Виды звуковых карт. Как выбрать звуковую карту для компьютера и вообще – зачем она нужна? Звуковая карта 5.1 для компьютера как выбрать


С проблемой выбора звуковой карты сталкивался практически любой начинающий музыкант. Давно прошли те годы, когда звуковая карта была у всех одинаковая – Sound Blaster! На сегодняшний день ассортимент оборудования просто огромен, однако выбрать из этого многообразия нужный вариант звуковой карты – задача не из лёгких.

Немного истории.

Раньше отдельной звуковой карты в большинстве компьютеров не было, и многие даже не задумывались о выводе звука из ПК. Другие могли купить единственную представленную на рынке в те далекие годы модель – тот самый SB от фирмы Creative. И карта выглядела действительно как карта.

Прошли годы, и теперь звуковые карты похожи на коробочки различных размеров с кучей разных «крутилок-вертелок», которые для неискушенного пользователя выглядят практически одинаково.

Сегодня мы научимся разбираться в этом многообразии, подбирать оборудование применительно к вашим задачам, покупать то, что вам действительно нужно.

Виды звуковых карт

Давайте разделим звуковые карты на условные категории (так нам будет легче в них разобраться), разберем, для кого предназначена каждая группа и каким основным функционалом она обладает. Это поможет нам определить, какое оборудование нужно для выполнения именно тех задач, которые вы себе ставите.

1. Начнем, пожалуй, с самой простой категории звуковых карт. Это устройства, предназначенные для замены встроенной в материнскую плату ЗК в ноутбуках и персональных компьютерах. Обычно они имеют довольно небольшой корпус, часто неотключаемый провод USB. Основная задача этих устройств – вывести звук из компьютера. Опционально присутствует возможность подключения микрофона/гитары, наушников. Качество этих устройств далеко от профессионального, но и пресловутый АС97 они превосходят.

Такие устройства помогут, если в ноутбуке вдруг вышла из строя звуковая карта либо если вам необходимо выводить звук на внешнее устройство с качеством и задержками, превосходящими тот же RealTek.

Примерами таких звуковых карт могут быть карты серии UCA от Behringer, U24XL и UGM96 от ESI.

Внешняя звуковая карта для компьютера BEHRINGER UCA222

2. Следующая категория размером крупнее и функционалом шире. Эти Ззвуковые карты уже имеют на борту микрофонный предусилитель (часто с фантомным питанием), высокоомный вход для гитары, разъем для наушников. Могут обеспечить Direct Monitoring и т. д. Тем не менее это все еще портативные устройства, которые можно брать с собой, например, в парк, чтобы музицировать на открытом воздухе. Внешнего питания им не нужно, а функционала с лихвой хватает для большинства электронных музыкантов, начинающих рэперов и независимых композиторов. Так же эта группа устройств будет интересна блогерам Youtube, ведь большинству из них вряд ли нужно подключить больше одного микрофона. Качество преобразователей этих устройств на ступеньку выше, а наличие микрофонного предусилителя с фантомным питанием позволит добиться более прозрачного звучания вокала, более разборчивой записи речи.

На фото – звуковая карта Steinberg UR12 для подключения одного микрофона

3. Третья обширная категория состоит из двухканальных устройств, которые в стандартной комплектации имеют 2 входа и 2 выхода. В этой группе есть как бюджетные, так и значительно более дорогие звуковые карты. По факту от предыдущей группы они отличаются незначительно. Наличие двух полноценных входов (часто на комбинированных разъёмах) позволяет писать одновременно 2 микрофона, либо 2 гитары, либо синтезатор/пианино в стерео. Некоторые устройства этой группы имеют не 2, а 4 выхода, что позволяет подключить в небольшой студии 2 пары мониторов либо отдать звук на внешний эффект-процессор. Также интересны устройства, имеющие в качестве дополнительных цифровые разъемы S/P-DIF, которые можно использовать для подключения внешних устройств, исключая преобразование в аналог.

M-audio M-Track, Focusrite Scarlett 2i2/2i4, Behringer UMC202/UMC204, Steinberg UR22/UR242, ROLAND RUBIX22/RUBIX24 – популярные и любимые многими устройства, которые отлично подойдут для небольшой домашней студии либо музыкантам, которым необходимо писать 2 канала по входу одновременно.

На фото – небольшая домашняя студия звукозаписи

4. Мы подошли к самой функциональной, самой мощной категории ЗК. Это многоканальные интерфейсы, чаще всего выполненные в рековом или полурековом корпусе, с кучей различных кнопочек, лампочек, крутилочек и издалека похожие на пульт управления самолетом.

В этой категории есть как бюджетные устройства, например, M-audio M-Track Quad, Tascam US 4*4/US 16*08/US 20*20, Focusrite Scarlett 18i8, PRESONUS STUDIO 18|10, так и профессиональные звуковые интерфейсы фирм RME, Universal Audio, Avid, Prism sound, позволяющие писать около 12–30 каналов одновременно. Стоимость такого оборудования может достигать сотен тысяч рублей, поэтому эти устройства в основном выбирают профстудии. Устройства этого класса оборудованы высококачественными микрофонными предусилителями, обеспечивающими прозрачное и нейтральное звучание. Для таких устройств характерна низкая задержка при работе с аудио. Если вы профессионально занимаетесь музыкой, если вам необходимо писать живую ударную установку, хор, ансамбль – эти устройства именно для вас.

Профессиональная звуковая карта TASCAM US 16 x 08

Дополнительные функции.

После того как мы разобрались с группами устройств, давайте рассмотрим, какие у них могут быть дополнительные функции, наличие или отсутствие которых поможет вам определиться с выбором интерфейса:

Не все устройства оснащаются микрофонными предусилителями с фантомным питанием, поэтому если вы предполагаете использование конденсаторного микрофона, наличие такого предусилителя просто необходимо;

Не все устройства оборудуются инструментальным входом, если вы пишете только вокал, если вы видеоблогер или исполнитель рэп-музыки, вам это может быть неважно. Гитаристам же этот вход жизненно необходим;

Некоторые устройства могут обладать не одним, а двумя выходами для наушников, что будет очень полезным при записи вокала.

Для некоторых музыкантов могут быть очень полезны устройства со встроенным DSP-процессором. Этот процессор позволит применять некоторые эффекты без подключения внешнего процессора. Список возможных эффектов обычно ограничивается парой реверов, компрессором и эквалайзером, но и этого бывает достаточно.

