Кто убил хасана и хусейна за что. Хасан ибн али - последний праведный халиф. Шиитская точка зрения


Те же Омейады, выступавшие с войском против халифа Али, продолжили свою вражескую позицию и по отношению к внукам Пророка Мухаммада – Хасану и Хусейну. По утверждениям Месуди Халиф Хасан был отправлен Муавией, ибо Муавия считал его своим прямым конкурентом на пути к вершине халифата. Отравление было организовано посредством жены халифа Хасана. Когда внук Пророка Мухаммада был отравлен, радости Муавии не было предела, узнав эту весть, Муавия бросился плясать, в голос распевать песни, так рад он был тому, что Хасан был устранен с политической арены халифата. Брат халифа Хасана, халиф Хусейн был убит сыном Муавии - Йезидом в событиях при Кербеле.

Исторические источники упоминают, что Йезид был чрезвычайно рад этому и глумился над телом убитого внука Пророка, палкой катая отрубленную голову халифа по земле, при этом продолжая оскорблять покойного. Сестра Хасана и Хусейна – Зайнаб, внучка Пророка Мухаммада, из-за опасений, что она может сплотить вокруг себя мусульман и вызвать восстание против Муавии, была предусмотрительно изгнана подальше от столицы без права возвращаться в нее когда-либо. Никогда не забывайте, что именно Омейады были убийцами внуков Пророка Мухаммада, при этом имея бесчестие оправдывать свои действия интересами и чистотой Ислама и, как ни печально, сумели таки запечатлеть в истории свое имя как яростных радетелей и просветителей Ислама.

Мы не хотели бы вдаваться в детали этих событий и искать виновного в начале тех войн. Мы лишь хотим показать, насколько надежными (!) радетелями Ислама были Омейады, привнесшие в Ислам тысячи хадисов, человеческих измышлений и добавлений, спровоцировавших разделение единой мусульманской уммы на мазхабы. Хадисы, придуманные и привнесенные в Ислам при Омейадах, позднее уже во времена Аббасидов (естественно с добавлением хадисов Аббасидского изобретения) были канонизированы и превратились в собрания хадисов. Эти хадисы и стали тем гнилым фундаментом, который расколол единство уммы на мазхабы. Именно при них халифат стал переходить по наследству, от отца к сыну. Они присвоили себе право быть халифами. С одобрения этих халифов были сформированы основные мазхабы и написаны десятки собраний хадисов. Но ответьте себе на вопрос: могут ли быть надежными и внушающими доверие хадисы, придуманные в угоду мазхабов, при прямом попустительстве и поощрении убийц внуков Пророка Мухаммада? Конечно же, нет. Однако большая часть историков Ислама пытается показать Сиффинскую битву как ошибку в доктрине халифа Али, ошибку иджтихада, тем самым оправдывая власть Омейадов. Но ведь это совершенно естественно, что люди, получившие власть насильственным путем, будут стремиться показать правомочность и правоверность своей власти, и уж всяко позаботятся о том, чтобы историки написали в летописях то, что выгодно и превозносит их власть.



Но, как гласит древнетюрская пословица, – глиной Солнце не испачкать, так и Омейадам не скрыть своих преступлений против Ислама. До прихода Омейадов не было наследственной передачи власти в халифате, как не было и иного источника Ислама, кроме Корана. Скромная жизнь Пророка и четыре праведных халифа сменилась роскошью дворцов, помпезностью одеяний и убранств, бесконечными церемониями. Духовная власть стала синонимом денег и власти, а халифат стал внутрисемейным султанатом, где сын наследовал власть от отца. Словом, пословица рыба тухнет с головы, точно описывает положение этого периода. Омейадские халифы славились своими винными пиршествами, к примеру. Или же вспомним скандально известного Валида, наследовавшего халифат вопреки откровенной критике Корана, ему не нравились некоторые аяты Корана и он считал возможным критиковать их и считать ненужными. (см. Масуд 3/228, Исфахани 7/49, Ибн-ль Ясир 5/290).

Хадисы стали записываться как раз в этот период. Однако во время записи хадисов слова передатчиков часто путались с преданиями и легендами. Несмотря на то, что эпоха Омейадов славилась свои активным хадисотворчеством, до нас не дошло ни одного собрания хадисов в виде книги, относящегося к этому периоду. Кутуб-и ситта (собрание 6 книг самых известных хадисов) были изданы в виде книги уже позднее, во времена правления Аббасидов. Если принять во внимание, что изданные хадисы были сочинены в эпоху Омейадов, то есть источниками их были Омейадские халифы, то становится понятна причин ужасающего искажения Ислама, допущенного в период хадисотворчества.

Еще раз подытожим: Пророк Мухаммад неизменно наставлял мусульман в абсолютной достаточности Корана для следования Исламу, запрещал записывать какие-либо свои слова, и на протяжении правления 4-х праведных халифов также не существовало ни одного источника познания Ислама кроме Корана. Только в эпоху узурпировавших право наследования власти Омейадов, убивших обоих внуков Пророка Мухаммада, начала буйно расцветать традиция хадисотворчества, спровоцировавшая раскол уммы на многочисленные мазхабы и тарикаты. А теперь давайте решим: чему мы будем верить, Корану, словам Пророка и праведных халифов, или же убийцам халифов, внуков Пророка, пытавшихся придумать законодательное оправдание своим действиям, позволявшим себе придумывать в хадисах то, чего они не могли найти в Коране и вводившим в Ислам новые положения, отвечавшие их собственным интересам. Думаю, ответ очевиден: человек искренний и разумный должен категорически следовать букве и слову Корана, не принимая в расчет какие-либо иные источники или традиции, тем самым ограждая себя от искажения сути Корана.

ИСЛАМ НАИЗНАНКУ

Слова халифа Али, сказанные в отношении позиции Омейадов, очень точно описывают суть проблемы: «Они ведь тоже рядятся в одеяния веры, но только вот одевают их наоборот». Коварная сторона проблемы кроется именно здесь. Система мазхабов, выступившая изначально от имени Ислама, со временем стала импозировать себя как суть подлинный Ислам. И как жаль, что нововведения в Ислам, сделанные в тот период, сегодня уже считаются обязательной частью Ислама. Словом, все как в притче – одни сумасшедший бросил в колодец камень, а сорок мудрецов теперь и не знают, как его вытащить оттуда. Проблема ведь не в Исламе, а в тех, кто одевает Ислам наоборот. Даже самое роскошное одеяние, когда оно надето наизнанку, выставляет своего хозяина на посмешище, так и те, кто выдает миру совершенно перевернутый Ислам, выставляют на посмешище себя. Печально и то, что некоторые невежды и злонамеренные люди стремятся насмехаться над Исламом, над тем вывернутыми шиворот навыворот Исламом, который к Кораническому Исламу отношение имеет весьма отдаленное. Тогда как это вина не одеяния, а тех, кто одевает его наизнанку.

Нам не хватит этой книги, чтобы описать все недостойные деяния и бесчестие Омейадов, собственно это и не является нашей целью. Если бы пожелал Бог, Он сделал бы Коран много толще нынешнего и если бы Он пожелал, Он смог бы добавить сейчас в Коран то, что Он считал бы нужным добавить. Но, принимая во внимание, что Бог ниспослал Коран в существующем ныне виде, мы должны четко понимать, что Он спросит с нас только по нему, ни более, и не менее того. Хвала Всевышнему, что Он разъяснил нам свой вероустав в Коране и не оставил нас блуждающими, вынужденными выслушивать измышления Омейадов, выбирать подходящие хадисы или же решать, какой мазхаб нам выбрать для следования в жизни.

Третьего числа месяца Шаабан в четвёртом году Хиджры на свет появился Хусейн – сын Али ибн Абуталиба и Фатимы (да будет доволен ими Аллах). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), узнав о рождении внука, поспешил в дом дочери и попросил Асму принести младенца. Асма, запеленав ребёнка в белую материю, принесла его Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с любовь взял малыша на руки и прочитал в его правое ухо азан, а в левое – икаму.

