Святой князь вячеслав чешский. Благоверный князь вячеслав чешский Благоверный князь вячеслав чешский


Имя Вячеслав имеет исконно русское происхождение. Оно образовано от двух слов — «вящее» или «вяче», что означает «лучше, больше» и «слава». Поэтому дословно имя означает «более славный».

Святой Вячеслав Чешский, дата памяти 17 марта (Перенесение мощей), 11 октября

Он был воспитан своей бабушкой святой княгиней Людмилой, которая с детства привила своему внуку веру в Господа, упование на Его волю и стремление всегда поступать по заповедям, которые даровал нам Спаситель. Образование он получил от ученика святителя Мефодия, пресвитера Павла.

В 920 году отец Вячеслава - Вратислав погибает, и 18-летним юношей страстотерпец вступает на княжеский престол. Его жизнь омрачалась тем, что родная мать Драгомира испытывала ненависть к христианству, именно она стала виновницей смерти бабушки Вячеслава святой Людмилы. За это он изгнал Драгомиру навсегда из своей жизни.

Как правитель, Вячеслав Чешский запомнился расцветом христианских устоев. Он не только старался сам быть христианином, но и в государственной деятельности своими указами отменял все, что не соответствовало его убеждениям. Например, он отказался от смертной казни, считал неприемлемым применять пытки. Очень многие знатные сановники были недовольны таким положением дел. Верующий князь, живущий по законам чести и доброты, казался им неугодным, а потому приближенные ко двору вступили в заговор с братом Вячеслава Болеславом Первым.

В 935 году святой был убит своим родным братом и его стражниками прямо на пороге храма. В дальнейшем жестоким пыткам и мучениям подверглись все, кто следовал за князем Вячеславом Чешским, кто также, как и он, вел благочестивый образ жизни. О судьбе его сына Збраслава ничего неизвестно.

Икона Святого благоверного князя Вячеслава Чешского

Священномученик Вячеслав Луканин, дата памяти 8 февраля (Новомуч.), 16 августа

Почти через десять столетий, в Российском государстве в городе Пермь родится мальчик, которого родители также назовут Вячеславом. Он рос очень слабеньким и болезненным, учеба давалась ему с большим трудом.

Несмотря на это, Вячеслав Луканин стремился поступить в духовное училище, служить Господу было его единственным желанием, которое со временем исполнилось. Господь одарил его прекрасным голосом. Этот талант не остался незамеченным преподавателями училища. Очень часто юноша служил на клиросе в местном храме, его даже стали называть «старшим по хору», настолько хорошо у него получалось. Науки другие постигал с большим трудом, постоянно пересдавал экзамены, а все свое свободно время уделял церковному пению. В 1989 году после окончания училища, он поступает в Пермскую семинарию. Но получить диплом помешало состояние здоровья.

Тем не менее, руководство семинарии оставляет его при учебном заведении в качестве регента учебного хора. В 1901 году его талант оценили настолько высоко, что пригласили в архиерейский хор. Через несколько лет он встретил прекрасную девушку, которая стала его супругой - это Мария Гордеевна Галкина. В скором времени у них родилась дочка. Она станет не единственным ребенком в семье, через несколько лет у Вячеслава и Марии появились на свет еще 8 детей, трое из них умерли во младенчестве.

Икона Священномученика Вячеслама Луканина

В 1918 году его назначают регентом одного из хоров в Екатеринбургской епархии. Именно здесь на территории городка Катайск были созданы карательные подразделения «Красные орлы», которые должны были моментально реагировать на любые повеления безбожной власти. Те пытки, которые они применяли к арестованным, пожалуй, могли посоревноваться в жестокости с мучениями первых христиан. Задержанных живьем закапывали в землю, четвертовали, всячески издевались, унижая человеческое достоинство, заставляли пить свою же кровь. И это при том, что «сотрудникам» такого отряда не было иногда даже 20 лет.

Накануне светлого праздника Преображения Господня мученик Вячеслав и некоторые верующие этого городка собрались, чтобы обсудить, как лучше провести праздничную Литургию. Встреча проводилась вечером в одном из домов, они зажгли свечи, и маленький лучик стал заметен из-за штор со стороны улицы, где в это время шел комендантский час и каратели патрулировали улицы. Изверги ворвались в дом и арестовали всех, кто там находился. Утром верующих отвели к храму и приказали рыть себе могилы.

Отец Вячеслав попросил напоследок лишь помолиться в храме, начиная читать заупокойную молитву, он медленно пошел в сторону храма, в этот момент «красноорловец» выстрелил ему в спину.

Диакон Вячеслав Луканин был причислен к лику святых в 2002 году.

Православные святые с именем Вячеслав

Даты указаны по новому стилю.