Отдельно хотелось бы отметить устройства Universal Audio Apollo, имеющие на своем борту до четырех DSP-процессоров, с возможностью использования различных плагинов. В магазине UA можно приобрести качественные ревербераторы, эквалайзеры, компрессоры, эмуляторы ленты и другие эффект-процессоры. Работают они на этих картах практически без задержки, позволяя обогатить звучание вашего произведения.

Аудиоинтерфейс Apollo 8 Thunderbolt 2

В заключение.

Обобщая вышесказанное, при выборе интерфейса необходимо определиться со следующими параметрами:

Количество входов/выходов. Нужно вам писать себя любимого или хор?
- Их конфигурация. Пишем конденсаторный микрофон, гитару или все вместе?
- Наличие раздельных регуляторов основного микса и наушников.
- Наличие нескольких выходов для наушников.
- Наличие цифровых входов/выходов, MIDI-интерфейса, S/PDIF, ADAT.
- Возможность работы без блока питания.
- Наличие DSP-процессора.
- Удобные драйверы, дополнительное программное обеспечение.

Ответив на эти вопросы, вы сможете с легкостью выбрать звуковую карту, которая максимально подходит под ваши требования, имеет весь необходимый функционал на текущий момент и, может быть, даже имеет некоторый запас на будущее.

Если звуковой тракт материнской платы вашего компьютера или ноутбука построен на качественных компонентах — приобретать дискретную карту бюджетного и даже среднего уровня не имеет смысла. Разницу ощутить будет практически невозможно. Точно так же, как и в случае с выводом звука на недорогие колонки или наушники. Существует мнение, что стоимость используемой акустики должна в несколько раз превышать цену звуковой карты — тогда комплект будет сбалансированным.

Итак, Вы решили отказаться от встроенной звуковой карты. Тогда сразу определимся с вариантами:

  • Недорогие встраиваемые карты - выбор для нетребовательного уха, если звук «встройки» совсем уже непристоен, или хочется подключить многоканальную акустику к материнской плате, которая имеет только стереовыход. Хотя с учетом того, что сейчас даже бюджетки позволяют подключать как минимум акустику 5.1, такая потребность может понадобиться разве что на компьютере, который сам уже давно пора апгрейдить. То же можно сказать и о дешевых внешних звуковых картах - они остаются единственным вариантом для ноутбуков, но и для ПК интересны тем, что «собирают» меньше помех на аналоговый тракт.
  • Любите музыку не только слушать, но и создавать? Независимо от жанровых предпочтений потребуется звуковая карта с поддержкой ASIO , а дальше уже смотрим по своему оборудованию - для электроинструментов потребуется высокоомный (Hi- Z) вход , студийные конденсаторные микрофоны нуждаются в фантомном питании. Если же работать исключительно с VSTi, то достаточно только иметь «на борту» ASIO.
  • Есть желание соединить компьютер со внешним DSP или AV-ресивером? Тогда выбирайте карты с выходом S/ PDIF - коаксиалкой или оптикой в зависимости от того, как реализован вход на подключаемом устройстве.
  • Интересен многоканальный звук в играх ? В этом случае будет еще актуальна поддержка картой EAX, хотя его уже можно считать уходящим со сцены (последняя редакция стандарта вышла в 2005 году). При этом логичнее будет выбирать из карт производства Creative - как ни крути, именно эта компания EAX и создала.

Есть и ряд нюансов, которые нужно учитывать. Например, уже не первый год Creative славится отвратительной поддержкой - те же Audigy старых серий уже на Windows 8 могут работать с проблемами из-за давно не обновляемых и изначально сырых драйверов. Любая карта, и внешняя, и встроенная, может работать некорректно из-за программных и аппаратных конфликтов: например, загруженный USB-хаб или мост материнской платы могут приводить к заиканиям даже с использованием карт с поддержкой ASIO, особенно, если драйвер настроен на максимальную частоту дискретизации (и, соответственно, на максимальный объем передачи данных). Так что далеко не всегда нужно сразу обвинять производителя во всех смертных грехах - стоит разобраться и со своим компьютером (не говоря уже об анекдотичных случаях, когда в BIOS забывают отключить встроенную карту).


Все больше людей пишут музыку, делают озвучание, проводят продакшн и постпродакшн в домашних условиях. И тут не обойтись без .

Во-первых, зачем нужна звуковая карта?

Задача любой звуковой карты - перевод цифровых данных в аналоговый сигнал, который можно вывести на источник воспроизведения, а также перевод аналогового сигнала в цифровые данные для записи. За это отвечают ЦАП и АЦП (цифро-аналоговый и аналогово-цифровой преобразователи).

Ни один из компьютеров не оснащен встроенными 6-миллиметровыми jack- или xlr-разъемами. Звуковая карта, в свою очередь, дает возможность подключить и записать любой музыкальный электроинструмент, микрофон и так далее. Многие модели также оборудованы midi и прочими разъемами, что позволяет через них подключить и другие девайсы.

Почему встроенной в компьютер звуковой карты недостаточно

Работая со встроенной картой, вы обнаружите несколько особенностей:
  • возможна запись только одного источника сигнала единовременно;
  • возможна задержка сигнала, сбои, запись фоновых шумов и наводок (особенно это актуально в системных блоках с шумными кулерами).
Эти два фактора - основные препятствия для создания качественной записи. Если вы с ними столкнулись, пора приступить к выбору внешней звуковой карты.

Внешняя карта поможет разгрузить процессор компьютера.

При работе со звуковой картой, встроенной в компьютер, расходуется ощутимое количество ресурсов не только процессора, но и оперативной памяти. Внешняя звуковая карта берет на себя работу с входящим и исходящим звуком, уменьшает задержку во время записи, позволяет записывать и микшировать несколько источников звука сразу.


Фото: James Baldwin

Уменьшать задержку и увеличивать качество записи на внешних звуковых картах помогает звуковой драйвер ASIO.

ASIO (audio stream input/output) - драйвер ввода и вывода потоковых данных, разработанный компанией Steinberg. ASIO получил широкое распространение, и большая часть внешних звуковых карт использует именно этот протокол передачи данных. При передаче аудиопотока девайс обеспечивает высокую точность работы и низкие уровни задержки звука. ASIO позволяет принимать или воспроизводить звук напрямую через звуковую карту, избегая звуковой подсистемы вашего компьютера.

