Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Буквоград. Конспект нод по обучению грамоте Нод по грамоте в подготовительной группе по фгос


Обучение грамоте с использованием элементов развивающей методики В. В. Воскобовича.

Цель: развивать познавательный интерес, желание и потребность узнавать новое через использование развивающих игр Воскобовича.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания по изученным буквам;
  • познакомиться с новым звуком и буквой;
  • формировать умение запоминать начертание буквы с помощью развивающих игр Воскобовича: знаковый конструктор «Шнур-малыш», «Конструктор букв», «Игровизор» с приложением «Лабиринт согласных букв»; «Набор букв» (приложение к коврографу «Ларчик»).
  • использовать в образовательном процессе сказочных героев «Малыш Гео», «Ворон Метр»; развивающую среду «Фиолетовый лес» для создания игровой ситуации, способствующей запоминанию обучающего материала.

Развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать речь детей;
  • развивать мелкую моторику и психические процессы (память, мышление, воображение, внимание).

Воспитательные:

— воспитывать чувство взаимовыручки.

Предварительная работа: оформление развивающей среды «Фиолетовый лес».

Оборудование: знаковый конструктор «Шнур-малыш», «Конструктор букв», «Игровизор» с приложением «Лабиринт согласных букв»; «Набор букв» (приложение к коврографу «Ларчик»). Сказочные герои «Малыш Гео», «Ворон Метр»; развивающая среда «Фиолетовый лес», полоски на липучках.

Конспект НОД «В гости к буквам»
(подготовительная группа)

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сейчас занятие по обучению грамоте. Познакомимся с новым звуком и буквой. В гости пришел Малыш Гео.

Вводная часть

Малыш Гео очень хочет в школу. Мама ему сказала, что для этого нужно знать буквы. А мудрый Ворон Метр посоветовал Малышу отправиться в сказочную страну букв. Там все дети и звери знакомятся с буквами: запоминают их название, написание и учатся читать. Малыш Гео был смелым, отважным и очень любознательным и поэтому решил отправиться в сказочную страну. А находится она в Фиолетовом лесу. Мы вместе с Малышом отправляемся знакомиться с буквами и узнавать много интересного. Нам необходимо сделать гимнастику.

Четко звук произносить.
Громко, внятно говорить.
Нам поможет, наверняка,
Гимнастика для язычка.

(Артикуляционная гимнастика на выбор воспитателя).

Основная часть

Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочной стране букв. Посмотрите, на пути встретились два домика. В них живут буквы. Ворон Метр приготовил для вас загадки про буквы. Слушайте внимательно.

— Эта буква колесо

И похожа на … (О).

— Всем известна эта буква,

Буква славная,

В алфавите главная. (А)

— Ты иголочку возьми,

И дорожки проложи:

Слева – раз, справа – два,

Наискосок будет –три.

Что за буква? Посмотри. (И)

— У этой буквы есть нога,

И очень острые рога. (У)

— Был он круглый колобок,

Но прогрызла мышка бок,

Оставила дорожку,

И совсем немножко. (Э)

— У этой буквы есть нога,

И всего одна клюка. (Ы)

— Эту букву в спортзале,

Перекладиной назвали. (П)

— Наша Настя – неваляшка,

Накланяется вперед,

И никак не упадет.

Влево, вправо и назад,

Так ребята говорят.

И известно всем:

Любит Настя букву… (Н)

— Медвежонок мед нашел,

Радостно домой пошел.

«Вот медок я быстро съем,

«И запомню букву»…(М)

(Один домик сделан с помощью красной ленты на липучках (для гласных букв), другой с помощью зеленой и синей (для согласных букв)). Дети отгадывают загадки про буквы, и объясняют, в какой домик их поселят.)

Физкультминутка

В гости к буквам мы пришли,

(Ходьба по кругу)

Сказочные домики нашли,

(Останавливаются, поднимают руки вверх,

Изображая крышу дома)

Поселились буквы в них,

(Присели)

Вот окошечко для «О»,

(Изображают пальцами букву о)

Очень круглое оно.