После рождения благословенного младенца ангел Джабраил (мир ему) снизошёл к Пророку Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «Мир Тебе, о Расулюллах! Назовите этого ребёнка по имени младшего сына Харуна (мир ему) – Шубейр, что по-арабски будет Хусейн. Али по отношению к тебе подобен Харуну по отношению к Мусе ибн Имрану (мир им) – с той лишь разницей, что после тебя не будет больше пророков». И это священное имя этому благословенному младенцу было даровано Всевышним Аллахом. На седьмой день после рождения Хусейна (да будет доволен им Аллах) Фатима (да будет доволен ею Аллах) принесла в жертву овцу, подстригла волосы младенцу и на вес волос раздала милостыню серебром.

С самого рождения младенца вплоть до кончины Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Хусейн воспитывался дедом. Все люди были свидетелями безграничной любви Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к любимому внуку.

Как-то раз Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) зашёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и застал высокочтимых Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллах) у него на спине. Увидев их на таком святом месте, он тут же воскликнул: «Как прекрасен тот, кого вы оседлали!» И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «И какие они прекрасные всадники!» Наверное, мало кто в то время понимал, что же на самом деле имеет в виду Пророк (мир ему и благословение Аллаха), потому что они были просто детьми. А Расуллюллах их уважал и любил, как никто иной, поскольку предвидел их дальнейшую судьбу.

Но всё же особую любовь и уважение Пророк (мир ему и благословение Аллаха) испытывал к Хусейну (да будет доволен им Аллах). Он неустанно играл с ним, исполняя все его желания. О безграничной любви к внуку повествуют и хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Так, от Язида ибн Аби Зияда (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел из дома Айши (да будет доволен ею Аллах) и, услышав плач Хусейна, обратился к дому Фатимы (да будет доволен ею Аллах), сказав: «Разве вы не знаете, что его слёзы причиняют мне боль?»

Со слов Фатимы (да будет доволен ею Аллах) передаётся такой хадис: «Вместе с Хасаном и Хусейном я отправилась к отцу, Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы ухаживать за ним, в то время, когда он заболел и находился при смерти. Я сказала ему: “О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), я привела двух сыновей. Ты не хочешь оставить им что-нибудь из своего наследства?” На что он ответил: “Отчего же, Хасан унаследует от меня доблестную внешность и великодушие, а Хусейн – смелость и отвагу”».

Действительно, Хусейн (да будет доволен им Аллах) был очень смелым и мужественным человеком. На свете было много людей, которые оставили в памяти народа много хорошего о себе: одни поражали своими подвигами и храбростью в боях, вторые – щедростью и добродушием, третьи – честностью и великодушием, но Хусейн (да будет доволен им Аллах) был неисчерпаемым источником, который вобрал в себя все лучшие качества.

Шесть лет своей жизни Хусейн (да будет доволен им Аллах) провёл рядом со своим любимым дедом. А после кончины Великого Пророка человечества (мир ему и благословение Аллаха) он тридцать лет провёл со своим отцом Абу Турабом (да будет доволен им Аллах). Во время правления отца он вместе со старшим братом Хасаном (да будет доволен им Аллах) при любой возможности выражал протест против захватчиков халифата и вставал на защиту своего отца и религии Всевышнего Аллаха… Но вскоре и Хайдар скончался, а вслед за ним и брат Хасан (да будет доволен ими Аллах) покинул этот мир. Но Хусейн (да будет доволен им Аллах) смирился с судьбой, поскольку знал, что на всё воля Всемогущего Аллаха.

Попытки свергнуть царя-угнетателя и назначить халифом Хусейна (да будет доволен им Аллах)

Муавийат, правивший в это время Шамом, был добр и милосерден к подданным, уважал ахль аль-байт Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Он сам не ел, если они были голодны, не пил, если они испытывали жажду, и ничего для них не жалел. Муавийат ничего не делал не посоветовавшись с Хусейном (да будет доволен им Аллах). Отправившись в священную Мекку для совершения хаджа, на обратном пути он заболел. Вернувшись домой сильно ослабленным от боли, он понял, что ему недолго осталось. Он подозвал своего сына Йазида и сделал завещание. Муавийат поручил Йазиду халифат, заключив договор, и жители Шама согласились с этим. Отец вверил Йазиду ахль аль-байт, особо наказал не обижать их и даже строго предупредил, назвав имя: «Смотри, не убивай Хусейна (да будет доволен им Аллах)». Также сказано, что Муавийат велел Йазиду передать халифат Хусейну (да будет доволен им Аллах), когда он станет взрослее, особо разъяснив, что быть халифами – исключительное право ахль аль-байт, а не их. Сделав доброе завещание сыну и покаявшись, с надеждой на милость Прощающего Аллаха Муавийат, да смилуется над ним Аллaх, отправился в Ахират.

Вскоре, похоронив отца, по завершении всех ритуалов соболезнования Йазид сел на его трон. Он обмывал начало своего царствования, устраивая для своего окружения радостные сборища. Йазид не выполнил завещания, сделанного отцом, не проявлял почтения к потомкам Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он перестал выплачивать им жалованье и ничего не сделал им, кроме плохого. Он отдалил от себя этих людей, которых отец привёл к себе в Шам, заботясь о них, как о своих близких. После смерти Муавийата для Хусейна (да будет доволен им Аллах) и его семьи не было ни одной ночи без тревоги.

Хусейн (да будет доволен им Аллах) отправился к сестре Сакине и поделился с ней своими переживаниями, сказав, что хочет вернуться на родину предков, в Мекку и Медину. Она согласилась с братом и сказала, что лучше спросить разрешение на это у Йазида. Зная о коварстве Йазида, которому нельзя было доверять, они побоялись уйти без его разрешения.

Хусейн (да будет доволен им Аллах) написал письмо Йазиду, в котором поведал о своём желании вернуться в Медину. Йазид грубо ответил ему, что он может идти куда хочет. Всей семьёй покинув Шам, родня Пророка (мир ему и благословение Аллаха) отправилась в путь. Преодолевая голод, жажду и тяготы на пути, потомки Хабиба (мир ему и благословение Аллаха) прибыли в Медину.

Йазид отстранил от должности правителя Медины Марвана ибн Хакама, который был назначен Муавийатом, и на его местоназначил Валида ибн Утбата. Ко времени возвращения Хусейна (да будет доволен им Аллах) тот уже был правителем Медины. Он получил письмо от Йазида, в котором тот велел привести жителей Медины к присяге. Валид отправил к Абдуллаху ибн Зубайру (да будет доволен ими Аллах) и Хусейну (да будет доволен им Аллах) человека с требованием присягнуть Йазиду. Хусейн (да будет доволен им Аллах) не согласился присягнуть Йазиду и твёрдо заявил отказ. Также он изрёк истину, сказав, что халифат не дозволен тем, кто не из ахль аль-байт Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Йазиду, которому, если следовать истине, пришлось бы оставить халифат, и его окружению отказ Хусейна (да будет доволен им Аллах) совсем не понравился. К тому же, словно шпион, вмешался и Марван, стремившийся навредить Хусейну (да будет доволен им Аллах) и его семье.

Теперь, когда их стали тревожить и в Медине, Хусейн (да будет доволен им Аллах) с Абдуллахом ибн Зубайром (да будет доволен ими Аллах) отправились в Мекку. Мекканцы очень обрадовались его прибытию и встретили их очень радушно.