Основные характеристики внешних звуковых карт

Они могут отличаться по способу подключения. Самый распространенный - USB. Звуковые карты для Mac могут подключаться по thunderbolt/type-C разъемам. Также существуют звуковые карты firewire - высокая скорость передачи данных по этой шине позволяет комфортно работать, но так как данным разъемом компьютеры комплектуются все реже, производители практически перестали выпускать модели звуковых карт с таким способом подключения. На вторичном рынке еще можно найти интересные девайсы с firewire-разъемом, но перед покупкой стоит озадачиться поиском нужного переходника для подключения карты к компьютеру.



Карты могут отличаться по разрядности ЦАП\АЦП. Среднее значение на рынке - 24 bit. Чем выше показатель - тем качественнее может быть запись.

Чем выше частота ЦАП, тем лучшего качества будет запись. Стандарт audio CD (44.1 кГц) уже давно стал рыночным.

Важно соотношение сигнал\шум:

  • в картах начального уровня оно равно 75-90 дБ;
  • в хороших картах средней и высокой ценовой категории - 90-100 дБ;
  • в картах PRO-уровня для студий звукозаписи - 100-114 дБ.
Еще одна немаловажная характеристика - коэффициент гармонических искажений сигнала ЦАП\АЦП. Чем цифра меньше, тем чище звук будет на выходе. Самое оптимальное значение для внешней звуковой карты - 0.001%-0.0009%.

Карты могут различаться по количеству и типу встроенных разъемов.

Если вы планируете использовать , то нужно обратить внимание на модели, в которых есть не только xlr-вход, но и встроенный предусилитель с фантомным питанием. Для записи музыкальных инструментов (например гитары), вам понадобится девайс, у которого в наличии есть инструментальный вход с высоким сопротивлением - Hi-Z. В некоторых звуковых картах он совмещен с другими и может активироваться нажатием кнопки. Если вы планируете подключать midi-оборудование, то звуковые карты, в которых присутствует midi in/out, - это ваш выбор.


Также стоит сразу решить, в каких условиях производить запись. Помимо технически важных параметров стоит обратить внимание на вес и размер звуковой карты. Это отражается на удобстве транспортировки. Здесь не может быть одного мнения - опирайтесь на ваши личные ощущения. Но помните - более мобильные устройства оснащены меньшим количеством входов и выходов и более простыми ЦАП/АЦП.

Переходим к выбору

Так как USB - самый распространенный и универсальный способ подключения (все компьютеры имеют этот разъем или возможность его подключения), рассмотрим именно эти звуковые карты.

В работе они имеют единственный, хотя и весьма условный недостаток - скорость передачи данных. Обычно она не выше 480 мбит/с, так как подключение осуществляется через USB 2.0. Вероятнее всего, вы вряд ли превысите данный порог. А если вы знаете заранее, что вам нужны другие мощности, то стоит рассмотреть звуковые карты, подключающиеся по разъему firewire или thunderbolt/type-C, - правильный выбор интерфейса напрямую зависит от тех задач, которые вы ставите.

Lexicon alpha



Внешняя звуковая карта начального уровня, которая имеет все необходимые входы и выходы для записи и поддерживает запись - 24-bit/48kHz. Для начинающих или не очень требовательных пользователей - это хороший и практичный вариант. Важно - Lexicon Alpha не работает в операционной системе macOS X El Capitan и новее, так как поддержка устройства со стороны компаний Apple и Lexicon закончилась.

PRESONUS AudioBox iOne\iTwo

Аудиоинтерфейс начального уровня, которые может работать не только с компьютерами, но и с мобильными устройствами на iOS. iOne оснащен одним инструментальным и одним микрофонным входом, а модель iTwo - двумя комбинированными входами. Интерфейсы имеют внутренний аналоговый микшер, который позволяет осуществлять мониторинг с нулевой задержкой и контролировать записанный звук. Одно из немаловажных преимуществ устройства - компактные размеры.



Фото: Behringer

Карта достаточно универсальна в работе, имеет невысокую стоимость. Оснащена фантомным питанием, двумя независимыми выходами и фирменными предусилителями. Из минусов - не самый удобный отклик при регулировке громкости, а при больших нагрузках карта может нуждаться в перезапуске.

Onyx Blackjack



Фото: Mackie

Карта из серии флагманских продуктов компании. Визуально больше похожа на звукорежиссерский пульт Mackie, тем и привлекает покупателя.. Внутри все тоже весьма интересно - ЦАП/АЦП-преобразователи высокого класса, ди-бокс, фантомное питание и фирменная система мониторинга записи, в которой практически отсутствует задержка.

Focusrite Scarlett solo/2i2/2i4 2nd gen



Фото: Focusrite

Звуковые карты серии Scarlett фирмы Focusrite - одни из самых популярных на рынке. Все благодаря качеству звучания, удобству управления, запоминающемуся дизайну. Музыканты часто используют ее и для живых выступлений. Высокое качество достигается благодаря фирменным микрофонным предусилителям Focusrite. Карта имеет прочный корпус и ее легко взять с собой и записываться где удобно.

Отличаются модели серии Scarlett размерами и количеством входов и выходов. Focusrite предлагает готовые наборы для звукозаписи, основанные на этих звуковых картах. В комплект входят наушники, микрофон и кабель подключения.

UA-55 Quad-Capture



Фото: Roland

Отличные преампы Roland VS Preamps, которые также можно обнаружить и на устройствах премиум-класса. Радует наличие DSP-процессора, который управляет компрессором и преампом каждого канала. В карте есть встроенный ди-бокс: при нажатии кнопки Ground lift он убирает ненужный фон от входящего сигнала.

Компактный и надежный алюминиевый корпус ставит уверенную точку в вопросе качества. Большинство пользователей данного устройства просто не могут выделить его существенных недостатков - возможно их и вправду нет. Это по праву одна из лучших карт для домашней записи.

Steinberg UR22 MK2



Фото: Steinberg

Плод сотрудничества фирм Steinberg и Yamaha. Поддерживает запись стандарта 24 бит/192 кГц, имеет фантомное питание, два XLR/TRS-входа, два выхода, присутствуют порты Midi In/Midi Out. Металлический корпус внушает доверия, а Cubase AI, входящий в комплект поставки, поможет сразу начать работу.

