Викторины по войне. Викторина "юный патриот". В. «Белая береза»


В 2010 году вся наша страна отмечает великую дату-65-летие со дня славной Победы советского народа над фашистской Германией! Наша задача заключается в том, чтобы не допустить забвения подвига советских людей, наших соотечественников. Сегодня в мире и на постсоветском пространстве есть особая категория людей, которые хотели бы переписать историю, расставить другие акценты, по новому осветить события Второй мировой войны. Что можем сделать мы, педагоги, для того, чтобы не допустить предательства по отношению к 27 миллионам погибшим в этой войне? Говорить, показывать и рассказывать всю правду о войне, всеми доступными способами. Предлагаем вопросы познавательной викторины для учащихся 8-11 классов. Задания интересные, ребятам придется многое перечитать и познакомиться с новой литературой. Желаем успеха!

С уважением

ШМО учителей истории

и обществознания МОУ СОШ № 6.

Познавательные задания:

После какой битвы был развеян миф о непобедимости немецкой армии?

(Битва под Москвой)

Какое сражение положило начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны?

(Сталинградская битва)

Какое кодовое название носит операция, которая происходила с 30 декабря 1942 года по 2 февраля 1943 года и в результате которой армия Паулюса была рассечена и капитулировала? («Кольцо»)

2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза за героизм, проявленный при

форсировании неприступной, по мнению немцев, системы укрепления («восточный вал»). О какой битве идет речь?

(Форсирование Днепра)

После какой битвы стратегическая инициатива перешла полностью в руки советского командования?

(Курская битва)

Когда и где проходил парад войск в ознаменование победы Советского Союза над фашисткой

Германией в Великой Отечественной войне?

Курильских островов, а также выразили готовность признать преобладающее советское влияние в

Маньчжурии и Внешней Монголии.

Вопрос: Кто из западноевропейских политиков сказал, что «именно русская армия выпустила

кишки из германской военной машины?»

Ответ: У. Черчилль.

Вопрос: Кому принадлежат слова: «Мои соотечественники знают, что... именно Советская Россия сыграла главную роль в их освобождении».

Ответ: генералу де Голлю.

22 июня 1941 г. и 20 июля 1941 г. – даты начала и конца героической обороны на Буге.

Вопрос: О какой обороне идет речь?

Ответ: Оборона Брестской крепости.

6 декабря 1941 г. и 22 января 1942 г. – дни начала и конца одного из самых гигантских сражений ВОВ, которое впервые закончилось поражением немецко-фашистских войск.

Вопрос: О каком сражении идет речь?

Ответ: Битва за Москву.

Свыше трех месяцев продолжалась героическая оборона города на великой русской реке.

Контрнаступление советских войск, начатое 19 ноября 1942 г., закончилось 2 февраля 1943 г.

окружением и разгромом 33-тысячной группировки гитлеровских армий.

Вопрос: Под каким названием вошла эта битва в историю ВОВ, как называется памятник –ансамбль героям битвы?

Ответ: Сталинградская битва. Мамаев курган в Волгограде.

Осенью 1942 г. группа солдат во главе с гвардии сержантом 58 суток обороняла один из домов

Сталинграда, превратив его в неприступный опорный пункт. Дом сохранен как музей и назван

именем сержанта.

Вопрос: Назовите его?

Ответ: Дом Павлова.

Одним из первых героев ВОВ стал бесстрашный летчик, совершивший «огненный таран». Он

направил горящий самолет на вражескую автоколонну . Произошло это на 5-й день войны.

(Гастелло.)

В августе 1943 г. на Курской дуге летчик, лейтенант, провел невиданный в истории авиации

воздушный бой – один против 20. Он сбил 9 фашистских самолетов.

(Гвардии лейтенант А. К. Горовец)

Беспримерный подвиг летчика положен в основу художественного произведения советского

писателя. Лишившись после ранения ног, этот пилот вернулся в строй и сбил еще 11 вражеских

самолетов.

