175 миллиардов долларов теперь.

Научная польза была невелика и не стоила огромной траты денег и всех сопутствующих рисков. Именно поэтому, когда победа в «лунной гонке» над СССР была достигнута и полёты перестали быть значимыми для престижа США, программу «Аполлон» свернули.

Что касается якобы деградации США после полётов на Луну и перехода на русские двигатели… РД-180 и правда используется в американских ракетах «Атлас» и «Антарес». Но при этом самая мощная ракета в мире - Delta IV Heavy (по крайней мере, она была самой мощной до появления от SpaceX) - летает на собственных американских двигателях.

SpaceX и Blue Origin делают свои двигатели, Minotaur и Pegasus имеют исключительно американское оснащение, их шаттлы тоже летали на движках, выпущенных в США. Так что не всё так плохо - ракеты американцы делать не разучились.

Довод конспирологов: американцы не могли пересечь радиационные пояса Земли, также называемые поясами Ван Аллена. Их бы непременно убила радиация. Поэтому полёты на Луну - ложь и экспедиции на другие планеты невозможны. По крайней мере, пока не изобретут средств защиты от радиации.

Что на самом деле: опасность космической сильно преувеличена. Лучевая болезнь возникает, если подвергнуть человека воздействию от 200 до 1 000 рад в течение нескольких часов. У Земли есть два выраженных радиационных пояса. Экипаж «Аполлона-11» преодолел первый из них, самый активный, за 7 минут. Второй, в котором облучение примерно как от электролучевой трубки в старых телевизорах, корабль пролетел меньше чем за два часа.

Такие полёты всё равно не особо полезны для здоровья, но «Аполлон» был достаточно хорошо изолирован. По замерам The Deadly Van Allen Belts? NASA, средняя доза радиации за 12-дневную миссию составила всего 0,18 рад (максимально допустимая - 50 рад). Это сравнимо с дозой, получаемой вами при рентгене грудной клетки.

Но если уж говорить честно, Алан Шепард, первый американский астронавт, который ещё и летал на Луну с миссией «Аполлон-14», умер в 75 лет от лейкемии. Видимо, коварная радиация всё-таки добила его.

4. Флаг на Луне развевается

Довод конспирологов: флаг, установленный , развевается, как будто на Луне есть воздух и ветер. Но очевидно, что их там быть не должно! Значит, съёмка осуществлялась на Земле.

Что на самом деле: на всех фотографиях с Луны американский флаг и вправду выглядит развевающимся, словно на ветру. Это потому что он подвешен на Г-образном флагштоке. Взгляните на эти две фотографии, представленные NASA. На них видно, что астронавт поменял положение тела, но флаг не изменился - его складки застыли неподвижно. Такое поведение материи возможно только в условиях слабой гравитации и отсутствия атмосферы.

Если посмотреть видеозапись установки флага, видно, как астронавт трясёт им, пытаясь вкрутить основание флагштока в лунный грунт. Именно поэтому флаг немного поколыхался - вовсе не от ветра.

А например, в этом ролике, снятом во время экспедиции «Аполлона-16», видно, как ведёт себя материя при ослабленной гравитации - застыла и не шевелится.

Всего на луне было установлено шесть флагов, и тени от них даже умудрились заснять Six Flags on the Moon:
What is Their Current Condition?
с орбиты.

Довод конспирологов: на снимках с Луны не видно звёзд - небо абсолютно чёрное. Это доказывает, что съёмки высадки «Аполлонов» осуществлялись в павильоне. Почему сотрудники NASA не приклеили к потолку павильона задники с нарисованными звёздами? Видимо, не догадались.

Что на самом деле: если уж на то пошло, то не только на снимках с Луны звёзд не видно. Если вы посмотрите, например, на фотографии астронавтов и космонавтов, сделанные на , то там тоже нет звёзд. Значит, МКС тоже нет?

Причина в том, что во время съёмки в космосе при свете Солнца любые объекты, например Земля, МКС, скафандр астронавта или лунная поверхность, освещены во много раз ярче, чем светятся звёзды на заднем плане. Последние не появляются, потому что камера не может собрать достаточно света от них при короткой экспозиции.

Фотографировать звёзды можно только при длинной выдержке и при этом желательно находиться на ночной стороне Луны. О том, как делать снимки звёзд в космосе, подробнее рассказывает Тим Пик, британский астронавт с МКС.

При этом на снимках с Луны можно всё-таки найти . Пример - фото ниже.

Снимок был сделан астронавтами «Аполлона-16» Джоном Янгом и Чарли Дьюком 21 апреля 1972 года с помощью специальной камеры.

6. Некому было снимать взлёт «Аполлона» с Луны

Довод конспирологов: есть видео, демонстрирующее, как взлетает с Луны посадочный модуль. Если съёмки и правда велись там, то как оператор мог снять это? Он что, остался на поверхности спутника Земли?

Что на самом деле: на этой видеозаписи последние люди, когда-либо побывавшие на , покидают её. Посадочный модуль «Аполлона-17» поднимается в небо, чтобы начать обратное путешествие на Землю.