Навести порядок в Куфе, Басре и на земле Ирака было поручено Ибн Зийаду… В Куфе стало известно о том, что Хусейн (да будет доволен им Аллах) отказался присягнуть Йазиду и отправился в Мекку. Жители Куфы, которые любили Али (да будет доволен им Аллах), собрались, чтобы посоветоваться и подумать, как им быть. Собравшиеся пришли к единому мнению и решили, что не будут терпеть притеснения и гнёт Йазида. «Не подобает, чтобы правление халифатом было у Бану Умаййат», – сказали они и решили передать правление Хусейну (да будет доволен им Аллах).

Сулайман аль-Хазаи встал и начал речь с восхваления Всевышнего, затем произнёс салават Пророку Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и перечислил караматы Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах). Потом он сказал: «Мы являемся его и Хусейна сторонниками, а Хусейн нуждается в нашей помощи», – и пояснил, что Хусейн (да будет доволен им Аллах) был вынужден уйти в Мекку, опасаясь козней людей Абусуфьяна. Он задал вопрос собравшимся, помогут ли они Хусейну (да будет доволен им Аллах). «Если вы обещаете помочь и не измените потом данному обещанию, у нас есть возможность добиться, чтобы халифом стал Хусейн (да будет доволен им Аллах), потомок Пророка (мир ему и благословение Аллаха), имеющий на это законное право». Собравшиеся в один голос дали слово помочь Хусейну (да будет доволен им Аллах). Все выразили готовность отдать жизнь за него и выступить против любого врага, скрепив договор твёрдым обещанием. Получив такое обещание, Сулайман велел написать письмо Хусейну (да будет доволен им Аллах) и отправил гонца с посланием от имени всех собравшихся.

Гонец прибыл в Мекку, остановился у Хусейна (да будет доволен им Аллах), передал ему письмо и стал ждать ответа. Хусейн (да будет доволен им Аллах), прочитав письмо куфийцев и поняв их цель, долго молчал. Саййид Хусейн (да будет доволен им Аллах) отказался от предложения, сказав, что не собирается покидать Мекку и хочет остаться до конца жизни в Уммаль-Кура, где родился Расулюллах (мир ему и благословение Аллаха). Но даже после такого ответа куфийцы не оставляли Хусейна (да будет доволен им Аллах) в покое. Их гонцы постоянно приходили к нему, и во всех письмах выражалась готовность присягнуть ему. Из Куфы поступило около тысячи писем, и во всех говорилось о притеснениях Йазида. Желание народа свергнуть царя-угнетателя и сделать Хусейна (да будет доволен им Аллах) халифом становилось всё более настойчивым.

Когда же жители Ирака отправили Хусейну (да будет доволен им Аллах) последнее письмо с угрозой: «Если откажешься и оставишь нас в притеснении, завтра на Арасате ты будешь ответчиком», Хусейн (да будет доволен им Аллах) был в смятении. Он сжалился над уммой и оказался вынужденным встать на защиту Шариата Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Он вознамерился отправиться в Куфу, как и было предопределено Аллахом. Боясь Аллаха, сжалившись над уммой, обливаясь слезами, он взял в руки бумагу и перо. Он ответил на просьбу куфийцев и отправил им письмо с этой радостной вестью. Гонца, который вёз в Куфу письмо с ответом, сопровождал Ибн Укайл. В письме куфийцам сообщалось, что до его прибытия имамом для них будет Муслим.

Жители Куфы с радостью приняли прибывшего в Куфу Муслима и сразу по прибытии принесли присягу Хусейну (да будет доволен им Аллах). Об этом стало известно Нуману ибн Баширу. В это время Нуман был правителем Куфы, и ему не понравился приезд Муслима с письмом. Он написал Йазиду в Шам, сообщая о предстоящем прибытии Хусейна (да будет доволен им Аллах).

Йазид срочно вызвал Убайдуллаха ибн Зийада, сообщил ему весть о Хусейне (да будет доволен им Аллах) и приказал подготовить войско. Собрали войско, подготовили оружие, и с этой силой Убайдуллах вышел в путь. Поздней ночью, когда все спали, они тайно, как воры, вошли в Куфу со стороны степи. Воины входили в Куфу в одежде жителей Хиджаза. Людей из Шама, одетых в хиджазскую одежду, куфийцы приняли за Хусейна (да будет доволен им Аллах) и его сторонников. Они восклицали: «Добро пожаловать!» – приветствуя их. Каждый встречный выражал им свою радость. Увидев, как они любят Хусейна (да будет доволен им Аллах), Ибн Зийад ещё больше разгневался. Он подавил свой гнев и тайно вошёл во дворец правителя.

Утром он собрал людей и объявил им о том, что они должны подчиниться ему. Он восхвалил Йазида, разбранил людей Хусейна (да будет доволен им Аллах) и стал угрожать жителям Куфы. Муслим услышал речь этого проклятого и отправился к Hани ибн Урвату. Он попросил убежища в его доме, так как его жизни угрожала опасность и ему было необходимо сменить место жительства. Hани было стыдно отказать Муслиму, и он принял его, хотя и не хотел. Теперь те, кто хотел присягнуть Хусейну (да будет доволен им Аллах), стали тайком ходить к Муслиму. Тот записывал их имена, и количество пришедших людей достигло двадцати тысяч.

Злосчастный сын Зийада поручил своему слуге обойти Куфу и разыскать Муслима. Ибн Зийад дал слуге три тысячи дирхемов для Муслима, чтобы войти в доверие к нему и разузнать у него обо всём. Тот после долгих поисков выследил Муслима и под видом гостя из Шама пришёл к нему, сказав, что хочет присягнуть Хусейну (да будет доволен им Аллах). Муслим поверил и принял его с радостью. Лицемер, продавший себя за копейки, достиг цели, узнав о местонахождении Муслима, и вернулся, выполнив поручение. Он отправился к Ибн Зийаду и доложил, что Муслим находится в доме Ибн Урвата. Затем Убайдуллах отправил туда группу людей, поручив им немедленно привести к нему Hани ибн Урвата.

Hани привели во дворец правителя, Убайдуллах стал упрекать его: «Ты думал, я не узнаю о том, что ты прячешь в своём доме Муслима?!»

Поняв, что амир обо всём знает, Ибн Урват стал учтиво оправдываться. «О правитель! Я не приглашал Ибн Укайла к себе домой. Я впустил его, поскольку он пришёл с просьбой сдать ему комнату. Если это не дозволено, я выгоню его, только отпустите меня домой», – просил он. «Если не приведёшь ко мне Муслима, дома тебе не видать», – пригрозил ему правитель. «Я не приведу к тебе гостя, даже если придётся умереть», – смело возразил Hани. Тут вмешался Ибн Амр и стал уговаривать его выдать Муслима правителю. Ибн Урват поклялся Ибн Амру, что этому не бывать, пока он жив. Ибн Зийад разгневался и ударил его по лицу тем, что попалось под руку. Hани в ответ набросился на него как лев, но люди Ибн Зийада схватили его и увели. Ибн Зийад стал кричать, чтобы его посадили в тюрьму. Hани закрыли в одной комнате.

Вскоре до родных Ибн Урвата стали доходить слухи, что Убайдуллах убил его. Они оседлали коней и все вместе, вооружившись саблями, собрались отомстить за убийство. Они собрались у ворот дворца правителя и подняли там шум.

Ибн Зийад спросил, что это за шум, и ему ответили, что пришла родня Ибн Урвата. Ибн Зийад велел показать им Ибн Урвата, чтобы те успокоились, увидев его живым. Шурайх выполнил поручение Ибн Зийада, и родня Hани вернулась обратно, убедившись в том, что он жив. После этого Муслим напал на дворец правителя с восемнадцатью тысячами всадников. Их встретило войско Убайдуллаха, которое находилось в крепости, и произошло кровопролитное сражение. В разгар сражения Ибн Шихаб поднялся на самое высокое место и громким голосом, чтобы услышали все, начал выкрикивать угрозы. «Сторонники Муслима, присягнувшие Хусейну! – кричал он. – Вас настигла беда! Из Шама прибыли войска Йазида! Поберегите себя и не сражайтесь понапрасну! Если вы не прекратите сражаться, Убайдуллах поклялся, что больше не сжалится над вами!» Воины Муслима поверили ему и, напуганные, разбежались.