Выше мы рассмотрели самые популярные модели, которые получают массу положительных отзывов и стабильно радуют пользователей своим качеством. Но, если вы еще не нашли тот девайс, который бы отвечал вашим требованиям, также рекомендуем обратить внимание на следующие устройства:

  • Alesis iO2 Express;
  • ESI MAYA44 Xte;
  • M-Audio M-Track Plus II;
  • MiNiSTUDIO Personal US-32;
  • Yamaha Audiogram 6;
  • M-Audio M-Track 2x2M;
  • Tascam US-2×2;
  • iConnectivity iConnectAudio2+;
  • Native Instruments Komplete Audio 6;
  • AKAI PRO EIE Pro;
  • Arturia AudioFuse;
  • Apogee Duet 2;
  • MOTU 4pre;
  • Avid Mbox 3;
  • Apogee Duet 2;
  • Roland Studio Capture UA-1610;
  • Universal Audio Apollo Twin MKII DUO.
Всегда стоит помнить, что самое главное в выборе карты - ваши требования. В разных ситуациях наиболее подходящими и удобными могут быть совершенно разные модели. Так что приятного вам выбора и отличного звука!

Обложка: PRESONUS AudioBox iTwo / PRESONUS

Всякому человеку для работы нужен инструмент. Так уж получилось, что разумным человек начал называться именно с момента применения инструмента для какого-либо вида деятельности (формулировка хромает, но в целом это так). Собственно, любой музыкант, будучи человеком разумным, должен уметь хотя бы в какой-нибудь степени владеть музыкальным инструментом. Однако в рамках данной статьи речь пойдёт не о музыкальном инструменте в привычном понимании (гитара, фортепиано, треугольник…), а об инструменте, который в дальнейшем необходим для обработки звукового сигнала. Речь пойдёт об звуковом интерфейсе.


- Блажко Сергей Владимирович , мастер техники и технологии в направлении информатика и вычислительная техника.

Теоретическая основа

Оговоримся сразу, звуковой интерфейс, аудио интерфейс, звуковая карта – в рамках изложения являются контекстуальными синонимами. В общем, звуковая карта – это некое подмножество звукового интерфейса. С точки зрения системного анализа, интерфейс – это нечто , предназначенное для взаимодействия двух и более систем. В нашем случае, системы могут быть примерно такими:

  1. звукозаписывающее устройство (микрофон) – система обработки (компьютер);
  2. система обработки (компьютер) – звуковоспроизводящее устройство (колонки, наушники);
  3. гибриды 1 и 2.

Формально, всё что необходимо простому человеку от звукового интерфейса – это снять данные с устройства записи и отдать их компьютеру или наоборот, забрать данные из компьютера, отправив их на устройство воспроизведения. Во время прохождения сигнала через звуковой интерфейс производится специальное преобразование сигнала для того, чтобы принимающая сторона смогла в дальнейшем этот сигнал обработать. Устройство воспроизведения (конечное) так или иначе воспроизводит аналоговый или синусовый сигнал, который выражается в виде звуковой или упругой волны. Современный компьютер работает с цифровой информацией, то есть информацией, которая закодирована в виде последовательности нулей и единиц (говоря более точным языком, в виде сигналов дискретных полос аналоговых уровней). Таким образом, на звуковой интерфейс накладывается обязательство по преобразованию аналогового сигнала в цифровой и/или наоборот, что собственно и является ядром звукового интерфейса: цифро-аналоговый и аналогово-цифровой преобразователь (ЦАП и АЦП или DAC и ADC соответственно), а также обвязка в виде аппаратного кодека, всевозможных фильтров и пр.
Современные ПК, ноутбуки, планшеты, смартфоны и пр., как правило, уже имеют встроенную звуковую карту, что позволяет записывать и воспроизводить звуки, при наличии устройств записи и воспроизведения.

Тут-то и возникает один из самых часто задаваемых вопросов:

можно ли использовать встроенную звуковую карту для звукозаписи и/или обработки звука?

Ответ на этот вопрос весьма неоднозначен.

Как работает звуковая карта

Разберемся, что же происходит с сигналом, который проходит через звуковую карту. Для начала, попробуем понять, как же цифровой сигнал преобразуется в аналоговый. Как сказано ранее, для подобного рода преобразования используется ЦАП. Не будем вдаваться в дебри аппаратной начинки, рассматривая различные технологии и элементную базу, просто обозначим «на пальцах», что же происходит в «железе».

Итак, у нас имеется некая цифровая последовательность, которая представляет собой звуковой сигнал для вывода на устройство.

111111000011001 001100101010100 1111110011001010 00000110100001 011101100110110001

0000000100011 00010101111100101 00010010110011101 1111111101110011 11001110010010

Здесь цветами помечены закодированные маленькие кусочки звука. Одна секунда звука может быть закодирована различным количеством таких кусочков, число этих кусочков определяется частотой дискретизации, то есть, если частота дискретизации составляет 44.1 кГц – то одна секунда звука будет разделена на 44100 таких кусочков. Количество нулей и единиц в одном кусочке определяется глубиной дискретизации или квантованием, или, попросту, разрядностью.

Теперь, чтобы представить, как работает ЦАП, вспомним школьный курс геометрии. Представим, что время – это ось X, уровень – это Y. На оси Х отмечаем количество отрезков, которое будет соответствовать частоте дискретизации, на оси У – 2 n отрезков которое будет обозначать количество уровней дискретизации, после чего, постепенно отмечаем точки, которым будут соответствовать конкретные звуковые уровни.

Стоит отметить, что реально, кодирование по указанному выше принципу будет иметь вид ломаной (оранжевый график), однако во время преобразования применяется т.н. аппроксимация к синусоиде, или попросту приближение сигнала к виду синусоиды, что приведет к сглаживанию уровней (голубой график).

Примерно так будет выглядеть аналоговый сигнал, который получается в результате декодирования цифрового. Стоит отметить, что аналогово-цифровое преобразование производится с точностью до наоборот: каждые 1/частота_дискретизации секунд снимается уровень сигнала и кодируется исходя их глубины дискретизации.

Итак, как работают ЦАП и АЦП разобрались (более-менее), теперь стоит рассмотреть какие параметры влияют на конечный сигнал.

