Что будет за мошенничество автоподставы. Автоподставы со страховыми компаниями. Случаи из практики


Время чтения: 7 минут

Дорожно-транспортные происшествия происходят достаточно часто. Значительная их часть заканчивается причинением ущерба. В связи с этим государство выдвинуло требование о том, чтобы каждый водитель имел полис ОСАГО. Казалось бы, теперь в случае ДТП компенсацию выплачивает страховая компания и смысла заниматься инсценировками аварий больше нет. Однако любители легкой наживы от своих намерений не отказались, и мошенничества продолжаются. Рассмотрим, что собой представляет подставное ДТП.

Какие события относятся к ДТП

Не каждое происшествие с автомобилем или мотоциклом считается дорожно-транспортным. Основными признаками ДТП являются движение хотя бы одной машины и причиненный в связи с этим ущерб. Причем вред может быть нанесен жизни или здоровью людей, а также автомобилям (в том числе единственного участника) или иным материальным объектам.

Выделяются следующие виды дорожных происшествий:

  1. Столкновение нескольких машин.
  2. Опрокидывание автомобиля.
  3. Наезды на:
  • стоящие машины и другие транспортные средства;
  • пешеходов;
  • животных;
  • гужевой транспорт.

4. Падение пассажиров и грузов.

5. Другие виды.

Какие ДТП являются подставными

Большая часть происшествий на дорогах вызвана стечением ряда случайных событий. Подставное, или умышленное ДТП вызвано целенаправленными действиями одного или нескольких участников движения, и это только первый признак происшествий данного типа. Вторым признаком является их цель – получение денежной выгоды. Объектом получения преступного дохода может быть как участник дорожного движения, так и страховая компания.

В связи с повсеместным распространением ОСАГО в последнее время именно страховщики чаще всего являются жертвами подобных махинаций. В этом случае все участники происшествия могут быть задействованными в преступной схеме.

До введения ОСАГО основными жертвами подобных преступлений являлись обычные автомобилисты. Преступники действовали группой, последствия подставного ДТП умышленно преувеличивались. Их задачей было запугать водителя и добиться выплаты значительных денежных средств. Кстати, этот метод используется и сейчас.

Однако теперь основная задача преступников состоит в том, чтобы добиться от жертвы нарушения установленных правил оформления ДТП, а потом потребовать денежные средства.

В ситуации правильного оформления происшествия основную ответственность несет страховая компания. У страховщиков работают хорошие специалисты, и факт дорожной подставы может быть легко доказан, поэтому преступники, видя настойчивое желание потенциальной жертвы оформить происшествие по всем правилам, просто ретируются.

Каких водителей чаще всего выбирают в качестве жертвы

Цель мошенников – получить максимум денег при минимуме риска. Запугать крепких молодых мужчин достаточно сложно, поэтому они предпочитают женщин, юношей и пенсионеров. Сильные мужчины попадают в подставное ДТП только в случае наличия тонировки стекол, когда преступники не могут разглядеть водителя.

Второй группой лиц, на которую обращают внимание мошенники, являются водители автомобилей, имеющих царапины, вмятины и иные повреждения, которые могли возникнуть при ДТП. Такие машины обычно выискивают на стоянках во дворах. Как правило, под дворник вставляется записка о том, что водитель якобы был участником происшествия, у которого имеются свидетели, но с места происшествия он скрылся. Указывают номер телефона, по которому следует позвонить, «чтобы разобраться». А далее осуществляется психологическое давление с целью выманивания средств. Если вы уверены, что не могли участвовать в происшествии, не заметив его, лучше по указанному телефону не звонить.

Основные схемы подставных ДТП

Преступники стараются сделать так, чтобы определить, что это ДТП-подстава, было сложно. То есть стремятся создавать такие ситуации на дороге, в которых жертва преступления совершает нарушение ПДД и формально действительно является виновником аварии. Оказывать психологическое давление на человека, ощущающего вину, намного проще, и мошенники активно это используют.

Рассмотрим ситуации, в которых сделать подставное ДТП, довольно просто.