  • Вячеслав (Луканин), сщмч., диакон 8 февраля (Новомуч.), 16 августа
  • Вячеслав (Закедский), сщмч., иерей 8 февраля (Новомуч.), 23 августа
  • Вячеслав (Инфантов), сщмч., иерей 8 февраля (Новомуч.) 14 января
  • Вячеслав (Занков), сщмч., иерей 8 февраля (Новомуч.), 13 октября
  • Вячеслав, сщмч., иером, Белогорского Св.-Николаевского монастыря 8 февраля (Новомуч.), 25 августа
  • Вячеслав Чешский, страстотерпец, князь 17 марта (Перенесение мощей), 11 октября
Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Житие святого Вячеслава, князя Чешского

Святой Вячеслав происходил из княжеского рода, правившего в Чехии 1 , и приходился внуком святой мученице Людмиле 2 ; его родители – Вратислав 3 , князь Чешский и жена его Драгомира имели кроме него еще двух сыновей: Болеслава и Спытигнева и несколько дочерей; среди всех он выдавался своими дарованиями и добротой.


Икона святого Вячеслава, князя Чешского. Галерея икон .

Когда святой Вячеслав стал подрастать, отец его, по обычаю того времени, просил епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благословение Божие. Епископ, отслужив литургию в церкви Пресвятой Богородицы и поставив затем отрока на ступени храма, благословил его такими словами:

– Господи Боже, Иисусе Христе, благослови сие отроча, якоже благословил еси праведных Твоих – Авраама, Исаака и Иакова и венчай его, якоже венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену.

С этого-то особенно времени Божией благодатию отрок стал расти и преуспевать. бабка его, святая Людмила, поручила одному священнику, своему духовнику, учить его славянской грамоте, которою святой очень скоро овладел вполне. Видя его успехи, отец отправил его в город Будеч учиться латинскому языку и другим наукам; во всем этом он преуспевал к удивлению учителей.

Но волею Божиею случилось, что князь Вратислав скоро умер 4 и святой Вячеслав, юный еще возрастом, вступил на родительский престол. Здесь, в сане правителя, выказал он в особенности свои дарования: вместе с своею матерью он старался об улучшении управления страны, заботился о своем семействе: видал замуж сестер своих в соседние княжества, наблюдал за воспитанием младших братьев, не упуская случая и самому расширить свои познания, так что скоро он изучил вполне не только славянскую и латинскую, но и греческую грамоту, превосходя в этом отношении всякого священника или даже епископа. Бог благословлял его деятельность, одаряя его премудростью. Он же усердно старался угодить Богу, заботился об убогих, кормил их, принимал странных по слову Евангельскому: "ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня " (Мф.25:35), почитал духовенство, строил и украшал церкви, ко всем относился с любовью, как к богатым, так и к бедным, и во всю недолговременную жизнь свою помышлял только о благом.

Но диавол, исконный враг рода человеческого, и теперь всячески старался посеять смуты: некоторые зломысленные вельможи захотели воспользоваться молодостью святого, так как по смерти отца своего он остался всего восемнадцати лет. И вот, сначала они стали восстанавливать князя Вячеслава против его матери, говоря, что она убила его бабку, святую Людмилу, и злоумышляет против него. Вячеслав сперва поверил этим словам и отправил свою мать в город Будеч, но скоро вспомнил слова Апостола Павла: "Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием " (Ефес.6:2); вернул мать обратно в свой дом и с горькими слезами каялся, говоря:

– Господи боже мой, не вмени мне сего во грех, – и повторял слова Псалмопевца: "Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай " (Пс.24:7).

С этих пор он всячески почитал свою мать, так что она радовалась его благочестию и доброте: он питал увечных, заботился о вдовах и сиротах, выкупал пленных, всем делал добро, и всюду прославлялось имя доброго и праведного князя Вячеслава.

Злонамеренные вельможи, увидав, что их замыслы не удались вследствие разума и благонравия святого, стали возмущать против него брата его – Болеслава, который, как младший, должен был подчиняться Вячеславу. Они внушили Болеславу, будто князь Вячеслав со своими советниками и с матерью умышляют извести его, и советовали ему для спасения своей жизни убить святого князя и самому занять княжеский престол. Эти злобные советы соблазнителей смутили ум Болеслава и он стал помышлять о смерти своего брата, подобно тому, как почти сто лет спустя 5 Святополк Окаянный, желая быть единовластным в Русской земле, задумал избить братьев.