В гости к ней издалека,

Прилетела буква А.

(Встают, машут руками)

Буквы весело живут:

Пляшут, хлопают, поют.

(Прыгают, хлопают в ладоши)

Воспитатель: Молодцы, ребята, загадки про буквы вы отгадали. Ворон Метр доволен, что вы узнали буквы. Малыш Гео был внимательным и быстро запомнил эти буквы. Буквы никогда не ссорятся. Посмотрите, как они умеют дружить.

(Воспитатель составляет слоги, дети читают. )

Воспитатель: Ребята, научите Малыша Гео читать слоги.

(Дети по очереди выходят и составляют слоги. Далее дополняют слоги до целого слова.)

Воспитатель: Ребята, Малышу очень понравилось составлять слоги и читать их. Он говорит вам «спасибо» за интересное упражнение-чтение. Воспитатель: Тук- тук-тук топор стучит.

В домике поселилась еще одна буква.

Воспитатель: Какой звук вы слышите чаще всего? (Звук [т]).

Какой это звук? (согласный, твердый, глухой).

Придумаем слова, начинающиеся на этот звук.

(Дети придумывают слова и с помощью воспитателя определяют звук т твердый или мягкий. )

Воспитатель: Звук т бывает твердым и мягким и обозначается буквой «Т». (Показывает букву Т).

В какой домик эта буква поселится, и почему? (Ответы детей).

Воспитатель: На что похожа буква Т? (Ответы детей).

(Воспитатель заранее готовит картинки, на что похожа буква «Т»).

Упражнения на запоминание образа буквы «Т»

  1. Дети пишут печатную букву в тетради «Лабиринт согласных букв»
  2. Изображают букву на игровом пособии «Шнур-малыш».



Воспитатель: Малыш Гео слушал все внимательно и запомнил букву т. Но вдруг подул сильный ветер, и буквы рассыпались. Ребята, вам нужно составить слоги с буквой «Т». (Дети составляют слоги с буквой «Т». Дополняют их до целого слова.)

Заключительная часть

Воспитатель: Малыш в стране букв узнал много интересного. Научился составлять слоги и слова. А вы? (Ответы детей).

До свидания, сказочная страна букв!

Чтобы грамотными быть,
Буквы надо изучить.

Конспект

НОД по обучению грамоте

в старшей группе (Образовательная область "Познание")

Задачи : освоение детьми действия звукового анализа слова, определение последовательности звуков в слове «Лук»,

построение модели слова, закрепление твердой и мягкой фонемы звуков в игре «Назови братца»,

закрепление умения делить слова на слоги в игре «Построим пирамиду», закрепление умения детей называть слова на заданные воспитателем звуки определенной тематической направленности,

развитие фонематического слуха.

Ход занятия : 1 ч. – Ребята, я сегодня получила телеграмму от учительницы лесной школы Мудрой Совы. Она нас приглашает в свою школу. Отправимся?

Школа находится на поляне. Чтобы пройти туда по мостику, нужно правильно назвать братца звука. Я называю большого братца, а вы мне маленького. Вы помните, как звучит большой братец? А маленький? (Дети по очереди подходят к мостику, воспитатель называет твёрдый согласный звук, а дети его пару – б –бь, м – мь , к –кь, с – сь, в – вь ). Когда пройдет половина детей – задание меняется, воспитатель называет мягкий согласный, а дети твердый.

Дети проходят к столам, на фланелеграфе изображение Мудрой Совы.

2 ч. Звуковой анализ слова

Задание Мудрой Совы. Нужно отгадать загадку и отгадку разобрать, т. е. узнать, какие звуки живут в слове. А загадка такая:

«Скинули с Егорушки

Золотые перышки,

Заставил Егорушка –

Плакать и без горюшка».

Правильно, это лук. Присаживайтесь на свои места и положите перед собой картинки.