А снимает его камера, закреплённая на лунном ровере (том самом автомобильчике, на котором астронавты миссий «Аполлон-15, 16, 17» колесили по Луне). Камера управлялась дистанционно с Земли оператором Эдом Фенделлом в Хьюстоне. Была, правда, двухсекундная задержка (именно столько идёт сигнал до Луны), но это не помешало Эду снять взлёт.

Кстати, забавный факт: перед тем, как покинуть Луну, один из астронавтов «Аполлона-17», Юджин Сернан - последний человек, ступавший по поверхности ночного светила, - написал в лунной пыли инициалы своей дочери, девятилетней Трейси.

Довод конспирологов: высадку на спутник Земли сняли в павильоне под софитами. Иначе как объяснить, что на с Луны тени лежат не параллельно? Ведь на Луне один источник света - Солнце!

Что на самом деле: шероховатая поверхность Луны даже с одним источником света может создавать неровные тени. Потому что лунный грунт - реголит - хорошо отражает солнечный свет. Кроме того, тени не параллельны ещё и из-за эффекта перспективы. Если бы эти фото были сделаны в павильоне под прожекторами, объекты на них имели бы по нескольку теней, но этого не наблюдается.

В 2014 году компания NVIDIA, демонстрируя возможности своих видеокарт GeForce GTX 980 и GTX 970, создала трёхмерную модель высадки экипажа «Аполлона-11» на Луну.

И эта визуализация хорошо показывает, как ведут себя солнечный свет и тени на Луне.

Довод конспирологов: на одном якобы камне отчётливо видна буква «C», нанесённая маркером или фломастером. Эту букву написали на реквизите для съёмок в павильоне, чтобы работники знали, куда какой камень класть.

Что на самом деле: да, есть фото камня, сделанное во время миссии «Аполлон-16», на котором чётко видна буква «C». Хотя погодите-ка…

На оригинальной фотографии камня ничего такого подозрительного нет. А загадочная буква появилась, когда во время копирования снимка в копировальную машину попал какой-то волосок или нитка. Да, на Луну летали в те времена, когда фото обрабатывались копировальными машинами. Подробный разбор этого снимка можно посмотреть .

9. Вернувшиеся астронавты передвигаются слишком бодро

Довод конспирологов: американские астронавты слишком бодрые. Когда наших , вернувшихся с МКС, вынимают из капсулы космического корабля «Союз», они еле ходят. А эти спускаются по трапу и весело идут в карантинный центр.

Что на самом деле: экспедиции на МКС длятся по полгода и дольше. Рекорд принадлежит нашему космонавту Геннадию Падалке - 878 дней на орбите. А полёт «Аполлона-11» длился 12 дней.

Кроме того, не такие уж они поначалу были и бодрые. Из капсулы «Аполлона» их приходилось вынимать отрядом аквалангистов. А Армстронг и вовсе так ослабел, что не смог закрыть люк.

10. Стэнли Кубрик во всём признался

Довод конспирологов: лунные полёты - фикция. В этом признался сам , режиссёр, снимавший «высадки» «Аполлонов» в павильоне Голливуда. Это интервью всплыло спустя 15 лет после смерти режиссёра - правды не скрыть!

Что на самом деле: да, такое интервью действительно есть в Сети, оно гуляет в интернете по крайней мере с августа 2015 года. Вот только на видео запечатлён не Кубрик. На сайте Snopes.com вы можете прочитать опровержение этого фейка.

Создатель ролика Т. Патрик Мюррей утверждал, что записал это эксклюзивное интервью в мае 1999 года. Впечатляюще, особенно если учесть, что Кубрик скончался в марте - за пару месяцев до этого. Кроме того, вдова режиссёра в интервью сайту Gawker заявила , что этот ролик - подделка.

И ещё пара аргументов

Если вы до сих пор сомневаетесь в высадке на Луну, просто знайте:

  • На Земле есть образцы лунного грунта. За шесть полётов на Луну «Аполлоны» доставили на Землю 382 килограмма лунного грунта. Основная часть его хранится в Lunar Samples Laboratory, в Космическом центре имени Джонсона. Но образцы лунного грунта передавали и в различные научные организации во всех странах мира.
  • Следы высадок на Луну можно увидеть с орбиты. LRO (Лунный разведывательный орбитальный аппарат NASA) сфотографировал Lunar Reconnaissance Orbiter места посадок экспедиций «Аполлон». На этих заметны посадочные модули, оставленные на поверхности, и следы от лунных роверов. Посмотреть снимки можно и . А ещё место высадки астронавтов видел Japanese SELENE (Kaguya) Lunar Mission Spots Apollo 15 Landing Site японский аппарат SELENE.
  • На Луне астронавты оставили уголковые отражатели. Астронавты программ «Аполлон-11», «Аполлон-14» и «Аполлон-15» оставили на поверхности спутника Земли вот такие штуки , благодаря которым выполняется лазерная локация Луны. Благодаря им мы знаем точное расстояние до неё.
  • Советские и российские космонавты подтверждают реальность высадок на Луну. Например, космонавты Алексей Леонов, Георгий Гречко, Геннадий Падалка не подвергают сомнению полёты «Аполлонов». О реальности этого писал в своих дневниках и руководитель подготовки первых советских космонавтов Николай Каманин. Вряд ли коварное умудрилось подкупить или запугать такое количество людей.