(.)

В бою за деревню Чернушки 23 февраля 1943 г. рядовой солдат закрыл своим телом амбразуру

вражеского дзота.

(А. Матросов.)

Что такое план «Барбаросса»?

(план нападения Германии на СССР)

Какую войну предполагал вести Гитлер против СССР?

(молниеносную).

Немецкая армия вела наступление в тех направлениях. Охарактеризуйте их.

(Центр: наступление на Москву; Юг: выйти через Киев и Одессу к Севастополю; Север: Ленинград.)

Кто осуществлял командование фронтом в декабре 1941 года?

(Г. Жуков)

Как назвали немцы план наступления на Москву?

(«Тайфун»).

Какой советский летчик впервые совершил таран в ночное время?

(В. Талалихин, 7 августа 1941 года)

Назовите город-герой, который ни разу не был захвачен врагом?

(Санкт - Петербург)

Сколько дней продолжалась героическая оборона Ленинграда?

Какой из своих романов закончил писать в день начала Великой отечественной войны?

(«Хмурое утро»).

Какая военная операция Советской Армии, проведенная в годы ВОВ, условно называлась «Багратион»?

(операция по освобождению Белоруссии)

Какой приказ подписал А. Гитлер 15 апреля 1943 года?

(«Цитадель» о наступлении на советско-германском фронте)

В каком чрезвычайном комитете в годы войны была сосредоточена вся полнота власти? (ГКО)

В мае 1943 года была распущена мощная международная организация, которая вызывала недоверие со стороны союзников, как она называлась?

(Коминтерн).

Какое новое вооружение появилось у гитлеровской армии накануне Курской наступательной операции?

(танки «Пантера»).

Менее чем за месяц до начала курской битвы писал президенту США Ф. Рузвельту:

«Это ваше решение создает исключительные трудности для Советского Союза, уже два года ведущего войну с главными силами Германии и ее сателлитами с крайним напряжением всех своих сил… Нужно ли говорить о том, какое тяжкое отрицательное впечатление произведет оставление нашей армии… без ожидавшейся серьезной поддержки со стороны англо-американских войск». Чего ожидал от союзников?

(открытие Второго фронта в Европе).

Чем завершилась операция «Кутузов»?

(освобождением Орла).

Каким образом отметили наши войска взятие Орла и Белгорода?

(салютом в Москве 5 августа 1943 года).

Что такое дот?

(долговременная огневая точка)

Это оружие ВОВ наводило ужас на фашистов. Впервые было променяно в1941 году под Оршей.

(«Катюша»).

Это оружие активно применялось в Курской битве. Немецкие солдаты называли его адская мясорубка, а наши?

(«Катюша»).

Этот шедевр военной техники конструкторов, сыграл выдающуюся роль в войне. Что это было?

(танк Т-34)

Самолет У-2, который после смерти его изобретателя в 1944 году стали называтьПО-2. Как его называли наши солдаты?

(«кукурузник»).

Самоходные артиллерийские установки САУ, чем их конструкция отличается от танков? (башня танка вращается, а рубка САУ не вращается вокруг своей оси).

На вооружении немецкой армии была техника, которая носила звериные названия. Были «тигры» и «пантеры». Какая техника носила название «слон»?

(САУ «элефант»).

Чем завершилась битва на Курской дуге?

(был завершен коренной перелом в ходе ВОВ).

Какие страны освободили наши войска?

(Польша, Румыния, Болгария, Югославия, Венгрия, Чехословакия, Австрия, Северная Норвегия, Германия).

Кто командовал нашими войсками в Берлинской операции?

(Жуков, Конев).

Руководил ли центр партизанскими войсками, или их действия были спонтанными?