Желая исполнить свое преступное намерение, Болеслав пригласил брата к себе на освящение церкви, которое должно было произойти в воскресный день, с коим совпало тогда и празднование памяти святых Космы и Дамиана. Святой Вячеслав, приехав и отслушав святую литургию, хотел возвратиться обратно в Прагу 6 , но Болеслав стал удерживать его, упрашивая не обидеть его отказом от угощения, которое он приготовил. Святой согласился остаться, хотя, когда он вышел на двор Болеславов, слуги предупреждали его о замыслах брата. Святой не поверил этому, возлагая всю свою надежду на Бога. Весь тот день они в радости провели вместе; а между тем ночью злодеи собрались во дворе одного из заговорщиков, по имени Гневысы, и вместе с Болеславом обдумывали, как бы им убить св. Вячеслава, и решили напасть на него, как только он встанет и пойдет к утрене, так как знали, что по благочестию своему святой не пропустит службы. И их предположения сбылись: лишь только раздался благовест к утрене, Вячеслав тотчас встал со словами:

– Слава Тебе, Господи Боже мой, яко дал еси свет и мне дожити до сего утра.

Затем он оделся и, умывшись, пошел в церковь; в воротах дома его догнал Болеслав. Святой, обернувшись, сказал:

– Здравствуй, брат; вчера хорошо…

Но не успел он докончить своей речи, как Болеслав, по наущению диавола, выхватил свой меч из ножен и ударил им брата по голове, со словами:

– Сегодня хочу тебя еще лучше угостить.

Вячеслав воскликнул:

– Брат, что ты задумал?

И схватив его и повалив на землю, спросил:

– Брат мой, какое зло я сделал тебе?

Но тут подбежал один из заговорщиков и поразил святого в руку. Тогда он, оставив Болеслава, побежал к церкви. Заговорщики бросились за ним и двое из них – Честа и Тира – зарубили его в самых дверях церковных, а третий – Гневыса – пронзил его еще мечом в ребра. Блаженный испустил дух со словами:

– Господи, в руки Твои предаю дух мой.

По убиении князя злодеи стали избивать его дружину, грабить и изгонять всех тех, кого святой Вячеслав приютил в своем доме; заговорщик Тира стал советовать Болеславу напасть и на мать, чтобы сразу избавиться и от брата и от матери, но тот ответил, что это еще успеется, так как ей некуда скрыться.

Тело же святого Вячеслава заговорщики изрубили и бросили без погребения, только какой-то священник прикрыл его покрывалом. В то время мать святого, услышав о его убиении, бросилась искать его и, увидев изрубленные его останки, залилась горькими слезами. Она собрала все части его тела и, не смея отнести их к себе, тут же, на дворе священника это церкви, омыла, одела, и тогда его отнесли в церковь и положили там. Отдавши этот последний долг своему мученически погибшему сыну, мать святого Вячеслава, спасаясь от смерти, укрылась в стране хорватов 7 , так что, когда Болеслав вздумал и к ней послать убийц, то они ее уже не могли найти.

Останки блаженного князя несколько времени еще находились в церкви, ожидая погребения, пока, наконец, позволили позвать священника, чтобы совершить отпевание святого мученика и похоронить его. А кровь его, пролитую в дверях церковных, как ни старались, никак не могли отмыть. По истечении же трех дней она сама исчезла чудесным образом 8 .

Вскоре братоубийца Болеслав сознал свой тяжкий грех и горько плакал, раскаиваясь и говоря:

– Я согрешил, и грех мой и беззакония мои я знаю, Боже помоги мне грешному.

Он послал священников и своих приближенных перенести мощи святого Вячеслава в стольный град Прагу и их с честью положили по правую сторону алтаря в церкви святого Вита, которую создал сам святой. ________________________________________________________________________

1 Чехия занимает среднеевропейское плоскогорье, окруженное со всех почти сторон горами и орошаемое рекой Лабой (Эльбой) с ее притоками. В отдаленной древности эта страна была занята Кельтским народом – бойями, от которых она носит другое название – Богемии. Незадолго до Р.Х. бойи были изгнаны германцами, маркоманами, ведшими долгие войны с римлянами и окончательно исчезнувшими в половине V в.; вскоре после этого, вероятно, поселились в опустевшей стране славянские племена чехов, по которым и страна прозвалась Чехией. Когда святые братья, Кирилл и Мефодий, распространяли христианство в славянских странах – Моравии и Паннонии, тогда ими же были крещены и чехи, и у них введено было богослужение на славянском языке; христианство у чехов распространилось очень сильно и скоро у них появились святые подвижники; в православной церкви известны: блаженная Людмила, святой Вячеслав и преподобный Прокопий, живший уже в XI веке (память его празднуется 16 сентября). Но еще до крещения чехов святыми первоучителями славян появились в Чехии и немецкие миссионеры, которые стали распространять богослужение на латинском языке, а так как они при этом пользовались покровительством могущественных немецких государств, соседних с чехами, то им с течением времени удалось совершенно вытеснить славянское богослужение, которое уже в XI в. приходилось защищать святому Прокопию, хотя местами оно продолжало сохраняться и позже.