Почти 40 лет нога человека не ступала на Луну. Последняя лунная экспедиция с участием людей, по официальным данным, состоялась в декабре 1972 года на американском космическом корабле «Аполлон-17». Но ходили слухи, что была ещё одна миссия, с которой якобы что-то случилось. Вся информация по этому полёту была строго засекречена. И вот теперь обнародованы материалы, которые станут настоящей сенсацией...

Это всего лишь версия, которая положена в основу фантастического фильма «Аполлон-18», снятого российским продюсером Тимуром Бекмамбетовым. Известно, что полёт «Аполлона-18» действительно был запланирован в США на 1974 год. Для миссии было готово всё: ракета-носитель, лунный модуль, экипаж. Но она якобы не состоялась. Почему?

Ах, «Аполлон», ах, «Аполлон»!..

Космическая программа «Аполлон» была принята американским правительством в 1961 году. Задача её была амбициозна - отправить первого человека на Луну. Считается, что американские власти преследовали не столько научные, сколько политические цели - добиться превосходства в космосе над СССР.

К Луне американцы подбирались постепенно. Первые «Аполлоны» с астронавтами на борту сначала летали по околоземной орбите, потом стали выходить на орбиту Луны. Известно, что один из первых кораблей загорелся на стартовой площадке и экипаж из трёх человек погиб.

Однако ценой огромных материальных затрат, научных поисков и человеческих жертв Луна американцам всё-таки покорилась. 21 июля 1969 года американский астронавт Нил Армстронг первым ступил на её поверхность. Весь мир тогда облетели его слова: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».

Армстронг и его коллега Эдвин Олдрин провели тогда на Луне 21 час 36 минут. Им удалось забрать с собой 28 килограммов лунного грунта. На лунной орбите в космическом корабле «Аполлон-11» астронавтов ждал третий член экипажа - Майкл Коллинз. Втроём они благополучно вернулись на Землю.

Потом, в течение трёх лет, на Луне побывали ещё пять американских пилотируемых космических кораблей. Астронавты вывезли около 380 килограммов лунных пород, научились передвигаться по Луне на луноходе. В начале 70-х американские газеты взахлёб писали о блестящих перспективах освоения планеты-спутника.

Предполагали, что можно будет размещать на Луне ракетные базы, добывать полезные ископаемые и даже построить там стартовую площадку для полётов к другим планетам. В 1974 году должны были состояться полёты «Аполлона-18», «Аполлона-19» и «Аполлона-20». Но неожиданно правительство резко свернуло всю программу.

Официальной причиной этого решения стала нехватка денег в казне. По подсчётам, программа «Аполлон» обошлась США в 25 - 30 миллиардов долларов. Говорили, что лунная пыль стоила в 35 раз дороже бриллиантов, а каждый лунный модуль обошёлся бы в 15 раз дешевле, если бы его делали из чистого золота.

Поэтому, дескать, американский президент Ричард Никсон, который в то время увяз в затратной войне во Вьетнаме, и принял такое решение - урезать финансирование «Аполлона». Он, говорят, всегда недолюбливал этот проект, который был детищем его предшественника - Джона Кеннеди.

Тем более что главная политическая цель программы «Аполлон» была уже достигнута. «Нам нужно было взять реванш после того, как в космос первым слетал советский космонавт Гагарин,- объяснял один сотрудник НАСА (американского национального управления по изучению космоса). - Ну вот, слетали, доказали мощь американской науки и техники...». Что было ещё нужно?

Однако многие заметили странную деталь. Основные затраты на последние полёты по программе «Аполлон» в 1972 году уже были сделаны. Были построены ракеты-носители «Сатурн» и лунные модули, укомплектованы экипажи. Так что экономия на космосе выходила не слишком большая.

И стоило ли ради неё бросать масштабный проект? Или для этого были другие, более веские причины, о которых правительство предпочло умолчать?

Запретная зона

Есть версия, что на Луне американцы столкнулись с чем-то очень опасным, что их напугало. Скорее всего - с какими-то проявлениями деятельности внеземных цивилизаций. По крайней мере, в 70-е годы об этом осторожно начали писать американские газеты.

Бывший директор НАСА Кристофер Крафт, например, оставив свой пост, обнародовал запись переговоров астронавта Нила Армстронга с центром управления полётов в Хьюстоне. Из этого разговора становится ясно, что во время первого полёта на Луну американские астронавты видели НЛО!

«Это гигантские штуковины...- взволнованно говорит Армстронг. - Нет-нет, это не оптическая иллюзия... Здесь другие космические корабли. Они стоят ровной линией по другую сторону кратера... Они наблюдают за нами... Устройство этих объектов просто невероятное. Я не видел ничего подобного до сих пор! Смотри, они двигаются вверх...»

«Хорошо видим два объекта,- говорят сотрудники Центра управления в Хьюстоне. - Можете ли вы заснять что-нибудь? Они перед вами? Слышны какие-либо шумы с НЛО? Что там? Повторите ваше последнее сообщение! Центр управления вызывает «Аполлон-11»... Связь прервалась...»