Как вы думаете, сколько звуков в этом слове? Почему?

Правильно, под картинкой три клеточки, значит в слове три звука.

Посмотрите и послушайте, как нужно читать это слово, и как мне указка будет помогать (показать как вести указкой под клеточками и произносить слово)

А теперь попробуем прочитать так же. Послушайте, как в слове звучит первый звук – Лллук. (и проводит указкой под схемой, задерживая указку под первым звук ом). Повторите слово, выделяя голосом этот звук. Первый звук – Л, в первом доме живет звук «Л», Полина, поставь его в первый домик. Произнесите звук «Л», что мешает нам произносить его – язычок, он поднимается к верхним зубам.

Послушайте, как звучит второй звук – лУУУк .(Читает слово, задерживая указку под вторым звуком.) Правильно, это звук «У». Скажите слово так, чтобы мы услышали второй звук – (попросить 2 – 3 детей произнести слово с интонационным выделением звука ). Во втором доме живет звук «У». Какой звук живет во втором домике? Попробуем произнести его – У - У -У. Мешает ли что – либо произносить нам этот звук?

Нет, воздух идет свободно, это волшебный звук. Поставь, Полина, звук «У» во второй домик.

А теперь отгадайте, как звучит в слове третий звук – луК. Поставим его в третий домик.

3 ч. А теперь поиграем в игру «Живые звуки».

Детям раздается карточки,где слово поделено на три части в каждой части – звук.

На слово «звуки поссорились» -вы разбегаетесь, на слово «звуки помирились» каждый находит свою часть картинки и тем самым составляет слово.

Сколько звуков в слове?

Какой первый звук в слове….!

Физкультминутка

В Лесной школе минутка здоровья

Знакомство с лесными жителями
(Дети выполняют движения согласно тексту. Педагог следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерного образа животных.)
У нас славная осанка
Мы свели лопатки
Мы походим на носках
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята
И как мишка косолапый.
И как серый волк-волчище.
И как заинька-трусишка,
Вот свернулся волк в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

4 ч. – Ребята, в дупле дуба, где живет Мудрая Сова, находится волшебный сундучок. (Достает его и показывает детям).

Чтобы он открылся, нужно сказать волшебные слова


Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок. (Дети повторяют).

(дети повторяют с усилением звука)

Мудрая Сова приготовила нам картинки для игры. (Воспитатель подходит к каждому ребенку, и ребенок достает картинку ). Из этих картинок мы будем строить пирамиду. Наверху – слова -картинки, в названии которых 1 слог, в середине – слова из двух слогов, а внизу – из трёх слогов. Как мы узнаем, сколько в слове слогов? Про себя проговорите или пролохлопайте слово. А теперь выходите ко мне. (Дети определяют свои картинки на пирамиде).

Игра «Составим пирамидку из слов»

5ч. Тетушка Сова предлагает игру “В слове слог договори, будь внимательным, смотри!” (слоговой анализ и синтез, фонематический слух) Добавлять в конце слова СЫ или ЗЫ, чтобы слово звучало правильно, а потом произнести его целиком.

БУ (сы)

БЕРЁ(ЗЫ) ,

АНАНА(СЫ)

6ч. Заключительная.

Обратно мы так же вернемся по мостик

У кого в гостях мы сегодня побывали?

Чему мы научились?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по познавательно-речевому

направлению развития детей №69 «Радуга»

Конспект итоговой

непосредственно-образовательной деятельности

по обучению грамоте в подготовительной группе №5

на тему: «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение»

Воспитатель гр. №5

Тюрина О.В.

г. Набережные Челны

октябрь, 2015 год

Тема: «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы, физкультура.

Программное содержание: закрепить полученные детьми знания.

