Старообрядчество в томской области. Старообрядцы Томского края – невольно-вольные переселенцы


Приль Л.Н.
История томского старообрядчества: епископы и обители

Старообрядчество, представленное ныне несколькими направлениями, имеет давнюю традицию, своих лидеров и свои духовные центры. В старообрядческой среде хорошо сохраняется память о своей истории. Люди внешние, как говорят староверы, «мирские», мало с ней знакомы. Но если мы не знаем историю томского старообрядчества, то это не значит, что ее не было.

В Томске бывали авторитетные деятели старообрядчества; томские обители были известны далеко за пределами Сибири; а деятельность местных лидеров старообрядчества оставила след не только в нашей локальной истории, но и в истории урало-сибирского региона. Из немногочисленной братии одного из томских монастырей вышел целый ряд иерархов, возглавивших епископские кафедры Перми, Урала, Оренбурга, Томска, Алтая, Минусинска, а сама обитель стала центром притяжения старообрядцев урало-сибирского региона и европейской России.

Первым сибирским старообрядческим архиереем с наименованием «Тобольский и всея Сибири» был епископ Саватий (Степан Васильевич Левшин, ок.1825 - 8 сент. 1898). Будучи рукоположен на кафедру 6 декабря 1862 г., он развернул активную деятельность на Урале и в Сибири, за что неоднократно подвергался арестам. Во время одной из поездок по обозрению паствы в феврале 1867 г. Саватий был арестован в Кузнецком округе Томской губернии. Под следствием был в течение нескольких лет, вплоть до лета 1871 г. По некоторым сведениям, все это время он находился в Томском тюремном замке. Во время следствия принадлежащие ему книги и походная церковь были переданы в Томский Богородице-Алексеевский монастырь, позже часть из них была утрачена, часть передана в другие хранилища. Доктор исторических наук В.А. Есипова выявила часть книг епископа Саватия в составе собрания Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки ТГУ.

В 1882 г. владыка Саватий вновь посетил Томск, теперь уже для ознакомления с жизнью только что созданной обители, Михаило-Архангельского монастыря, в котором поставил в чины Феофилакта и Антония. Первого, основателя скита, в игумена, а второго – в священноинока. В конце этого же года Саватий был избран архиепископом, возглавив священство Древлеправославной церкви Христовой, и оставался главой русских старообрядцев почти два десятилетия.

Упомянутый мужской Михаило-Архангельский монастырь, находиллся близ р. Юксы (приток р. Чулым), в ста верстах от губернского Томска. Обитель была небольшой, поэтому ее называли то скитом, то монастырем. В первые годы существования там проживало от 10 до 15 человек. Основатель скита и его игумен, отец Феофилакт, был умным и начитанным человеком, обладавший явными качествами организатора и лидера. Его иноческая жизнь не была в полном смысле уходом от мира и не ограничивалась лишь молитвенной службой. Он основал не только Михаило-Архангельский монастырь, но и Ново-Архангельский скит; благодаря его усилиям был построен молитвенный дом в Томске. В течение жизни неоднократно подвергался арестам за активную пропаганду старообрядчества. Был епархиальным секретарем при двух епископах: Антонии Пермском, а затем, после создания в 1898 г. новой, Томской, епархии, и при Феодосии, епископе Томском.

Названный монастырь на протяжении 20 лет был епископской резиденцией, т.е. местом, куда сходились нити управления старообрядцами-поповцами Урала, Сибири и Дальнего Востока. Начиная с 1885 г. здесь жили епископы: Пермский и всея Сибири Мефодий (М.М. Екимов, он же Кузнецов); затем сменивший его епископ Пермский и Тобольский Антоний (А.Г. Поромов); позже, с момента выделения собственно Томской епархии, ее первый епископ Феодосий; посещал скит и сменивший его епископ Иоасаф (И.С. Журавлев).

В 1894 старообрядчество Урала и Сибири возглавил Антоний (Афанасий Григорьевич Поромов). Он стал первым епископом из братии Михаило-Архангельского монастыря. Исследователи отмечают, что он сам прошел хорошую школу иноческой жизни, и его деятельность во многом была направлена на организацию новых обителей на территории его огромной епархии.