Основные параметры звуковой карты

В ходе рассмотрения работы преобразователей мы познакомились с двумя основными параметрами, это частота и глубина дискретизации, рассмотрим их подробнее.
Частота дискретизации – это, грубо, количество временных отрезков на которые делится 1 секунда звука. Почему же для звукачей так важно иметь звуковую карту, которая способна работать на частоте выше чем 40 кГц. Это связано с т.н. теоремой Котельникова (да-да, опять математика).Если тривиально, то, согласно этой теореме, при идеальных условиях, аналоговый сигнал может быть восстановлен из дискретного (цифрового) сколь угодно точно, если частота дискретизации больше чем 2 частотных диапазона этого самого аналогового сигнала. То есть, если мы работаем со звуком, который слышит человек (~20 Гц – 20кГц) то частота дискретизации будет (20 000 – 20)х2 ~ 40 000 Гц, отсюда и де-факто стандарт 44.1 кГц, это частота дискретизации чтобы наиболее точно закодировать сигнал плюс еще чуть-чуть (это, конечно же, утрированно, поскольку этот стандарт задан компанией Sony и причины гораздо более прозаичны). Однако, как было сказано ранее, это в идеальных условиях. Под идеальными условиями понимается следующее: сигнал должен быть бесконечно протяжённым по времени и не иметь сингулярностей в виде нуля спектральной мощности или пиковых всплесков большой амплитуды. Само собой разумеется, что типичный звуковой аналоговый сигнал не подходит под идеальные условия, ввиду того, что этот сигнал конечен по времени и имеет всплески и уходы в «ноль» (грубо говоря, имеет временные разрывы).


Глубина дискретизации или разрядность – это количество степеней числа 2 определяющее на сколько интервалов будет делиться амплитуда сигнала. Человек, ввиду несовершенства своего звукового аппарата, как правило, ощущает комфорт в восприятии при разрядности сигнала не менее 10 бит, то есть 1024 уровней, дальнейшее увеличение разрядности человек вряд ли как-то ощутит, чего нельзя сказать о технике.

Как видно из вышесказанного, при преобразовании сигнала звуковая карта идёт на определённые «уступки».

Всё это приводит к тому, что результирующий сигнал не будет в точности повторять исходный.

Проблемы при выборе звуковой карты

Итак, инженер по звуку или музыкант (выберите своё) купил компьютер с новенькой ОС, крутым процессором, большим объёмом оперативной памяти со встроенной в материнскую плату звуковой картой которая распиарена производителем, имеет выходы для обеспечения 5.1 звуковой системы, ЦАП-АЦП имеет частоту дискретизации 48 кГц (это уже не 44.1 кГц!), 24 битную разрядность и прочее-прочее… На радостях инженер устанавливает ПО для звукозаписи и обнаруживает, что данная звуковая карта не может одновременно «снимать» звук, накладывать эффекты и тут же мгновенно воспроизводить. Звук пусть и получается весьма качественным, однако между моментом, когда инструмент воспроизведет ноту, компьютер обработает сигнал и воспроизведет пройдет определенное время или, говоря по-простому возникает лаг. Странно, ведь консультант из эльдорадо так хвалил этот компьютер, распинался про звуковую карточку и вообще… а тут… эх. С горя, инженер, идёт обратно в магазин, отдаёт купленный компьютер, доплачивает еще баснословную сумму, чтобы взамен возвращённого купить компьютер с ещё более мощным процессором, бо́льшим объёмом оперативной памяти, звуковой карточкой на 96 (!!!) кГц и 24 бит и… в итоге то же самое.

На самом деле, типовые компьютеры с типовыми встроенными звуковыми картами и стоковыми драйверами к ним, изначально не предназначены для того, чтобы в режиме, приближённом к реальному времени обрабатывать звук и воспроизводить его, то есть не предназначены для VST-RTAS обработки. Дело тут нисколько не в «базовой» начинке в виде процессор-оперативная память-жёсткий диск, каждый из этих компонентов способен на такой режим работы, проблема в том, что данная звуковая карта, порой, просто не «умеет» работать в режиме реального времени.
При работе любого компьютерного устройства ввиду разности в скоростях работы возникают т.н. задержки. Это выражается в ожидании процессором набора данных, которые необходимы для обработки. Помимо этого, при разработке как операционной системы, так и драйверов, а также прикладного ПО, программисты прибегают к т.н. созданию т.н. программных абстракций, это когда каждый вышестоящий слой программного кода «скрывает» всю сложность нижестоящего уровня, предоставляя на своём уровне лишь простейшие интерфейсы. Иногда таких уровней абстракций набирается десятки тысяч. Такой подход упрощает процесс разработки, но увеличивает время прохождения данных от источника к получателю и наоборот.

На самом деле, лаги могут возникать не только у встроенных звуковых карт, но и тех, которые подключаются через USB, WireFire (земля ему пухом), PCI и пр.

Чтобы избежать подобного рода лагов, разработчики используют обходные пути, которые позволяют избавиться от ненужных абстракций и программных преобразований. Одним из таких решений является всеми любимый ASIO для ОС Widows, JACK (не путать с разъёмом) – для Linux, CoreAudio и AudioUnit – для OSX. Стоит отметить, что у OSX и Linux всё отлично и без «костылей» как у Windows. Тем не менее, не каждое устройство способно работать с необходимой скоростью и требуемой точностью.
Допустим, что наш инженер/музыкант относится к разряду Кулибиных и смог настроить JACK/CoreAudio или заставить работать свою звуковую карту с ASIO-драйвером фирмы «народный промысел».
В лучшем случае, таким образом наш мастер уменьшил лаг с пол секунды до почти приемлемых 100 мсек. Проблема последних миллисекунд кроется ко всему прочему и во внутренней передаче сигнала. При прохождении сигнала от источника через интерфейс USB или PCI к центральному процессору, сигнал курирует южный мост, который собственно и занимается тем, что работает с большей частью периферии и непосредственно подчиняется центральному процессору. Тем не менее, центральный процессор – персонаж важный и занятой, поэтому у него не всегда найдётся время вот-прямо-сейчас обрабатывать звук, поэтому нашему мастеру придётся или смириться с тем, что эти 100 мсек могут «скакать» на ± 50 мсек если не больше. Решением данной проблемы может быть покупка звуковой карты с собственной микросхемой для обработки данных или DSP (Digital Signal Processor).