И уже к вечеру верными присяге остались только десять всадников. Когда Муслим зашёл в мечеть помолиться, те десять тоже исчезли. Удручённый изменой, израненный, уставший и оказавшийся в безвыходном положении, Муслим сел на коня и поехал по одной из куфийских улиц. Не было никого, кто приютил бы его. У ворот одного дома он увидел женщину. Муслим поприветствовал её. Она ответила на приветствие и спросила, не нужно ли ему чего. Муслим попросил воды, и эта женщина дала ему воду. Муслим выпил, и она спросила его, кто он. «Чужестранец, которого предали друзья и которому некуда идти», – ответил Муслим. «Откуда ты?» – спросила она. Муслим рассказал ей о себе: «Я сын Укайла, брата Али-асхаба, и саййид Хусейн приходится мне двоюродным братом». Женщина прослезилась. Она завела Муслима к себе домой и стала заботиться о нём как о своём брате. Она отделила ему угол, спрятала от всех и оказала гостеприимство по мере своей возможности. Тем временем неразумный Убайдуллах продолжал суетиться, говоря, что не будет жить, оставив Муслима в живых, и тому, кто приведёт Муслима, пообещал десять тысяч дирхемов.

Хозяйку дома, приютившую Муслима, звали Тават. Её маленький сын рассказал другу об их госте. Так, из-за того, что мальчик проговорился по неведению, стало известно о местонахождении Муслима.

Воины во главе с Мухаммадом ибн Ашасом отправились на поимку Муслима. За десять тысяч дирхемов раб взялся выполнить поручение негодного Ибн Зийада. Услышав на улице цокот копыт, Муслим догадался, что прибыли лицемеры. В тот же час он оседлал коня, вооружился и сказал себе: «Пора!» Он поблагодарил Тават за гостеприимство и попросил её открыть ворота, чтобы он мог выехать. Не успела она отворить ворота, как он, подобно раненному льву, с сердцем, исполненным гнева, бросился в толпу врагов. Он вдохновенно сражался и убил много людей. Всадники Ашаса понесли большие потери, им никак не удавалось справиться с Муслимом. И тогда Ибн Зийад велел Ашасу пообещать Муслиму безопасность. Ашасу пришёлся по душе приказ Ибн Зийада, и он обратился к Муслиму с таким предложением. «Мне не нужны гарантии безопасности от коварных людей», – заявил Муслим и снова вступил в бой.

Сражаясь и убивая, он и сам был изранен и из-за сильной жажды совсем ослаб. Пробившись сквозь ряды врагов, он отошёл в сторону и присел у стены. Но враги вновь напали на него, и он снова встал и начал сражаться. Раны его кровоточили, силы иссякли. Он упал с коня. Его схватили и обезоружили. Муслим попросил воды. Ибн Амр аль-Бахили грубо ответил ему, что вместо воды он выпьет из рога смерти. Муслим воскликнул: «О куфийцы, почему вы не даёте хотя бы воды выпить?» Кайс, слуга Амра ибн Харса, подошёл к нему с ковшом и кувшином воды. Он набрал ковш и дал Муслиму. Но Муслим не смог выпить, кровь, сочившаяся с его лица, смешалась с водой, и он не стал пить окровавленную воду.

Пленного Муслима отвели к Убайдуллаху во дворец. Некий человек, стоявший рядом с Муслимом, велел ему поприветствовать правителя Убайдуллаха. Муслим дал ему достойный ответ, поклявшись, что он для него не правитель. Этими словами он пронзил ему грудь и заставил замолчать. Он вступил в спор с Ибн Зийадом, и речь его подобно сабле отсекала слова этого негодяя. Они долго дискутировали по поводу халифата, и Муслим сказал: «Разве люди Суфьяна не отняли его силой?»

Проклятый Убайдуллах приказал некоему человеку из Шама отрубить голову Ибн Укайлу. И поскольку этому человеку раньше доставалось от Муслима, теперь он своей рукой убил Муслима, ставшего шахидом. После этого Ибн Зийад приказал отправить Hани вслед за Муслимом. Мухаммад ибн Ашас, склонив голову, стал смиренно умолять правителя не убивать Hани: «Оставь этого человека, принадлежащего многочисленному роду и почитаемого им, известного во всей Куфе. Его родня сделает меня своим врагом, ибо я привёл его к тебе». Но правитель, да будет он несчастен, не пожелал даже слушать его и не согласился оставить Hани в живых.

Hани отвели на рынок овец со связанными назад руками. Хотя ему ничего не сказали, он сам догадался, что ведут убивать, и посочувствовал сам себе. Слуга Ибн Зийада Рашид подошёл к нему и ударил его саблей, но не причинил никакого вреда. Hани попросил Всевышнего сделать эти мучения искуплением его грехов. Снова неверный Рашид набросился на Hани, и от второго удара тот стал шахидом.

Ибн Зийад отправил в Шам к Йазиду двух верных всадников с головами обоих убитых и с письмом, в котором подробно описал всё, что произошло с ними и что он сам натворил в Куфе. Верные гонцы Ибн Зийада доставили Йазиду письмо и головы. По приказу Йазида обе головы повесили у ворот города Дамаска. Гонцам, принёсшим головы, он подарил по десять тысяч дирхемов. Так погиб Муслим.

В другом сказании приводится завещание Муслима, которое он сделал перед гибелью. В день, когда он должен был отправиться в Ахират, он попросил привести к нему кого-нибудь из курайшитов. К нему пришёл Ибн Саид и сказал: «Сделай своё завещание». Муслим, в первую очередь, произнёс оба шахадата, во-вторых, он попросил предать его земле после гибели. В-третьих, сказал, что должен один дирхем, попросил продать его кольчугу и вернуть долг и сообщил, кому он должен. Известие о том, что Хусейн (да будет доволен им Аллах) выехал из Мекки, встревожило Муслима. Он поручил Умару ибн Саиду написать письмо Хусейну (да будет доволен им Аллах), чтобы тот не приезжал, ибо с Хусейном может случиться то же, что и с ним.

«Он перебил тысячу пятьсот наших всадников, сбросьте его с высоты», – приказал Ибн Зийад. Слуги Ибн Зийада выполнили его приказ и сбросили Муслима с высоты. Затем ему отрубили голову и вместе с головой Hани отправили в Шам, как было сказано ранее.

ГЕНОЦИД СЕМЬИ ПРОРОКА

(Из Википедии)

Аль-Хусейн ибн Али аль-Кураши(араб. الحسين بن علي‎; 8 января 626, Медина — 10 октября 680, Кербела) — второй сын Али ибн Абу Талиба и Фатимы; третий шиитский имам. День его гибели во время сражения близ Кербелы с войском омейядскогохалифа Язида I отмечается шиитами как траур ашура.

Фото из сайта: http://pix2pix.org/

Хусейн почти не принимал активного участия в общественно-политической жизни Халифата вплоть до смерти Омейядского халифа Муавии I (680) После назначения Муавией своего сына Язида халифом, Халифат превратился в монархию. Этот процесс был встречен в обществе весьма неоднозначно. Против монархии Омейядов в Медине выступили несколько влиятельных сподвижников пророка Мухаммеда, в числе которых был и Хусейн.

В это же время, жители Куфы подняли восстание против халифа Язида и пригласили Хусейна к себе. Хусейн откликнулся на эту просьбу и, вместе со своей семьей и приближенными, выехал в направлении Куфы для того, чтобы возглавить жителей этого города. Для изучения обстановки в городе, Хусейн послал туда своего представителя Муслима ибн Акиля, который приехал в Куфу и отправил Хусейну послание, в котором сообщал, что около 18 тысяч куфийцев уже присягнули на верность Хусейну и ждут его приезда.