Вряд ли найдется хотя бы один гость чешской столицы, который, осматривая Прагу, обошел своим вниманием центральную площадь – Вацлавске намнести, или, как называют ее пражане, Вацлавак. Начинаясь от улицы На Пршикопе, площадь плавно идет в гору, а на самой высшей ее точке, у Национального музея, находится созданная скульптором Й. Мыслбеком в конце XIX в. конная статуя святого Вацлава – небесного покровителя чешских земель.

Князь словно оглядывает свои владения: все ли в порядке, не нужна ли его помощь.

Святой Вацлав

28 сентября 2000 г. Чехия впервые отметила День государственной независимости, хотя на эту дату не приходится ни одно событие, так или иначе связанное со становлением чешской государственности. Почему же именно этот день выбран для национального праздника? Согласно католическому церковному календарю 28 сентября – день памяти св. Вацлава. Без малого одиннадцать веков назад “добрый князь Вацлав” был предательски убит по приказу собственного брата Болеслава у врат церкви. Возможно, это покажется странным. Найдется ли еще одна страна в мире, главный государственный праздник которой связан с подобным событием? Чтобы понять, насколько важной фигурой для жителей Чехии является их святой покровитель, обратимся к истории.

“Святой Вацлав, князь земли чешской”, – этими словами начинается прославленный старочешский гимн, “Сватовацлавский хорал”, написанный в конце XII в. Во времена гуситов этот гимн был дополнен следующей строфой: “Наследник чешской земли, вспомни о своем народе, не дай погибнуть нам и нашим потомкам”… Со времен средневековья чешский народ в тяжелые периода своей истории ожидал исполнения легенды о бланицких рыцарях, согласно которой в горе Бланик всегда готовы к бою рыцари св. Вацлава. Когда чехам придется хуже всего, они выедут на помощь, и во главе их будет скакать сам Вацлав верхом на белом коне.

Большинство сведений о князе Вацлаве взяты из церковных текстов и так называемых “старовацлавских легенд”, записанных в средние века как на латинском, так и на славянском языках. Достоверных исторических сведений о нем сохранилось немного, и они достаточно противоречивы. На этом основании некоторые историки даже пытались утверждать, что св. Вацлав – фигура мифическая, и на самом деле его никогда не существовало.

Происходивший из династии Пршемысловцев князь Вацлав родился предположительно в 907 г. Дед Вацлава Борживой, правивший страной во второй половине IX в., был первым чешским князем, принявшим христианство. Произошло это при довольно любопытных обстоятельствах. В те времена чешские земли граничили с Великой Моравией и, по некоторым источникам, были у нее в подчинении. Моравский правитель Сватоплук, уже будучи христианином, пригласил Борживоя в гости. Однако угощение для чешского князя и его дружины было подано не на столе, а на полу – как собакам. Удивление Борживоя перевесило его гнев, и он поинтересовался причиной этого оскорбления. Сватоплук ответил, что христианский князь не может сидеть за одним столом с язычником. Борживой задумался и захотел побольше узнать о христианстве. И в результате вместе со своей женой Людмилой принял крещение от равноапостольного Мефодия, просветителя славян, который находился в то время в Моравии.

Борживой и Людмила совершили многое для распространения христианства. Они строили церкви, приглашали из славянских стран священников, которые вели службы на славянском языке, занимались благотворительностью. Борживой умер достаточно молодым, в возрасте около 35 лет. Княжеский престол достался сначала старшему сыну Спытигневу, а после его смерти – младшему, Вратиславу (Братиславу), отцу св. Вацлава. Вратислав женился на княжне Драгомире, происходившей из знатного рода Стодоранов. Считается, что она была язычницей, но вряд ли князь-христианин мог заключить подобный брак. Скорее, Драгомира приняла христианство формально. Историки расходятся во мнениях, носили ли ее разногласия со свекровью Людмилой религиозный характер, или это была банальная борьба за власть. Людмила и после смерти мужа пользовалась большим влиянием и любовью подданных. Фактически она оставалась правительницей при своем сыне Вратиславе, что крайне раздражало властолюбивую Драгомиру. Особенно если учесть, что воспитанием ее сыновей – Вацлава и Болеслава – занималась опять же Людмила.

Вратислав, как и его отец, умер рано (по некоторым сведениям, он погиб в 920 г. в бою с уграми), а Вацлав был еще слишком молод, чтобы самостоятельно править страной. Драгомира претендовала на роль регентши. По одним сведениям, Людмила оставила бразды правления за собой, по другим – напротив, добровольно уступила их невестке и удалилась в принадлежащую ей крепость Тетин. Так или иначе, Драгомира подослала к Людмиле наемных убийц. Людмила была задушена собственной вуалью. Впоследствии она также была канонизирована как святая мученица и считается еще одной небесной покровительницей Чехии. Историки утверждают, что Вацлав не мог простить матери ее злодеяния и даже сослал в крепость Будеч. Однако есть и такая легенда, что вскоре после совершенного ею преступления княгиня Драгомира вместе со своим экипажем провалилась сквозь землю недалеко от пражского Града. Это место до сих пор показывают экскурсантам.