Проезд нерегулируемого перекрестка

Обычно выбирается пересечение неравнозначных дорог. Преступник паркуется неподалеку от перекрестка на главной дороге. Выбрав жертву, которая начинает пересекать главную дорогу, он стартует, въезжает на перекресток и совершает столкновение, в котором формально виноват водитель, не пропустивший автомобиль по главной дороге. Аналогично мошенники могут действовать на пересечении равнозначных дорог. В этом случае выбирается жертва, имеющая помеху справа.

На дорогах с примыкающими второстепенными дорогами и разгонными полосами

Преступники выбирают участки дорог с интенсивным движением. В таких местах автомобилям, стремящимся влиться в поток, приходится долго ждать в нервозной обстановке. Преступник демонстрирует желание пропустить автомобилиста – он может помахать рукой, “поморгать” фарами или снизить скорость. А когда автомобиль жертвы начинает движение, преступник прибавляет газа и совершает столкновение, в котором формально виновата жертва.

При перестроениях на дорогах

Изменение полосы движения – очень благоприятный момент для осуществления преступных намерений мошенника. Чаще всего достаточно просто немного поездить по трех- или четырехполосным дорогам с интенсивным движением, чтобы выбрать авто для столкновения. Как известно, при перестроении водитель обязан пропустить весь транспорт на полосе, выбранной для дальнейшего движения. На дорогах с интенсивным движением это практически нереально, поэтому водители пропускают друг друга. Ну а мошенники, конечно, жертву не пропустят.

Более сложный вариант того же мошенничества практикуют с использованием двух машин. Например, вы едете не в крайней правой полосе. Сзади вас нагоняет дорогая машина, которая, интенсивно сигналя, требует освободить дорогу. Вы начинаете быстро перестраиваться и ударяете авто сообщника мошенников. Формально в аварии виноваты вы.

При движении по кругу

На участках дорог, где организовано круговое движение, многие водители, особенно новички, чувствуют себя неуверенно: необходимо пропускать транспорт и одновременно перестраиваться, а это достаточно сложно. Выбирается момент, когда машина жертвы заехала на чужую полосу – для аварии хватает буквально нескольких сантиметров. Чаще всего преступники работают на двух автомобилях, чтобы иметь свидетеля, который и докажет “вину” жертвы в ДТП.

Подрезание и резкое торможение

Если водитель ударил впереди идущую машину, он почти всегда признается виновным. Подрезание – это интенсивный обгон, перестроение на вашу полосу и резкое снижение скорости. Избежать аварии в этой ситуации достаточно сложно. Однако такого же эффекта можно добиться и без обгона. Автомобиль, идущий впереди на участке с достаточно высокими скоростями, легко может подпустить вас поближе и ударить по тормозам. На светофорах некоторые мошенники вообще сдают задним ходом до совершения аварии, а потом заявляют, что стояли, а жертва их ударила.

Имитация наезда на пешехода

Вариантов этого мошенничества может быть множество. Часто выбирается пешеходный переход, не регулируемый светофором. Перед переходом обычно паркуют машину, которая затрудняет водителям обзор. Далее все просто. Мошенник, естественно, не хочет пострадать реально, поэтому либо создает ситуацию, в которой его едва задевают, либо столкновение имитируется – например, в машину кидают резиновый мячик или картофелину. После этого злоумышленник имитирует серьезный вред, причиненный здоровью или имуществу.

Решить вопрос без вызова ГИБДД можно, оплатив лечение или возместив ущерб – например, за разбитые дорогие часы или порванный костюм.

В последнее время набирает популярности схема со «спортсменами». Участников обычно двое. “Пострадавший” не сможет выступить на соревнованиях с крупным призовым фондом. Ущерб от того, что выигрыш не получен, предлагают возместить жертве.

На стоянках у супермаркетов и развлекательных центров часто используется схема с детьми. Водитель при выезде со стоянки сдает задним ходом, слышит удар и обнаруживает под колесами ребенка или подростка, который очень плохо себя чувствует. Тут же появляются родственники ребенка, предлагающие решить возникшую проблему за деньги.

Разумеется, мы привели не все сценарии мошенничества. К тому же преступники постоянно придумывают новые. Например, в Украине в последнее время популярна схема с манекенами. В сумерки у дороги устанавливают манекены, которые затем с помощью веревки валят под колеса большегрузного транспорта. Если водитель остановился и вышел посмотреть, грабят кабину, если нет – догоняют автомобиль и требуют денег за молчание.