По словам Крафта, три летающие тарелки сопровождали «Аполлон-11» во время полёта к Луне, а потом прилунились на краю кратера. Армстронг и Олдрин якобы своими глазами видели, как из «тарелок» вышли инопланетяне в скафандрах. В контакт с американскими астронавтами они не вступали...

Говорят, что ни один полёт по программе «Аполлон» не обошёлся без странных наблюдений. «Аполлон-12», который стартовал 14 ноября 1969 года, в космосе якобы также сопровождали два неизвестных светящихся объекта, которые повторяли все манёвры американского корабля.

Астронавты «Аполлона-15» будто бы видели огромную «тарелку», летевшую над поверхностью Луны. Экипаж «Аполлона-16» на лунной поверхности лицезрел огромный НЛО в форме цилиндра с острым наконечником. А астронавты из «Аполлона-17» видели на склоне лунной горы движущиеся светящиеся объекты.

«Во время пилотируемых полётов по программе «Аполлон» имели место странные наблюдения с бортов космических кораблей, происхождение которых астронавты не могли объяснить», - заявил в докладе перед политиками в Вашингтоне глава отдела информации НАСА Дональд Цистра.

Однако самый большой ужас пришлось пережить экипажу «Аполлона-13», который вообще не смог долететь до Луны. На пути к лунной орбите взорвался кислородный баллон, из-за чего основной корабль был обесточен. Спаслись астронавты лишь благодаря тому, что перебрались в лунный модуль корабля, где был кислород.

Центру управления полётом удалось развернуть «Аполлон-13» назад и вывести его на околоземную орбиту. После шести суток космических скитаний астронавты, больные, напуганные и страшно измученные, вернулись на Землю.

Ходили слухи, что на борту «Аполлона-13» находилось ядерное взрывное устройство. Дескать, его хотели взорвать на Луне для неких научных целей типа сейсмических исследований. Однако взрыв будто бы предотвратили инопланетяне, подстроив аварию на корабле.

Правда это или нет - неизвестно, но астронавты «Аполлона-13» якобы видели из иллюминаторов какие-то таинственные огни... После этой истории окончательно стало понятно, что с космосом шутки плохи.

«Аполлон-18»

В фильме, спродюсированном Тимуром Бекмамбетовым, миссия «Аполлон-18» всё-таки отправляется на Луну в условиях строжайшей секретности. Астронавты сталкиваются на планете-спутнике с неизвестными нам и агрессивными формами жизни. В результате ни один из них не возвращается на Землю...

Могло ли это быть правдой? Почему бы и нет. Астронавту Нилу Армстронгу приписывают слова, которые он якобы обронил в интервью по поводу полётов на Луну: «Нам дали понять, что место занято». Если допустить, что последний полёт американцев на Луну действительно закончился трагически, становится понятно, почему в последние 40 лет они туда - ни ногой...

Многие думают, что чтобы слетать на Луну обязательно нужна очень-очень большая ракета-носитель. А это не так. Достаточно и нескольких уже существующих ракет-носителей - "Союзов" и "Протонов". Одна ракета выводит в космос космический корабль "Союз" с космонавтами. Вторая - выводит взлётно-посадочный комплекс который будет приземляться на Луну, а потом с неё взлетать. И ещё нужны пять ракет с разгонными блоками, которые всё это отвезут на орбиту Луны, а потом вернут космонавтов на Землю.

Так раздумывали осваивать Луну и в шестидесятые, во времена Королёва, но тогда не была отработана тема стыковки космических аппаратов, и поэтому проще было создать одну большую ракету. А сейчас стыковка давно отработана и одна большая ракета для полётов на Луну уже давно не нужна.

В 2006-ом году РКК "Энергия" предлагала концепцию как можно таким образом слетать на Луну. Ниже страничка из журнала "НК" июль 2006 с описанием этой концепции.

Тут три схемы. По первой схеме для облёта Луны без посадки, требуется всего две ракеты "Союз" и "Протон". Запускаются космический корабль "Союз" и разгонный блок "ДМ". Они стыкуются и летят вокруг Луны. Может показаться, что просто облететь Луну - не круто, но а кто первый в 21-ом веке облетел Луну? Никто. А могли бы мы. Мог бы ещё Китай облететь, но они только делают ракету аналогичную нашему "Протону", но как сделают - так наверняка сразу и рванут вокруг Луны.

По второй схеме - с выходом на орбиту Луны, требуется уже не один, а три разгонных блока. Один - для полёта к Луне, второй для торможения на её орбите, и третий для возвращения на Землю. Таким образом требуется запуск четырёх ракет.

И наконец по третьей схеме добавляется ещё три запуска нужные чтобы вывести в космос Взлётно-посадочный модуль, и два разгонных блока. Один - чтобы отправить модуль к Луне, и второй чтобы его там затормозить. То есть всего для полёта человека на Луну требуется семь ракет.

Американский лунный модуль

Может показаться, что семь ракет - это много. На самом же деле это намного дешевле чем создавать новую большую ракету-носитель, огромный стартовый комплекс под неё, проводить тысячи испытаний, терпеть неудачи, катастрофы, исправлять ошибки, делать заново, и т. д. и т. п. И так лет на десять. А вот чтобы сделать существующих ракет побольше - надо всего лишь добавить рабочих на конвейер. Это намного проще и дешевле.