Халиф Язид сместил наместника Куфы и назначил туда Убайдуллаха ибн Зияда, отличавшегося суровым характером и жестокостью. Приехав в Куфу Убайдуллах публично объявил о том, что будет убивать всех, кто выступит против Омейядов. Привлекая на свою сторону основной части населения и местных лидеров, Убайдуллах смог подавить это восстание. Когда Муслим ибн Акиль попытался выступить против него, то оказалось, что все бывшие сторонники Хусейна разбежались и он остался один. Муслима выдали властям и казнили.

Муслим ибн Акил

Перед смертью Муслим ибн Акиль успел отправить послание Хусейну, где он не рекомендовал ему въезжать в Куфу, но Хусейн продолжил движение в сторону города и подошел к местечку Кербела. Возле Кербелы с ним встретились халифские войска, которые были укомплектованы, в том числе, и из числа куфийцев, которые совсем недавно сами приглашали его в город. Во время переговоров Хусейн попросил отпустить его и его приближенных, но его противники выдвинули для его освобождения такие условия, которые он не мог принять. Тогда войска халифа двинулись против небольшого отряда Хусейна и полностью разгромили его. Хусейн и ещё 72 человека, из которых 23 были его родственниками, погибли в битве. Хусейну отрубили голову и отправили вначале к Убайдуллаху ибн Зияду, а затем в Дамаск к халифу Язиду.

Смерть внука пророка Мухаммада вызвало возмущение народа и привело к новому восстанию в Мекке. Восстание возглавил Абдуллах ибн аз-Зубайр, которому удалось на короткое время захватить власть (с 684 по 692 гг.). Это восстание было последней попыткой ветеранов исламского движения не допустить превращения Халифата в абсолютную монархию и возродить модель правления Праведных халифов. Все эти события привели к падению суфьянитской ветви Омейядов и вхождению на престол побочной, марванитской ветвью.

Гибель Хусейна ещё больше сплотила сторонников семьи пророка Мухаммеда и повлияла на дальнейшие политические события. Многие политические движения в Арабском халифате против тирании властей проходили под лозунгами отмщения за кровь Хусейна.

Гробница Хусейна в Кербеле стала объектом паломничества шиитов.

Абдулла ибн Хусейн (Али Асгар)

Абдулла ибн Хусейн ибн Али ибн Аби Талиб (ар. - عبد الله بن الحسین) - сын Имама Хусейна (а), более известный как Али Асгар, который пал мученической смертью в Кербеле от стрелы, выпущенной Хармалой ибн Кахилем. Согласно убеждениям шиитов он обладает возвышенной степенью пред Аллахом, несмотря на свой малолетний возраст.

Родословная и рождение

Абдулла - сын Имама Хусейна (а) и Рубаб дочери Амру Кейса. Дата рождения Абдуллы ибн Хусейна доподлинно неизвестна, однако исторические источники указывают на то, что в момент смерти в Кербеле он был грудным ребенком.

В ранних суннитских и шиитских источниках сказано, что этот младенец носил имя Абдулла. Однако в более поздних шиитских источниках он получил известность как Али Асгар. Книги «Макталюль-Хусейн» Ахтаба Хаварезма и «Манакибу али Абу Талиб» Ибн Шахра Ашуба относятся к первым источникам, которые, описывая мученическую смерть малолетнего сына имама, назвали его по имени Али. Последующие исторические источники, следуя им, также называли павшего мученической смертью младенца именем Али Асгар (младший Али), а Имама Саджада (а) в большинстве случаев эпитетом Али Аусат (средний Али).
Но эти же источники, перечисляя имена детей Имама Хусейна (а), упомянули в их числе и сына по имени Абдулла, но не указали, как он умер. Подобные несоответствия берут свое начало в том, что в ранних и поздних источниках имеются разные мнения о количестве сыновей Имама Хусейна (а), носящих имя Али.
К числу хадисов, называющих имена сыновей Имама Хусейна (а), относится хадис, переданный Кулейни. Согласно этому хадису, когда Марван спросил о том, почему Имам Хусейн (а) назвал двоих своих сыновей именем Али, он услышал в ответ, что даже если бы у него было сто сыновей, он хотел бы дать им всем имя Али.

Мученическая смерть

В исторических источниках приводятся разные хадисы по поводу мученической смерти Али Асгара (а). Шейх Муфид передает: После того, как унесли тело Касима - сына Имама Хасана (а), Имам Хусейн сел перед шатром возле тел других мучеников. После к нему принесли Абдуллу (Али Асгара) и имам посадил его на свои колени. В это время мужчина из племени Бани Асад выпустил стрелу, которая поразила его. Имам вынул свою руку из-под горла младенца, и она была наполнена кровью. Он вылил кровь на землю и сказал: «Господи! Если ты забрал помощь неба, то установи её для того, что лучше, и отомсти за меня этим несправедливым!» Затем он унес тело младенца и уложил возле других убитых.
Согласно другой передаче, Имам Хусейн (а), после того, как пали смертью все его сподвижники и помощники, и перед тем, как самому вступить на поле битвы, в последние мгновения своей жизни подошел к шатрам для того, чтобы попрощаться со своей семьей. После прощания с ними он заключил в объятия Абдуллу (Али Асгара) и поцеловал его. Внезапно человек из племени Бани Асад выпустил стрелу в Абдуллу и этим предал его мученической смерти. Человек, выпустивший стрелу, упомянут по имени Хармала ибн Кахил.

Джалалуддин Хамаи:
Страдаю я в печали младенца, который вместо молока наполнил рот кровью из-за преступления Хармалы.
Младенца, который пил воду в источнике непорочности, а жжение жажды охватило все его тело.
Если бы не было расцветшего бутона красного тюльпана, то как бы окрасилась кровью его одежда.
Бутона, который пророс на лугу Захры, и от острия стрелы его тело стало подобно цветку с сотней лепестков.
Расцвел цветник на поле несчастья, бутоном его стал Асгар, а цветами Касим и Акбар.
Умер жаждущим тот почтенный младенец, изрезанный кинжалом и стрелой, и чей саван пришит к его телу.
И жду я, что тот, чей взгляд исцеляет каждый недуг, взглянет на меня краем глаза.

Данешноме Имам Хусейн

В других источниках упоминается, что Зейнаб принесла этого младенца к своему брату (Имаму Хусейну), чтобы он попросил воды у вражеского войска. Имам встал с младенцем напротив войска и сказал: «О, сборище. Вы убили моих последователей и мое семейство. Остался этот младенец, который уже корчится от жажды. Дайте ему глоток воды». И в это время, когда Хусейн (а) разговаривал с ними, мужчина прицелился в младенца, выпустил стрелу и убил его.
Но более всего известен хадис Ибн Джаузи от Хишама ибн Мухаммада Калаби, который говорит: Когда Абу Абдулла Хусейн (а) увидел, что войско Куфы упорствует в желании пролить его кровь, он взял в руки Коран, открыл его, возложил на свою голову и крикнул, обращаясь к воинам войска Куфы: «Пусть между мной и вами судят Книга Аллаха и мой дед Мухаммад (с) - Посланник Аллаха. О, люди! Почему вы считаете дозволенным пролитие моей крови?» В это время взгляд Имама Хусейна (а) упал на младенца среди маленьких детей, который плакал от жажды. Он взял его на руки и сказал: «О, сборище! Если вы не проявляете милосердия ко мне, то проявите милосердие к этому грудному младенцу». Тогда из войска Куфы мужчина (Хармала ибн Кахил Асади) выстрелил в горло младенца и предал его смерти. Имам Хусейн, увидев эту сцену, заплакал и сказал: «Господи! Рассуди Сам между мной и этими людьми, которые пригласили нас, чтобы помочь нам, но убивают нас». Затем Имам (а) расположил руку под горлом своего сына, а когда рука наполнилась его кровью, он брызнул ее в направлении неба и сказал: «Эти низведенные трудности облегчает для меня лишь то, что все они пред взором Аллаха». От Имама Бакира (а) передается, что ни одна капля той крови не упала обратно на землю.
Имам (а) отнес к шатрам бездыханное тело Али Асгара (а) и, после погребения его в землю, вернулся на поле битвы.
Некоторые пишут, что после смерти своего сына Имам Хусейн (а) сказал: «О, Аллах! Мученическая смерть этого младенца пред Тобой не меньше убийства верблюдицы Салиха. О, Аллах! Если сегодня Ты удержал от нас победу и Свою помощь, то установи их в том, что будет лучше для нас».