Начало и конец его служения связаны с томскими старообрядческими обителями. Как уже говорилось, он сам был иноком Михаило-Архангельского монастыря. При нем монастырь и его разросшееся скитское окружение были преобразованы в два монастыря: Успенский мужской и Покровский женский монастыри.

В 1918 г. Антоний еще раз посетил Сибирь. Как оказалось, это был его последний приезд, во время которого он успел основать последнюю в своей жизни обитель – женский монастырь в Нарымском крае. Утверждали, что после установления на Урале власти большевиков епископ Антоний отправился “выбрать новое место для пребывания кафедры”. В архиве УФСБ по Томской области выявлена купчая на землю для «обители матушки Серафимы» на р. Нюрсе. Возвращаясь из этой поездки, он умер по дороге на Урал в сентябре 1918 г. Но уже из нескольких разоряемых монастырей матушки начали переселяться в Нарымский край на купленную для них землю. Позже они перешли жить на р. Шудельку, где монастырь существовал вплоть до 1933 г. Он состоял из 4 отдельных хозяйств. Известно, что в нем было два священника, регулярно велись службы и, наверное, были небольшие храмы, но их названия в документах не сохранились. На Шудельке жили монахини Миасского, Шамарского, Семипалатинского, томского Покровского монастыря и других небольших урало-сибирских обителей, разоренных в годы насильственной «атеизации». Его посещали епископы Амфилохий и Тихон. Во время второго посещения в марте 1933 г. Амфилохий был там арестован.
В августе 1899 г. огромная Пермско-Тобольская и всея Сибири епархия, которой руководил епископ Антоний, была разделена на две, пермскую и томскую епископии. Первым старообрядческим архиереем на собственно томской кафедре стал Феодосий, епископ Томский, Иркутский и всея Сибири Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Он также был из братии Михаило-Архангельского монастыря. Будучи архимандритом, избран в епископы Освященным собором по просьбе прихожан епархии. В его рукоположении принимал участие Антоний, передавший ему для управления часть своей огромной епархии. В конце жизни 1905 г. Феодосий принял схиму и жил на покое в Уральске.

В 1906 г., после ухода Феодосия, его сменил Иоасаф (И.С. Журавлев). При нем томская старообрядческая община получила участок для строительства храма и духовного училища в том месте, где и сейчас находится старообрядческий храм Успения. Однако отвод земли и строительство продвигались достаточно медленно из-за недостаточности денежных средств. А сами архиерейские покои, по отзывам сибирских газет того времени, даже осенью 1916 г. отличались скромностью – небольшой деревянный покосившийся дом на ветхой усадьбе, где старообрядцы беседовали с журналистом.

Храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы был построен в 1913 г. и уже в первые годы своей истории он стал важным местом для старообрядцев Урала и Сибири. В советские времена во время экскурсий по Томску экскурсоводы говорили, что он является самым восточным действующим старообрядческим храмом в стране.

Младший брат Иоасафа тоже стал епископом, хотя братья пришли к этому сану различными путями: Иоасаф был священником, Амфилохий – с молодости был монахом. С именем Амфилохия связаны драматические страницы истории томского и урало-сибирского старообрядчества в ХХ в. Он провел в Томской области значительную часть своей жизни – в старообрядческих скитах и монастырях, и несколько меньшую – в тюрьмах. В течение 10 лет (1891-1901 гг.) он был сначала послушником, затем иноком самого известного, Михаило-Архангельского монастыря. С его же именем связана почти вся история другой обители – Ново-Архангельского скита. Он был одним из его официальных основателей в 1910 г., а в 1930 – одним из последних насельников.

При поставлении на епископскую Урало-Оренбургскую кафедру Амфилохию, по его просьбе, разрешили и в дальнейшем посещать Ново-Архангельский скит и наблюдать за его жизнью. По древним установлениям, епископ осуществляет деятельность только в пределах своей епархии и не должен без разрешения посещать территорию, окормляемую другим епископом. По этой причине епископы всегда носят титул, включающий название управляемой им местности. Поэтому возможность дальнейших посещений скита, находящегося на территории Томской епархии, епископом Уральско-Оренбургским, была оговорена сразу, в порядке исключения из общего правила. В 1917 г. Амфилохий в сане епископа уехал в свою Урало-Оренбургскую епархию, в г. Уральск, где прожил до 1918 г. В годы гражданской войны скит не только не утратил своего значения, но даже стал центром управления трех епархий. Это тоже было связано с личностью Амфилохия.