(В 1942 году при ставке верховного главнокомандующего создается штаб партизанского движения) - - продолжение списка литературы к теме 1, содержание и список литературы к темам 2-7, содержание темы 8

  • «Отечественная история» для специальности – 030501.65 – «Юриспруденция» подготовки специалиста – часть 3 - список литературы к теме 8, содержание и список литературы к темам 9-12
  • «Отечественная история» для специальности – 030501.65 – «Юриспруденция» подготовки специалиста – часть 4
  • «Отечественная история» для специальности – 030501.65 – «Юриспруденция» подготовки специалиста – часть 5 - продолжение списка литературы к теме 12
  • Викторина – это всегда азарт, это способ доказать, что вы лучший, грамотный, знающий.

    Военная викторина на 23 февраля состоит из 14 вопросов с ответами, а также блока шуточных вопросов.

    Составитель викторины: Ирис Ревю

    1. От какого слова образовано слово «армия»?
    От латинского armare - вооружать +
    От французского bataille - битва, бой, сражение
    От латинского divisio - отдел, разделение

    2. Какой предмет в солдатском обиходе предназначен для приёма пищи в походных условиях?
    Котелок +
    Фляжка
    Банка

    3. Из какого фильма фраза?

    «Батистовые портянки носить будем, крем-марго кушать…»
    Ответ: «12 стульев», Остап

    «Бей! Только гитару не тронь…»
    Ответ: «Армия «Трясогузки», цыган

    «Будешь ты стрелком-радистом, а в душе – пилот, будешь ты летать со свистом задом наперед…»
    Ответ: «Хроника пикирующего бомбардировщика», Соболевский

    4. Что такое «град»?
    Вид осадков +
    Реактивная система залпового огня (РСЗО) калибра 122 мм +
    Телерадиокомпания +

    5. Когда стреляющий попадает в середину мишени, то говорят, что он
    Попал в пятерку
    Попал в девятку
    Попал в десятку +

    6. Что такое камбуз?
    Кухня на судне +
    Чугунная печь с котлом +
    «Сердце» яхты +

    7. Роман «Прощай, оружие» затрагивает период
    Первой мировой войны +
    Великой Отечественной войны
    Семилетней войны

    8. Как называется публицистическая повесть С.А.Баруздина, в которой автор показывает портреты советского солдата разных лет?
    «Жизнь солдата»
    «Шел по улице солдат» +
    «Будни нашего дома»

    10. Что такое «доспехи»?
    Ответ: Вооружение воина в старину, боевое снаряжение древнего воина.

    11. Что такое «палаш»?
    Ответ: холодное оружие, подобное сабле, но с прямым длинным и широким лезвием, обоюдоострым к концу.

    12. Что такое «абордаж»?
    Ответ: способ ведения морского боя, а также метод сцепления кораблей для обмена грузами или передачи людей.

    13. Что не входит в обязанности командира отделения?

    Вырабатывать у солдат (матросов) отделения строевую выправку и физическую выносливость

    Обучать и воспитывать солдат отделения, а при решении боевых задач - грамотно командовать отделением;

    Заставлять писать письма +

    14. Как называется песня, в которой есть слова:
    «Ехал мимо Варшавы, ехал мимо Орла,
    Там, где русская слава все тропинки прошла»?

    «Радость победы»
    «Ехал я из Берлина» +
    «Дорога домой»

    Блок шуточных вопросов

    Сколько копеек получил солдат от царя в благодарность за свою службу (по русской народной сказке «Про одного солдата»)
    Ответ: три копеечки

    Как говорят на Руси о человеке высокого роста?
    Ответ: коломенская верста

    Как говорят на Руси о низкорослом человеке?
    Ответ: метр с кепкой, от горшка два вершка

    Как говорят о знающем, умном, грамотном человеке?
    Ответ: семи пядей во лбу

    Как говорят об очень проницательном человеке?
    Ответ: видит на три аршина в землю

    Как говорят о человеке, который ходит неестественно прямо?
    Ответ: ходит, как будто аршин проглотил

    Цель: воспитание гражданственности и патриотизма, активизация гражданско-патриотического воспитания.

    • Развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого, передать уважение к немеркнущему подвигу, стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству советского народа в годы Великой Отечественной войны.

    Место проведения: кабинет истории.

    Участники: учащиеся 9 классов (6 человек).

    Сегодня мы проводим конкурс “Юный патриот”, посвящённый 60-летию Великой Победы.

    Представление команд, жюри, болельщиков.

    Команда получает за правильный, полный ответ – 3 балла, за неполный, неточный ответ – 2 балла. За дополнение – 1балл.

    За всё время игры, команда может один раз обратиться за помощью к своим болельщикам.

    Много лет прошло, как закончилась война, она нанесла тяжёлые раны нашей стране. Трудно найти в нашей стране семью. Куда бы не пришло горе – кто потерял отца, мать, сына, дочь, сестру, брата. Они не пощадили жизни ради нашей победы и об этом должны помнить все граждане нашей страны.

    Казалось, было холодно цветам,
    И от росы они слегка поблёкли,
    Зарю, что шла по травам и кустам,
    Обшарили немецкие бинокли…
    Такою всё дышало тишиной,
    Что вся земля ещё спала, казалось,
    Кто знал,
    Что между миром и войной
    Всего каких-то
    Пять минут осталось…

    22 июня 1941 года. Эта дата вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными сёлами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.

    Тяжёлую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавая фронту последнее.

    В 41-м памятном году
    Из гнезда фашистского берлина
    Всей земле, всем людям на беду
    Ринулась тяжёлая лавина.
    Всё, что было близко и свято,
    Что нас поднимало раздольной волной,
    Всё было раздавлено, скомкано, смято
    Внезапно нахлынувшим горем – войной.

    Звучит фрагмент песни “Священная война”
    (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

    Вслед за первым было ещё 1417 дней войны. И сколько не прошло времени с тех пор, в памяти людей, в их сердцах будет жить и не изгладится никогда та точка опоры, отсчёта лет, месяцев, дней и часов бессмертия, несгибаемого мужества и героизма советских людей.

    I. Разминка для капитанов

    В течение 2-х минут вы должны назвать слова, связанные с темой ВОВ. Называть по очереди без запинки. Если произошла пауза, то игра останавливается и победа достаётся той команде, чей игрок назвал последним слово.

    Например:

    Курская дуга, контрнаступление, траншея, блиндаж, землянка, партизаны, Жуков, Брестская крепость и т.д.

    II. Вопросы:

    Польшу фашистской Германии).

    № 2 – В чём отличие слов “Мировая война и Отечественная война”.

    В Мировой войне участвует несколько государств. В Отечественной войне

    – один народ защищает свою родину от врага.

    № 3 – Где проходил парад Победы, когда и кто руководил им?

    № 4 – Кто совершил первый воздушный таран?

    В. Талалихин.

    № 5 – Кто водрузил Знамя Победы над рейхстагом в Берлине?

    Фёдоров, Кантария.

    № 6 – Самое популярное женское имя в годы Великой Отечественной войны?

    А сейчас, мы сделаем небольшую паузу.

    Каждой команде даётся карточка с ребусом. Вы должны расшифровать его.

    Тема: знаменательные события ВОВ.

    III. Разгадка ребусов:

    Курская дуга, Московская битва,

    Играет музыка, песни военных лет.

    IV. Конкурс – Угадай мелодию, песню, её авторов.

    1. Звучит фрагмент песни “Журавли” муз. Я. Френкель, сл. Р. Гамзатова.
    2. Звучит фрагмент песни “Тёмная ночь” муз. Н. Богословского, сл. В.Агатова.