Погребение

Передается, что Имам Хусейн (а) своим мечом вырыл могилу и предал земле младенца. Другие историки пишут, что Имам (а) вернулся с ребенком в запачканных кровью пеленках и передал его Зейнаб (а). Также пишут, что он принес его тело и положил его рядом с телами других мучеников.

Врата нужд

Многие шииты называют Абдуллу ибн Хусейна (Али Асгара) вратами нужд. Это указывает на то, что по их убеждениям он обладает высокой степенью пред Аллахом, несмотря на то, что в момент мученической смерти он был грудным младенцем.

Литература

Данешнаме Имам Хусейн (а), Мухаммад Рейшахри, т.10, перевод: Мухаммад Муради, Кум, Даруль-хадис, 1430 год хиджры.
Муфид, Аль-иршад, Муассисату Алюль-бейт (а) ли тахкикит-турас, Бейрут, Даруль-Муфид, 1414/1993 года

https://shiizm.ru

Махатма Ганди (духовный лидер Индии): "Ислам обязан своим расцветом ни воинственности, а бесподобной самоотверженности Имама Хусейна. Я научился у Имама Хусейна, как одновременно быть угнетенным и победителем".

Эдвард Гиббон, 1737—1794
Знаменитый английский историк

«В отдалённом веке и состоянии общественного мнения трагическая сцена смерти Хусейна пробудит сочувствие даже холодного читателя» («Истории упадка и разрушения Римской империи», Лондон, 1911, т. 5, с. 391—392).

Томас Карлайл, 1795—1881
Британский писатель, публицист, историк и философ

«Хусейн и его товарищи по оружию своей несломленной верой в Господа и достойными делами доказали, что количество оружия перед моральной силой не играет никакой роли. Меня восхищает победа Хусейна над злом, несмотря на малое количество бойцов» («Жизнь четырнадцати непорочных», Кермани, с. 183).

Виктор Гюго, 1802—1885
Французский писатель, глава и теоретик французского романтизма

«Принципы революции Хусейна стали близки каждому мятежнику, который жаждет вернуть свои права у своих угнетателей».

Чарльз Диккенс, 1812—1870
Английский писатель, романист и очеркист

«Если Хусейн сражался ради личной цели и богатств, то почему он отправился в Кербелу вместе со своей семьёй, сёстрами и малолетними детьми? На это разум даёт лишь один ответ: он пошёл на такой риск лишь ради ислама» («Имам Хусейн и его друзья», с. 52).

Эдвард Гранвил Браун, 1862—1926
Британский писатель и востоковед

«Есть ли такое сердце, которое не услышало бы о трагедии Кербелы и не заплакало бы? Даже немусульмане не могут оспорить чистоту мучеников, погибших там» («Жизнь руководителей», с. 83).

Махатма Ганди, 1869—1948
Один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании

«Я не принёс для народа Индии новых идей. Лозунг „Свобода или смерть“ вытек из моего изучения героя Кербелы — Хусейна, и этот лозунг я подарил всем индусам. Если мы хотим спасти народ Индии, то мы должны последовать примеру Хусейна ибн Али» («Хусейн как руководитель народа», т. 30).

Дьёрдь (Георг) Лукач, 1885—1971
Венгерский философ-неомарксист

«Принципы Хусейна были сосредоточены на свободном характере и были направлены на то, чтобы сделать людей своего народа счастливыми в их жизни, чтобы быть в состоянии противостоять радикальным правителям, которые поработили их, и которым Хусейн противостоял со всей силой и решимостью».

Фрея Маделин Старк, 1893—1993
Британская путешественница и писательница

«Шииты во всём исламском мире возрождают память об Аль-Хусейне и его убийстве и оплакивают его в первые десять дней месяца Мухаррам… Там он разбил свой лагерь, в то время как его враги окружили его и перекрыли доступ к воде: подробности живы сейчас, как и тогда, 1257 лет назад… Не может кто-либо с большой пользой посещать эти святые города, если он не знает что-либо из истории, для кого эта трагедия встроена в самое их основание. Это одна из немногих историй, которую я не могу читать без плача».

Роберто Боланьо Авалос, 1953—2003
Чилийский поэт и прозаик

«Убийство Хусейна Язидом является величайшей политической ошибкой, совершённой Омейядами, которая забылась, и исчез её всякий знак или детали».

Антуан Бара, 1943
Христианский писатель из Ливана

«Нет сражения в современной и прошлой истории человечества, которое снискало бы больше симпатии и восхищения, а также преподавшего больше уроков, чем мученичество Хусейна в битве при Кербеле» («Хусейн в идеологии христианства»).

В эти траурные дни месяца Мухаррам мы хотим, чтобы вы ознакомились с написанной нами на основе достоверных преданий историей шахадата Имама Хусейна ибн Али, да будет с ним мир и благословение Аллаха, в сжимающих сердце подробностях его варварского убийства, с пронзающими душу последними речами Господина мучеников и вызывающими справедливые потоки ненависти и проклятий словами его убийц - худших из людей, которых никогда не простит Аллах и Его Посланник.

С огласно преданиям, Имам Саджад, увидев одиноким своего отца - Хусейна ибн Али, да будет мир над ними обоими, найдя в себе силы, встал с постели. Имам Зейн аль-Абидин был очень слаб из-за болезни и дрожал. Когда он одел боевые доспехи и собрался было выйти на поле брани, Имам Хусейн остановил его и сказал:

«О свет моих очей! Тебе не разрешено погибать сейчас, ибо привязано к тебе руководство (вилаят) . И привязано к тебе продолжение потомства Мустафы и Муртазы».

Молодой Имам вопросил: «О отец! Как я могу остаться без сладости мученичества?». На что его отец ответил: «О часть моего сердца! Не настал твой час, когда ты вкусишь сладость мученичества…». После этих слов он обнял своего сына, прижал его лицо к своему, и, попрощавшись с ним, дал последнее наставление: «О свет моих очей! Будь же терпелив и не отделяйся от этой дороги (терпения), ибо дорога эта - дорога пророков и друзей Аллаха». После этого Господин мучеников передал своему сыну вещи имамата, оставленные ему его отцом и братом Хасаном, да будет мир над ними всеми.

Итак, Имам передал своему сыну фамильные вещи, одел доспехи и, попрощавшись со своей семьёй, вышел на поле битвы. Встав перед армией Умара ибн Са’да, он крикнул:

«Я - сын Посланника Аллаха! Я - сын наместника Аллаха! Я - сын Али Муртазы!».

После чего сказал: «О люди угнетения! О сборище жестоких! Бойтесь мести Великого Аллаха, что мстит, не жалея! Бойтесь Аллаха, который утопил людей фараона в реке Нил! Бойтесь Того Аллаха, Который победил сподвижников хозяина слонов птицами Абабиля! Бойтесь гнева Безжалостного Аллаха, Который уничтожил город народа Лута! Бойтесь Аллаха, который пролил ливень смерти на родину сыновей Нуха! О угнетатели! Если вы верите в Того, Кто не щадит преступников, если вы верите в шариат Посланника Аллаха, то знайте что вас ждёт! Я призываю вас покаяться! Дайте мне увезти детей и женщин в края Эфиопии или в Анатолию, дабы не были они тут раздавлены! Если же вы жаждете биться, то выходите на битву по одному!».