Задачи:

Образовательные:

    Совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков;

    Формировать умение выполнять звуковой анализ звуковых слов, различать гласные и согласные ;

    Упражнять в делении слов на слоги;

    Учить детей отгадывать загадки по серии сюжетных картинок, отвечать на вопросы;

    Упражнять в определении места звука в словах, в определении

    количества слогов в слове;

    Закрепить умение составлять предложения с заданным словом;

    Закрепить знания о многозначных словах.

    Закрепить умение подбирать родственные слова.

    Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, навыки слогового чтения.

Развивающие:

    Развивать связную речь;

    Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность;

    Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

    Воспитывать интерес к образовательной деятельности;

    Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

    Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Методические приемы:

Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, загадывание загадок о сказках;

Наглядные: игра «Лишняя буква» , игра «Найди слог, получится слово», слайды с заданиями;

Игровые: дидактическая игра «Что из чего сделано?»,

Материал (оборудование):

Демонстрационный: экран, проектор, слайды с заданиями, сундучок с монетками, письмо от пирата, игрушка – попугай, мяч.

Раздаточный: карточки со слогами, карточки с буквами, карандаши.

Предварительная работа: чтение сказок, беседа о звуках, слогах, слове.

Организация детей на НОД:

    Дети стоят на ковре полукругом;

    Дети сидят на стульях;

    Дети сидят за столами;

    Дети стоят в кругу на ковре возле экрана;

    Дети возле воспитателя на ковре, в кругу.

Словарная работа: гласные и согласные звуки, буква, слог, звуковой анализ слова, алгоритм действий.

Индивидуальная работа: способствовать активному участию на НОД следующих детей: Софья М., Мария М., Вера Г., Влада Х.

Ход НОД:

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Ребята, сегодня у нас необычный день и необычное занятие.

(Дети заходят в группу и садятся на стулья, поставленные полукругом.)

На адрес нашего детского сада пришла посылка - вот такой таинственный сундук и письмо от Старого Пирата. (на экране картинка пирата).

Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята!

Желаю удачи. Старый Пират Весельчак».

Ну что, ребята, хотите узнать какие же сокровища прислал вам пират Весельчак? Я думаю всем интересно, будем проходить его испытания?

Здесь в письме указаны все задания, которые вы должны пройти, итак приступим. Давайте сядем на стульчики. Задания здесь о буквах и звуках, словах, слоге, и предложении. Сначала пират хочет проверить знаете ли вы звуки и буквы.

Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки. Это звуки речи.

Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

Почему они называются «гласные»? (их можно петь)

Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным) (картинка на экране)

Давайте назовем гласные звуки.

Почему не поются согласные звуки? Что мешает? (губы, зубы, язычок). Каким цветом обозначаются согласные звуки? (синим) (картинка на экране)

Давайте назовем согласные звуки.

А какие две буквы не произносятся и не являются гласными и согласными? («ъ», «ь»). А для чего они нужны? (они придают слову мягкость или твердость).

Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

1 задание.

Дидактическая игра «Назови первый звук в слове».

Дети называют слово, а затем первый звук в этом слове (картинки на экране).

(Слова: ж ук, с ок, л ев, в аза, о блако, м аска, з ебра, х леб, а пельсин и т.д.)

2 задание.

Игра «Лишняя буква» (дети садятся за столы и выполняют задание в карточках)

Каждому ребенку предлагается карточка с буквами. Его задача найти и зачеркнуть лишнюю букву (гласную или согласную).

Например: АОИ К У, БТЛ А К, МВ А ГШ, УЫИ Ж Ю и т.д.

3 задание.

«Какой звук повторяется во всех словах?»(на экране картинки в виде группы)

    Р ак, р ыба, тиг р , р адуга. (Звук «р»)

    З аяц, з уб, з онт, арбу з . (звук «з»)

    Ж ираф, бакла ж ан, ё ж , по ж ар. (звук «ж»)

    Ф онарь, ф лаг, свето ф ор, шар ф . (звук «ф»)

4 задание. (Физминутка)

Дидактическая игра «Что из чего сделано?» (игра в кругу, с мячом)

(воспитатель кидает мяч ребенку и называет предмет и из чего он сделан, а ребенок в ответ говорит прилагательное)

Стул из дерева – деревянный,

Шапка из меха – меховая.