    Пока команды угадывают названия песен мы проведём ИГРУ СО ЗРИТЕЛЯМИ :

    • Солдатские носки – портянки.
    • Судовая кухня – камбуз.
    • Солдатская тюрьма – гауптвахта.
    • Весточка с гражданки – письмо.
    • Им мечтает стать каждый солдат – генерал.
    • Солдатское пальто – шинель.
    • Не подлежит обсуждению – приказ.
    • Со слезами на глазах – победа.
    • Дура на войне – пуля.
    • Игра войну – учения.
    • Киллер на войне – снайпер.
    • Царица полей – пехота.
    • Работает на ключе – радист.
    • Солдатский дом – казарма.
    • Боец невидимого фронта – разведчик.
    • Полосатая рубашка – тельняшка.

    Награждение самого активного зрителя сладким призом.

    Продолжаем отвечать на вопросы.

    № 7 – Кто является 4-ды Героем Советского Союза? Г. Жуков.

    № 8 – Назовите дату снятия Блокады Ленинграда.

    № 9 – Назовите даты Московской битвы.

    № 10 – Как называлась операция Гитлера по захвату Москвы?

    На доске разместить листы с названиями операций: “Смерч”,

    “Циклон”, “Ураган”, “Тайфун”. Выбрать правильное название операции – “Тайфун”.

    № 11 – Кто командовал обороной Москвы?

    Г.К. Жуков.

    № 12 – Кто являлся Верховным главнокомандующим Советской армии в годы ВОВ?

    И.В. Сталин.

    № 13 – Сколько таранов совершили советские лётчики в воздушных боях на подступах к Москве.

    № 14 – Кому из женщин первой было присвоено звание Герой Советского Союза в годы Великой Отечественной войны?

    Зое Космодемьянской.

    Зачитывается стихотворение “Я убит под Ржевом” авт. А.Т. Твардовский.

    № 16 – Осенью 1941 года по Москве ходили слухи, что этого человека Гитлер приказал повесить первым, как только город будет взят. О ком шла речь?

    Ю. Б. Левитан.

    № 17 – Назовите дату окончания II Мировой войны и место подписания акта о безоговорочной капитуляции Японии.

    Звучит песня “День Победы”.

    27 миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина в годы Великой Отечественной войны. Каждый 8-й житель нашей страны не вернулся с войны. 18 000 убитых – ежедневно.

    Вдумайтесь в эти цифры. Такой ценой завоёвано всему человечеству право на жизнь, радость и труд.

    На долю советского народа выпало немало тяжёлых испытаний. О каждом из них надо говорить правду. интересах будущего извлечь горькие уроки из прошлого.

    Нет, не ушла война в преданья,
    Оставив людям обелиски.
    Ещё в сердцах живут страданья,
    и память грустная о близких!

    Родина, суровая и милая,
    Помнит все жестокие бои…
    Вырастают рощи над могилами,
    Славят жизнь по рощам соловьи.
    Что грозы железная мелодия,
    Радость или горькая нужда?
    Всё проходит.
    Остаётся Родина –
    Та, что не изменит никогда.

    Звучит музыка военных лет.

    Жюри подводит итоги.

    Награждение команд.

    Спасибо всем за активное участие и помощь в проведении конкурса “Юный патриот”.

    Литература:

  • Методическое пособие для тех, кто работает с детьми. Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Выпуск № 2 М.: Илекса. Народное образование. Ставрополь 2003.Составитель Хохлова С.В.
  • Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей. – М.: “Равнение на победу” Изд-во ЦГЛ 2004 Н.В.Мазыкина, А.А. Монахов.
  • Журналы “Основы Безопасности жизнедеятельности” 2003-2004г.
  • ВИКТОРИНА

    1. Как назывались первые русские воины? (Дружинники)

    2. Назовите имена русских полководцев и военачальников, с которыми связаны победы русского оружия (до 1917 г.) (А. Невский, Д. Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов и др.)