Как правило, большая часть всех «внешних» звуковых карт (т.н. игровых звуковых карт) имеет подобного рода сопроцессор, однако он весьма негибок для работы и предназначен по сути для «улучшайзинга» воспроизводимого звука. Звуковые карты, которые изначально предназначены для обработки звука имеют более адекватный сопроцессор, или, в граничном варианте, такой сопроцессор продаётся отдельно. Преимуществом использования сопроцессора является тот факт, что в случае его применения, специальное программное обеспечение будет обрабатывать сигнал, практически не используя центральный процессор. Недостатком такого подхода может служить цена, а также «заточка» оборудования для работы со специальным программным обеспечением.
Отдельно, хотелось бы отметить интерфейс сопряжения звуковой карты и компьютера. Требования тут достаточно приемлемые: для достаточно высокой скорости обработки будет достаточно таких интерфейсов как USB 2.0, PCI. Звуковой сигнал на самом деле не является сколь-либо большим объёмом данных, как, например, видеосигнал, поэтому требования минимальные. Однако добавлю ложку дёгтя: протокол USB не гарантирует 100% доставку информации от отправителя получателю.
С первой проблемой определились – большие задержки при использовании стандартных драйверов или большая цена за использование звуковой карты с адекватной задержкой.
Ранее мы определились, что добиться идеальной передачи аналогового сигнала не такая уж и простая задача. В добавок к этому, стоит упомянуть шумы и погрешности, которые возникают в процессе снятия/преобразования/передачи сигнала как данных, поскольку, если вспомнить физику, любой измерительный прибор обладает своей погрешностью, а любой алгоритм своей точностью.

Данная шутка очень показательна ввиду того, что на работу звуковой карты также влияет излучение расположенной рядом аппаратуры, вплоть до ультразвука, издаваемого центральным процессором во время работы. Ко всему прочему стоит добавить искажения в характеристику записываемого/воспроизводимого сигнала которые зависят от конечного устройства (микрофона, звукоснимателя, динамиков, наушников и пр.). Зачастую для маркетинга производители различных звуковых устройств сознательно увеличивают возможную частоту снимаемого/воспроизводимого сигнала, от чего у человека, который учил биологию и физику в школе возникает вполне осознанный вопрос «а зачем, если человек не слышит вне диапазона 20-20кГц?». Как говорится, в каждой правде есть доля правды. Действительно, очень многие производители лишь на бумаге обозначают более качественные характеристики у своего оборудования. Тем не менее, если всё-же производитель действительно сделал устройство, которое способно снять/воспроизвести сигнал в чуть большем диапазоне частот, о покупке данного оборудования стоит хоть ненадолго, но задуматься.
Дело вот в чем. Все прекрасно помнят, что такое АЧХ, красивые графики с неровностями и прочим. При снятии звука (рассмотрим только этот вариант), микрофон соответствующим образом его искажает, что характеризуется неровностями его АЧ-характеристики в пределах того диапазона, который он «слышит».

Таким образом, имея микрофон, который способен снять сигнал в стандартных пределах (20-20к) мы получим искажения лишь на этом диапазоне. Как правило, искажения подчиняются нормальному распределению (вспоминаем теорию вероятностей), с небольшими вкраплениями случайных погрешностей. Что будет, если мы при прочих равных условиях расширим диапазон снимаемого сигнала? Если следовать логике – то «шапка» (график плотности вероятности) растянется в сторону увеличения диапазона, тем самым сместив искажения за пределы интересующего нас слышимого диапазона.

На практике, всё зависит от разработчика оборудования и следует очень тщательно это проверять. Тем не менее, факт остаётся фактом.

Если вернуться к нашему железу, то, к сожалению, не всё так радужно. Аналогично заявлениям разработчиков микрофонов и динамиков, производитель звуковых карт также часто привирают относительно режимов работы своих устройств. Иногда для конкретной звуковой карты можно видеть, что она работает в режиме 96к/24бит, хотя на деле это всё те же 48к/16бит. Тут дело может обстоять в том, что в пределах драйвера звук действительно может быть закодирован с указанными параметрами, хотя реально звуковая карта (ЦАП-АЦП) не могут выдать необходимые характеристики и просто отбрасывают старшие разряды у глубины дискретизации и пропуская часть частот у частоты дискретизации. Этим в своё время очень часто грешили простейшие встроенные звуковые карты. И хотя, как мы выяснили для человеческого слуха вполне достаточно таких параметров как 40к/10бит, для обработки звука этого будет маловато из-за вносимых искажений в процессе обработки звука. То есть, если инженер или музыкант снял звук при помощи среднего микрофона или звуковой карты, то в дальнейшем с использованием даже лучших программ и железа будет очень проблематично вычистить весь шум и погрешности, которые были внесены на этапе записи. К счастью производители полупрофессионального или профессионального звукового оборудования подобным не грешат.

Последняя проблема заключается в том, что встроенные звуковые карты попросту не имеют достаточного числа необходимых разъёмов для подключения необходимых устройств. По факту, даже джентельменский набор в виде наушников, и пары мониторов будет попросту некуда подключить, а уж о таких изысках как выходы с фантомным питанием и отдельными регуляторами для каждого из каналов и вовсе придётся забыть.

Итого : первое что нужно определить для дальнейшего выбора типа звуковой карты – это то, чем мастер будет заниматься. Вполне вероятно, что для черновой обработки, когда нет нужды записывать в высоком качестве или для имитации «ушей» конечного слушателя может быть достаточно встроенной или внешней, но относительно дешевой звуковой карты. Также это может пригодиться для начинающих музыкантов, если им не лень разбираться с уменьшением задержек при real-time обработке. Для мастеров, которые занимаются исключительно офлайн обработкой, следует не заморачиваться в уменьшении задержек и акцентировать внимание на устройства, которые будут реально выдавать положенные им герцы и биты. Для этого не обязательно покупать сверх дорогую звуковую карту, в самом дешевом варианте может подойти более-менее адекватная «игровая» звуковая. НО, акцентирую внимание на том, что драйвера для таких звуковых карт пытаются улучшить звучание определенным образом, что недопустимо, поскольку для обработки необходимо получить звук как можно более чистый и сбалансированный с минимальным вкраплением драйверного «улучшайзинга».

Однако, если Вам, как мастеру, необходимо устройство, которое будет отвечать требованиям по качеству записываемого-воспроизводимого сигнала, а также по скорости обработки этого сигнала – тут придётся или доплатить, получив аппарат надлежащего качества или выбрать 2 чем можно пожертвовать: высокое качество, низкая цена, высокая скорость.