В 1918 г. он приехал в Ново-Архангельский скит и здесь получил извещение о смерти Антония, епископа Пермского и Тобольского. После этого ему было временно поручено управление осиротевшей епархией. А через год в ноябре 1919 г. умер его брат, епископ Иоасаф, и по просьбе Совета епархии Амфилохию пришлось взять в свои руки временное управление еще одной, теперь уже томской кафедрой. Как он позднее сказал, «я в 1920 г. из Перми свою резиденцию перенес в Томскую епархию, находясь большее время в монастыре». Так в 1918–1920 гг. уединенное таежное место, где жил епископ-отшельник, стало резиденцией, откуда управлялись сразу три старообрядческих епархии – Урало-Оренбургская, Пермско-Тобольская и Томско-Алтайская. В 1920 г. Амфилохий передал управление Пермской кафедрой Иоанникию (Иванову), а Томской кафедрой – Тихону (Сухову).

В 1930-е гг. в Александровской волости, где раньше было несколько старообрядческих обителей, в годы советской власти все изменилось. Мужской Успенский монастырь был давно разрушен. В 1929–1930-м гг. на территории Горшковского сельсовета, где еще находились Ново-Архангельский скит и Покровский женский монастырь, процесс ликвидации старообрядческих обителей пошел быстрее и осуществлялся в два этапа: 27 ноября 1930 г. с территории сельсовета было выселено 37 «лишенцев», т.е. лишенных избирательных прав. Среди них были 31 монах, 2 священнослужителя, 1 торговец, 2 кулака. В 1930 и 1931 гг., по словам монахини Покровского монастыря Н. Шмагриной, женский монастырь обложили непосильным налогом. Чтобы заплатить его, монахиням пришлось продать все имущество и после этого разъехаться, т.е. монастырь самоликвидировался.

Часть монастырского имущества и церковного облачения старообрядцы могли увезти в Шудельский монастырь, куда в 1927 г. уехали насельники скита и в 1931 – монахини Покровского монастыря. То, что не смогли увезти, постарались спрятать или зарыть. Об этом стало известно совсем недавно, когда в 2001 г. житель пос. Чикуры принес показать в Томский областной краеведческий музей найденные им парчовые ленты от священнического одеяния. Золотая нить от этой парчи, оставленная лесником на память о визите, была передана мной представителям Русской православной старообрядческой церкви.

В наши дни возникла традиция совершения крестного хода к месторасположению старых монастырей на р. Юксе. В 2004 г., во время поездки по Сибири, крестный ход возглавил митрополит Андриан (Четвергов). Осенью этого года (2007 г.) крестный ход был совершен в третий раз.

Сейчас епархию Новосибирскую и всея Сибири Русской Православной Старообрядческой Церкви возглавляет епископ Силуян (Килин), в детстве несколько лет проживший в Колпашево.

Л.Н. Приль,
зав. сектором использования
и публикации документов, к.и.н.

СПРАВКИ:

1. С томской землей связаны имена старообрядческих епископов: Саватия, Мефодия, Антония, Феодосия, Иоасафа, Амфилохия, Тихона.

В настоящее время сибирских старообрядцев Русской Православной Старообрядческой Церкви возглавляет епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян (Килин).

Томск посещали митрополиты Русской Православной Старообрядческой Церкви Алимпий (Гусев) и Андриан (Четвергов).

2. В храме Успения Пресвятой Богородицы неоднократно проходили хиротонии, т.е. рукоположения в сан епископа. В томском храме были рукоположены:

  • Амфилохий (Журавлев) осенью 1916 г. на Уральско-Оренбургскую епархию;
  • Иоанникий (Иванов) в 1920 г. на Пермско-Тобольскую епархию,
  • Тихон (Сухов) в декабре 1920 г. на Томско-Алтайскую епархию;
  • Афанасий (Федотов) в 1929 г. в томском храме был рукоположен на епархию Иркутско-Амурскую и всея Дальнего Востока епископами Тихоном и Амфилохием.