Чего нам не хватает для такого полёта на Луну

Американский лунный модуль

Чего нам кроме ракет-носителей не хватает для полёта на Луну - так это взлётно-посадочного комплекса. Американский выглядел так как на фотках выше и ниже. Нижняя его часть предназначена для посадки на Луну, она там и остаётся, а верхняя - предназначена чтобы с Луны улететь. Вот нам нужен примерно такой же комплекс.

Американский лунный модуль

Чего ещё не хватает - это разгонных блоков "ДМ", общей продуманности подробностей, как запускать, как стыковаться, как прилуняться, куда именно прилуняться, как улетать, и всё такое.

Советский лунный корабль шестидесятых (в космос запускался, на Луну не летал)

Также в долгосрочной перспективе не хватает постоянно действующей лунной станции. Желательно большой, с оранжереей, чтобы обеспечивать космонавтов продовольствием, и не зависеть от поставок его с Земли. Тогда бы космонавты могли бы не просто прилететь и улететь, а постоянно жить на Луне и работать. А мы бы раз в год тратили бы по семь ракет, чтобы привести туда новых космонавтов и забрать старых. Был бы постоянный лунный форпост России. Но это в долгосрочной перспективе. А пока просто слетать на Луну можно и без этого.

Чего не нужно для такого полёта на Луну

Космодром Восточный для такого полёта не нужен. Так как "Союзы" и "Протоны" вполне запускаются и с Байконура.

Не нужен и новый космический корабль на шесть мест. Зачем вам корабль на шесть мест, если можно запустить два "Союза" в которых по три места? Будет то же самое. Только чтобы создать и отработать новый космический корабль, чтобы он был надёжным - нужны годы, миллиарды долларов и колоссальные усилия. А получится или нет - ещё не известно. А чтобы сделать два "Союза" вместо одного - надо просто поставить больше людей на конвейер. Согласитесь, что это намного проще и дешевле.

И конечно не нужна тяжёлая ракета-носитель, так как "Союзов" и "Протонов" хватает.

То есть получается, что всё то, во что сейчас вбухиваются основные деньги, или планируют вбухивать - как раз и не нужно для полёта на Луну по данной схеме. Вот такая альтернативная программа освоения Луны. Высказывайтесь в комментариях, пожалуйста, нравится она вам или нет. Конструктивная критика всегда приветствуется.

Если вам понравилась тема, возможно вам понравится и тема про самый дешёвый способ спасения нашей Ангары:

Упадок которого продолжался несколько столетий, пилотируемая космическая программа США переживает возрождение. Этому способствуют несколько факторов.

Один из них - приток финансовых ресурсов от предпринимателей Кремниевой долины. Редкая комбинация частных средств и государственного финансирования сделала возможным создание нового поколения ракет. В то же время снижение стоимости полетов позволяет реализовать различные космические проекты.

Поговорим для начала о нашей ближайшей небесной соседке - Луне, а затем двинемся дальше в открытый космос.

Возвращение на Луну

Планы НАСА по возвращению на Луну связаны с комплексом, состоящим из тяжелой ракеты-носителя СЛС (SLS) и корабля «Орион». В начале 2010-х гг. президент Обама урезал бюджет космического агентства, и программа «Созвездие» была закрыта. Однако в НАСА сумели сохранить «Орион» и СЛС, тогда существовавшие только в планах. Эти две разработки, изначально предназначавшиеся для разных проектов, стали основой новой системы запуска.

Предполагается, что в середине 2020-х гг. ракета СЛС с кораблем «Орион» совершит пилотируемый облет Луны.

Первое, что замечаешь, взглянув на проект системы СЛС / «Орион»: она совершенно не похожа на своего предшественника - «Спейс шаттл». Зато весьма напоминает ракету «Сатурн-5», которая около 45 лет пребывала в статусе музейного экспоната, но сейчас, в определенном смысле, возрождается под именем СЛС. Даже вид системы СЛС/«Орион» вызывает ощущение дежавю.

Ракета СЛС способна нести 130 т полезного груза. Ее высота - 117 м - также вполне сравнима с высотой «Сатурна-5». Астронавты находятся не в корабле на боку ракеты-носителя, как это было на «Спейс шаттлах», а в капсуле, помещенной на верхушке ракеты-носителя, подобно кораблю «Аполлон» на «Сатурн-5». Система СЛС / «Орион», в отличие от челнока, предназначена для доставки преимущественно астронавтов, а не груза. Кроме того, эта система разработана не просто для выхода на околоземную орбиту - она, как и «Сатурн-5», разработана для достижения второй космической скорости - скорости убегания.

Корабль «Орион» рассчитан на экипаж из 4–6 астронавтов, тогда как его предшественник «Аполлон» на «Сатурне-5» вмещал только троих. И все же внутри нового космического корабля НАСА по-прежнему тесно: диаметр - около 4,88 м, высота - около 3,35 м. Весит «Орион» почти 26 тПолеты в космос - дело дорогое, и в астронавты всегда отбирали людей небольшого роста. Рост Юрия Гагарина, к примеру, составлял всего 157 см. .