Как избежать автомобильной подставы или доказать свою невиновность

Во-первых, необходимо строго соблюдать ПДД. Сигналящий сзади джип не является основанием для резкого и необдуманного перестроения, как и приглашающий жест водителя, едущего по главной дороге, не освобождает вас от обязанности его пропустить. Качественно оценивайте дорожную обстановку – и вероятность участия в подставном ДТП заметно снизится.

Купите видеорегистратор. Снимайте последствия аварии на телефон. Обязательно фиксируйте лица других участников происшествия – мошенники часто известны полиции и, возможно, просто уедут.

Никогда не соглашайтесь на предложения отъехать в сторонку и там договориться. Не покидайте место ДТП, не трогайте машину, если вам будут настойчиво предлагать отъехать к обочине и осмотреть повреждения «в спокойной обстановке». Даже если это будет оживленное место, не убирайте автомобиль до приезда сотрудников ГИБДД.

Часто преступники, добившись отъезда жертвы, начинают напоминать ей о том, что, покинув место происшествия, она совершила нарушение, за которое лишают прав.

Если вы видите неадекватное поведение других участников происшествия, закройтесь в машине и вызывайте полицию. Мошенники в такой ситуации, как правило, уезжают.

Инсценировка ДТП ради получения страховки

Инсценировка ДТП для страховой выплаты в последнее время встречается достаточно часто. По мнению экспертов, до 15 % всех страховок сегодня попадает в карманы злоумышленников. Способов мошенничества со страховкой довольно много:

  • страховка машины или ответственности уже после происшествия;
  • фиктивные аварии;
  • подмена водителя – если у реального виновника происшествия нет полиса страхования гражданской ответственности, вину на себя берет водитель, имеющий такой полис;
  • при реальной аварии получивший небольшие повреждения автомобиль могут специально разбить сильнее, чтобы увеличить компенсацию;
  • мошенничество с бланками страховых документов.

Меры, принимаемые страховщиками

Страховые компании – это в основном мощные в финансовом отношении организации. Некоторые даже создают специальные отделы по борьбе с мошенничеством, другие пользуются услугами сторонних специалистов. В любом случае все обстоятельства аварии и документы будут изучены самым тщательным образом.

В настоящее время страховые компании широко используют новейшие компьютерные технологии – в частности программы, позволяющие установить, соответствуют ли повреждения, полученные автомобилем, обстоятельствам аварии, на основании которой выдвигаются требования о возмещении ущерба.

Тем не менее некоторые аферы все же удаются, но случается это все реже. Поэтому, если у вас возникают мысли попытаться преувеличить ущерб или сымитировать аварию ради компенсационных выплат, советуем от них отказаться.

Ответственность за подставные ДТП

Если инициаторов или участников подставного происшествия изобличат, они не только не получат планируемых доходов, но и могут быть привлечены к уголовной ответственности. Наказание за инсценировку ДТП наступает по ст.159 и 159.2 УК РФ. В зависимости от обстоятельств и суммы мошенничества наказания могут быть разными. Максимальное – 10 лет лишения свободы и штраф 1 млн рублей.

В заключение

Подставные ДТП достаточно распространены. Если вы стали жертвой мошенников, ни в коем случае не соглашайтесь на предложения решить все вопросы без привлечения ГИБДД. Смело снимайте обстоятельства аварии и лица участников, вызывайте дорожную полицию и настаивайте на оформлении происшествия в полном соответствии с правилами.

Подставное ДТП: Видео

Мошенничество со страховкой является довольно распространенным явлением с тех пор, как введено обязательное страхование (ОСАГО). Поскольку страхование является обязательным, а автотранспортом владеют люди самых разных моральных принципов, то появление мошенничества в ДТП стало обыденным явлением. По последним оценкам страховщиков, примерно 15-20% владельцев полисов изобретают мошеннические схемы.