3. Одна из неисследованных страниц томского старообрядчества связана с казачеством. В Уральске возглавляли Уральско-Оренбургскую епископскую кафедру два бывших инока томских старообрядческих монастырей, сначала Евлогий (Алгазин), а после его смерти Амфилохий (Журавлев). В Уральск на покой, приняв схиму, удалился первый Томский епископ Феодосий.

Материал подготовлен при поддержке Американского совета научных сообществ (ACLS)), проект 2006-2007 гг. «Старообрядческий епископ Амфилохий (Журавлев, 1873-1937): личность в контексте эпохи».

На месте Ново-Архангельского скита сначала была келья, в которой жил отец Феофилакт и еще два-три послушника. Позднее, в 1910 г. к ним подселились насельники уральского Шамарского монастыря – иноки Амфилохий и Пафнутий, и послушник Никола (Блинов), позднее принявший постриг под именем Нифонт. Позднее скит был официально зарегистрирован как Ново-Архангельский. Между тем местом, где был Михаило-Архангельский монастырь, и Ново-Архангельским скитом было около тридцати километров.

Томская городская дума постановила: «отвести Томской старообрядческой Общине для постройки церкви и училища во временное пользование, пока будут существовать таковые, участок городской земли в количестве 1200 квадратных сажен по Алексее-Александровской улице рядом с местом Лекотарчука с тем, чтобы Алексее-Александровская ул., в этом месте была шириною в 12 сажен и чтобы место имело длины по улице 30 сажен и вглубь 40 сажен».

Ныне территория Асиновского и Кривошеинского районов Томской области.

Сегодняшний культ-объект - здание Церкви Успения Пресвятой Богородицы в Томске

Молитвенный храм томских старообрядцев в конце XVIII - начале XIX века стоял на берегу Томи, неподалеку от Богоявленской церкви. Но при Николае I был уничтожен, и старообрядцы были вынуждены присоединиться к единоверию. Во второй половине XIX века часть прихожан снова примкнула к старообрядчеству и скрывалась от властей.

Старообрядческая община была легализована постановлением 1907 года, и Томск стал центром старообрядческой епархии, в которую вошли Томская, Енисейская, Иркутская губернии и Семипалатинская область. Городская Дума отвела старообрядцем место под храм на Алексее-Александровской улице (ныне - улица Яковлева).

Закладка храма состоялась в августе 1910 года, деревянный собор Успения Пресвятой Богородицы был достроен и освящен в 1913-м. Церковь продолжала действовать и в советские годы, но в 1941–1944 года была закрыта и использовалась как склад.

К 400-летию Томска церковь отреставрировали, здание имеет статут памятника архитектуры государственного значения. В приходе около ста человек, большинство - потомственные старообрядцы.

Попасть внутрь церкви «посторонним» непросто (фотографу Обзора это сделать не удалось), но осмотреть внутренний двор и деревянное здание вблизи возможно.

В результате гонений властей, многим старообрядцем пришлось уходить в малообжитые местности, так они появились на территории нынешней Томской области и других местах в Сибири.

В Томской области представлено одно из двух основных направлений старообрядчества, последователи которых не имеют духовенства. Когда после раскола старообрядцы столкнулись с проблемой нехватки священников, то часть из них стала принимать беглых священников из Русской православной церкви (беглопоповцы), другая же часть решила вообще отказаться от института священства, мотивируя свой отказ тем, что у плохой, с их точки зрения, «никонианской» церкви не могут быть хорошими священники. Окончательное формирование беспоповского направления произошло в последнее десятилетие XVII в. В 1692 и 1694 под руководством Харитона Карпова, Феодосия Васильева и других сторонников старой веры прошли соборы новгородских старообрядцев-беспоповцев, на которых были выработаны главные положения этого направления. На этих соборах, в частности, было провозглашено, что в мире окончательно воцарился Антихрист, благодати больше не существует, священство перевелось, что не даёт возможности совершать таинства причащения и брака. Соборы объявили безбрачие обязательным для беспоповцев. Из всех таинств оставлены были только таинства крещения и покаяния, которые и в Русской православной церкви при отсутствии священника в исключительных случаях разрешается совершать мирянам.