Умар ибн Са’д и Шимр поняли, что Хусейн своими речами может перетянуть солдат на свою сторону и воскликнули:

«Эй, Хусейн! Наше сражение с тобой - приказ Язида! Твоё спасение - в присяге ему! Или ты, приняв наше предложение, присягнёшь Язиду, или опустишь голову перед смертью!».

После этого они обратились к лучникам с приказом: «Не дайте ему произнести речь! Пролейте на него дождь из стрел!». И тогда лучники стали обстреливать внука Посланника Аллаха. На небо взмыло чёрное облако из стрел, но ни одна из них не поразила цель. Тогда Хусейн ибн Али, да будет мир с ним, закружился на поле брани и кричал как лев: «Пусть выйдет мужчина, который смог бы сразиться со мной!». Имам убивал одним ударом каждого, кому хватило дьявольской дерзости выйти против него: он разбрасывал ряды лицемеров направо и налево.

Один из передатчиков поведал: «Не было никого, чьи сподвижники, дети и родственники были бы убиты, а он сражался бы так, как Хусейн ибн Али. Они обрушились на него, а он обрушился на них, и они стали разбегаться от его ударов, как стадо овец, перепуганных волком. Он сражался с теми, чья численность достигала тридцати тысяч человек, и пришла эта многочисленная свора в смятение, как перепуганная саранча, от одного человека. Тогда Абу Абд-Аллах вернулся к стану, повторяя непрестанно: „Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха, Высокого, Великого!“. И он сражался с ними, пока они не отрезали его от палаток».

Когда Имамом Хусейном, да будет с ним мир и благословение Аллаха, овладела слабость, он остановился, дабы немного отдохнуть от сражения. В это время выпущенный каким-то трусливым подлецом камень попал ему в лоб так, что кровь стекла на его одежду. Затем отравленная стрела пронзила его сердце. Но по воле Аллаха Имам не умер, сказав: «Во имя Аллаха, и через Аллаха, и на религии Посланника Аллаха!», а потом поднял голову к небу и произнёс:

«О Аллах, Ты знаешь, что они убивают того, после кого на земле не останется сына дочери Твоего Пророка!».

Затем он взял стрелу и вытащил её со спины, и кровь полилась из раны, как из жёлоба. После этого он уже не мог сражаться и остановился, отходя от каждого, кто приближался к нему, дабы тот не встретил своего Господа, испачканным в крови Непорочного.

Человек по имени Малик ибн Наср приблизился к Хусейну и стал поносить его, а потом ударил мечом по его благословенной голове так, что сломался шлем и заполнился весь кровью. Тяжело раненый Имам, да благословит его Аллах, достал платок, обвязал его вокруг головы, а поверх намотал чалму. Враги выждали и стали возвращаться как стая саранчи, чтобы добить его.

Тогда Абд-Аллах ибн Хасан ибн Али, который был ребёнком, выбежал из палатки, где находились женщины, и приблизился к Имаму. Зайнаб, сестра Хусейна, хотела остановить его, но он воспротивился, сказав: «Нет, клянусь Аллахом, я не оставлю своего дядю!». И тогда Абхар ибн Кааб, а другие сказали - Хармала ибн Кахиль - замахнулся своим мечом на Хусейна. И ребёнок закричал на него: «Горе тебе, сын блудницы! Ты хочешь убить моего дядю?». Тот хотел ударить мечом Хусейна, но ребёнок протянул свои руки, защищая его, и тот отрубил их, и повисли они на коже. И он закричал: «О дядя!». Имам притянул его к себе, обнял его и сказал: «О сын моего брата! Терпи же то, что с тобой случилось, и считай это благом, ибо скоро Аллах соединит тебя с твоими праведными отцами!». И тогда Хармала выстрелил в него из лука и попал ему в горло, и умер Абд-Аллах ибн Хасан ибн Али на руках у своего дяди.

И передано, что когда Имам Хусейн, да будет мир с ним, ослабел от ран, и из тела его со всех сторон торчали стрелы, Салих ибн Вахаб толкнул его копьём в бок так, что он упал с лошади на свою правую щёку, говоря: «Во имя Аллаха, и через Аллаха, и на религии Посланника Аллаха!». Зайнаб выбежала из палатки, крича: «О мой брат! О род Пророка! О если бы небеса обрушились на землю, о если бы горы стали прахом!». Шимр закричал своим прихвостням: «Чего мы ждём, пора расправиться с этим человеком!». Тогда они напали на него со всех сторон, и Зара ибн Шарик ударил его мечом по левой лопатке. Несмотря на слабость, Имам ударил его в ответ, да так, что тот упал. И кто-то другой ударил его мечом по плечу так сильно, что он рухнул наземь. Он пытался встать, но не мог. Синан ибн Анис Нахи, ещё один проклятый, воткнул копьё в его ключицу и вытащил обратно так, что сломались его грудные кости. И он же выстрелил в него из лука и прострелил шею. Имам Хусейн, да будет мир с ним, упал и сел на землю, а потом вытащил стрелу из шеи и подставил обе руки, а когда они наполнились кровью, размазал её по своей голове и бороде, сказав:

«Так я встречу своего Господа - испачканным кровью, лишённым своих прав!».

Умар ибн Са’д приказал одному из солдат: «Горе тебе! Спускайся с лошади и убей Хусейна ибн Али!». Когда тот подошёл, Имам встретил его словами: «О несчастный! Не ты должен убить меня! Не делай это ужасное дело! Потом из-за этого ты будешь гореть в Аду!». И растрогалось сердце воина армии Язида, и сказал он, заплакав: «О сын Посланника Аллаха! Ты думаешь о нас в таком состоянии! Теперь у меня нет сомнений, что ты - на истине!». Тогда он бросил свой меч в Умара ибн Са’да и стал сражаться с бывшими сотоварищами, защищая Имама Хусейна, да благословит его Аллах. Когда же его ранили, он приполз к Имаму и простонал: «О Хусейн! Меня убивают из-за тебя…». И Имам ответил ему: «Не пропадёт тот, кто сражался на пути Аллаха!». И потом этот храбрый человек был убит.

Синан ибн Анас и Шимр, да проклянет их Аллах, подошли к Хусейну, чтобы убить его. Шимр встал над Имамом, и Имам, приоткрыв залитые кровью глаза, спросил: «Кто ты?». Он ответил: «Я Шимр Зилджоушан!». Имам с презрением сказал: «Убери шлем со своего лица, дабы я мог увидеть твоё мерзкое лицо!». Шимр сделал так, как сказал Имам, - и открылась его омерзительная морда, с зубами, торчащими как у свиньи.

Хусейн обратился к своему убийце: «Эй, Шимр! Тебе приказано убить меня. Но скажи мне какой сегодня месяц, день и какое время?». Шимр ответил: «Этот месяц - месяц Мухаррам. Сегодня пятница и время молитвы». Имам сказал: «О угнетатель! В запрещённый месяц, в пятницу и во время молитвы, сидя на минарете, должны вы рассказывать о достоинствах моего отца! Как же ты можешь осмеливаться убить меня? Эй, Шимр, отойди от меня и дай совершить молитву, ибо осталось мне в наследство умереть во время совершения намаза». В это время Шимр отошёл от сына Повелителя верующих. Имам, найдя в себе силы, смог сесть и, повернувшись в сторону Каабы, принялся читать молитву. Когда Хусейн ибн Али опустился в земной поклон, Шимр, как презреннейший из презренных, не дал ему встать и отрезал голову Имама своего времени, да благословит его Аллах и да проклянёт всех его убийц!