Инсценируя ДТП, пытаясь иными путями повысить страховую сумму, не следует забывать, что доказанное преступление влечет за собой ответственность по ст. 159 УК РФ. Эта статься максимально предполагает тюремное заключение на 5-10 лет, выплаты ущерба и иные ограничения прав. При таком объеме преступлений компаниям приходится более придирчиво относиться к заключению договоров с законопослушными автомобилистами, повышать тарифы и проверять каждое ДТП в строгом соответствии с установленными нормами.

Распространенные виды мошенничества в ДТП

После введения было всего несколько преступных схем, которые легко изобличались. К ним относятся приписки нанесенного ущерба, сокрытие водителя с алкогольным опьянением и получение выплаты на автомобиль с уже имеющимся закамуфлированным дефектом. Раздутый ущерб и сейчас встречается в каждом пятом случае. Допустим, до ДТП у машины уже имелись царапины, сколы, трещины стекол, после аварии все это фиксируется в протоколе. Доказать мнимый ущерб возможно, если компания проведет по установлению времени нанесения ущерба.

Поскольку сделать это возможно только после судебного рассмотрения, то обычно заинтересованные стороны сходятся на средних цифрах, не доводя дело до судебных исков. Страховые смотрят на раздутые цифры ущерба как на доказательство мошеннических намерений и при желании могут это доказать, вчинив встречный иск. ДТП в пьяном виде является нередким случаем, здесь без взятки не обходится. Или в протокол заносится родственник, например, жена, или он составляется через пару дней, когда виновный проспится. Все водители в курсе, что протокол об алкогольном опьянении автоматически лишает их всех страховых покрытий.

Умышленное повреждение практикуется, если хозяину машины хочется за чужой счет отремонтировать свой автомобиль, то есть его калечат перед выставлением претензии к страховой. Угон собственного транспорта и объявление о пропаже через некоторое время не очень распространенный, но действенный метод. При этом техника уходит за рубеж, а затем объявляется в розыск.

Двойная выплата предусматривает получение наличных денег от виновника аварии, а затем при составлении протокола указывается об ущербе от неизвестного лица. При страховании определяется круг лиц, на которых распространяется соглашение. Если в аварию попал человек, не имеющий права управления, то есть возможность договориться с инспекторами и внести в протокол имя владельца, имеющего права на выплаты.

Представление фиктивного ДТП требует покупки разбитого автомобиля, постановки на учет, только после этого обращения за страховкой. Для выполнения такого мошеннического способа нужен работник страховой компании, который будет участвовать в преступлении. При участии нескольких человек мошенничество классифицируется по более строгой части ст. 159, о чем не следует забывать, это групповое преступление. Не так давно можно было встретить объявления об автомобиле под ОСАГО, когда гражданин предлагал поставить свое авто под удар и инсценировать аварию, затем разделить полученную выгоду по договоренности.

Махинации с бланками и полисами

В настоящее время обман чаще встречается при подлоге документации. Это выгодно преступникам, поскольку выплаты значительны, а исследование не всегда в состоянии доказать подделку, представляющую собой:

Применение украденных бланков;
списание намеренно испорченных бланков;
искаженные суммы покрытия;
фальсификация ДТП через замену протокола;
использование фальшивых бланков и печатей;
оформление страховки после происшествия.

Масштабы использования подделок велики, они всплывают случайно и больно бьют по карману честных автовладельцев. Покупая поддельный полис, гражданин должен понимать, что в случае ДТП или проверки на дороге, его могут привлечь к уголовной ответственности как соучастника. Будучи обнаруженным, такой фальшивый документ повлечет за собой цепочку расследования. Понятно, что получить списанный бланк или вписать третье лицо в полис после аварии можно, если в деле принимает участие менеджер компании. Кроме того, количество ложных ОСАГО от одной и той же фирмы ставит под сомнение добросовестность ее сотрудников.

Известны случаи, когда лишенные лицензии страховые фирмы не сдают чистые подотчетные бланки в РСА, продолжают ими торговать после закрытия. Цена подделки составляет сумму на порядок ниже, с такой фальшивкой ставят машину на учет и проходят техосмотр, но она остается незастрахованной и в случае аварии всплывает факт мошенничества.