Молодой князь Вацлав вырос в крепости Будеч, находящейся к западу от Праги, где воспитывался в духе христианства и готовился управлять страной. Его наставником был пресвитер Павел, ученик святителя Мефодия. Вацлав владел помимо родного славянского латинским, греческим и немецким языками и вообще был для своего времени очень образованным человеком. На момент вступления на престол в 925 г. ему исполнилось всего 18 лет. По одной из легенд, принимая власть, Вацлав сказал, что хочет править так, чтобы в стране его был мир, чтобы судьи судили справедливо и чтобы народ жил по законам Божьим. Период правления князя Вацлава был временем значительного расцвета чешского государства. Он отличался необыкновенным благочестием, в тоже время государством правил разумно, справедливо и со всей ответственностью. Его считали усердным христианином, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных. Князь, как и его благочестивые дед и бабушка, заботился о христианском просвещении народа, строил новые храмы, украшал уже построенные. Известно, что он выкупал детей язычников, проданных в рабство, и воспитывал их в христианском духе.

О Вацлаве говорили как о добром и милостивом правителе, и доброта его на многие века осталась в преданиях и легендах. Большой популярностью и поныне пользуется написанный Джоном Нилом в середине XIX в. на основе “Деяний святых” католический рождественский гимн (carol) о чуде святого Венсесласа (под этим именем святой известен на западе). В этом гимне повествуется о том, как “добрый король Венсеслас” в день святого Стефана (празднуемый 27 декабря, сразу после Рождества) увидел крестьянина, собирающего хворост в страшную метель. Он узнал, где живет крестьянин, и вместе со слугой отправился к нему через заснеженные леса, взяв дрова, а еще вино и мясо от княжеской трапезы. И когда замерзший слуга взмолился о том, что не в силах идти дальше, св. Вацлав приказал ему ступать точно по его следам – доброе сердце князя источало такое тепло, что растопило снег и согрело землю.

С личностью князя Вацлава связано одно очень важное для чешского народа историческое событие, которое до сих пор не имеет достоверного объяснения. Из единственной сохранившейся и частично искаженной записи следует, что по неизвестным причинам чешский князь сразился с немецким королем Генрихом I по прозвищу “Птицелов”. Вацлав торжественно перевез в Прагу мощи святого мученика Вита, однако при этом… попал в зависимость от немецкого короля, которому должен был платить ежегодно дань – 120 волов и 500 гривен серебра. Что же произошло? Если битва была проиграна, то как же у князя оказались святые мощи? Если же напротив Вацлав одержал победу, то каким образом он стал данником Генриха Птицелова? Наиболее вероятным выглядит следующее предположение: князь понимал, что его маленькое государство легко может стать добычей враждебно настроенных соседей, поэтому предпочел добровольно стать сюзереном немецкого короля, сохранив тем самым свою страну. Генрих же в знак добрых намерений передал князю мощи св. Вита.

Однако младший брат князя Болеслав счел положение вассала немецкого королевства позорным. Как это часто случается в истории, его возмущением воспользовались заговорщики – те, кого правление Вацлава никак не устраивало. Чтобы понять расстановку политических сил на тот момент, придется совершить небольшой экскурс в историю церкви.

В IX-X вв. католическая церковь официально еще не отделилась от православия, однако противоречия между Римом и Византией множились и углублялись. Страны, принявшие христианство от Византии, пользовались при богослужении своим родным языком, а не латынью. Поэтому моравский князь Ростислав в середине IX в. обратился в Византию с просьбой прислать просветителей, которые наладили бы в его владениях богослужение на славянском языке. Как известно, этими просветителями стали равноапостольные Кирилл и Мефодий. Однако в церковном отношении Моравия и прилегающие к ней земли подчинялись Риму и входили в состав Зальцбургского архиепископства. По ходатайству Кирилла и Мефодия римский папа Адриан II выделил моравские и чешские земли в отдельную административно-церковную единицу, сделал св. Мефодия в ее архиепископом и благословил перевод богослужебных книг на славянский язык. Однако немецкое духовенство всячески противилось деятельности “солунских братьев”, а после смерти Мефодия в 885 г. постепенно начало возвращать себе как церковное, так и светское влияние. Во времена князя Вацлава богослужение в стране шло на двух языках, он хотел, чтобы эти две богослужебные традиции соседствовали во взаимном уважении, чем нажил себе немало врагов. Немецкие священники восстановили против князя завистливых вельмож, среди которых были немало язычников. Вельможи в свою очередь умело воспользовались недовольством Болеслава и уговорили его занять престол, убив брата.