    3. Какому русского полководцу принадлежат эти известные высказывания: «Пуля-дура, штык-молодец», «Сам погибай, а товарища выручай», «Тяжело в учении - легко в бою». (А.В. Суворову)

    4. Назовите виды холодного оружия. (Шпага, сабля, шашка, кинжал, нож, штык, меч)

    5.Как называется часть войск, идущая впереди главных сил? (Авангард)

    6. Какие воинские звания существует в современной армии? (Рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, прапорщик, старший прапорщик, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии, маршал.)

    7. О ком в армии говорят, что они ошибаются один раз в жизни? (О саперах, ошибка которых в работе может стоить им жизни.)

    8. Как называется повозка для пулемета, прославленная в известной песни о гражданской войне? (Тачанка.)

    9. Как прозвали в народе гвардейский миномет «БМ - 13» в годы Великой Отечественной войны? («Катюша».)

    10. Каким городам после Великой Отечественной войны было присвоено почетное звание «Город - герой»? (Москва,

    Ленинград (Санкт-Петербург), Сталинград (Волгоград), Тула, Киев, Одесса, Новороссийск, Керчь, Минск, Брест.)

    11. Имена каких полководцев и военачальников Великой Отечественной войны вы знаете? (Г.К. Жуков, Р.Я. Малиновский, А.М. Василевский, И.С. Конев и др.)

    12. Какой подвиг в годы Великой Отечественной войны совершил летчик капитан Николай Гастелло? (Он направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков и автомашин.)

    13. Назовите имена летчиков - трижды Героев Советского Союза, получивших эти звания за подвиг в годы Великой Отечественной войны. (А.И. Покрышкин, М.Н. Кожедуб.)

    14. Как называется здание, в котором живут солдаты? (Казарма.)

    15. Чем прославились Н.Ф. Макаров, М.Т. Калашников, В.А. Дегтярев? (Н.Ф. Макаров изобрел пистолет, М.Т. Калашников - автомат, В.А. Дегтярев - пулемет.)

    16. Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы? (Снайпер.)

    17. Что такое камуфляж? (Маскировка предметов путем окраски полосами, пятнами, искажающими их очертания.)

    18. Какие головные уборы носят солдаты? (Фуражка, каска.)

    19. Что такое наряд вне очереди? (Армейское взыскание - требование выполнить очередную работу.)

    20. Какой танк считался самым лучшим в период второй мировой войны? Под чьим руководством эта легендарная машина была создана? (Лучшим танком второй мировой войны считается легендарная машина Т-34, созданная под руководством М.И. Кошкина, И.А. Кучеренко, А.А. Морозова).

    21. Кто четыре раза был удостоен звания Героя Советского Союза? (К. Жуков).

    22. Какое подразделение солдат обозначается тем же словом, что и источник питания постоянного электрического тока? (Батарея).

    23. Какое подразделение солдат обозначается тем же словом, что и приспособление в ударном механизме? (Взвод).

    25. Секретное условное слово или фраза, которые используются для опознавания своих людей в караульной службе. (Пароль).

    26. Название какого огнестрельного оружия начинается нотой? (Револьвер).

    27. Название какой форменной одежды состоит из названия морского животного и хвойного дерева? (Китель).

    28. Во что должен стрелять спортсмен в стендовой стрельбе? (В тарелку).

    29. В ритме какого танца написана знаменитая песня военных лет «Синий платочек»? (В ритме вальса).

    31. Памятник этим людям стоит в самом центре Москвы, на Красной площади. Свой подвиг они совершили в 1612 г. Назовите их имена. (Кузьма Минич Минин и Дмитрий Михайлович Пожарский).

    32. Этому литературному герою - солдату Великой Отечественной войны - поставлен памятник на родине его автора в древнем русском городе Смоленске. Назовите автора и его героя. (Александр Трифонович Твардовский и его герой Василий Теркин).

    33. Какое название радиолокационной установки и огнестрельного оружия можно читать как слева направо, так и справа налево? (Радар, наган).