Для беспоповцев была характерна вера в скорый конец света и второе пришествие Христа. Именно поэтому среди его сторонников получили довольно широкое распространение «гари» (самосожжения), которые рассматривались как единственный способ спасения от царства Антихриста. Руководство беспоповскими общинами осуществляют «наставники», «уставщики» и «начётчики». Общая численность старообрядцев-беспоповцев составляет более 1 млн. человек. Они живут в разных районах России, а также в Литве, Латвии, Белоруссии, на Украине, в Казахстане и Польше. Подавляющее большинство составляют русские, встречаются также карелы, финны, коми, удмурты и представители некоторых других народов. Решения беспоповских соборов 1692 и 1694 не были признаны всеми старообрядцами и поэтому беспоповское направление разделилось на разные согласия и толки : Часовенное, Поморское, Федосеевское, Спасово согласия, Филипповский, Страннический и другие толки. В Томской области представлено часовенное согласие .

К 1930-ому году в Александровской волости (ныее Асиновский и Кривошеинский районы Томской области), располагалось несколько старообрядческих обителей. В годы советской власти все изменилось. Мужской Успенский монастырь был разрушен. В 1929–1930-м гг. на территории Горшковского сельсовета, где еще находились Ново-Архангельский скит и Покровский женский монастырь, шёл процесс ликвидации старообрядческих обителей и осуществлялся в два этапа: 27 ноября 1930 года с территории сельсовета было выселено 37 «лишенцев», т.е. лишенных избирательных прав. Среди них были 31 монах, 2 священнослужителя, 1 торговец, 2 кулака. В 1930 и 1931 г., по словам монахини Покровского монастыря Н. Шмагриной, женский монастырь обложили непосильным налогом. Чтобы заплатить его, монахиням пришлось продать все имущество и после этого разъехаться, т.е. монастырь самоликвидировался.

В Томске действует старообрядческий Храм Успения Пресвятой Богородицы на ул. Яковлева . Раньше Свято-Троицкая церковь на ул. Октябрьской была единоверческой.

В наши дни возникла традиция совершения крестного хода к месторасположению старых монастырей на р.Юксе . В 2004 г., во время поездки по Сибири, крёстный ход возглавил митрополит Андриан (Четвергов). Осенью 2007 года крёстный ход был совершен в третий раз.

Староверы Томска с 2008 года начали издавать свой журнал. Из печати вышел первый номер общественно-церковного издания под названием «София». На страницах журнала будут публиковаться материалы, посвященные истории и современной жизни староверов Томска и Сибири. Так, в первом номере есть интервью главы томской общины Василия Коробейникова, рассказ об истории казачества, статья дореволюционного публициста Сенатова об основах старообрядчества. Тираж журнала небольшой – всего 300 экземпляров. Выходить он будет раз в квартал.

В Томске по улице Крылова, д.6 открыта памятная доска депутату-старообрядцу Ивану Мерзлякову, крестьянину-старобрядцу, бывшему депутату третьей Государственной Думы России в 1907-1912 годах.

В поисках Беловодья

Староверы-беспоповцы сами, как известно, на контакт с внешним миром не идут, тем более ничего о себе не рассказывают. Беспоповцы делятся в основном на странников и странноприимцев. Странники это те, кто не имеет денег и паспортов, все свое время проводит в странствиях и молитвах. Странноприимцы же им помогают, обеспечивают всем необходимым. Бывают бабушки, которые живёт на пенсию и каждый день торгует пирожками на вокзале, а весь доход от торговли идет в скит к староверам. Она и сама мечтает уйти в скит, но пока понимает, что без нее они пропадут...

Причем всё, что принято от странноприимца, странником должно быть отмолено. Это люди ритуально чистые, которые не могут питаться с мирскими, много молятся, одеваются в особую одежду, их общение с миром сводится до минимума или прекращается вообще. Странники это так называемая «малая чаша», путь для избранных. Странноприимцы же сохраняют компромисс, они еще принадлежат этому падшему антихристову миру. Странники живут в своих монашеских келейках, на заимках, если они при необходимости и выходят в мир, то останавливаются у странноприимцев. Именно странники занимались поисками легендарного Беловодья. До XIX века Беловодье искали на Алтае, в Центральной Азии.

Позже в среде старообрядцев считалось, что Беловодье нашли на севере Томской области, возможно, поэтому север Томской области столь густо заселен старообрядцами.

Ссылки

  • Приль Л. Н. История томского старообрядчества: епископы и обители
  • Литературное наследие Прыжова И. Г. Записки о Сибири: часть II/ Староверы