Зато, в отличие от ракеты «Сатурн-5», которую сконструировали специально для полета на Луну, СЛС сможет доставить нас почти куда угодно - на Луну, на астероиды и даже на Марс.

А еще есть миллиардеры, которым надоел неспешный темп работы бюрократии НАСА и которые хотят отправить астронавтов к Луне и к Марсу весьма быстро. Этих молодых предпринимателей привлекла идея бывшего президента Обамы, который предложил частному капиталу взяться за пилотируемую космическую программу.

Сравним ракету «Сатурн-5», доставившую астронавтов на Луну, и «Спейс шаттл» с ракетами-носителями, которые испытываются в настоящее время

Защитники НАСА утверждают, что неторопливость и осторожность космического агентства диктуются соображениями безопасности. По итогам слушаний в конгрессе США, которые состоялись после двух катастроф космического челнока и вызванного этим сильного общественного недовольства, космическая программа едва не была закрыта полностью. Еще одна катастрофа сравнимого масштаба могла бы положить ей конец.

Дело борьбы за скоростные методы в реализации космической программы возглавили два миллиардера: , основатель компании Amazon и владелец газеты The Washington Post, и , основатель PayPal, Tesla и SpaceX.

Пресса уже окрестила этот процесс «битвой миллиардеров».

И Безос, и Маск хотели бы вывести человечество в космические просторы. Если Маск думает о дальней перспективе и нацеливается на Марс, то Безос выбрал себе более близкую во времени цель - полет на Луну.

К Луне

Люди отовсюду съехались во Флориду, надеясь хотя бы одним глазком увидеть первую капсулу, которая должна доставить людей на Луну. Лунная капсула унесет трех астронавтов в путешествие, равного которому не было в истории человечества, - на встречу с другим небесным телом. Путь к Луне займет около трех суток, и астронавты на себе испытают то, с чем человек прежде не сталкивался и чего никогда не ощущал, например невесомость. После героического путешествия корабль благополучно приводнится в Тихий океан, а его пассажиры прославятся как герои, открывающие новую главу мировой истории.

Все это описано Жюлем Верном в его пророческом романе «С Земли на Луну», опубликованном в 1865 г., сразу после окончания Гражданской войны в США. Правда, организаторами лунного запуска в нем были не ученые НАСА, а члены Балтиморского Пушечного клуба.

Поистине замечательно, что Жюль Верн, писавший свой роман более чем за сто лет до первой высадки на Луну, сумел предсказать так много черт реального лунного проекта. Он верно описал размеры капсулы, место старта и метод приземления при возвращении с Луны.

Единственным серьезным недостатком описанного им проекта было то, что для отправки астронавтов на Луну использовалась гигантская пушка. Внезапное ускорение при выстреле примерно в раз превышало бы силу земного тяготения и, конечно, убило бы всех, кто находился внутри корабля. Однако в те времена, до появления ракет на жидком топливе, Верн просто не мог как-то иначе представить себе это путешествие.

Писатель также постулировал, что астронавты потеряют вес, но лишь в одной точке - ровно в середине пути между Луной и Землей. Он не догадался, что астронавты должны находиться в состоянии невесомости все время полетаДаже сегодня комментаторы иногда делают ошибку, говоря, что невесомость объясняется отсутствием в космосе гравитации. На самом деле гравитации в космосе сколько угодно - по крайней мере, ее вполне хватает, чтобы заставить планеты-гиганты вроде Юпитера обращаться вокруг Солнца. Ощущение невесомости вызвано тем, что все вокруг падает с одинаковой скоростью. Поэтому астронавт внутри космического корабля будет падать ровно с той же скоростью, что и его корабль, и ему будет казаться, что тяготение просто выключили. .

Сегодня топливом новой космической гонки становятся не личные состояния членов балтиморского Пушечного клуба, а чековые книжки магнатов, таких как Джефф Безос. Не дожидаясь, пока НАСА позволит ему построить ракеты и стартовый комплекс за доллары налогоплательщиков, он основал собственную компанию Blue Origin и строит все на собственные деньги.

Этап планирования этот проект уже прошел. Компания Blue Origin изготовила собственную ракетную систему, получившую название «Нью Шепард»New Shepard, в честь Алана Шепарда - первого американца, поднявшегося в космос на суборбитальной ракете. . Мало того, ракета «Нью Шепард» стала первой суборбитальной ракетой в мире, успешно приземлившейся на собственную стартовую площадку (опередив в этом «Фалкон» Илона Маска - первую допускающую повторное использование ракету, которая доставила полезный груз на орбиту Земли).

«Нью Шепард» Безоса - ракета всего лишь суборбитальная. Это означает, что она не может разогнаться до 8000 м/с и выйти на околоземную орбиту. Она не понесет нас к Луне, но, возможно, станет первой американской ракетой, которая вполне буднично предложит обычным туристам заглянуть в космос.