Болеслав пригласил Вацлава к себе в крепость Стара Болеслав. Поводом послужили крестины его новорожденного сына. По другой версии это был храмовый праздник в честь святых Космы и Дамиана, отмечаемый 27 сентября. После пира Болеслав набросился на Вацлава с мечом. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх. Не желая убивать собственного брата, он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Один из них пронзил князя копьем в тот момент, когда он схватился за дверное кольцо (этот момент изображен на одном из вариантов герба города Стара Болеслав). Единой точки зрения на то, когда это произошло, не существует. В 1929 г. пышно отмечалось тысячелетие смерти св. Вацлава, поскольку в то время историки придерживались мнения, что князь был убит 28 сентября 929 г. Однако сегодня более вероятным годом его смерти считается 935 или даже 936 г., поскольку из записей немецкого летописца Видукинда следует, что в 929 г. чешский князь Вацлав только-только стал вассалом Генриха Птицелова.

Тело Вацлава несколько дней лежало на церковном дворе без погребения, что вызвало народное негодование. Его кровь, брызнувшую на дверь храма, долго не могли отмыть. Наконец князь был похоронен рядом с той самой церковью, где встретил свою . Спустя три года Болеслав решил публично покаяться в убийстве брата. Трудно сказать, что подтолкнуло его к этому шагу – угрызения ли совести или что-то иное. Как бы там ни было, тело Вацлава – по одним сведениям, тайно, ночью, по другим, напротив, пышно и торжественно – перевезли в Прагу и поместили в соборе св. Вита, в той ротонде, которая была построена по приказу самого Вацлава.

Практически сразу после смерти князь Вацлав был провозглашен “мартиром” – мучеником, страстотерпцем. Этим греческим словом называли человека, который своей собственной пролитой кровью присягнул на верность Христу. Однако официально князь был канонизирован почти полвека спустя, после того как было основано пражское епископство.

Выше упоминались и поныне пользующиеся большой популярностью “старовацлавские легенды”. Вот одна из них.

История эта произошла в 1126 году в Хлумецкой долине. Князь Собеслав I, собираясь на битву против оломоуцкого князя Отика Черного и германского императора Лотаря, повелел достать копье св. Вацлава из храма св. Вита и взять его на поле битвы. Князь рассказал священнику о том, как увидел во сне св. Войтеха. Святой указал ему, где хранится знамя Вацлава, которое должно было принести чехам победу. Священник поехал по поручению князя во владения рода Славников, нашел за алтарем церкви тайник, а в нем – древнее знамя: раздвоенное на конце шелковое полотнище с вышитой звездой. Знамя привезли на поле боя, надели на копье. Когда чехи шли в бой, в облаках над ними стоял св. Вацлав на белом коне и со знаменем. Немцы не устояли под натиском чехов. Видя поражение своего войска, Лотарь хотел бежать, но был окружен и с остатками войска сдался в плен. К этой легенде, а также к сказанию о бланицких рыцарях обращался в своем творчество классик чешской литературы Алоис Ирасек, написавший знаменитые “Старинные чешские сказания”.

Особое распространение почитание св. Вацлава приобрело в XIV в. при императоре Священной римской империи и одновременно чешском короле Карле IV, который старался подчеркнуть преемственность своей власти по отношению к местной династии. Им было написано (или отредактировано) житие св. Вацлава, в котором большое внимание уделялось его государственно-политической деятельности. Именно в эту эпоху созданы многие памятники культуры, связанные с почитанием святого. На иконах Вацлав изображался как молодой человек в рыцарском облачении, с мечом и знаменем в руках, его фигура помещалась в непосредственной близости от Христа.

Вацлав даже считался постоянным чешским монархом, его трон на земле лишь временно занимал очередной князь или король, который тем самым становился наместником святого в этом мире. Именно так ученые толкуют изображение на печати Пражского университета, где изображен Карл IV, преклонивший колена перед сидящим на чешском троне св. Вацлавом. В центральном храме Чехии – соборе святого Вита на Пражском Граде – особо выделена капелла св. Вацлава, где он погребен. Стены капеллы и гробница святого украшены полудрагоценными камнями, а композиционный центр капеллы – статуя Вацлава работы Петра Парлержа – принадлежит к шедеврам чешской скульптуры. Сравнение сохранившегося черепа князя с головой статуи, которое недавно провели археологи, показало, что анатомически Парлерж изобразил князя удивительно точно.

Князь Вацлав почитается святым и в русской Православной Церкви, где он известен как Вячеслав Чешский. Его память отмечается по новому стилю 11 октября, а также 17 марта (день перенесения мощей в Прагу). Уже в конце XI в. существовала тесная связь между Сазавским монастырем возле Праги и Киево-Печерской Лаврой. Тогда и появились на Руси рукописные сказания о “добром князе Винчеславе” и его благочестивых предках (так называемые “Пражске зломки”), а из уст в уста легенды о нем передавали и ранее.