Компот из вишни – вишневый,

Суп из капусты – капустный,

Мяч из резины – резиновый,

Стакан из стекла – стеклянный,

Конструктор из пластмассы – пластмассовый,

Самолетик из бумаги – бумажный,

Дровосек из железа – железный,

Салат из огурца – огуречный,

Мороженое из молока – молочное,

Варенье из яблока – яблочное,

Сок из тыквы – тыквенный.

Дом из кирпича – кирпичный,

Носки из шерсти – шерстяные,

Флаг России – российский,

Конфета из шоколада – шоколадная.

5 задание. (дети садятся на стулья)

«Чтение слов с пропущенными буквами».

(на экране картинки и слова, в которых пропущена гласная буква)

Например: д..м, рядом картинка «дом»

Л у к, с ы р, р а к, к о т, гр и б, л е с, и т.д.

6 задание.

«Звуковой анализ слова» (на экране картинка и слово ЛИМОН)

ЛИМОН - 5 букв, 2 слога, 2 гласных, 3 согласных, ударение на второй слог,

составьте предложение со словом «лимон».

7 задание.

Настольная игра «Найди слог, получится слово»

(на столе лежат карточки, на которых написана первая половина слова, нужно найти вторую половину слова, найти второй слог.)

Ар-буз зеб-ра мас-ка

Ба-нан руч-ка ёл-ка

Ли-са са-хар зи-ма

Ва-за ры-ба зу-бы

(дети делятся на две команды, первая команда ищут карточки с первыми слогами, а вторая команда – карточки со вторыми слогами, затем проверяют слова).

8 задание.

«Назови одним словом»

(на экране картинки, дети должны назвать эти картинки одним словом)

Например: мебель, профессии, времена года, транспорт, музыкальные инструменты, ягоды, цветы, посуда, насекомые, инструменты и т.д.

9 задание.

«В мире сказок».

(воспитатель читает загадки про сказки, а дети угадывают, на экране появляются картинки из сказок).

    Не послушал он сестрицу,

Грязную попил водицу.

Из нормального ребёнка

Превратился он в козлёнка. (сестрица Аленушка и братец Иванушка)

    Помог он сыну мельника

Маркизом стать богатым.

Есть у него усы и хвост,

Есть сапоги и шляпа. (Кот в сапогах)

    Мальчишка деревянный,

Непоседа и проказник,

Карабаса наказал

И устроил куклам праздник. (Буратино)

    Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её. (Красная шапочка)

    Так быстро от принца девица бежала,

Что туфельку даже свою потеряла. (Золушка)

    Удивляется народ:

Едет печь и дым идёт.

Едет парень на печи,

Ест большие калачи. (По щучьему велению)

    Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом…
    Кем же были эти
    Маленькие дети? (Волк и семеро козлят)

    Покупала самовар,

А спасал ее комар.. (Муха - цокотуха)

    И зайчонок, и волчица -
    Все бегут к нему лечиться… (Айболит)

    Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли

Ищет их она, зовет

И в дороге слёзы льет… (Федорино горе)

    Три братца дружно строят дом,

Тепло, уютно будет в нем.

В работе братцы знают толк,

Не сможет в дом пробраться волк. (Три поросенка)

Гимнастика для глаз. (На экране)

10 задание.

А теперь осталось последнее задание. Пират пишет в письме, что у нас в группе спрятался его верный друг, у которого ключ от сундука, а чтобы его найти нужно выполнить в такое задание: нужно следовать алгоритму. 3 шага вперед, 2 шага вправо, поворот направо, выстроится в линию, кругом, 4 шага вперед…. И тут сидит попугай Боцман, лучший друг нашего пирата.

Ребята, посмотрите что же у него в лапках, какая то коробочка….(дети открывают), что же там? Это ключик от нашего сундучка.