Не так давно компания Blue Origin выпустила видео о том, как будет выглядеть путешествие на их ракете; когда его смотришь, кажется, что находишься в каюте первого класса шикарного круизного лайнера. Входя в космическую капсулу, сразу же поражаешься ее просторности. В отличие от тесных помещений, которые часто видишь в научно-фантастических фильмах, места вполне достаточно для вас и пятерых других туристов.

Вас усаживают в роскошные кресла с откидными спинками и пристегивают. Вы можете смотреть в большие окна размером приблизительно 75х100 см. «У нас каждое место - у окна, а окна наши самые большие, какие когда-либо бывали в космосе», - утверждает Безос. Космические путешествия никогда не были столь роскошными.

Поскольку предстоит путешествие в открытый космос, необходимо принять некоторые меры предосторожности. За два дня до назначенной даты вы прилетаете в Ван-Хорн в Техасе, где расположен стартовый комплекс Blue Origin. Там вы знакомитесь со своими попутчиками и выслушиваете короткие обращения членов экипажа. Поскольку полет полностью автоматизирован, обслуживающий персонал с туристами не летит.

Полет манекена на «Нью Шепард»

Ваш инструктор объясняет, что все путешествие займет 11 минут. За это время вы взмоете вертикально вверх на высоту 100 км, достигнув условной границы между атмосферой и открытым космосом. Небо за окнами сменит цвет на темно-фиолетовый, затем станет чернильно-черным. Когда капсула поднимется в открытый , вы сможете отстегнуться от кресла и испытаете четыре минуты невесомости. В это время вы сможете плавать в воздухе, освободившись от сдерживающих пут земного притяжения.

Некоторые люди, попадая в невесомость, испытывают тошноту и рвоту, но это не создаст никому проблем, утверждает инструктор, ввиду скоротечности полетаДля тренировки астронавтов НАСА использует «рвотную комету» - самолет KC-135, способный имитировать невесомость. Он круто набирает высоту, затем внезапно отключает двигатели, и астронавты в течение примерно 30 с находятся в состоянии свободного падения. Когда двигатели включаются, астронавты падают на пол. В ходе тренировок этот процесс может повторяться на протяжении нескольких часов. .

В конце путешествия капсула «Нью Шепард» выпускает парашюты, а затем мягко приземляется, включив собственные ракетные двигатели. Плюхаться в океан уже не нужно. И, в отличие от «Спейс шаттлов», у этого корабля имеется система спасения, так что, если во время старта произойдет что-то непредвиденное, экипаж катапультируетсяНа «Челленджере» не было системы катапультирования, и семеро астронавтов во время неудачного запуска погибли. .

Компания Blue Origin еще не объявляла цен на свое суборбитальное путешествие, но аналитики считают, что первое время билет мог бы стоить $200 тыс. Именно такова цена путешествия на конкурирующей суборбитальной ракете, которую разрабатывает Ричард Брэнсон - еще один миллиардер, оставивший свой след в анналах космических исследований.

Брэнсон - основатель компаний Virgin Atlantic Airways и Virgin Galactic - финансирует работу аэрокосмического инженера Берта Рутана. В 2004 г. корабль Рутана SpaceShipOne попал в заголовки мировых СМИ, когда выиграл Ansari X Prize и получил оговоренный приз в $10 млн. SpaceShipOne сумел подняться до границы атмосферы (около 112,5 км) над поверхностью Земли. И хотя SpaceShipTwo в 2014 г. потерпел катастрофу во время полета над пустыней Мохаве, Брэнсон планирует продолжать испытания ракеты и сделать космический туризм реальностью. Время покажет, какая из этих ракетных систем добьется коммерческого успеха, однако ясно, что космический туризм уже здесь и никуда теперь не денется.

Безос готовит еще одну ракету, которая будет отправлять людей на орбиту Земли и, возможно, окажется более полезной с практической точки зрения. Это ракета «Нью Гленн»New Glenn, названная в честь астронавта Джона Гленна - первого американского астронавта, облетевшего земной шар . Ракета будет иметь до трех ступеней, высота ее составит 95 м, а тяга, которую она будет создавать, достигнет 1700 т. Хотя «Нью Гленн» еще только проектируется, Безос, судя по его намекам, готовит еще более продвинутую ракету, которую собирается назвать «Нью Армстронг» (New Armstrong); не исключено, что она покинет орбиту Земли и доберется до Луны.

Еще ребенком Безос мечтал отправиться в дальний космос с экипажем корабля Enterprise из «Звездного пути». Он принимал участие в ролевых играх по сюжету телесериала и брал на себя роли Спока, капитана Кирка и даже компьютера. К окончанию школы, когда большинство подростков мечтают купить первую машину или произвести фурор на выпускном вечере, Безос составил себе план-мечту на следующее столетие. Он говорит, что хотел строить космические гостиницы, парки развлечений, яхты и колонии для двух-трех миллионов человек, живущих и работающих на околоземной орбите.

«Главная идея - сохранить Землю... Цель - получить возможность эвакуировать людей. Планета должна стать парком», - писал Безос. По его мнению, загрязняющее земную среду промышленное производство можно было бы, в принципе, перенести в космос.