Сегодня можно воспринимать св. Вацлава как символ чешского патриотизма и национального самосознания. Историки уверяют, что традиционное растолкование таинственной битвы 929 г. не полностью соответствует истине. Согласно одной из легенд немецкий король, который перед битвой увидел Вацлава во главе чешской армии, сошел с коня и покорился ему. Когда Вацлав удивился, почему он сдается без боя, немецкий король ответил: “Разве я могу с тобой сражаться, если за твоей спиной стоят два ангела в таких пышных доспехах?”

17 марта (4 марта по ст. стилю) не только день памяти святого благоверного князя Даниила Московского. В этот же день Православная Церковь празднует перенесение мощей другого князя – Вячеслава Чешского, покровителя Праги и всей Чехии. Роднит этих славянских князей удивительное смирение и стремление послужить своим народам, что они и делали во все дни своего недолгого земного пути. А еще жизненный подвиг благоверного Вячеслава вызывает в памяти образы других русских князей – Бориса и Глеба, которые, как и он, приняли мученическую кончину от руки родного брата.

От своей бабушки – мученицы Людмилы – благоверный князь Вячеслав Чешский унаследовал лучшие христианские качества. Старший сын чешского князя Вратислава, он с самого рождения являлся наследным принцем. В то время в Чехии существовал благочестивый обычай: отец подрастающего наследника просил епископа призвать на него сугубое благословение Божие. Так случилось и с Вячеславом. После Литургии в церкви Пресвятой Богородицы епископ поставил отрока на ступени храма и благословил его такими словами: «Господи Боже, Иисусе Христе, благослови этого отрока, якоже благословил еси праведных Твоих Авраама, Исаака и Иакова и венчай его, якоже венчал еси правоверных царей равноапостольных Константина и Елену».

Заботились отец и бабушка и об образовании отрока. Сначала святая Людмила отдала внука священнику одного из пражских храмов для обучения славянскому языку, а затем Вратислав отправил сына в город Будеч учиться латинскому и греческому языкам, а также другим наукам. По некоторым сведениям, одним из учителей молодого князя был пресвитер Павел, ученик святителя Мефодия. Вячеслав поражал своими способностями наставников и освоил науки весьма быстро.

К сожалению, Вратислав погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и Вячеслав вступил на княжеский престол, когда ему едва исполнилось восемнадцать. О времени его правления известно немного, но можно сказать с достоверностью, что особые дарования в соединении с благочестием и глубокой образованностью сделали князя Вячеслава одним из лучших чешских правителей. Молодой князь особое внимание уделял христианскому просвещению своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он давал им образование в христианском духе. Не забывал князь и своих братьев и сестер, оставленных без попечения родителя.

Житие князя повествует о его богобоязненном устроении: «Он же усердно старался угодить Богу, заботился об убогих, кормил их, принимал странных по слову Евангельскому: "Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня" (Мф. 25, 35), почитал духовенство, строил и украшал церкви, ко всем относился с любовью, как к богатым, так и к бедным, и во всю недолговременную жизнь свою помышлял только о благом». Но, как это бывает нередко, благочестивая жизнь святого стала вызывать зависть и раздражение у его приближенных.

Через некоторое время подученный вельможами младший брат князя Болеслав стал вынашивать братоубийственные планы. Вячеслав был предупрежден о коварных замыслах, но не хотел верить этому. Стремясь к захвату княжеской власти, Болеслав пригласил старшего брата на освящение церкви и в тот момент, когда Вячеслав шел к утрени, сам с заговорщиками напал на него и поразил мечом. Кровь князя, пролившуюся на пороге храма, ничем не могли смыть, а через трое суток она исчезла сама. Тело мученика было расчленено, и Болеслав не позволял кому-либо убирать его с церковного двора. Лишь матери удалось добиться того, чтобы князь был отпет и погребен. Через некоторое время раскаявшийся братоубийца перенес мощи святого Вячеслава в Прагу, где они были положены в соборе Святого Вита, который создавал сам князь-мученик. Там они почивают до сих пор.

Святые разных веков являются прообразами героев многих литературных произведений. Иногда мы даже не помним автора любимых строк - но точно знаем, кто вдохновил их создателя.

Здравствуйте! С вами писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».

Сегодня мы говорим о благоверном князе Вячеславе Чешском и популярной в Европе рождественской песне «Добрый Вячеслав король...»

«Добрый Вячеслав король
Распахнувши ставни
Увидал глубокий снег
В день Стефанов славный

Видит - в поле под луной
Вьюга снег взметает
Там крестьянин на ветру
Хворост собирает.

«Где ты, верный мой слуга?
Расскажи мне, друже
Где живет крестьянин, что
Мерзнет в этой стуже»...

Таким - внимательным к людям, обходительным, добрым - остался в народной памяти образ благоверного князя Вячеслава (или Вацлава) Чешского.