Убив Хусейна ибн Али, да будет мир с ним, армия Умара ибн Са’да, как стервятники, существа без малейшего намёка на честь и совесть, стали грабить его и срывать с него одежду: его рубаху забрал себе Исхак ибн Хауба, которого впоследствии поразила проказа, и пропали все волосы с его нечистого тела. Передано, что на этой рубахе имелось около ста девятнадцати порезов: то были раны Хусейна от стрел, мечей и копий.

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал:

«На теле Хусейна было тридцать три раны от копий и тридцать четыре раны от ударов мечей».

Нижнюю одежду Имама забрал себе Аджар ибн Кааб Тамими. Передано, что позже у этого шакала отнялись ноги. Его чалму забрал Ахнас ибн Мурсад: надев её на свою голову, он сошёл с ума. Обувь Имама украл Асвад ибн Халид, перстень - Бадждаль ибн Салим, отрезав палец Хусейна для того, чтобы снять его. Его кольчугу забрал себе Умар ибн Са’д. Да проклянёт их всех Аллах и усилит их мучения в огне!

После этого всё войско устремилось к шатрам, где они стали срывать с женщин накидки. Женщины пророческого рода вышли из шатров, громко плача по утрате своих защитников и возлюбленных.

После разграбления шатров они подожгли их, и женщины выбежали оттуда, плача, ограбленные и босые, и упрашивали своих мучителей: «Заклинаем вас Аллахом, дайте нам пройти к месту битвы!». И когда они увидели убитых, зарыдали и стали бить себя по лицам от непосильной скорби.

Затем Умар ибн Са’д призвал своё сборище: «Кто вызовется растоптать копытами коней тело Хусейна?». И вызвались на это десять человек. Они прошлись конями по телу Имама Хусейна, да будет мир с ним и благословение Аллаха, так, что сломались кости его груди и спины. Передано, что затем эти десятеро пришли к Убейдуллаху ибн Зияду и сказали: «Мы смешали кости груди Хусейна с костями его спины». Он сказал: «Кто вы такие?». Они ответили: «Мы прошлись своими конями по его телу». Тогда он дал им небольшое вознаграждение, на которое приобрели они себе вечные муки.

Так погиб Господин мучеников Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб, да будет мир с ним и с теми душами, что пожертвовали за него своими жизнями! Мир Аллаха да пребудет над всеми ними пока существуем мы и пока длятся день и ночь! Велика наша скорбь по тебе, о Абу Абд-Аллах…

Тема, поднятая на очередной просветительской лекции в стенах мечети Кул Шариф, была особенно важная для мировой мусульманской уммы. Сейчас, когда некоторые хазраты с минбара, рассказывая своим прихожанам о смуте, имевшей место после гибели третьего праведного халифа, показывают благородных сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) как предателей, оставивших дело Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) поступивших вероломно в отношении его потомков. Это лишь разжигает противостояние между суннитами и шиитами. Поэтому очень важно знать историю не только жизни самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но и его родных, его ближайших сподвижников, чтобы не поддаваться на провокации.

В этот раз молодые мусульмане ознакомились с жизнью внука Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сыном Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и Фатимы, дочери Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), бывшего вторым шиитским имамом. В то время было традиционным давать детям устрашающие имена. Так и Хасана (да будет доволен им Аллах) отец его сначала хотел наречь именем Харб. Узнав об этом Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) назвал его ранее неизвестным именем Хасан и дал малышу браслет Абу Мухаммада, прочитав при этом на ухо младенцу азан. Таким образом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) изменял традиции джахилийи, приучая давать детям не устрашающие, а добрые, благие имена. Родился Хасан ибн Али в Медине, на третий год после хаджа.

На 7-ой день рождения Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил жертвоприношение в честь благодарности рождения ребенка и распорядился раздать всем беднякам серебро, равное весу волос Фатимы. Абу Бакр, первый праведный халиф и сподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) называл Хасана «О похожий на Посланника и не похожий на Али», так как Хасан ибн Али был похож на своего деда. Сам Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) называл Хасана цветком, излучающим приятный аромат, и господином всех юношей в раю. Он был его любимцем. О том, что Пророк бесконечно любил своих внуков (Хасана и Хусейна) говорят такие детали, как то, что он позволял детям взбираться на его спину во время намаза, подходить к нему, когда он читал хутбу с минбара. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «О, Аллах, я люблю его (Хасана), полюби и Ты его». Усаживая маленького Хасана к себе на колени, он добавлял: «Поистине, мой сын – господин. Может, Аллах через него примирит большие враждующие группы мусульман».

Хасан ибн Али был пятым праведным халифом, о котором, к сожалению, либо мало знают, либо ничего не знают совсем. Хасан ибн Али попал под те 30 лет, о которых сообщил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Его халифат был законным. Он был личностью, достойной правления. Хасан был справедливым, праведным, щедрым, знающим человеком. Если мусульманин, знающий, является и правителем, то это большое достижение для всей мусульманской уммы. Хасан ибн Али обучал Корану своих детей, остальных жителей.

Когда Али спросил его, сколько между верой и твердым убеждением. На что он ответил: четыре пальца. «Иман – это то, что ты слышал своими ушами и уверовал своим сердцем. А твердая убежденность – то, что ты видел своими глазами и уверовал своим сердцем. А между ушами и глазами – четыре пальца».

На верность ему присягнуло 90 тысяч человек, но он отказался от халифата и отдал его Муавиййе.

Хасан ибн Али был также известен своей щедростью. Он не боялся бедности и помогал людям. Он мог одному человеку дать 100 тысяч монет. Передается, что однажды, совершая молитву, он услышал дуа человека, просившего о 10 тысяч. Вернувшись домой, Хасан велел отправить этому человеку необходимые ему деньги.

В другой день, увидев в саду мальчика, делившего свою лепешку с собакой, Хасан нашел господина (мальчик был рабом), выкупил его, приобрел этот сад, который и подарил бывшему рабу.

Примером его скромности служит другая ситуация. Проходя мимо бедных людей, которые ели хлеб, он ответил на приглашение присесть с ними и разделить их скромную пищу. После этого он пригласил их к себе домой, сытно накормил и одел.

Много раз он совершал хадж пешком, проявляя смирение перед Всевышним. Хасан ибн Али был аскетом – он отказался от халифата, отказался от богатств и могущества ради Аллаха и Его довольства. Он пробыл в должности халифа около шести месяцев, после чего отказался от власти, не желая кровопролития среди мусульман (речь идет о противостоянии с Муавийей, силы которого значительно превосходили возможности Хасан ибн Али). «Толпы арабов были в моих руках. Они готовы были сражаться со мной против тех, с кем я сражаюсь. Но я оставил власть ради лика Всевышнего, ради Его довольства». Когда он отказался от власти, то сказал такие слова: «Я боюсь того, что в Судный день 70 тысяч воинов придут и спросят у Аллаха, из-за чего была пролита их кровь».

В истории Ислама 41 год, когда был заключен договор и власть над халифатом перешла Муавийе, стал зван "ам аль-джамаа" (год объединения). Таким образом, Хасан ибн Али, несмотря на то, что брат Хусейн выражал недовольство, договорившись с Муавиййей, как и указывал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупредил пролитие крови среди мусульман и люди, хоть и на короткий срок, но жили в мире и спокойствии. После этого Хасан ушел с семьей в Медину и оставшуюся часть жизни провел там. Согласно условиям договора, после смерти Муавийи власть в халифате должна была перейти обратно к Хасану. С этим связывают отравление Хасана, так как Муавийя хотел видеть наследником своего сына Язида I.

Перед смертью он попросил брата Хусейна похоронить его рядом с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), если же это невозможно, то похоронить его на Джаннат аль-Баки рядом с матерью.

Ильмира Гафиятуллина

Интересная новость? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!