Способы выявления подделки

По данным МВД каждый четвертый случай обращения за покрытием страховки имеет те или иные нарушения. Приобретая документ даже у проверенных фирм, следует обратить внимание на следующие моменты:

Серия и номер слабо или вообще не выбиты, а напечатаны;
отсутствие металлической нити, прошивающей бланк;
отсутствие водяного знака РСА;
некорректно отображены печати и штампы на документе.

Иногда в бланке указано “владелец” или “владельцы”, что не является признаком ложного документа. Оба варианта допустимы, но некорректно использованы менеджером. При проверке фальшивок по базе РСА будет получено сообщение, что полис действителен и выдан приобретателю. Но при попадании в ДТП возмещения по такому фальшивому полису владелец не получит. В практике есть случаи, когда угловые штампы и печати идентичны оригинальным настолько, что только после нескольких технических экспертиза устанавливалась истина.

Аферисты выдают квитанцию об оплате, номера совпадают с реальными, по которой ездит другой человек. Попадая в аварию, гражданин обращается в фирму, указанную в документах, где ему отказывают в выплатах и начинается судебное разбирательство. Хорошо, если участник спора в состоянии доказать, что его ввели в заблуждение. В противном случае он не только не получит компенсации, но и станет обвиняемым по уголовному производству.

Мошенничество при инсценировке ДТП чаще всего проводится группой лиц по предварительному сговору. Если выявляются в подобном случае, то начинается поиск вовлеченных лиц. Чаще всего это бывают менеджеры фирмы страхователя, работники ГИБДД или МВД, сотрудники экспертных организаций. Предоставляя ложные сведения в страховую, гражданин вынужден заплатить группе лиц, которые проверяют и составляют документацию. Поскольку махинации в сфере ОСАГО приобрели большой масштаб, страховые фирмы начали сотрудничество и обмениваются информацией о сомнительных клиентах, а правоохранительные органы все чаще заводят уголовные дела по теме мошенничества в авто страховании.

Автоподставы. Осторожно, мошенники!

Будучи за рулем, нужно предельно внимательно контролировать ситуацию на дороге, чтобы избежать возможной автоподставы и не стать жертвой мошенников. ? Давайте узнаем. Итак, как избежать автоподставы на дорогах и парковке, какие новые схемы используют мошенники — все это вы узнаете в нашем сегодняшнем материале.

Что является автоподставой (провокацией ДТП)

В жертвы часто выбирают водителей без пассажиров, управляющих автомобилем среднего класса. Еще один важный фактор — неуверенное поведение за рулем, .

Схемы и виды мошенничества

Существует очень много видов автоподстав, и они постоянно меняются и совершенствуются. Нужно знать хотя бы о наиболее распространенных из них.

  • Обгон со снижением скорости. , который после завершения маневра резко жмет на тормоза. Сзади едущий не успевает среагировать и ударяет в зад мошенникам.
  • Откат впереди стоящего автомобиля. Часто случается перед светофорами на уклонах. Машина с жуликами, стоящая впереди, откатывается назад и врезается в задний автомобиль. Затем мошенники начинают вымогать деньги и утверждать, что врезались и именно вы.
  • Требование уступить дорогу. Сзади едущий автомобиль активно просит . При перестроении водитель врезается в машину с жуликами, которая ехала по правой полосе и находилась в мертвой зоне.
  • Коробочка. Водитель едет между двумя машинами с жуликами. Более дорогая машина слева виляет вправо, водитель для избежания столкновения с ней, тоже делает движение рулем вправо. А там вторая машина намеренно держится левее, чтобы водитель задел ее.
  • Автоподставы с пешеходами. Из-за стоящих перед пешеходным переходом машин внезапно появляется пешеход-аферист. Происходит с последующим вымогательством. Следует быть внимательным у пешеходных переходов, особенно с ограниченным обзором.
  • Имитация удара. На своем транспорте жулики заранее стирают краску наждачкой. В пути аферисты имитируют удар. Для этого они запускают в выбранный автомобиль картофелиной или стреляют из рогатки. Затем водителю вменяется столкновение, которого не было.
  • Автоподстава для страховой компании (для страховки). Участники таких махинаций вполне могут получить срок за мошенничество. Как правило, случаются, вернее, разыгрываются с участием дорогих автомобилей с большими . Независимые эксперты производят и завышают его. Получаемые выплаты могут на порядок . В сети много видео о том, как сделать автоподставу для страховой, но сперва стоит подумать над возможными негативными последствиями таких действий.