Прим. Ред.: Если вы музыкант, и не хотите разбираться во всех сложностях современной обработки — заказывайте сведение и мастеринг в нашей студии, и мы сделаем все необходимое, чтобы Вы получили качественный материал! ->


У человека есть несколько органов чувств, однако, при потреблении медиа-контента мы используем лишь пару из них – зрение и слух. Чем качественнее контент, тем больше положительных эмоций мы получаем. Это относится и к звуковой подсистеме ПК, так как именно она отвечает за глубину звуковой картины. В настоящее время ноутбуки и материнские платы стационарных компьютеров комплектуются встроенными картами, выполняющими простую функцию – воспроизведение звука. Они не способны передать все прелести звуковой картины, из-за чего для решения проблемы были созданы отдельные устройства.

Они бывают двух типов – встраиваемые (внутренние) и внешние. Первые несколько дешевле за счет отсутствия дорого корпуса и предназначены для улучшения персональных компьютеров. Второй тип может больше – благодаря подключению через USB порты его можно присоединять к ноутбукам, существенно расширяя функционал последних, что очень удобно, если запись или прослушивание проходит в нескольких местах и необходимо постоянно перемещаться со своим оборудованием. Кроме того они часто поддерживают как 5.1 формат, так и 7.1

Лучшие недорогие внутренние звуковые карты: бюджет до 5 000 руб.

Начнем с самых бюджетных представителей. Устройства этого сегмента характеризуются умеренными характеристиками. Их хватает только для решения повседневных задач – прослушивания музыки или просмотра фильмов. Привлекательная цена обусловлена отсутствием внешнего корпуса. Данные модели устанавливаются внутрь стационарных ПК, а подключение осуществляется через интерфейсы PCI и PCI-E.

3 ASUS Xonar DG

Низкая цена
Страна: Китай
Средняя цена: 2 305 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Открывает рейтинг одна их самых бюджетных аудиокарт на рынке. Стоимость в 2 тысячи рублей накладывает значительные ограничения на функциональность относительно конкурентов. Карта подключается через PCI интерфейс, поэтому если данный порт занимает видеокарта, то следует озаботиться покупкой новой материнской платы с дополнительным слотом или вообще отказаться от покупки аудиокарты. Наличие трех аналоговых выходов и 6 каналов делает невозможным использование устройства на акустике формата 7.1. Оставляет желать лучшего и максимальная частота ЦАП, составляющая всего 96 кГц.

Однако, есть и положительные моменты. Например, наличие цифрового оптического выхода S/PDIF, используемого для подключения внешних аудиоустройств (например, усилителя). Во-вторых, присутствует поддержка современных стандартов. ASIO версии 2.0 и EAX v.2, что обязательно понравится геймерам. Ну и главное достоинство – низкая цена, полностью оправдывающая технические возможности устройства.

2 Creative Audigy 2 ZS

Хорошие технические характеристики
Страна: Сингапур
Средняя цена: 4 046 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Данная бюджетная модель заняла место нашумевшей Xonar DX. Audigy 2 ZS не только не подорожала в цене, но и обзавелась достойными техническими характеристиками. Соотношение тишины и шума здесь выше, чем у модели Audigy Rx и составляет 108 дБ. Однако количество выходных аналоговых разъемов здесь вдвое меньше и составляет всего 4 штуки. Входных аналоговых разъемов здесь всего 2. Карта характеризуется ровным звуком, хорошей панорамой и минимальной задержкой – всего 50ms для «тяжелых» проектов.

Кроме того, она неплохо показывает себя в играх, так как обладает неплохим процессором, что снижает нагрузку на компьютер. Из минусов выделяют подключение через устаревший PCI к ПК и отсутствие свежих драйверов от производителя. Проблема решается путем установки софта от неравнодушных сообществ, так как на сегодняшний день карта не утратила своей актуальности.

1 Creative Sound Blaster Audigy Rx

Отличное соотношение сигнал/шум
Страна: Китай
Средняя цена: 5 000 руб.
Рейтинг (2019): 5.0

Первую строчку рейтинга занимает также представитель компании Creative. Соотношение тишины и шума – 106 дБ. Максимальная частота ЦАП в многоканальном режиме – 96 кГц, против 192. Стоит отметить, что данная модель предоставляет больший простор для звукозаписи. Для этого в устройство встроены два микрофонных и один линейный вход. Данная связка позволяет осуществлять запись с двух источников одновременно, например гитары и вокала.

Фирменный софт представлен такими утилитами как KaraokePlayer, SmartRecorder и WaveStudio. С их помощью можно не только насладиться качественным звуком, но и заняться любительской звукозаписью на вашем компьютере. Для лучшего звучания и меньших задержек устройство поддерживает стандарт ASIO v. 2.0.

Лучшие внешние звуковые карты: бюджет до 10 000 руб.

Во вторую категорию мы отнесли внешние звуковые карты, подключаемые к компьютеру через USB разъем. Такие устройства рекомендуют владельцам ноутбуков или желающим создать свою студию звукозаписи. Они позволяют расширить количество аудиовыходов и подключать большее количество устройств.

4 Creative X-FiSurround 5.1 Pro

Самый бюджетный интерфейс
Страна: Китай
Средняя цена: 4 700 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Начинаем с бюджетного и простого устройства. Стоимость его составляет около 5000 рублей. За эти деньги покупатель получает хорошую систему для просмотра фильмов с 5.1 звуковым форматом. На большее устройство не способно. Это обусловлено не самой высокой максимальной частотой ЦАП – 96 кГц. Также при покупке стоит учитывать, что подключить 7.1 звуковую систему не получится – выходных аналоговых каналов всего 6 при 4 разъемах.

Из полезного стоит отметить наличие ASIO v. 2.0 и EAX 5 версии. Также комплект поставки включает пульт дистанционного управления для переключения треков, регулировки громкости и т.д. По отзывам пользователей, это неплохой вариант для домашнего ПК за свои деньги.

3 ASUS Xonar U7

Любимица покупателей
Страна: Китай
Средняя цена: 8 300 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Третье место занимает модель от ASUS с индексом U7. По сравнению с Creative, максимальная частота ЦАП здесь просто великолепна и составляет 192 кГц. Больше и выходных каналов – всего 8 штук, что дает возможность использовать объемное звучание формата 7.1. Присутствуют три типа выходных разъемов:

  • RCA ("тюльпан"),
  • Mini Jack,
  • S/PDIF.