Давайте откроем сундучок. А в нем – монетки – шоколадки для вас, вот оказывается какое сокровище прятал от нас пират Весельчак.

Давайте скажем ему спасибо!(на экране пират).

Итог НОД:

Скажите, пожалуйста, где вы побывали?

Чем вы там занимались?

- Трудно ли было вам получить ключик?

Какие трудности были у вас на пути?

Как вы оцениваете свои старания?

Справились ли вы с заданиями?

На этом наше путешествие закончилось. Что было интересного сегодня?

Что вам больше всех понравилось?

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»

Цель:

    Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Задачи:

Образовательные:

    Закреплять знания детей о гласных звуках.

    Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

    Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

    Продолжать учить определять количество слогов в слове.

    Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

    Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.

    Учить составлять предложение.

Развивающие:

    Развивать речь, внимание, мышление.

    Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

    Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

    Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

    Музыкальное сопровождение.

    Словесный (вопросы, объяснение) .

    Наглядный (картинки, показ артикуляции) .

    Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек») .

    Практический (упражнения) .

    Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков(звуковички) , кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра.

Ребята, какое сейчас время года? (осень)

Назовите приметы осени? (желтеют листья...)

Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон - звуки осеннего леса)

Осень в лесу!

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)

Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

Что нам помогло узнать звуковичков?

Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)

III. Введение в тему занятия.

1. Игра «Найди пару»

Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.

Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо) )

Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук»

Ветерок принёс нам ещё листочки. (на столах)

А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?

Правильно! Это листопад.

Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э], ... [и], ... [ы] .

На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

Каким цветом?

(Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

Докажите! Что нужно сделать?

Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.

Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

Молодцы!

3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?

Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)

IV. Физкультминутка «Дождик».

Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)

Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

(тоже самое)

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика»)

V. Звукобуквенный анализ слова АУ.

Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])

Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

Правильно! Это слово АУ.

Произнесём это слово тихо..., а теперь громко...

Никто не откликается.

В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)

Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я - на доске.

Сколько слогов в слове АУ? (2)

Из скольких звуков состоит это слово?

Какой первый звук?

Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

Какой второй звук в слове АУ?

Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы - протяжно поёте каждый звук в слове.

А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)

Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)

Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.

Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

Кто это? (Маша, Медведь)

А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?

А У .

Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения)

Молодцы, ребята!

VI. Итог занятия.

Какие звуки мы вспомнили?

Какие это звуки? Почему?

С каким новым словом познакомились?

Чем звуки обозначаются на письме?

Чем звуки отличаются от букв?

Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

Что вызвало трудности?

VII. Рефлексия.

Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
Задачи:
Образовательные:
совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные
(мягкий, твердый, глухой, звонкий) ; место звука в слове; делить слова на слоги,
определяя количество слогов;
совершенствовать технику осознанного чтения слов и предложений; обогащать
словарный запас детей.
Развивающие:
развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;
развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в
придумывании предложений с заданным словом;
Воспитательные:
создать хорошее настроение;
воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание
и умение работать в коллективе;
поощрять активность и самостоятельность.
Словарная работа:
звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.
Организация занятия:
1­ ая часть, стоя на коврике, затем за столами, физминутка – на коврике.
Материал:
Раздаточный: буквы для разукрашивания, цветные карандаши (синий, красный, таблица
для определения места звука в слове, фишки, предметные картинки для определения
количества слогов, слово «», слова, разделённые на 2 части, ребусы и карточки для
составления слова.
Демонстрационный: цифры 1, 2, 3 для определения количества слогов в слове, слоговая
таблица для чтения, картинки для составления слова по первым буквам, разрезное
предложение «Я ПОЙДУ В ШКОЛУ».
Ход занятия:
­Ребята, какое у вас сегодня настроение?
­Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение
Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты – мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
­ Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с
нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.
­ Вы многому научились в детском саду, скоро пойдёте в школу, и сейчас мы проверим
ваши знания и умения.
­ Что вам для этого необходимо? (внимательно слушать воспитателя, правильно отвечать
на вопросы). Занятие будет интересное и трудное, поэтому вам понадобятся внимание,
находчивость и ваши знания, мы не ссоримся и помогаем друг другу.
­ Напомните, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (мы изучаем звуки и
буквы) .
­ Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и
пишем) .
­ Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).
№1
­ На столе у вас лежат буквы, давайте назовем их?
(А У О М С Х Ш Л Ы Н Р К П Т И З В Ж Б Г Д Й Ь)
­ Возьмите цветной карандаш и закрасьте букву в соответствующий цвет.
­ Какие две группы у нас получились? (гласные и согласные) .
­ Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении,
образуют слог) .
­ Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении,
не образуют слог) .
«Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать».
«А согласные согласны
Шелестеть, шептать, шипеть,
Но не хочется им петь».