Некоторые традиционные схемы автоподстав на дорогах, снятых на видеорегистратор, представлены в видео ниже:

Что делать в случае таких действий

Для того, чтобы по возможности обезопасить себя от неприятностей на дороге, стоит обзавестись видеорегистратором. Особенно это касается начинающих водителей. Иногда бывает достаточно указать мошенникам на , как все вопросы заканчиваются.

  • Основное правило — водитель должен оставаться на месте аварии и не поддаваться ни на какие уговоры о перемещении автомобиля. Это будет трактоваться как и использоваться против водителя.
  • Стоит свести контакт с аферистами к минимуму. Нужно понимать, что они будут оказывать психологическое давление, кричать, угрожать и пытаться как можно больше запугать водителя.
  • Следует сказать им, что вы однозначно вызываете милицию на место ДТП и при любых условиях никаких денег давать никому не будете.
  • Вызывать автоинспекторов нужно самому, чтобы исключить вероятность прибытия на место сообщников мошенников.

Если возникают какие-то сомнения, лучше переписать номера нагрудных жетонов сотрудников и уточнить информацию у дежурного.

  • Если есть возможность, нужно попросить приехать родственников или друзей, это сдержит пыл жуликов. Действенным средством против автоподставы будет вызов независимого эксперта или .
  • Некоторые советуют якобы соглашаться с предъявляемыми требованиями и пойти звонить в машину, чтобы привезли деньги, подольше тянуть время. На самом деле в это время вызвать на место милицию. При необходимости дело можно довести до суда.

О том, как не попасться на автоподставу, расскажет данное видео:

Что грозит за подобные махинации

Сложность состоит в том, что доказать вину мошенников достаточно сложно. Поэтому стоит еще раз упомянуть видеорегистратор, который сослужит хорошую службу в предотвращении автоподставы.

Юридически это рассматривается как требование о передаче другому лицу имущества или прав на имущество. В суде такие действия расцениваются либо как самоуправство, либо как вымогательство. В зависимости от этого зависит наказание.

  • За самоуправство может быть штраф 8400 р. или арест на 6 месяцев.
  • За вымогательство предусматривается срок до 4 лет лишения свободы, если действовала группа лиц, то конфискация имущества и срок от 3 до 7 лет.
  • Если вымогательство совершено группой лиц в особо крупных размерах, то назначается штраф 42000 р., конфискация имущества и срок от 7 до 15 лет.

Про виды автоподстав с пешеходами расскажет данное видео:

В Госдуме разработан законопроект, предусматривающий серьезную уголовную ответственность за автоподставы на дорогах. Сейчас это расценивается как мошенничество, за которое грозит штраф или лишение свободы до двух лет. За лжеаварии со значительным ущербом, запланированные группой лиц, максимально дают пять лет. Чиновники предлагают повысить максимальную планку наказания до десяти лет, чтобы защитить водителей от недобрых попутчиков, а страховые компании – от лишних выплат. Однако специалисты уверены, что данная мера не сократит число бандитов с дороги, поскольку доказать факт автоподставы почти нереально.

«Сейчас подобные действия проходят по 159 статье Уголовного кодекса «Мошенничество», но дело в том, что доказать факт подставы очень сложно. Есть лишь единичные примеры, в которых была доказана неправомерность действий», – утверждает юрист компании «Авто-Юрист» Александр Кужелев.

«Во-первых, многие водители просто не замечают, что это была именно подстава, а не реальное ДТП. Представьте, в каком состоянии находится человек после аварии: конечно, он хочет решить все проблемы без серьезных последствий, поэтому идет на «расплату» на месте, – поясняет юрист компании «Юридические услуги» Дмитрий Мельниченко. – В любом случае нужно обязательно вызывать ГИБДД для разбора, в конце концов, за оставление места ДТП предусмотрена ответственность. Вряд ли Уголовный кодекс требует каких-то поправок, в частности, по статье за мошенничество, поскольку сам факт автоподстав очень сложно доказать. Важнее, чтобы все статьи кодекса просто работали».