Подкрепляя слова делами, как и надлежит взрослому ответственному человеку, Безос основал компанию Blue Origin, чтобы строить ракеты будущего. Название его ракетной компании отсылает к нашей планете, которая из космоса выглядит как яркий голубой шар. Цель компании - «начать космические путешествия для частных клиентов. Концепция предельно проста, - говорит Безос. - Мы хотим видеть миллионы людей, живущих и работающих в космосе. Скорее всего, реализация нашей цели займет длительное время, но мне кажется, что это достойная цель».

Вид на Землю из космоса. Фото: Антона Шкаплеров и Анатолий Иванишин / Роскосмос

В 2017 г. Безос объявил, что в ближайших планах Blue Origin - организация системы доставки грузов на Луну. Он представляет себе масштабную организацию, которая, в точности как Amazon, одним нажатием кнопки рассылающая товары в разные концы света, могла бы доставлять технику, строительные материалы и все необходимое на Луну. И тогда Луна станет уже не одиноким форпостом землян в космосе, а оживленным промышленным и торговым центром с постоянными обитаемыми базами и налаженным производством.

В большинстве случаев отвлеченные разговоры о городах на Луне можно смело отбрасывать как бредни чудака. Но, когда эти идеи исходят от одного из богатейших людей на Земле, имеющего возможность влиять и на президента, и на конгресс, и на редакторов The Washington Post, их стоит воспринимать серьезно.

Постоянная лунная база

Чтобы найти инвесторов для этих амбициозных проектов, астрономы изучают технические и экономические аспекты добычи полезных ископаемых на Луне. Пока выявлены по крайней мере три ресурса, которые потенциально могут быть интересны.

В 1990-е гг. ученые были впечатлены неожиданным открытием: оказалось, что на Южном полюсе Луны имеется лед в больших количествах. Там, в тени высоких горных цепей и кратеров, стоит вечная тьма и температура не поднимается выше точки замерзания.

Происхождение этого льда связано, вероятно, с попаданием в Луну комет в ранний период существования Солнечной системы. Кометы состоят в основном изо льда, пыли и камня, так что любая комета, столкнувшаяся с Луной в одном из затененных мест, должна была оставить после себя залежи воды и льда. Воду, в свою очередь, можно превратить в кислород и водород (которые, так уж совпало, являются основными компонентами ракетного топлива). Это обстоятельство могло бы сделать Луну космической заправочной станцией. Кроме того, воду можно очистить и использовать для питья или для создания небольших сельскохозяйственных ферм.

Между прочим, группа предпринимателей из Кремниевой долины создала компанию Moon Express, цель которой - начать процесс разработки лунного льда. Это первая компания, получившая от правительства разрешение на подобную коммерческую деятельность.

Правда, предварительная задача Moon Express выглядит скромнее. Компания начнет с того, что доставит на Луну беспилотный вездеход, который займется систематическим поиском залежей льда. Moon Express уже собрала достаточно денег частных инвесторов для выполнения этой задачи. А если с финансированием все хорошо, значит, процесс пошел.

Ученые изучили лунный грунт, доставленный астронавтами в ходе программы «Аполлон», и считают, что на спутнике Земли, возможно, имеются и другие экономически значимые элементы. Для электронной промышленности необходимы редкоземельные элементы, но на Земле их запасы находятся в основном в Китае. Притом что Китаю принадлежит около 30% всех мировых запасов, там производят до 97% всего их количества, которое поступает на рынок. Согласно оценкам, в ближайшие десятилетия запасы начнут истощаться и перед нами встанет насущная задача поиска альтернативных источников. Редкоземельные элементы обнаружены в лунных породах, так что, возможно, когда-нибудь добывать их на Луне станет выгодно.

Еще один важный элемент для электронной промышленности - платина: доказано наличие на Луне платиноподобных минералов, принесенных туда, возможно, древними астероидами.

Наконец, существует возможность найти на Луне гелий-3, который очень пригодился бы нам в термоядерных реакторах. Когда атомы водорода объединяются при чрезвычайно высоких температурах, ядра водорода сливаются, образуя ядра гелия и выделяя большое количество энергии и тепла. Однако этот процесс порождает также огромное количество нейтронов, которые представляют опасность. Преимущество процесса синтеза с участием гелия-3 заключается в том, что в нем вместо нейтронов высвобождается дополнительный протон, с которым проще иметь дело и который отклоняется электромагнитными полями.

Реакторы термоядерного синтеза все еще находятся исключительно на экспериментальной стадии, и до сих пор на Земле не работает ни один такой реактор. Но если их разработка будет успешно завершена, то в будущем можно было бы добывать на Луне гелий-3 и снабжать этим топливом термоядерные реакторы.

В связи с этим возникает тонкий вопрос: а законно ли добывать на Луне полезные ископаемые? Можно ли там хотя бы застолбить участок?

В 1967 г. Соединенные Штаты, Советский Союз и многие другие страны подписали Договор о космосе, который запрещал отдельным государствам объявлять своими небесные тела, такие как Луна. Он запрещал доставлять ядерное оружие на орбиту Земли, размещать его на Луне и где угодно еще в космосе. Испытание таких вооружений также было запрещено. Договор о космосе - первый и единственный в своем роде - действует по сей день.