Переключение между ними осуществляется с помощью шайбы, расположенной сверху корпуса. Она же выполняет роль регулятора громкости. Пульта ДУ, как у серебряного призера, нет.

Данная модель рекомендуется к покупке тем пользователям, кто ценит объемный качественный звук в фильмах и видеоиграх и при этом не планирует заниматься звукозаписью. Пользователям занимающимся стримами или желающим записать свой трек, лучше присмотреться к более дорогим моделям.

2 Steinberg UR12

Постоянное улучшение от поколения к поколению
Страна: Китай
Средняя цена: 8 000 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Модель была представлена в конце 2014 года и не растеряла своей актуальности. Основное достоинство – рекорд по доступности цены, при сохранении всех характеристик предыдущего поколения. Устройство помещено в полностью металлический корпус, имеет питание от шины USB, возможность подключения конденсаторного микрофона. Всего имеется 6 режимов подключения, от 44 до 192 кГц. Оснащена предусилителем от Yamaha. Интерфейс работает с любыми музыкальными программами в операционных системах MacOS и Windows. Также оно полностью совместимо с IPad.

По сравнению с более дорогими устройствами, интерфейс выступает очень достойно и это отчетливо слышно на аппаратуре с высокой детализацией. Это отмечают пользователи в своих отзывах, а количество претензий к качеству с каждым поколением все меньше.

1 Audient ID4

Лучшая звуковая карта до 10 000 рублей
Страна: Китай
Средняя цена: 9 000 руб.
Рейтинг (2019): 5.0

Любимицу U7 потеснила чуть более дорогая модель ID4 от фирмы Audient. И поверьте – она стоит того. Основное достоинство здесь – начинка. Микрофонный преамп перекочевал сюда прямиком из полноразмерных студийных консолей. Инструментальный вход здесь выстроен на пылевых транзисторах. Производитель ответственно подходит к сборке устройств и по отзывам пользователей даже не экономит на преобразователях. Динамический диапазон ЦАП здесь один из самых лучших в сегменте – 115 дБ.

Несмотря на скудный комплект поставки, состоящий из самого устройства и USB провода, все основные плюшки станут доступны после регистрации на официальном сайте производителя. Сама карта является двухканальной (можно подключить два источника) и может одновременно принять в себя и конденсаторный микрофон и электрогитару. Оба канала имеют раздельное усиление и индикацию. У комбо входа ID4 есть поддержка линейных подключений, что позволит подключать не только инструменты и микрофоны, но и устройства с линейными выходами, например, предусилители.

Лучшие звуковые карты для геймеров

Геймеры – особый пласт покупателей. Они используют только лучшее оборудование и компьютеры от топовых производителей, зачастую выпускающих специальные лимитированные версии девайсов. Не остались и в стороне звуковые карты, получившие особые «игровые» улучшения, позволяющие максимально полно погрузиться в игровой процесс.

3 ASUS Strix Raid DLX

Стильная звуковая карта с внешним блоком
Страна: Китай
Средняя цена: 15 200 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Открывает ТОП лучших игровых звуковых карт творение от ASUS. StrixRaid DLX – это топовая карта в ассортименте производителя благодаря неплохим техническим характеристикам. Максимальная частота ЦАПа – 192 кГц, поддерживается 8 каналов, соотношение сигнал/шум великолепное – 124 дБ. Единственной ложкой дегтя может оказаться несколько завышенная цена относительно конкурентов.

Внешний вид не вызывает нареканий – он в меру агрессивен, прост и в то же время привлекателен. Дополнительный блок позволяет подключить игровую гарнитуру, регулировать громкость и переключаться между обычным и игровым режимом с помощью кнопки "RAID".

Отдельного внимания заслуживает фирменная утилита для управления звуковой картой. ASUS SonicStudio позволяет изменять громкость, настраивать эквалайзер, регулировать количество источников звука и т.д. По отзывам покупателей, интерфейс обладает приятной цветовой гаммой и функционалом, позволяя легко его освоить.

2 Creative SoundBlasterZx

Яркий дизайн
Страна: Китай
Средняя цена: 10 621 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

На втором месте находится звуковая карта от компании Creative. Модель SoundBlasterZx – преемник популярной у геймеров Blaster Z. Она обладает привлекательной ценой, что обусловлено чуть более низкими возможностями, чем у конкурентов. Максимальные частоты и отношение сигнала к шуму приблизительно то же, но поддерживается только 6 каналов. В остальном, мы получаем практически то же самое за более низкую сумму.

Оригинальный внешний вид обусловлен наличием "смотрового" окошка, в котором виден главный чип. Присутствует и выносной блок. В него можно подключить наушники и микрофон. Однако стоит учитывать, что регулятор громкости работает только с наушниками – аудиосистема, подключенная непосредственно к звуковой карте, не сообщается с внешним блоком. Зато есть разъем для подключения к передней панели ПК.

По отзывам пользователей, карта отлично подходит для игр за счет оптимального комбинирования всех частот и создания звукового объема. Данный плюс будет сложно оценить при просмотре фильмов, так как там упор сделан на центральные каналы.

1 ASUS Essence STX II

Лучшая звуковая карта нового поколения
Страна: Китай
Средняя цена: 20 600 руб.
Рейтинг (2019): 5.0

Главная особенность этой модели Hi-End сегмента – обновленная начинка и поддержка формата 7.1 Карта имеет съемный металлический экран над аналоговой частью, но его значение сугубо декоративное. А вот что и помогает добиться высоких параметров, так это хорошая разводка и разделение аналоговых и цифровых цепей на четырехслойной печатной плате. И без того качественная начинка карты обзавелась новыми операционными усилителями MUSES, созданными специально для звуковой аппаратуры. Немецкие пленочные конденсаторы WIMA и линейные неимпульсные регуляторы питания, выполняющие роль фильтров. Этим список улучшений не ограничивается.

Дешевые кварцовые резонаторы заменены на термокомпенсированные, что позволило снизить джиттер. Приятным бонусом будет комплект УУ и инструмент для их установки. Микросхемы меняются без пайки, что дополнительно облегчает ремонт или замену комплектующих. Кроме того, появляется возможность поэкспериментировать со звуком