Схемы автоподстав однотипны. На «большой дороге» они чаще всего происходят в темное время суток, когда на хвост водителю садится машина и начинает мигать фарами, чтобы ее пропустили. При перестроении водитель налетает на дорогой автомобиль, находившийся в слепой зоне или едущий без фар, и начинается разбор полетов. Во-первых, доказать, что фары не горели, без записи невозможно, во-вторых, пенять на сговор бесполезно – где факты?

Вторая разновидность – ДТП с пешеходами. Водитель едет, ничего не подозревая, а на обочине стоит человек, например, беседуя по телефону. Внезапно он срывается с места и бросается под колеса. Тут же подъезжают якобы свидетели наезда, по счастливой случайности оказавшиеся знакомыми «пострадавшего», и начинают угрожать преследованием по закону или предлагают разъехаться по-хорошему, то есть после денежного возмещения.

Или действуют еще хитрее: машина отъезжает с парковки задним ходом, вдруг водитель слышит глухой удар, выбегает и видит ребенка возле колес. Тут же появляются напуганные «родители», поднимая панику, – водителю остается выложить все деньги, чтобы загладить свою вину. Естественно, никто никого не сбивает: жертву на дорогой машине поджидают, потом мошенники падают у автомобиля, корчась от боли, или подкидывают детей – и так далее, пока не получат, чего хотят.

Поскольку все эти действия выходят за рамки мошенничества, сопрягая в себе и вымогательство, и нарушение правил дорожного движения, и повреждение чужого имущества, создан законопроект по введению в Уголовный кодекс дополнительной статьи по автоподставам. В проекте она обозначена под номером 1631 и называется «Умышленное создание дорожно-транспортного происшествия в целях вымогательства». Она предусматривает наказание в виде лишения свободы до семи лет плюс штраф до 300 тысяч, если все делалось группой лиц по предварительному сговору или пострадавшему был нанесен тяжкий ущерб здоровью, то санкции возрастают до десяти лет и штрафа до миллиона рублей.

На самом деле большинство автоподстав сводятся к вымогательству ценностей, но есть прецеденты, когда преступники калечат водителей и громят машины. Пример – история тюменских мажоров, которые творили бесчинства в Екатеринбурге и на дорогах области. Группа молодых парней на иномарках преследовала водителей, останавливали их, крушили автомобили битами, в некоторых случаях избивали водителей и вымогали деньги.

Для защиты от таких злодеев и предпринимают попытки пересмотреть законы. Причем для безопасности водителей и страховщиков, которые по ОСАГО возмещают ущерб, по сути, виновникам аварии, а не потерпевшим.

По крайней мере страховая сторона указывается инициаторами как заинтересованная аудитория. Есть ли у них реальный интерес к проекту?

«На первый взгляд, мера интересная, но доказать умысел в действиях «пострадавших» практически невозможно. Это реально, если есть записи с камер наружного наблюдения или видеорегистратора, где видно, что машина подрезает, резко тормозит без каких-либо на то причин. Тогда есть шансы восстановить истину, но ведь мошенники часто не доводят дело до судебных разбирательств, – говорит директор «Центра страхования» Кирилл Смолин. – Им главное – получить деньги здесь и сейчас, поэтому они и «давят» на водителя в состоянии шока, чтобы не вызывать инспекторов. Ведь они начнут сверять повреждения, следы краски, опавшей грязи, пробивать по базам, не попадала ли машина в другую аварию раньше и не получала ли аналогичные повреждения, то есть могут раскусить злоумышленников. Как правило, преступники уже едут на битом автомобиле, а пока с водителем разбирается один из них, другой работает «наждачкой» по автомобилю жертвы. То же самое и с человеком, который якобы бросается под колеса. Он инсценирует столкновение, потом симулирует боль- конечно, водитель сразу пытается откупиться, отдает все деньги, лишь бы не было проблем. Так что в основном мошенники таким образом вымогают деньги именно у водителей, не доводя дела до страховых выплат».

Итак, парадокс в том, что авторы проекта хотят ужесточить наказание за действия, на практике почти недоказуемые. Какой смысл вводить более серьезную ответственность, если она не последует ввиду специфики преступления? Поэтому эксперты склоняются к мысли, что данное решение имеет привкус популизма.