Вячеслав жил в 10 веке и был старшим сыном князя чехов Вратислава. У него был младший брат Болеслав и несколько сестер.

Так сложилось, что Вячеслав с детства воспитывался в доме бабушки, святой княгини Людмилы Чешской, и перенял у нее все самое лучшее.

После смерти мужа княгиня Людмила до совершеннолетия сыновей сама правила Чехией. В летописях (кстати, она первая женщина, упоминаемая в чешских хрониках) ее правление характеризуется как разумное и справедливое.

Княгиня Людмила была христианкой и знала славянскую грамоту. По преданию, ее крестил сам просветитель славян святой Мефодий.

Её любимый внук Вячеслав тоже был хорошо образован: знал латынь, греческий язык. Христианское «образование» получила и его душа: добрая, сострадательная к людям.

Не каждый правитель, выглянув в окно, обратит внимание на озябшего крестьянина, собирающего хворост...

«Сир, отсюда мили три
Там источник под горой
У святой Агнии"

«Принеси скорей вина,
мяса, дров сосновых
Пусть отведает бедняк
Трапезы дворцовой»...

Но если Вячеслав многое унаследовал от своей мудрой, просвещенной бабушки, то его младший брат Болеслав находился под влиянием матери, жестокой язычницы Драгомиры.

Невестка ненавидела Людмилу, ревнуя к ее уважению в народе, а после смерти мужа, князя ВратислАва, подослала к княгине-мученице убийц.

Вячеславу было шестнадцать лет, когда он сразу лишился отца, бабушки, да и матери тоже - за свои злодеяния Драгомира была выслана за пределы страны.

Из близких у занявшего княжеский престол юного Вячеслава теперь был только брат БолеслАв. Князь Вячеслав справедливо распорядился наследством, уступив младшему брату обширную область княжества, которая называлась Болеславией.

Среди многочисленных легенд о Вячеславе Чешском одна - особенно трогательная. Она о том, как молодой князь со своим верным слугой Подивоем ходил зимой к заутрене в церковь. Вячеслав шел по сугробам впереди и заботливо протаптывал для старика дорожку в снегу, говоря: «Нынче зима, старче, ступай по следам моим, какие проложил я в снегу».

«Злой зиме наперекор
С ветрами, снегами
Вышли в путь король и паж
С грузом за плечами

«Добрый Сир, не видно зги,
Заметает очи
Сжалось сердце от тоски
И идти нет мочи»

«Видишь, вот следы мои
В них ступай ты смело
Так и хлада избежишь,
И согреешь тело».

Так за кралем он пошел
По следам смелее -
Самый дерн согрел святой
Поступью своею...»

Святой князь Вячеслав Чешский - князь-страстотерпец, князь-мученик...

Как-то на праздник Косьмы и Дамиана князь Вячеслав поехал в Болеславль, город младшего брата. После литургии он собирался ехать домой, но Болеслав стал упрашивать брата остаться на праздничный ужин.

На вечерний пир в княжеский дворец собралось множество друзей Болеслава, и во время рыцарской потехи кто-то шепнул князю Вячеславу, что это - неспроста, младший брат задумал его убить. Но Вячеслав не хотел в это верить и остался гостить у брата до утра.

На рассвете, когда князь Вячеслав уже выезжал из ворот дома, неожиданно его нагнал Болеслав.

- Добрый вечер был у тебя, брат мой! - сказал ему Вячеслав.

Выхватив меч, Болеслав ответил:

- Нынешний хочу сделать тебе лучше вчерашнего, - и ударил Вячеслава по голове.

Они схватились, в какой-то момент князь Вячеслав выхватил меч из рук Болеслава...

О силе Вячеслава и его умении владеть оружием тоже ходили легенды. Как-то молодому князю чехов пришлось сражаться с соседним князем Радиславом, и когда два войска уже стояли напротив друг друга, Вячеслав предложил противнику решить спор поединком. Радислав был побежден и просил у Вячеслава прощение...

Теперь князь-христианин не захотел проливать кровь родного брата и опустил свой меч.

Братья смотрели друг другу в глаза - а тем временем во двор уже стали сбегаться друзья и слуги Болеслава, кто-то из них ранил гостя в руку. Вячеслав вырвался и побежал в сторону церкви. Убийцы настигли князя-мучника прямо на пороге храма...

Позже Болеслав раскаялся в своем преступлении. Став верховным князем, он велел перенести мощи князя Вячеслава в Пражский Град, где они и теперь лежат в соборе святого Вита.

А еще память благоверного князя Вячеслава увековечена в песне, которую на праздник Рождества Христова в Европе любят петь взрослые и дети.

Братья, верьте - не спасут
Деньги иль главенство
А кто бедных ублажит -
Сам найдет блаженство!