№2
­ А сейчас у меня для вас следующее задание, слушайте внимательно. Читаю
скороговорку:
Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшку тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.
­ Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (звук «Т») .
­ Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Т» в слове: в
начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где
находится данный звук.
(танк, комната, салют, торт, мотор, тетрадь, утро, капот)
Физминутка
Физкультминутка “Если есть хороший друг…”
Настроение упало,
Дело валится из рук…
Но ещё не всё пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоём,
С облегчением вздохнём –
Настроение поднимем
И от пыли отряхнём!
(Стоят лицом друг к другу, руки вверх.
“Бросают” вниз руки…
Грозят указательным пальчиком.
Хлопают в ладоши.
Берутся за руки.
Вздыхают.
Поднимают сцепленные руки вверх.
“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу).
№3
­ Назовите какое время года изображено на моей картинке? (весна).
­ «весна» ­ давайте разберём это слово.
­ Сколько букв в слове «ВЕСНА»? (5 букв)
­ А сколько звуков в слове «ВЕСНА»? (тоже 5)

­ Сколько согласных звуков в слове «ВЕСНА»? (3 согласных звука). Назовите их (звуки В,
С, Н) .
­ Где в этом слове находится звук В, звук С, Н? (звук В находится в начале слова, звук и
С и Н – в середине.) .
Звук В – согласный, звонкий, мягкий.
Звук С – согласный, глухой, твёрдый.
Звук Н – согласный, звонкий, твёрдый.
­ Сколько гласных звуков в слове «ВЕСНА»? (2 гласных звука)
­ Какие это звуки? (э, а).
­ Какой гласный находится в середине слова? (Э)
­ Где находится звук «а»? (в конце слова)
­ Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «Весна» (два).
­ Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).
Вспомним правило ­ «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».
Сделайте самостоятельно анализ этого слова(один ребёнок у доски)

№4
­ А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого домика свой
№: №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его
на слоги и найдите свой домик, сколько в слове слогов такой будет № вашего домика.
­ Помогите мне найти свой домик.
­ Молодцы, займите свои места за столами.
­ Молодцы, ребята, справились с заданием.
­ Следующее задание: чтение по слоговой таблице и составление слов.
СО ВЫ ВО
СЫ РО ЛО
НА ТА КА
КО ВА РО

(сорока, Вова, ворона совы, косы, корова, волосы) .
№5
­ У вас на столах разложены карточки со словами, когда готовилась к занятию, я их
перепутала. Вам надо составить слово, расставляя в нужном порядке слоги, прочитать его
и составить с этим словом предложение. Работать вы будете в парах.
ГРУ­ ША МА­ ЛЫШ
МЕД­ВЕДЬ КУКУШ. А
­ Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
Решение ребуса:
……
Карточки: надо составить слово, в котором не хватает слогов, вставить подходящий слог
и прочитать это слово.
­ Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.
­ Какое задание понравилось больше всего?
­ Какое занятие показалось трудным?
­ Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!
«Как хорошо быть грамотным на свете,
Всё знать и много так читать.
Ведь грамота ­ ступенька к свету,
Которую не нужно пропускать».
Спасибо вам за работу!